Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Секрет успеха — в союзе науки и бизнеса

Аркадий Иванович Чебаксаров,президент ОАО НПП НИИПАВ, кандидат химических наук, почётный академик Международной академии общественных наук. Родился в Туркмении, с самого раннего детства увлёкся химией, поступил в Московский химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева. Был отправлен на учёбу в Румынию, параллельно окончил МХТИ, поступил в аспирантуру. После защиты кандидатской диссертации приехал в Волгодонск, где вот уже 30 лет совмещает научную работу с производственной деятельностью. Женат, имеет двоих детей. Супруга Людмила Васильевна — генеральный директор НПП НИИПАВ, сын — известный российский скрипач, солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский. Аркадий Иванович — не только успешный бизнесмен, но и человек с активной гражданской позицией. Он верит, что перемены к лучшему возможны, если власти прислушаются к специалистам-практикам, достигшим устойчивого положения на непростом пути предпринимательства.

Химическое производство: приказано выжить

Наша продукция применяется в очень широком спектре народного хозяйства: это и медицина, и бытовая химия, и косметика, и нефтегазодобыча, и горно-металлургическая промышленность, и строительство (пенобетон), и дорожное строительство (присадки в битум). Наша компания потому и выжила, что у нас широкий ассортимент. Сначала мы были научным учреждением: вышли из отраслевого института, которому в этом году исполняется 50 лет, — научно-иследовательского института поверхностно-активных веществ (НИИПАВ). Но когда наступило время рыночной экономики, в какой-то момент мы увидели, что наука никому не нужна. Я тогда уже руководил предприятием и решил бывший корпус опытных установок превратить в производственный. Постепенно мы нарабатывали продукцию, приобретали новый опыт и развивались. Сейчас мы достаточно прочно стоим на ногах: такие темпы развития вообще мало для кого возможны. Наши активы в 2000 году были 17 миллионов, а сейчас — 200 миллионов рублей. Если мы в 1999 году выпустили всего 2 тонны продукции, то сейчас мы выпускаем 6 тысяч тонн. И всё благодаря тому, что у нас есть научные работники, разработчики технологий. Эти технологии мы внедряем у себя в производстве и создаём конкурентноспособную продукцию.

Встреча с Губернатором: больше конкретики!

Недавно департаментом малого предпринимательства была организована встреча с новым Губернатором В. Голубевым. Честно говоря, я ожидал от неё большего. Может быть, направленностью этой встречи не было выявить проблемные места в развитиии малого и среднего предпринимательства, но это необходимо. По своему опыту я знаю, что на встречах с руководителями крупного ранга всегда обсуждаются конкретные вопросы.

А здесь, к сожалению, участники в основном сидели и слушали, а многие выступающие не касались конкретики. Поговорили о бизнесе, туризме, родильных домах, школах... Всё это, безусловно, интересно, но эти явления не определяют развитие малого и среднего предпринимательства даже у нас на Дону.

Я надеялся, что эти дискуссии будут выявлять негативный или положительный обмен опытом, что будут обсуждаться шаги, которые тормозят или препятствуют. Я не планировал выступления заранее, хотел выступить с места, но очередь до меня не дошла, и я очень пожалел об этом. Потому что сейчас, когда прошёл кризис и растёт покупательская способность населения, нужно говорить больше о проблемах развития бизнеса — и малого, и среднего, да и крупного. Я, например, занимаюсь не только своими производственными делами, но, как президент компании, предусматриваю и стратегическую составляющую развития предприятия, в совокупности со всем развитием рынка.

Конкуренция: трудности и возможности

Как раз о конкурентноспособности мне и хотелось бы поговорить и на встрече с Губернатором, и в печати. В последнее время идёт снижение конкурентноспособности не только у нас, но и по всему народно-хозяйственному фонду. Снижается рентабельность, прибыльность производства. Это обусловлено тем, что составляющая себестоимости растёт, а вместе с ней — и цены на продукцию, а значит снижается конкурентность. За конкретными примерами далеко ходить не надо: мы находимся на территории бывшего Волгодонского химзавода, который обанкротили известные западные компании: увидели, что у них всё дорого, качество плохое, и сразу заполонили рынок дешёвыми качественными продуктами. Рынок определяют две составляющие: во-первых, цена и во-вторых, качество. И властям, и сенаторам, и депутатам важно понять: продукция дорожает из-за того, что растёт внутренняя составляющая ценообразования — монопольные цены. Я снова могу привести конкретные примеры: когда мы начинали работать в 2003 году, затраты на энергетику были до 1%, сейчас у нас — около 4%, то есть цены на воду, газ, электричество, канализацию выросли в разы. Помимо этого, у нас выросли и налоговые составляющие. Наше имущество стоит на балансе предприятия по реальным ценам, потому что берем кредиты, но при этом я плачу громадный налог на имущество, несмотря на то, что оно носит инновационный характер. Хотелось бы иметь в этом случае какое-то налоговое послабление.

Саратовские предложения: выгодное отличие

Министерство инновационной политики Саратовской области прислало мне предложение построить у них производство. Интересно было бы прочитать это нашим депутатам Законодательного Собрания. «В Саратовской области в течение нескольких лет действует режим наибольшего благоприятствования для инвесторов, предлагающих следующие преференции: снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет с 18 до 13%, снижение ставки налога на имущество до 0,1%, (я плачу 2%, а здесь в 20 раз меньше!), освобождение от уплаты транспортного налога».

В течение 5 лет с начала создания и вложения инвестиций в Саратовской области не платят транспортный налог. Я серьёзно задумываюсь над этим предложением. «Срок действия налоговых каникул устанавливается в течение 5 лет». А если инвестиции идут постоянно, от налога освободят на десятилетия.

Особенность нашего предприятия в том, что у нас свой транспорт и мы развозим продукцию по всей стране и за границу сами: это было выгодно на определённой стадии. Сейчас это проблема. Я плачу очень серьёзные деньги — транспортный налог. Я вожу инновационную продукцию, развиваюсь, вкладываюсь в новый транспорт. Хотелось бы и здесь иметь какую-то поддержку.

Мы провели реконструкцию цеха в 1996 году и с 2000 года постоянно выпускаем новую продукцию. Каждый год мы внедряем инвестиции по несколько миллионов: и новое оборудование, и новые лаборатории строим. В основном производстве у нас занято около 100 человек, но есть ещё три дочерних компании — транспортная, строительная и инфраструктурно-инженерная, которая обеспечивает всю нашу промышленную группу энергетикой и т.д. Наше предприятие думает о социальных последствиях, у нас и зарплата выше средней по области, и полный соцпакет. Так что надо бы подумать депутатам и администрации нашей области над этими вещами, чтобы создание инвестиционного климата не было бы просто разговорами. Пока его в Ростовской области практически нет.

Валютные колебания: кто наживается за наш счёт?

Я сказал выше, что самая глобальная проблема — снижение конкурентоспособности товаров, и не только моих, практически всех. Я стараюсь охватывать весь рынок и думать, как работать дальше, на чём строить развитие предприятия в рыночном пространстве, где это всё взаимосвязано. Но вот ещё одна очень серьёзная проблема — с валютными колебаниями. Наше сырьё мы покупаем, в основном, за границей. К сожалению, наши центральные финансовые органы иногда непозволительно играют этими вещами. У нас прибыль была в прошлом году 6 млн рублей — для малых предприятий это очень хороший показатель, а второй квартал у нас всю прибыль съел, из-за колебаний курса. Парламентариям и управленцам всех уровней надо думать, что такие вещи для бизнеса недопустимы.

Вся наша экономика завязана на импорте, потому что очень много самых необходимых компонентов — и в деревообрабатывающей промышленности, и в строительном бизнесе — поставляется из-за рубежа. Мы очень сильно зависим от этого. О том, что сейчас вырастет у нас социальный налог, даже говорить не хочется: это только добавит проблем. Если некоторые могут себе позволить покупать яхты за 450 миллионов фунтов стерлингов, может быть, лучше взять эти деньги с них, чем с таких, как мы? Тогда и нам легче развиваться будет.

Транспортные проблемы: половодье диктует свои правила

Следующая проблема — это транспорт. Если в начале 2005 года в калькуляции транспортная составляющая была 1,8%, то сейчас это порядка 6%. Использовать транспорт уже становится проблематично. Железная дорога ещё хуже — она монополист и устанавливает цены по своему усмотрению. Хотя самая большая проблема даже не в ценах, а в том, что нет подвижного состава, нет цистерн.

Однажды мы воспользовались услугами западной транспортной фирмы. Сотрудник пришёл ко мне и сказал: «Двадцать три раза меня остановили от белорусской границы до Волгодонска, я потерял времени в полтора раза больше, чем запланировал, причём, я ничего не нарушал. Кто мне это оплатит?» Если ищут преступников, пусть этим занимаются соответствующие органы, не надо влезать проверять накладные, качать права. С Украины вообще к нам не ездят — боятся. Мало того, что дороги плохие, так ещё и этот беспредел. Надо скорее наводить здесь порядок.

Самый больной вопрос, над которым я предлагаю задуматься нашим депутатам, это половодье. Каждую весну приходит время половодья, и два месяца ты не знаешь, что делать. Грузоподъёмность транспорта снижается чуть ли не в 2 раза — о какой рентабельности можно говорить? Проехать, заплатив соответствующие тарифы, даже официально, можно, а просто так проехать нельзя. Нужно же решать, ставить вопрос на обсуждение — и здесь, и в Москве! Самое страшное, что уже десятки лет ничего не делается. Мы сейчас все переходим на западный автопарк, выгодно. Но я не могу понять, почему-то нашим дорогам, в отличие от европейских, нельзя возить максимально допустимо загруженный транспорт, и даже не говоря про период половодья. На западе таких проблем нет: загружаешь по максимуму, дороги хорошие, тебя нигде не останавливают, приезжаешь по расписанию. У нас, к сожалению, время прибытия невозможно рассчитать. Нам очень важно приехать точно в срок. Например, мы возим тёплый продукт, и приехать заранее тоже не всегда правильно: зимой он остывает, пока машина ждёт разгрузки. Когда эти дороги мешают коммерческим отношениям и экономическому подходу, компании-партнёры отказываются от сотрудничества.

Инновации: доверьте профессионалам

Партия «Единая Россия» иногда интересные проблемы рассматривает. Вот занялась она инновациями и инвестициями. Если нет специалистов среди политиков, зачем этим заниматься? Не лучше ли заняться созданием условий для развития нашей экономики?

Когда есть человек, лидер, который знает отрасль, технологии, экономику, заинтересован в работе своего предприятия, он внедрит инновации без всяких партийных проработок и указаний сверху.

У нас есть преимущества: мы сохранили кадровую, научную базу, наши сотрудники решают злободневные вопросы развития технологий, которые позволяют производить конкурентоспособную продукцию. В Ростовской области есть система поддержки. Департамент малого и среднего предпринимательства и Министерство экономики Ростовской области работают в этом направлении очень активно и хорошо. Конечно, есть некоторые бюрократические моменты: не ту справку привёз, могут и отказать. Но в целом идеология поддержки малого бизнеса у нас неплохо поставлена. Есть в Министерстве экономики средства, которые выделяются на компенсацию затрат по инновациям. Мы купили новые реакторы — в определённом объёме нам возвращают эти деньги, поэтому мы можем ещё купить оборудование или заплатить налоги, или поднять зарплату. В этом плане область очень хорошо помогает, что придает нам силы и веру в наше дальнейшее развитие.

Когда-то мне очень нравились конкурсы по НИОКР, мы их часто выигрывали. Сейчас их отменили, потому что Министерство финансов не договорилось с другими министерствами, как распорядиться интеллектуальной собственностью. Мы работаем по госконтрактам с Фондом поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере, у них почему-то проблем нет, хотя они работают при Правительстве России. Они нам платят деньги и не требуют себе передачи интеллектуальной собственности. Очень жалко, что у нас в области вопрос выделения средств на НИОКР не решается положительно.

ЗакСобрание иногда работает непродуманно: как-то раз у нас было принято Собранием решение о льготе по налоговой ставке на НДС. Кому оно нужно? За электричество и всё прочее я плачу НДС, и мне не нужно применять эту льготу, так как у меня просто поднимется цена. Уж если принимать решение, то должно быть так, чтобы действительно им можно было пользоваться. Мне кажется, что нашим депутатам совместно с администрацией и соответствующими министерствами необходимо решать задачи, в том числе, отмеченные в данной статье, чтобы, в целом, создавать условия для развития бизнеса.

Налоговые проверки: успеть за...

Ещё один вопрос, над которым неплохо было бы подумать депутатам всех уровней. Да, налоговых проверок стало меньше, но увеличился период проверки — у нас она, например, идёт два месяца. Сейчас очень модно делать встречные проверки. Например, мы работаем с казанской фирмой «Нэфис Косметикс». Мы туда одно время поставляли по 2-3 цистерны продукции еженедельно. И вот у нас с 1 января 2008 года потребовали всю отгрузочную документацию, то есть мы должны отксерокопировать и проверить документацию за два с половиной года, по закону в течение 5 дней. Для наркоконтроля — в течение 3 дней мы должны предоставить отчётную документацию, как мы использовали реагенты. Как будто мы созданы не для развития производства, а для удовлетворения нужд этих органов! Пусть проверяют, но пусть с умом подходят, не садятся на шею. Раньше этого не было, и эту практику, я считаю, надо абсолютно исключить. Можно запросить выборочно, но не так, чтобы все документы за несколько лет. Государство, вместо того, чтобы помогать, ставит такие препоны. И я же ещё не только административную, но и уголовную ответственность за это несу. Попробуй не дать документы — забудут и то, что ты одно из Лучших инновационных предприятий России, и что Победитель конкурса инноваторов Ростовской области, и Предприятие года — это всё никому не надо будет...

Бизнес и аналитика: вместе они — сила

Нас уважают и побаиваются. Знают и меня, и мою команду, мы имеем определённый вес и в городе, и в области, потому что стремимся к конструктивному диалогу, к решению конкретных вопросов. Сильная сторона любого бизнесмена — это аналитика. Нужно не просто генерировать идеи, нужно уметь анализировать и идти всегда от рынка. У нас на венчурных выставках всегда присутствует много учёных-генераторов идей, но они не могут сделать экономические выкладки. Идея может быть и хорошей, к тому же в области есть специальные организации, которые помогают претворить идеи малому бизнесу с точки зрения экономики, но тем не менее, основой любого бизнеса должно быть умение анализировать и правильно воплотить это на бумаге, посчитать.

Мы смогли внедрить каждую разработку и за счёт этого увеличить объёмы продукции. Областная администрация с нами дружит, зачастую помогает, потому что в 2008 году мы заплатили 12 миллионов налогов, в том числе 5 млн в область, а в первом полугодии этого года уже — 12 млн всего и 4 млн в область. И это всё за счёт инноваций и инвестиций, в которых через кредиты нам хорошо помогает наше отделение Сбербанка.

Немного истории: как создавалось предприятие

Мы стали акционерным обществом в 1992 году. В то время ещё была возможность получать деньги от министерства, но уже в 1994 году мы не получали ниоткуда никаких денег. Нас просто выкинули на рынок, как и многие другие отраслевые научные предприятия. Тогда мы решили затянуть пояса, 6 месяцев получали копейки. Хорошо, что у меня ещё до института было своё предприятие, которое приносило доход, я уже тогда боролся за то, чтобы более активно входить в рынок. Чем раньше займёшь рынок, тем более серьёзные позиции будешь иметь потом. Я предлагал ещё в 1986 году, когда внедрялся хозрасчёт: давайте производить инновационную продукцию! Но меня тогда не послушали.

В 1996 году мы приняли программу реструктуризации направленную на производство инновационной продукции. Самая главная заслуга в том, что мы наши фонды не растеряли, не распродали, наука и кадровая база остались. В 1996 году были выпущены первые две бочки продукции — наша гордость, продукт, который используется в шампунях, тогда это был дефицит. Этим бочкам мы давно собираемся поставить памятник. На следующий год мы продали уже несколько тонн, и дело пошло.

В 2000 году мы выбрали основные направления производства нашей продукции: посмотрели, что на рынке России и СНГ отсутствует, что поставляется из-за границы по высоким ценам, сделали производство, выгнали конкурентов с рынка и заняли позицию на рынке (порядка 60%) и сейчас продолжаем её занимать. Наш секрет — кооперация науки с производством. Экономисты и специалисты рынка у нас изучают конъюнктуру: что производить, какого качества, по какой цене, технологи оценивают, возможно ли это, потом это внедряется в производство, и потом мы отслеживаем улучшения. Потому что мало купить технологию: у нас есть предприятия, которые покупают технологию, а потом оказываются неконкурентоспособны. Очень важно, — и это подтверждает западная практика, — при больших серьёзных предприятиях иметь научный или научно-технический центр.

Немного личного: как достичь успеха

Я считаю, что для того, чтобы развиваться, нужна постоянная борьба. Сейчас у нас молодёжь и умная, и хорошая, а порой не может ничего добиться в жизни: нету закалки, борьбы. Нужна увлечённость. А сейчас на первом месте — заработки. Я думаю, что заработки придут, если ты через увлеченность своим делом станешь сначала профессионалом. Конечно, умение мыслить творчески, и организационные способности при этом должны быть, но что, кстати, можно решить с помощью команды — соратников.

Когда мы начинали производство, никто не верил, что у нас получится, что объём и выработка достигнут на одного человека, сначала, 1 миллион. Сейчас у нас уже 3 миллиона продукции вырабатывает каждый человек. Я мечтаю построить новое производство. Эта мечта помогает мне активно жить, работать и добиваться своих целей. Как президент компании я веду стратегию развития, и науку, и кадры. Генеральный директор (моя супруга) ведёт оперативную работу и производство. Ведущие специалисты у нас работали ещё в советское время, у кого-то стаж 40, 50 лет. У нас работает много молодых сотрудников, выпускников ЮФУ, приезжают и из других городов. Для меня главное, чтобы был и интерес к работе и голова, и тогда у нас все получится. Получится лучше, если при этом со стороны законодательных, административных и государственных органов будет иметься реальная и существенная поддержка.





25.05.2018
Недалеко от «Платова» будет построен крупный логистический комплекс
Соглашение об этом сегодня, 25 мая, подписали в Санкт-Петербурге губернатор Ростовской области Василий Голубев и генеральный директор компании «ФМ Ложистик» Кристоф Менивар.
25.05.2018
Площадь контроля нарушений правил дорожного движения в Ростовской области расширяется в полтора раза
В Ростовской области определена 261 точка концентрации ДТП, где требуется установка средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
25.05.2018
Антикоррупционные проверки проведены в отношении 11 депутатов городской думы города Шахты
Управлением по противодействию коррупции при губернаторе Ростовской области в отношении 11 депутатов городской думы города Шахты проведены антикоррупционные проверки
25.05.2018
Донской губернатор принимает участие в ПМЭФ-2018
24 мая, в первый день работы Петербургского международного экономического форума, губернатор Василий Голубев  проведет несколько деловых встреч и переговоров.
25.05.2018
ОНФ предлагает учитывать мнение граждан при формировании схем движения и расписания общественного транспорта
Эксперты Народного фронта предлагают внедрить в муниципалитетах механизм учета мнения граждан при формировании схем движения и расписание автобусов, троллейбусов и трамваев. Контроль за развитием общественного транспорта и тем, насколько чиновники учитывают мнение граждан, могут взять на себя межведомственные комиссии и муниципальные общественные комиссии по благоустройству
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс