Тема для дискуссии: Сага о Соборе (размышления на тему)Издревле на Руси Храм и дорога к нему были самым важным и самым почитаемым местом. На Дону — тем более. Недаром, голос семнадцатитонного Большого колокола Ростовской колокольни был слышен за 42 версты, а видны Собор и колокольня были из любой точки города. Они являли собою сердце Ростова, что было видно невооруженным взглядом. А сегодня в этом «сердце» — точнее, вокруг него — гнездится то ли торговля, то ли воплощение транспортного коллапса, толи ночлежка для бомжей и пропойц... Об этом в своей проповеди на праздник Пресвятой Богородицы (совпавший с Днем города) говорил Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон... По сложившейся доброй традиции, закрепленной в соответствующих нормативных документах, всякое заседание Законодательного Собрания области начинается и завершается Гимном Ростовской области, в котором есть замечательные слова: «...Православный Тихий Дон...» Они определяют и преимущественное вероисповедание, и культуру, и менталитет, если хотите, живущего здесь народа. Он отражался, в частности, в том, что Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы, отметивший в сентябре 2010 г. свое Сегодня церковь отделена от государства. И законами, и церковной оградой. Печально же то, что мы сетуем на бездуховность, на сложность возрождения какой бы то ни было национальной идеи, но ничего не хотим делать для реального возрождения духовности. Понятно: Собор, как и Ростовская епархия — для городских и областных чиновников — одно из многих «юридических лиц». Со всеми вытекающими: имуществом, правами, территорией. Понятно, что вблизи Центрального рынка — самого оживленного места города — каждый квадратный метр земли сулит быструю распродажу товара, прибыль. И торговцам выгодно, и городу... Но как-то за этой разносторонней «выгодой» теряется понимание банальной вещи, что не при Храме всему этому место. Не торговля со всеми присущими ей хитростями и сложностями должна заслонять храм (как выросшие неподалеку от него, и едва ли не вровень с колокольней, «башни-близнецы» коммерческого центра), а наоборот: храм, вознесенный к Небу, должен возвышаться над торжищем, над городом-купцом, над каждым его жителем и всей общественностью в целом. Храм Пресвятой Богородицы — под покровом Которой вот уже 261 год живет г. Ростов-на-Дону, памятник Святителю Димитрию Ростовскому — ангелу-хранителю города, Соборная колокольня — вот три основных символа Донской столицы, определяющие ее духовное лицо. Это — в теории. На практике — Центральный рынок, трамвай и автопарковка, нищие и горькие пьяницы. О чем, кстати, очень часто говорят иногородние гости Ростова: святыня города в плену у торжища.
Да, 11 лет назад, к Да, тогда же был поставлен памятник Димитрию Ростовскому, вокруг которого ставят машины, торгуют, бросают мусор. На мусор слетаются голуби, а они способны любой памятник превратить в пугало... Вдоль ограды Собора бойкие ростовчане распродают собачек-кошечек, тут же торгуют вещами и всяческим барахлом, развешивая его едва ли не на самой ограде... Место у памятника облюбовали нищие-выпивохи, которые даже спят или тут, или около церковной ограды... И совершенно не прав будет тот горожанин или гость Ростова, который сочтет, что голь-нищету к себе притягивает Собор. Нет, они кормятся рынком. Они облюбовали не епархиальную, а городскую землю, а городу-то до них и нет никакого дела! Некоторые даже умирают прямо на трамвайных путях... Что-то со всем этим делать необходимо. Причем — областным и городским властям. Торговля и храм — понятия несовместные в плане духовном, и не совмещающиеся в нашем быту. Что нам дороже и ближе — святыня или торжище? — вот вопрос, от решения которого во многом зависит духовность. Наша с вами, каждого из нас, наших детей и внуков... |