Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№9 (34) сентябрь 2012] Об антикоррупционных законодательных инициативах

В осеннюю сессию Госдума рассмотрит ряд законотворческих инициатив, направленных на усиление борьбы с коррупцией.

В частности, речь идет об ужесточении контроля за внешнеэкономической деятельностью представителей исполнительной, законодательной и судебной власти. Начато обсуждение двух вариантов законопроектов, запрещающих чиновникам владеть имуществом за рубежом. Более мягкий вариант предполагает уведомление о намерении приобрести зарубежное имущество, с объяснением, для чего это необходимо, и указанием источника средств, на которые приобретается имущество.

За сокрытие такой информации вводится уголовная ответственность. Второй, более жесткий вариант, подготовленный Общероссийским народным фронтом (ОНФ), прямо запрещает государственным служащим владеть имуществом за рубежом, открывать счета и владеть активами иностранных компаний.

Необходимость обсуждения данного вопроса связана с тем, что у чиновников, имеющих имущество за границей, возникает эффект двойной лояльности и они начинают оглядываться не только на интересы нашей страны и живущих в ней граждан, но и на страну, где хранятся их финансовые активы, что не работает на пользу России. Успешный человек, прежде чем идти на государственную службу, должен принять осознанное решение и либо продолжить реализовывать себя в бизнесе, либо принять на себя ряд ограничений и уйти в политику. В этом нет ущемления, в этом есть осознанное решение.

Депутатами также предлагается ввести норму, касающуюся конфликта интересов. Это означает, что если депутат владеет крупным пакетом акций предприятия или руководил этим предприятием, то он не может входить в профильный комитет Федерального Собрания. Например, человек, владеющий крупным фармацевтическим бизнесом, не может входить в комитет по здравоохранению. Потому что всегда будет соблазн принимать решение в пользу этого предприятия.

Типичным, в данном контексте, является пример депутата Г. Гудкова, который руководил охранным предприятие «ОСКОРД», являясь одновременно заместителем председателя Комитета ГД по безопасности, а также руководителем подкомиссии по частной охранной деятельности, и использовал должностное положение для лоббирования интересов своей компании. 10 сентября с.г. Комиссия ГД по проверке достоверности информации о доходах и расходах депутатов подтвердила факт участия депутата Гудкова в предпринимательской деятельности.

Кроме того, подготовлен законопроект, который предполагает исключить семейственность в Совете Федерации и Госдуме РФ и запретить родственникам работать вместе в парламенте. На сегодняшний день в Государственной Думе отмечены факты, когда парламентская фракция превратилась практически в семейное предприятие.

Автор законопроекта об искоренении семейственности в парламенте Андрей Исаев полагает, что его инициатива станет основой для дискуссии в обществе, которая приведет к устранению семейственности и в других сферах, таких как образование, медицина, наука, где также имеют место вопиющие факты непотизма и кумовства.


Об инициативе по борьбе с семейственностью

На сегодняшний день закон запрещает близкое родство при прямом подчинении на госслужбе: закон не допускает работу близких родственников и свойственников в одном госоргане. Представляется закономерным распространение подобной нормы и на депутатов Государственной Думы, а также членов Совета Федерации. С одной стороны, они являются представителями народа, избранными лицами, но в соответствии с Указом Президента РФ все депутаты Госдумы замещают государственные должности. В Государственной Думе всего 600 депутатов. Необязательно превращать это в семейный фронт, как это сейчас происходит с партией «Справедливая Россия».

Инициатива не ограничивает конституционное право граждан быть избранными. Родственники могут избираться, но после этого им придется принять решение, кто из них будет замещать государственную должность. Так же, как и запрет родственникам работать в одних госорганах исполнительной власти, это не является ограничением конституционных прав.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, такие ограничения предлагается установить «для исключения злоупотребления служебным положением, непотизма и возможных коррупционных действий».

Ограничивающие нормы, связанные с состоянием родства и свойства, являются общепринятыми в мировой корпоративной практике, и не только в парламентах, но и в организациях и предприятиях, а также органах государственной власти.

Когда в одном органе, в одной организации оказываются близкие родственники, это, как правило, негативно влияет на производственный процесс. Действительно, возникают семейственность и клановость, когда группа должностных лиц или депутатов начинает работать не на общий интерес, а на свою семейную группу.

Эта инициатива не направлена против Геннадия и Дмитрия Гудковых. Геннадия Гудкова могут лишить депутатского мандата гораздо раньше, чем примут закон.

Ограничение семейных связей внутри государственной службы – это закономерный шаг борьбы с лоббизмом и продавливанием коммерческих интересов.

Семейные связи, нерегулируемые на службе, приводят к созданию условий для карьерного роста родственников. Столь же опасна клановость в бюджетных учреждениях – вузах, больницах. Ситуация, когда один из родственников является ректором учебного заведения, а другой, например, завкафедрой, является фактором, стимулирующим взяточничество, приводит к конфликту семейных и служебных интересов. Но, чтобы иметь моральное право запретить это, парламент должен изжить семейственность в себе.

Данный законопроект укладывается в генеральную линию борьбы с коррупцией, согласно которой ранее была принята статья 21 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»: «гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях... близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому».

В 2010 году Виктор Илюхин внес в Госдуму проект поправок в конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». «Не допускается пребывание и деятельность в Правительстве Российской Федерации лиц, находящихся в родственных и семейных связях», – говорится в тексте внесенного законопроекта. Уже в следующем году был принят законопроект, устанавливающий запрет на службу в муниципалитете родственникам его главы.

Поэтому принятие законопроекта Исаева – это логичный шаг, который завершит формирование защитной системы от семейственности.

У любой законодательной инициативы всегда есть конкретные причины, но законы имеют универсальный характер – они действуют безотносительно конкретных людей.

Если бы избирательные списки, по которым люди выбирают депутатов, формировались несколько другим способом, то семейственность эта не возникла бы. В настоящее время основная часть партийного списка непрозрачна. Если бы партийные списки формировались по другому принципу, возможно, люди бы смогли увидеть проявления этой семейственности. Соответственно, они негативно бы на это реагировали. А партии воздержались бы от того, чтобы ставить в список партии людей, находящихся в ближайшем родстве.

Наиболее профессиональные люди должны добиваться лучших результатов и карьерных достижений. Поэтому в ситуации, когда даже самые талантливые родственники оказываются в одной сфере с наиболее высокопоставленными членами семей, возникает некоторое отторжение. В нашем гражданском сознании это сегодня выглядит немного устаревшим.





21.02.2018
Председатель Облизбиркома выступил на совещании с участием Губернатора Ростовской области
Меры по обеспечению общественной безопасности, а также вопросы готовности к проведению дня голосования по выборам Президента Российской Федерации обсуждались на совместном заседании антитеррористической комиссии, регионального оперативного штаба и совета по содействию избирательным комиссиям при Правительстве Ростовской области.
21.02.2018
Заседание Совета регионального отделения партии СР
17 февраля в Ростове-на-Дону под председательством депутата Госдумы Михаила Емельянова состоялось расширенное заседание Совета регионального отделения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Ростовской области
21.02.2018
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о специальном режиме хозяйственной деятельности в водоохранных зонах
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности
21.02.2018
Председатель ЛДПР: нужно закрывать отели, завышающие цены на ЧМ-2018
Владимир Жириновский предложил действенный метод борьбы с искусственным повышением цен на номера в отелях перед началом Чемпионата мира по футболу – 2018.
21.02.2018
В апреле начнется ремонт въезда в Аксай
В этом году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» будет отремонтирован участок ул. Чапаева в Аксае – это один из въездов в город с федеральной трассы М-4 «Дон». Ежедневно по нему проезжает порядка 4 тысяч автомобилей.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс