[№19 (69) октябрь 2014] Модернизация дорожно-транспортного комплекса Ростовской области продолжается30.10.2014
Автодороги – важнейшая составляющая транспортной инфраструктуры Ростовской области, они связывают населенные пункты региона между собой и с соседними регионами. В Ростовской области достаточно густая и разветвленная сеть автомобильных дорог. Но распределена она неравномерно: плотность дорожной сети в районах, прилегающих к областному центру и к крупным городам, значительно выше, чем на периферии. По ряду направлений отмечается дефицит пропускной способности, кроме того, еще высока доля дорог, технические параметры которых не соответствуют современным требованиям. При этом модернизация транспортного комплекса продолжается: идут реконструкция действующих и строительство новых транспортных объектов. Протяженность автомобильных дорог общего пользования области превышает 35 тыс. км. В госпрограмме «Развитие транспортной системы на 2014–2020 годы» говорится, что обеспеченность автодорогами общего пользования в Ростовской области составляет 3,8 км на 1 000 жителей, а плотность сети дорог – 158 км на 1 000 кв. км ее территории. Наиболее разветвленной сетью дорог характеризуются Аксайский, Семикаракорский, Азовский и Октябрьский (с) районы. Наименее обеспечены автомобильными дорогами восточные и юго-восточные районы области – Заветинский, Морозовский, Ремонтненский. Понятно, что этот факт сдерживает освоение данных территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития. Свойственны дорожному комплексу и другие проблемы. Так, по ряду направлений отмечается дефицит пропускной способности, технические параметры дорог не соответствуют современным требованиям – половина региональных и муниципальных дорог не соответствует нормативам. При этом негативное влияние на скорость и безопасность движения оказывают и множественные пересечения автодорог с железнодорожными путями. Острая проблема – состояние искусственных сооружений: сейчас на региональных дорогах эксплуатируются 421 мост и путепровод протяженностью 24 492 м, из которых 37% находятся в неудовлетворительном состоянии. Что касается местных дорог, их параметры соответствуют нормативам IV–V категорий. При этом на 21,4% общей протяженности твердое покрытие отсутствует вовсе, а на дорогах с покрытием последнее часто требует усиления, имеет место несоответствие по геометрическим и другим параметрам. Все эти проблемы и пути их решения отражены в Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года. И, конечно, вопрос недостаточного финансирования отрасли, характерный для всей страны – в бюджетах разных уровней денег на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог не хватает. Отсутствие необходимого финансирования (в Ростовской области это 22,14% от норматива) снизило объемы капитального ремонта и ремонта, затраты на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Понятно, что все перечисленные проблемы автодорожного комплекса Ростовской области требуют решения. И также понятно, что, даже включив их в список первоочередных задач, мгновенно избавиться от них не получится. Но улучшать транспортно-эксплуатационное состояние существующей сети автомобильных дорог, приводить технические параметры и уровень инженерного оснащения дорог в соответствие с интенсивностью движения просто необходимо. И важно, что эта работа идет. В регионе ремонтируются и реконструируются дорожные объекты, появляются новые автодороги федерального, регионального и местного значения. Так, в ноябре прошлого года был торжественно открыт новый участок федеральной трассы М-4 «Дон» – обход поселка Тарасовский. Теперь многолетняя проблема «узкого горлышка» на этом популярном направлении федеральной автодороги снята. Чуть позже была завершена реконструкция участка трассы М-4 «Дон», который находится на территории Тарасовского и Каменского районов. Теперь здесь не двух-, а четырехполосное движение и, соответственно, более высокий уровень безопасности. На реконструкцию 30 км дороги со строительством обхода пос. Тарасовский из федерального бюджета было выделено более 7 млрд руб. Всего в 2013 году на строительство, реконструкцию, ремонт и капремонт федеральных магистралей на территории области из федерального бюджета было направлено свыше 10 млрд руб. Новые дорожные объекты должны появиться к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. С 2012 года реконструируется Аксайский мост, и с 2013 года строится Ворошиловский мост через реку Дон. Кроме того, в рамках подготовки к ЧМ-2018 обсуждается реконструкция южного подъезда к Ростову-на-Дону от федеральной трассы М-4 «Дон». Согласно планам, это будет восьмиполосная дорога (по четыре полосы в каждую сторону) с транспортной развязкой в разных уровнях в сторону Батайска. К футбольному чемпионату в Ростовской области появятся еще две автодороги, которые будут вести к строящемуся аэропорту. Обе дороги проектируются четырехполосными, одна будет идти от северного обхода Ростова, другая – от магистрали М-4 «Дон». В середине лета на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ министр транспорта Максим Соколов отметил, что в Ростовской области подготовка к ЧМ-2018 организована на высоком уровне. Еще один крупный проект, о реализации которого региональные власти договорились с Минтрансом РФ и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» – реконструкция автомобильной дороги М-4 «Дон» со строительством нового участка магистрали – в обход Аксая. Новая дорога пройдет от Новочеркасской транспортной развязки между населенными пунктами Большой Лог и Реконструктор и примкнет к существующему направлению автомобильной дороги М-4 «Дон» в районе поселка Дорожный. На разных участках новая магистраль будет иметь 4 и 6 полос движения. В ходе строительства появятся новые транспортные развязки в районе Большого Лога и в месте примыкания к существующему направлению, новый мост через реку Дон. В 2015 году Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» будет определена подрядная организация и начаты строительно-монтажные работы. После завершения в 2017 году работ по строительству обхода Аксая весь транзитный транспорт, следующий по федеральной трассе, а летом еще и туристический поток, будет уведен из Аксая. За 2003–2012 годы в Ростовской области было построено и реконструировано 460,3 км автодорог. Для выполнения поручения главы государства в регионе за 2013–2022 годы необходимо ввести в эксплуатацию 920,6 км. В 2012-м в эксплуатацию было введено более 90 км автодорог областного и местного значения, и столько же построено и реконструировано в 2013-м. В числе новых региональных дорог, появившихся в минувшем году – южный обход города Красный Сулин, на строительство которого из областного бюджета было направлено 350 млн руб. В числе отмеченных результатов 2013 года – реконструкция аварийного моста через реку Кривая, расположенного в Боковском районе на автодороге ст. Обливская – ст. Советская – ст. Боковская – ст. Каргинская – ст. Боковская – х. Белавин – х. Дубовой. Теперь технические параметры моста соответствуют требованиям безопасности, проезжая часть стала шире, появились тротуары для пешеходов. В нынешнем году продолжено и строительство новой региональной автодороги Ростов-на-Дону – Азов. Дорожники обещают завершить укладку нижних слоев асфальтобетона на 12 км новой магистрали, а также основные работы по возведению путепроводов. На 2015 год запланировано окончание работ по укладке основания автодороги, верхних слоев дорожного покрытия и отделочные работы. Протяженность этой дороги – около 20 км, новая магистраль соединит донскую столицу и Азов в обход ряда населенных пунктов: поселка Овощной, сел Кулешовка и Новоалександровка. Автодорога станет инфраструктурной составляющей Новоалександровского и Азовского индустриальных парков. Большая работа предстоит по сельским дорогам. На территории Ростовской области 296 населенных пунктов пока не имеют связи с опорной сетью по дорогам с твердым покрытием. В этих селах и хуторах проживает 17 868 человек. Наиболее проблемными являются Азовский, Зимовниковский, Красносулинский, Матвеево-Курганский, Миллеровский, Тарасовский, Целинский, Чертковский районы. В прошлом году Губернатор Василий Голубев пообещал: в течение 5 лет будет решена проблема дорог с твердым покрытием к малым населенным пунктам региона. В 2012 году был возрожден региональный дорожный фонд, что позволило увеличить объемы дорожных работ, в том числе и по строительству автодорог к сельским населенным пунктам – к 6 селам и хуторам, с общей численностью жителей 1 316 человек, были построены автодороги. В прошлом году с областной сетью дорог были соединены еще 26 сельских населенных пунктов – в них проживают более 7 тысяч человек. В текущем году должны появиться еще 19 сельских дорог к населенным пунктам Белокалитвинского, Боковского, Дубовского, Кагальницкого, Кашарского, Красносулинского, Матвеево-Курганского, Миллеровского, Обливского, Пролетарского, Тацинского, Шолоховского районов. На их строительство, реконструкцию и проектирование предусмотрено 720 млн руб. Кроме того, планируется подготовить проектную документацию на строительство 34 дорог к селам и хуторам. |