Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Аксайская оросительная система: проблемы и решения

Котов Федор Федорович, директор Аксайского филиала ФГУ «Управление «Ростов- мелиоводхоз»

В советские времена, когда весь цикл работ по орошению финансировался государством, мелиораторы Аксайского района начинали подачу воды с 20 апреля и заканчивали в октябре, обеспечивая полив более 14000 гектаров орошаемых земель. В настоящее время федеральные отчисления позволяют только поднять воду в систему и наполнить каналы, а остальную разводку приходится оплачивать водопотребителям. Поддержание в работоспособном состоянии внутрихозяйственных, лотковых сетей, перешедших в их собственность, зачастую оказывается им не по карману. «Кусаются» и расценки на электроэнергию, потребляемую насосными станциями. Поэтому сейчас «сохнут на корню» сельхозпроекты, связанные с культивированием перспективных орошаемых культур, таких, например, как соя. От ее возделывания в хозяйствах Аксайского района отказались именно из-за дороговизны поливной воды. В чем же причина и можно ли исправить положение? Ответы на эти вопросы попытался найти корреспондент «Парламентского вестника» в беседе с директором Аксайского филиала ФГУ «Управление «Ростовмелиоводхоз» Ф.Ф. Котовым.

Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к истории Аксайской оросительной системы. Первые работы по ее созданию начались еще в 1949 г. В 1952 г. была сдана в эксплуатацию Азовская оросительная система, в состав которой входила и Аксайская система. Впоследствии она выделилась в отдельную структуру, и в 1983 г. было создано Аксайское управление оросительных систем, которое обеспечивало полив 14 000 га орошаемых земель. Действовало оно на полном государственном обеспечении, вода подавалась в зависимости от наличия орошаемых площадей в хозяйствах и по заявкам водопотребителей. На этих площадях производили кормовые и зерновые культуры, кукурузу. На территории района была создана сельскохозяйственная система овоще-молочного направления для обеспечения продовольствием жителей г. Ростова-на-Дону. Следует отметить, что в состав Аксайской оросительной системы входит Темерницкая система, введенная в эксплутацию в 1969 году. Она была создана для поддержания проточности реки Темерник и обеспечения водой пригородных земель г. Ростова-на-Дону. Для выполнения этих задач на р. Аксайчик в районе Берданосовки установлена плавучая насосная станция и построен напорный трубопровод длиной 1,7 км, подающий воду на высоту 112 м., и далее — по Темерницкому тракту, включающему в себя подводящий канал, каскад из 7 прудов и водохранилище Ростовское море. В летний период в систему подавалась вода до полутора «кубов» в секунду. Затраты на электроэнергию при этом в недавнем прошлом составляли 170 000 руб. Сегодня же работа только одного насосного агрегата расходом 0,3 куб. м/сек обходится до 2,5 млн. руб. в месяц. Кстати, в 2000 году система была реконструирована и получила новый трубопровод и насосную станцию.

В настоящее время из федерального бюджета финансируются только затраты, необходимые для поддержания нормального горизонта «Ростовского моря», т.е. потери при фильтрации и испарении.

Ежегодное обращение в администрацию города о выделении финансирования на поддержание прточности р. Темерник остаются без внимания. В связи с этим санитарно-эпидемиологическая обстановка на «Ростовском море» с каждым годом ухудшается и носит критический характер. Необходимо решить данный вопрос на областном уровне или последствия могут привести к взрывоопасной эпидемиологической обстановке.

Один из крупнейших потребителей Темерницкой системы — ЗАО «Аксайская нива» сохранило 360 га орошаемых земель, при этом не отказываясь ни от овощного, ни от мясомолочного направления, но использование этих площадей требует очень высоких затрат на подачу воды — вчетверо выше, чем в Азовской системе! Такая высокая стоимость объясняется тем, что вода подается на высоту 112 метров и затраты на 1 кубометр составляют полкиловатта. С Темерницкого тракта насосная станция второго подъема перекачивает воду далее и в результате стоимость электроэнергии, затрачиваемой на ее транспортировку, возрастает до 1 киловатта!

В настоящее время в Аксайском районе 6276 га орошаемых земель обеспечивается Азовской системой.

Азовская оросительная система начинается на Веселовском водохранилище, откуда насосная станция № 42 подает (в максимальном режиме) 20 куб. м/сек. в Азовский межхозяйственный магистральный канал, который проходит по Веселовскому, Багаевскому и Аксайскому районам; общая протяженность его — 85 км. До ввода в эксплуатацию Приморской системы, эта водная магистраль обеспечивала также и Азовский район. Особенность Аксайской системы заключается еще и в том, что она находится на конце водяной магистрали и все проблемы, возникающие при подаче по Азовскому каналу, прежде всего отражаются на хозяйствах Аксайского района.

В 2007 г. возникла проблема воды для полива в Аксайскую оросительную систему. Несмотря на высокие горизонты в Багаевском районе, сюда оросительная вода не поступала. Причина была проста — из-за отсутствия финансирования длительное время (около 25 лет) не проводилась расчистка Азовского магистрального канала, в результате заиленность русла достигла критических пределов, проточность упала ниже допустимых значений. Благодаря активным действиям руководства ФГУ «Ростовмелиоводхоз», требуемые ресурсы были найдены, и в 2008 г., после проведения необходимого минимума работ, проточность значительно улучшилась, водоподача возросла. Начали работать двумя насосными агрегатами, в начале этого хватало, но затем температура воздуха увеличилась, к тому же начался поливной сезон главной монокультуры Аксайского района — картофеля. Тогда в работу включились все четыре агрегата насосной станции. Стало ясно, что расчистку главной водной артерии системы необходимо продолжать, поэтому работы не прекращаются и в зимнее время. Подготовка сетей к водополиву также требует немалых финансовых и трудовых затрат. Тем не менее, Управление «Ростовмелиоводхоз» стремится изыскать все возможности, чтобы поддерживать сети в рабочем состоянии и обеспечить потребителей живительной влагой: без полива они просто разорятся.

Производство картофеля как монокультуры — главная проблема района вообще и мелиораторов в частности. Из тех площадей, которые засеиваются водопотребителями Аксайского филиала «Ростовмелиоводхоза», 1600 га составляет картофель, а на все остальные поливные культуры приходится площадь всего лишь около 500 га. В связи с этим пиковые нагрузки водоподачи падают на один и тот же период времени: июнь — июль. Вообще, для данных районов характерна высокая стоимость полива гектара орошаемой земли: в Азовской оросительной системе полив одного гектара обходится водопотребителю в 4330 руб/сезон! Поэтому все левобережье занимается выращиванием той культуры, которая дает максимальный экономический эффект — картофеля.

Сельхозпроизводители высказываются откровенно: «У нас хватает средств только на полив картофеля. А полив более поздних культур нам уже не по карману. Будет помощь от государства в орошении — мы готовы заняться выращиванием и поздних культур». И здесь нужны либо целевые дотации на выращивание конкретной продукции, либо помощь на оплату электроэнергии, потребляемой насосной станцией.

Сейчас (на 2010 г.) площадь, заявленная водопотребителями на полив, составляет 2232 га., в основном, это, по-прежнему, картофель. Работы по поддержанию работоспособности системы не прекращаются ни зимой, ни летом. За прошедшие два года расчищено 10 км Азовского магистрального канала между 4-м и 5-м дюкерами, что позволило существенно увеличить скорость течения воды по каналу.

Высокие затраты на ремонт, содержание и эксплуатацию сдерживают развитие орошаемого земледелия в районе.

В штатах предприятия трудятся 82 человека, из которых 25 — инженерно-технический персонал, остальные — машинисты насосных станций, водители, механизаторы, сторожа, регулировщики. Основная масса получает заработную плату 4330 руб. при средней 5 390 руб. и ограничение фондов зарплаты не позволяет повысить уровень оплаты труда. Поэтому основной костяк составляют люди, пришедшие в дореформенные годы и посвятившие себя мелиорации, они уже относятся к предпенсионному возрасту. Молодежь на такие условия оплаты идти не хочет и может случиться, что при наличии техники, сооружений и прочей материальной базы мелиорация окажется без рабочих рук. На уровне филиала этот вопрос, конечно, не решается и поэтому руководство «Ростовмелиоводхоза» в лице его директора Волошкова Виктора Мефодьевича предпринимает в этом направлении необходимые шаги.

Федор Федорович убежден, что в мелиорацию нужно целенаправленно вкладывать. Причем, в различных направлениях — и зарплату работникам повышать, и финансировать капитальный ремонт внутрихозяйственных сетей, иначе мы рискуем потерять гораздо больше, чем деньги — стабильность сельхозпроизводителя, экологическое благополучие района и, в конечном итоге, — продовольственную безопасность. Вода в нашей зоне рискованного земледелия — это жизнь, сколько бы за нее ни проходилось платить.





25.05.2018
Недалеко от «Платова» будет построен крупный логистический комплекс
Соглашение об этом сегодня, 25 мая, подписали в Санкт-Петербурге губернатор Ростовской области Василий Голубев и генеральный директор компании «ФМ Ложистик» Кристоф Менивар.
25.05.2018
Площадь контроля нарушений правил дорожного движения в Ростовской области расширяется в полтора раза
В Ростовской области определена 261 точка концентрации ДТП, где требуется установка средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
25.05.2018
Антикоррупционные проверки проведены в отношении 11 депутатов городской думы города Шахты
Управлением по противодействию коррупции при губернаторе Ростовской области в отношении 11 депутатов городской думы города Шахты проведены антикоррупционные проверки
25.05.2018
Донской губернатор принимает участие в ПМЭФ-2018
24 мая, в первый день работы Петербургского международного экономического форума, губернатор Василий Голубев  проведет несколько деловых встреч и переговоров.
25.05.2018
ОНФ предлагает учитывать мнение граждан при формировании схем движения и расписания общественного транспорта
Эксперты Народного фронта предлагают внедрить в муниципалитетах механизм учета мнения граждан при формировании схем движения и расписание автобусов, троллейбусов и трамваев. Контроль за развитием общественного транспорта и тем, насколько чиновники учитывают мнение граждан, могут взять на себя межведомственные комиссии и муниципальные общественные комиссии по благоустройству
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс