Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№3 (28) март 2012] Полномочия по развитию рынков нужно передать местной власти!

Отшумели предвыборные баталии, Россия определилась со своим парламентом и Президентом, победил здравый смысл, и власть получила еще один кредит доверия народа. Но успокаиваться рано: целый ряд вопросов, отложенных на послевыборный период, вот-вот встанет в полный рост перед обеими ветвями власти, да и всем обществом. Многие законы, которые должны вступить в действие в 2012 году, представляют собой «мину замедленного действия» и нуждаются уже не в отсрочках и мораториях, а в капитальной переделке. Полномасштабный ввод в действие этих законодательных актов в их нынешней форме может повлечь за собой самые серьезные экономические и социальные последствия, поэтому обеим ветвям власти необходимо срочно обратить на них внимание и прислушаться к мнению специалистов, а также тех, кого эти законы непосредственно касаются. Один из таких законов — Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Об «узких местах» этого документа, а также о проблемах рыночной торговли сегодня корреспондент «Парламентского вестника Дона» беседует с генеральным директором ЗАО «Центральный рынок» Юрием Муковозом.

— Юрий Иванович, во-первых, разрешите присоединиться к поздравлениям по случаю Вашего юбилея, а также поздравить Вас с награждением Губернатором Ростовской области Василием Голубевым медалью «За доблестный труд на благо Донского края».

— Спасибо. Для меня как для коренного ростовчана и патриота Донского края эта награда — одна из самых дорогих. Постараюсь и в дальнейшем делать все, что в моих силах, на благо родной земли и моих земляков-дончан.

— Вы проработали в сфере торговли 42 года, обладаете богатейшим опытом, причем в разных экономических формациях. Какова Ваша оценка состояния рыночной торговли на сегодняшний день?

— Если говорить о нашем предприятии — оно стабильно работает и развивается. Однако в последнее время работать становится все труднее, и тому есть несколько причин. Особенно проблемным фактором является 271-й федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». По замыслу создателей он должен упорядочить торговлю, сделать ее более цивилизованной. Он поднимает на более высокий уровень планку организации торговли, предусматривает более жесткие требования по соблюдению порядка на рынках, санитарных норм, защите интересов покупателей. Широко вводится компьютеризация процессов, совершенствуется система учета и безопасности. Однако, благодаря ряду принципов, заложенных в нем, он получает «антирыночную» направленность, потому что он ведет к уничтожению рыночного формата торговли в целом.

— В чем это заключается?

— Формат рыночной торговли прежде всего подразумевает недорогое, доступное торговое место. А закон требует перевода всей торговли в крытые здания и сооружения, что существенно увеличивает стоимость торгового места. Ведь для того, чтобы построить отвечающее всем требованиям здание, необходимо затратить большие денежные средства на всех этапах процесса — начиная от изготовления проекно-сметной документации и заканчивая всем циклом строительных работ. Чтобы воплотить эти требования в жизнь, нужно прежде всего взять для этого деньги, чаще всего заемные, с соответствующей переплатой за кредит. Управляющая рынком компания, которая будет нести расходы, разумеется, переложит их на предпринимателей в виде повышения платы за аренду торговых мест, а те, в свою очередь, заложат ее стоимость в торговую наценку, то есть переложат на плечи покупателей. Добавьте сюда высокую ресурсоемкость такого вида торговли (затраты на воду, тепло, электроэнергию, водоотведение и пр.), и станет ясно, что арендная плата за такое «цивилизованное торговое место» в разы превысит цену за минимально оборудованное рыночное место. И цены на таких рынках вырастут соответственно. А ведь главное кредо рыночной торговли — качество продукции и доступные цены!

— К чему же приведет такая политика?

— Во-первых, к «вымиранию» небольших рынков в районах города. С учетом высоких затрат и низкой самоокупаемости, плюс с наличием административно-хозяйственных проблем (например, сложностей с врезкой в коммуникации, согласованием проектно-сметной документации в условиях густозаселенных городских районов и др.), предприниматели не захотят связываться с этим видом деятельности. Если раньше у нас в Ростовской области действовало 223 рынка, то сейчас — только 112. Особенно пострадают сельские рынки. Там и сейчас не всегда есть возможность оборудовать мало-мальски капитальные торговые площади, а уж на полномасштабное строительство торговых зданий и сооружений, положенных по закону, у них не хватит никаких средств. Большинство из них по-настоящему торгует только два-три дня в неделю, да и то не круглый год. Строить же рынки за счет местных муниципальных образований экономически нереально — у них в бюджетах таких денег просто нет. Внешним же инвесторам достаточно простого подсчета, чтобы убедиться, что вкладывать средства в сельские рынки не стоит — проще и выгоднее поставить закусочную или мастерскую на трассе.

Во-вторых, такая политика приведет к резкому сокращению налогооблагаемой базы в результате массового закрытия рынков и ухода предпринимателей из этого сектора либо «в тень» (а незаконная торговля, как известно, порождает еще одну тяжелую социальную проблему — коррупцию!), либо в другие сферы деятельности.

В-третьих, это приведет к росту цен на экологически чистую продукцию.

В-четвертых, снизит качество самой продукции: предприниматели начнут всеми правдами и неправдами «растягивать» сроки реализации своей продукции. И если сегодня мы торгуем только самыми свежими яйцами, рыбой, «парным» мясом, молоком и молпродуктами, то в условиях «жесткой экономии» появятся замороженные и обработанные консервантами продукты и т. д. Тем более, что условия для длительного хранения и глубокой заморозки сегодня предоставляются.

В-пятых, высвободится существенное количество рабочих рук, ранее занятых в этой сфере торговли, и они далеко не сразу смогут найти применение своим силам. Все это приведет к росту социальной напряженности, возрастанию нагрузки на социальные службы (службу занятости, например). Добавьте сюда упомянутое сокращение налогооблагаемой базы, и негативные последствия будут как на ладони.

— Что можно сделать для предотвращения этих негативных последствий?

— Мы, участники рыночной торговли, объединенные по всей стране в ассоциации, ведем постоянную работу если не по отмене всего закона, то по крайней мере по пересмотру ряда его положений. Под нашим давлением еще на год был продлен срок вступления в силу отдельных статей, в частности, отложен перевод торговли в капитальные здания и сооружения до 1 января 2013 года. Объединившись с другими сообществами участников рыночной торговли из Краснодарского края, Башкирии, Татарстана и других, мы продолжаем выдвигать наши требования, разъяснять их широкой общественности и доводить их до высших эшелонов власти. В частности, наша Ассоциация потребовала внести изменение статью 24-й ФЗ № 271, в части 3, где местным органам власти должно быть предоставлено право определять возможность использования на рынках временных строений и сооружений.

В начале октября 2012 года получен ответ из Департамента развития конкуренции Минпромторга за подписью М.П. Гороховой по результатам обращения к Председателю Правительства РФ: «...Минэкономразвития России предлагает предусмотреть право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять целесообразность перевода розничных рынков из временных сооружений в капитальные здания на территории субъекта Российской Федерации». Местная власть, кстати, оказывает нам полную поддержку, потому что они видят, что этот закон не только не работает, но и влечет за собой негативные социальные последствия. Законодательное Собрание Ростовской области, а также Губернатор постоянно и активно поддерживают нас в этом вопросе. Ведь наши южные рынки — явление очень демократическое, специфическое. Конечно, там, где этого требуют нормы и правила, мы действуем неукоснительно: торговля мясом и мясопродуктами, как и молочными продуктами, осуществляется в крытых павильонах в строгом соответствии с санитарными нормами. Но овощи и фрукты на южном базаре должны продаваться на рядах, между которыми движется поток покупателей, имеющих возможность выбрать, поторговаться. Кстати, у нас уже построен шикарный павильон по немецкой технологии для торговли овощами и фруктами, оборудованный системами отопления и кондиционирования воздуха, но туда никого не загонишь — ни покупателей, ни продавцов! Причем, уровень оплаты за торговые места одинаковый. В сильные морозы многие продавцы просто ушли с рынка, а с первым теплом — вернулись.

— А каковы настроения у людей?

— По результатам социальных опросов, которые мы проводим регулярно, большинство тех, кто занят в рыночной торговле (реализаторы, предприниматели и др.) верят, что их интересы будут учтены. Например, предварительный опрос накануне президентских выборов показал, что более 60% голосов будут отданы Владимиру Владимировичу Путину. По результатам исследования общественного мнения среди потребителей, предпринимателей и арендаторов торговых мест, проведенного летом прошлого года, большинство респондентов считают, что закон принят в интересах крупных розничных сетей (47% респондентов), треть респондентов (30%) подчеркивает, что данный закон является следствием решения проблем с организацией рынков в Москве, а при его разработке не учтены интересы регионов. 74% респондентов не согласны с тезисом, что разработчики ФЗ № 271 преследовали цели перевода рыночной торговли в «цивилизованный формат».

— Так закон сейчас уже исполняется?

— Конечно. Выполняя требования Федерального закона № 271, без остановки деятельности предприятий, девять ростовских рынков (члены Ассоциации) инвестировали в строительство более 400 млн рублей (по данным на 01.01.2012). На подавляющем большинстве рынков еще до принятия закона были разработаны планы строительства. Реорганизация проводилась в соответствии с особенностями местности, экономической потребности в данном формате и финансовой возможности управляющей компании.

За период, прошедший со времени принятия Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», количество розничных рынков в большинстве субъектов ЮФО значительно уменьшилось. В связи с проведением реконструкции и строительства капитальных объектов на розничных рынках продолжается сокращение торговых мест. Уже сейчас многие управляющие рынками компании не в состоянии выполнить требования Федерального закона к установленному сроку. Следовательно, после 1 января 2013 года часть рынков будет попросту закрыта. Работа по реконструкции рынков велась и ведется, однако требование полной капитализации строений рынка по своей сути ликвидирует рынки в их традиционном понимании.

— Какие же выводы и предложения по сложившейся ситуации?

— Управляющие компании на своем опыте убедились: требование постройки на месте рынков торговых центров явно опережает экономическую целесообразность и не является насущной необходимостью для населения. В мировой практике развитые страны жестко ограничивают деятельность сетевиков, а рынки не только не закрывают, наоборот — их стараются развивать и поддерживать. Причем, не только в провинции, но и в крупнейших столицах Европы и Америки. Они — залог сохранения и развития мелкого бизнеса, который составляет одну из важнейших основ экономики любой нормальной страны. Мы убеждены, что назрела неотложная необходимость законодательной инициативы о внесении поправки в ФЗ № 271 по передаче полномочий по развитию рынков субъектам РФ, разрешив местной власти и управляющим компаниям наряду с капитальными строениями использовать на рынках временные сооружения (киоски, павильоны), отвечающие санитарным и эстетическим требованиям и экономической целесообразности.





16.10.2019
О компенсации за путевку в детский лагерь расскажут специалисты донского минтруда
16 октября, с 14.00 до 16.00 в министерстве труда и социального развития Ростовской области будет работать тематическая «горячая линия», посвященная вопросам выплаты компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в детский оздоровительный лагерь или санаторий.
16.10.2019
В Ростовской области высадят более 6000 деревьев в ходе акции «Сохраним лес»
Саженцы сосны и клена остролистного высадят 19 октября в трех районах Ростовской области.
16.10.2019
Проект «Популяризация предпринимательства» на Дону охватывает более полумиллиона жителей
В Донском государственном техническом университете на полях форума "Мой бизнес" прошло заседание «круглого стола» на тему «О реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства». Организатором мероприятия выступил комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям.
16.10.2019
Переходный период для розничных рынков Ростовской области намерены продлить на 10 лет
В Донском государственном техническом университете прошло выездное заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям. Депутаты обсудили три вопроса, два из которых – это законопроекты инициированные губернатором Ростовской области.
15.10.2019
В Ростовской области стартует серия открытий новых образовательных пространств в коррекционных школах
Площадки будут оснащены современным оборудованием для детей с ОВЗ в рамках нацпроекта «Образование»
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс