[№5 (30) май 2012] Будущее донского туризма за профессионалами! Невозможно жить лучше, чем в стремлении стать совершеннее. За последние годы в России серьезно переосмыслены возможности туристского бизнеса, переустановлены акценты – внутренний туризм обозначен одним из приоритетных направлений. Сегодня в Ростовской области пристальное внимание уделяется туризму как неотъемлемой части программы повышения инвестиционной привлекательности региона. Донской край богат красотой, многовековыми традициями и историческими достопримечательностями. Приняты соответствующие программы, определены источники финансирования, однако с желаемой скоростью и масштабностью дело не идет. Ситуация изменится тогда, когда в турагентствах и гостиничных комплексах станут работать профессионалы, – убежден директор ГАОУ СПО «Ростовский техникум рекламы, сервиса и туризма «СОКРАТ» А.Ю. Ковалев. Возглавляемое этим талантливым руководителем учебное заведение находилось у истоков становления туристского образования в нашей стране. Определив для себя однажды этот профиль, здесь не стали размениваться на «модные специальности». Развиваясь и совершенствуясь, повышая образовательный уровень, открывая параллельные направления, педагогический коллектив и сегодня уверенно ступает по выбранному пути. К 2000 году специалистов по туризму стали готовить на уровне СПО, вскоре открыли специальность «Гостиничный сервис», а в текущем году приступили к подготовке востребованных на рынке труда специалистов по рекламе. За это время лицей приобрел статус техникума, стал автономным образовательным учреждением, которых, кстати, в области из учреждений СПО только два. Самостоятельности и ответственности здесь не боятся. – Алексей Юрьевич, сегодня вакансии в сфере туризма не так легко найти, почти полная занятость, отчего же буксует развитие въездного туризма? – Сегодня обеспеченность Ростовской области профессиональными туристскими кадрами составляет 15-20%. Поэтому туристический бизнес работает в основном на выездной туризм, который только за текущий год увеличился на 30%, притом, что въездной, в лучшем случае, на 2%. Если мы хотим привлекать иностранных туристов к себе, то необходимо пересмотреть кадровую политику. В этом отношении интересен опыт Турции, которая сначала подготовила кадры, отобрав несколько тысяч «золотой молодёжи» и направив их на обучение за рубеж, в том числе, кстати, и Россию, а потом там совершили «революционный прорыв» в области привлечения туристов к себе. Освоение финансовых средств на строительство отелей, реконструкцию пляжей и т.д. – все делалось уже под руководством профессиональных кадров, которые знали, как сделать правильно, чтобы эта услуга была минимизирована по цене и оптимальна по качеству. Сегодня областные программы готовы финансово поддерживать операторов, работающих на въездной туризм – это замечательно, но недостаточно. Важно, чтобы в турагенствах происходило постепенное замещение непрофессионалов на специалистов в области туризма. Многие наши выпускники едут работать за границу – операторы из Турции, Египта, Болгарии с удовольствием берут бывших российских студентов. Получается, специалисты, подготовленные в России, в том числе за бюджетные деньги, уезжают, не найдя себе достойного применения на Родине. С такой тенденцией нельзя мириться – необходимо сделать все, чтобы заинтересовать специалистов туриндустрии, мотивировать на создание и развитие отечественных турпродуктов. В наших образовательных программах очень большое внимание уделяется донской инфраструктуре. Самодеятельным туризмом студенты занимаются с первых дней обучения. Мы проводим ежегодные байдарочные сплавы Усть-Донецк – Ростов, где не только осваиваются компетенции руководства, но и, как будущие специалисты, студенты знакомятся с родным краем, тем, что в перспективе можно будет показывать приезжающим... Наши дети очень любознательны, нужно только суметь вовремя дать им необходимую информацию, пробудить в их душе любовь и гордость за своё Отечество. – Есть ли проблемы на вашем нелегком, но достойном и перспективном пути? – На сегодня мы достаточно крепко стоим на ногах, у нас хорошая материальная база, компьютерная обеспеченность выше, чем средний нормативный показатель, выделенная линия оптоволоконного интернета, вовремя обновляемый библиотечный фонд и т.д. Мы гордимся тем, что целый ряд преподавателей, начинающих в наших стенах, потому что именно здесь разрабатывались первые программы, учебные планы по подготовке специалистов в области туризма, сегодня защитили кандидатские диссертации и работают в ведущих ростовских вузах. Самая большая на сегодня проблема – низкий уровень выпускников школ. Но я всегда говорю: «Мы не боимся самых слабых студентов, мы боимся прогульщиков». В техникуме работает система дополнительного профессионального образования, при необходимости со студентом начинают заниматься на уровне 4-5 класса. Мы дорожим своим брэндом, стремление к качеству – основное для нас. «Сократ» в Ростове знают и вузы, и работодатели. С 1993 года являемся членом Центра непрерывного образования ДГТУ. Наших студентов по профильным специальностям сразу на 3-й курс принимают ростовские вузы, осознавая, что это профессионально ориентированный, мотивированный на обучение и дальнейшее трудо-устройство контингент. |