Коррупция в экономике образования переходит в ранг повседневности?О коррупции сегодня не говорит только ленивый. И что самое примечательное, ею в последнее время особенно «грешит» одна из самых социально важных сфер в жизни любого общества — российское образование. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов, а также информация правоохранительных органов, в которых именно образование занимает «почетное» место в первой тройке сфер коррупционных деяний. Дмитрий Медведев, став Президентом России, еще в 2008 году объявил о намерении всерьез бороться с коррупцией. Причем, аналогичные заявления делались высшими лицами в стране неоднократно. В тот период времени были различные, порой даже противоречивые высказывания по данному заявлению Президента. В частности, председатель высшего совета партии «Гражданская сила», представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, известный юрист Михаил Барщевский говорил, что борьба с коррупцией в России абсолютно возможна. По его словам, «это вопрос политической воли и здравомыслия. Если борьбу вести по пути только ужесточения наказания, то она, как в Китае, ничего не даст. А если стимулировать честное поведение чиновника и общественное неприятие коррупции, хотя бы на уровне существующего неприятия к педофилии, то это может быстро и эффективно сработать. Какой путь выберет Медведев, сказать не могу. Но то, что этой проблемой собираются заниматься люди серьезные, вселяет оптимизм. Сегодня коррупция превратилась в реальный тормоз развития экономики. Она мешает обществу развиваться». Однако уровень коррупции в России только растет, и современная образовательная система, увы, не является исключением. Известный аналитик, академик, доктор философских наук, член Союза писателей России Сергей Комков в своем труде «Российское образование — бездонный сосуд коррупции» пишет: «Россия является самым коррумпированным государством из стран „Большой двадцатки“. И похоже, что это давно уже никого не удивляет. А объявленная руководством страны кампания по борьбе с коррупцией даже самими чиновниками воспринимается не более как очередная забавная игра в „балду“. На первом месте по уровню коррупции, как и полагается, находятся правоохранительные органы. А вот вторую позицию уже на протяжении многих лет устойчиво занимает система образования». По данным доктора педагогических наук, профессора, главного редактора журнала «Педагогические Измерения» Вадима Аванесова, «сфера образования находится, по некоторым оценкам, на третьем месте по уровню коррумпированности. Устойчивое лидерство принадлежит таможне». Как бы там ни было, мы все со школы знаем одну истину — «от перемены мест слагаемых...». Все об этом знают, открыто говорят, на федеральном уровне принят закон «О противодействии коррупции», а, как ни печально, «воз и ныне там». Коррупция в принципе уже стала повседневным делом. Периодически в нашей газете появляются статьи, связанные с установлением фактов проявления коррупционной составляющей в донском образовании. Ранее мы писали о фактах получения взяток преподавателями и руководителями учебных заведений, даже местных отделов образования, особенно в период сдачи Единого государственного экзамена. Вы, наверняка, помните о наиболее ярких и беспрецедентных случаях, произошедших во время сдачи ЕГЭ за последние три года в четырех муниципальных образованиях — в Батайске, Морозовске, Шахтах и Ремонтненском районе. В этой же статье мы затронем проблему нецелевого расходования бюджетных средств и зафиксированных фактов несоответствия подотчетных документов действительности, т.е. тему проявления коррупции в экономике образования. Информацию об этом нам предоставил старший оперуполномоченный ОРЧ экономической безопасности и противодействия коррупции № 2 ГУ МВД России по Ростовской области Виталий Чередниченко. — В начале 2011 года при проведении закупки оборудования для общеобразовательных школ Управлением образования города Ростова-на-Дону был выявлен факт предоставления в аукционной документации поддельного платежного поручения, которое является гарантией участия в тендере одной из подрядных организаций, — с этого началась наша беседа. — По данному факту был проведен ряд следственных действий, в том числе и обысков, но на сегодняшний день виновные лица не привлечены к уголовной ответственности.
Виталий Георгиевич привел еще один, довольно «свежий» случай, зафиксированный в городе Шахты, когда в рамках региональной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на Аналогичный пример — в отношении одного из детских садов Зернограда, где также было зафиксировано завышение объемов при проведении ремонтных работна сумму свыше 1 млн. рублей. В настоящее время проводится строительная экспертиза с целью определения более точных размеров ущерба. Подобный случай был выявлен и в Морозовске, но здесь есть свои нюансы: во время проведения проверки директор школы была назначена руководителем местного отдела образования. Однако «награда все-таки нашла своего героя», и после назначения новоиспеченный чиновник был привлечен к уголовной ответственности по статье 292 УК РФ (служебный подлог). При этом отстранить от занимаемой должности подозреваемое лицо следователь, доказавший факт халатности, не имеет права. Принять решение об отстранении может только вышестоящий руководитель, либо суд. — Были случаи, когда мы через суд или посредством обращений к вышестоящим лицам отстраняли подозреваемого от должности, — сказал в заключение В.Г. Чередниченко. — Если раньше сделать это было проще — практика уже наработана, то сейчас намного сложнее в силу ряда причин (нехватка специалистов, отсутствие работы и т.п.), поэтому в последнее время факты отстранений от занимаемой должности становятся редкостью. Как видите, вопросов остается еще очень много, ответы есть, но их можно перечислить по пальцам. Закончить статью хочется небольшим высказыванием — словами известного российского социолога Вадима Радаева, которые, надеюсь, станут для всех информацией для размышления: «...Чем стенать о невозможности побороть коррупцию или жаловаться на государство, которое оставило образование без должной заботы, став причиной всевозможных бед, не лучше ли определить, что мы сами в состоянии сделать на своей собственной площадке». |