[№3 (28) март 2012] Каковы дальнейшие перспективы развития сельского хозяйства в Ростовской области?«Россия должна кормить своих крестьян» Что ждет донских аграриев после вступления России в ВТО? На какие направления деятельности нужно поставить акцент? С какими проблемами сталкиваются сельхозтоваропроизводители Ростовской области на сегодняшний день? Какие меры предпринимаются для их решения как на государственном, так и на областном уровне? Эффективны ли они? И можно ли быть уверенным в том, что оказываемая поддержка будет достаточной для дальнейшего развития сельского хозяйства донского региона? Обсуждение этих и других вопросов прошло в ходе проведения «круглого стола» на тему «Перспективы развития сельского хозяйства Ростовской области». Данное мероприятие было организовано газетой «Парламентский вестник Дона» совместно с ЗС СРО при активном участии комитета ЗС РО по аграрной политике и Правительства РО и проведено в ВЦ «ВертолЭкспо» в рамках XV Агропромышленного форума Юга России. В работе «круглого стола» приняли участие специалисты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, депутаты донского парламента и руководители сельскохозяйственных предприятий донского региона. На Дону для сельхозпроизводителей разработана мощная законодательная базаЧтобы перейти непосредственно к тематике «круглого стола», вначале следует сказать о том, какой вклад вносят депутаты Законодательного Собрания Ростовской области в развитие и процветание сельского хозяйства донского региона. Нельзя не отметить постоянную поддержку со стороны донских законодателей аграриям нашей области, законодательная база в части регулирования работы АПК Дона непрерывно совершенствуется ими. В частности, позитивным изменениям в сфере донского АПК способствовало принятие областных законов «О семеноводстве», «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» и ряда других. Их основная цель — дальнейшее и эффективное развитие донского сельского хозяйства. Если говорить конкретнее, то в 2011 году по решению донских депутатов были внесены изменения в Областной закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере сельского хозяйства», предусматривающие предоставление своевременной финансовой поддержки животноводам области, включая более 120 тысяч ЛПХ, в том числе и на закупку кормов для содержания маточного поголовья КРС. Внесены изменения в Областной закон «О семеноводстве». В частности, теперь не требуется выдавать удостоверения о качестве семян, предназначенных для собственных нужд их производителей, а также на семена, которые не соответствуют требованиям государственных стандартов в области семеноводства. Внесенные изменения в Областной закон «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере водных отношений» предусматривают наделение органов государственной власти Ростовской области дополнительными полномочиями в части надзора в области использования и охраны водных объектов за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы в границах охранных зон гидроэнергетических объектов. Изменения, внесенные в Областной закон «Об административных правонарушениях», определяют административную ответственность должностных и юридических лиц за невыполнение либо ненадлежащее выполнение правил организации благоустройства и озеленения территории, а также охраны, защиты и воспроизводства городских лесов. Увеличены штрафы за вывоз и выгрузку строительного и бытового мусора и грунта в местах, не предназначенных для этих целей. Если говорить о текущем периоде, то на поддержку и развитие агропромышленного комплекса Ростовской области в 2012 году предполагается направить 1 025,2 млн рублей бюджетных ассигнований против 980,6 млн рублей, предусмотренных в первоначальном бюджете на 2011 год. Если сравнивать количество выделенных средств за предыдущие годы, то в 2010 году на финансирование сферы АПК было запланировано 800 млн рублей, а в 2011 — 1,5 млрд рублей. Это, безусловно, позволило донскому региону войти в большинство программ и подпрограмм федерального уровня, а также получить в два раза больше федеральных средств, чем раньше. Инициатором в решении данных вопросов выступал аграрный комитет Законодательного Собрания Ростовской области, возглавляет который Николай Федорович Беляев. В ходе проведения «круглого стола» им было отмечено, что в 2012 году в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области продолжится финансовая, организационная, информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2012, а также в 2013 и 2014 годах планируется направить по 244 млн рублей из областного бюджета.
Кроме того, на Также в рамках подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и личных подсобных хозяйств в Ростовской области» предлагается введение новой субсидии сельхозтоваропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение основных средств с целью формирования оптово-логистических центров по закупке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. В связи с этим предусмотрено финансирование в сумме 10 млн рублей. Что ждет сельскохозяйственное производство России при вступлении в ВТО?Один из вопросов повестки заседания «круглого стола» связан с долгожданным вступлением России в ВТО. Напомним, что официальный протокол о принятии России в ВТО был подписан в декабре 2011 года. Наша страна добивалась этого на протяжении последних 17 лет. Необходимость вхождения в состав ВТО для Российской Федерации назрела уже давно. Действительно, в последние годы внешняя торговля является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. В связи с этим одной из первостепенных задач российского правительства стало создание условий для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения. Безусловно, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество. После подписания необходимых документов, которое состоялось в рамках министерской конференции ВТО в Женеве, России дано 220 дней на проведение внутренних ратификационных процедур. Таким образом, страна станет полноправным членом ВТО к середине 2012 года — после завершения всех формальностей. Как заявил Президент России Дмитрий Медведев, Москва довольна достигнутыми соглашениями. — Я считаю, что присоединение России к ВТО — это, действительно, победа — мы к этому долго шли, все работали очень напряженно, — отметил он. — Этот результат выведет нашу страну уже в другую лигу. Потому что ситуация была абсолютно нетерпимой — участник «двадцатки», одна из крупнейших экономик, шестая по паритету покупательной способности — не являлась членом Всемирной торговой организации. Я надеюсь, это будет хорошим драйвером для того, чтобы менять инвестиционный климат. С его заявлением в целом согласны эксперты, которые считают, что вступление России во Всемирную торговую организацию улучшит имидж страны в глазах инвесторов, в первую очередь, иностранных. Однако, по мнению аналитиков, вступление в ВТО для России имеет свои плюсы и минусы, и это сегодня никого не оставляет равнодушным. Одним из наиболее спорных вопросов, согласованных лишь на финише всех переговоров, стало определение максимальных уровней государственной поддержки российского сельского хозяйства. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский уверен, что в целом этот сектор экономики от вступления в ВТО много потеряет. Взять хотя бы решения по упрощению ввоза импортной свинины. — По свиноводству есть существенные риски, — сказал Аркадий Злочевский. — Это значит, что свиноводство, достаточно существенный потребитель зерна внутри страны, имеет риск сокращения поголовья и потери конкурентоспособности. В результате мы можем потерять внутренний спрос. У нас есть также проблемы, связанные со снижением импортной ставки по рису — со 120 до 45 евро за тонну. Для рисоводов это существенное снижение уровня защиты. Есть и определенные потери, связанные с рынком минеральных удобрений. Сейчас мы покупаем их по льготным ценам, но от этих льгот придется отказаться. Но вместе с тем он уверен, что в перспективе принятые Россией ограничения по господдержке отрасли могут быть ей и полезны, ведь это заставит власть пересмотреть приоритеты финансирования. В итоге ВТО фактически принуждает Россию менять внутреннюю аграрную политику. По словам Аркадия Злочевского, это скажется благоприятным образом на развитии сельскохозяйственного направления нашей страны. — Нынешнее использование бюджетных средств нас во многом не удовлетворяет — ни по направлениям субсидирования, ни по их механизмам. Мы уже посчитали, что к 2016 году объемы субсидирования у нас фактически упрутся в установленный лимит. А это значит, что надо будет перераспределять объемы поддержки — это положительный момент, поскольку мы уже давно настаиваем на развитии инфраструктуры или на программе по субсидированию строительства объектов глубокой переработки зерна, — отметил Аркадий Злочевский. От России — к Дону. К чему же готовиться донским аграриям в ближайшем будущем?То, к чему нужно готовиться донским аграриям в ближайшем будущем и какие первоочередные меры им необходимо предпринять, обсуждалось в формате «круглого стола» на тему «Перспективы развития сельского хозяйства Ростовской области». В самом начале заседания председатель по аграрной политике Н.Ф. Беляев рассказал об итогах работы за 2011 год и нынешнем положении донского агропромышленного комплекса. Если остановиться на основных моментах, то в целом в АПК Дона отмечаются положительные тенденции. Об этом свидетельствует в первую очередь увеличение объема валового регионального продукта в 2011 году на 7,2 процента по сравнению с 2010 годом. Отрадно, что данная цифра выше, чем средний показатель по России — 4,3 процента. Также стоит сказать и об увеличении в 2011 году на 14 процентов среднемесячной начисленной заработной платы работников АПК в Ростовской области (по сравнению с 2010 годом). Затем директором «Зернового Союза Сельхозпроизводителей Ростовской области» Ю.Б. Паршуковым был представлен отчет о проведенной деятельности организации с момента создания — с марта 2010 года. Он уверен, что современная политика сельского хозяйства строится на базе отраслевых союзов. В качестве примера был приведен Союз мукомолов в Турции, а в нашей стране — «Российский Зерновой Союз». «Зерновой Союз Сельхозпроизводителей Ростовской области» — это некоммерческая организация, лоббирующая интересы сельхозпроизводителей донского региона и представляющая их в «Зерновом Союзе России» и «Национальном Союзе Зернопроизводителей». Состав ее из года в год увеличивается: если в 2010 году членами Союза стали всего 16 предприятий АПК Дона, то на сегодняшний день в его составе уже порядка 70 крупнейших производителей зерна с валовым сбором более 2 млн тонн в год. Отдельно в своем выступлении Ю.Б. Паршуков остановился на взаимодействии с представителями областной законодательной власти и региональным отделением Общероссийского народного фронта. В частности, им был представлен проект Федерального закона «О зерне и продовольственном обеспечении» взамен устаревшего ФЗ «О зерне», принятого еще в 1994 году. Новый закон будет способствовать эффективному регулированию цен и установлению необходимого объема продовольственного обеспечения населения. При этом излишки продукции сельхозпроизводитель сможет реализовывать по своему усмотрению. Также он вкратце рассказал о двух других проектах, необходимых для развития российского сельского хозяйства: проекте Внебюджетного фонда социального развития села и проекте целевой программы «Модернизация и повышение эффективности сельскохозяйственного производства». В связи с этим председатель аграрного комитета Законодательного Собрания Н.Ф. Беляев отметил, что в нашей области на сегодняшний день есть вся необходимая законодательная база, но, принимая какой-нибудь новый законопроект, необходимо взвешенно подойти к обозначенной проблеме и изучить его с точки зрения эффективности. — Нельзя сегодня принимать закон «О зерне», «О мясе» и других культурах. Здесь нужен комплексный подход, — подчеркнул он. Трудно не согласиться с председателем комитета по аграрной политике, тем более в условиях вступления России в ВТО. Эта тема была продолжена директором департамента развития и внешних связей «Российского Зернового Союза» М.И. Крихели, который рассказал присутствующим о новых возможностях и рисках для российского сельского хозяйства в условиях Всемирной торговой организации. По его мнению, главным отрицательным моментом для АПК России является ограничение мер государственной поддержки товаропроизводителей. В данном вопросе присутствующие пришли к единому мнению: вступление России в ВТО должно сохранить стимулы для развития отечественного сельскохозяйственного производства. В частности, чтобы не снизить общий уровень государственной поддержки растениеводства, необходимо добиваться перевода основных мер господдержки зернопроизводителей в «зеленую корзину» и использовать опыт других стран, входящих в состав ВТО, для защиты отечественного производителя. Участниками «круглого стола» были заданы вопросы о конкретных проблемах, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители Дона. В частности, присутствующие отмечали отсутствие обратной связи между ними и властью. По их мнению, сельхозпроизводителей по-прежнему не слышат ни на областном, ни на государственном уровнях. Также постоянными проблемами, с которой сталкиваются донские аграрии, являются высокие банковские проценты при кредитовании, трудности в приобретении селитры, борьба с африканской чумой свиней и развитие животноводческого направления в целом.
Существующий парк сельхозтехники является устаревшим. По мнению экспертов, физически изношено до 70 процентов техники, а 90 процентов морально устарели. Большинство техники работает с истекшими сроками эксплуатации, что, естественно, приводит к немалым потерям зерна. Те хозяйства, которые используют новую передовую технику и технологии, получают урожайность — Все сельское хозяйство в России держится на кредитах, но условия у нас кабальные. Что значит давать аграриям кредит на один год?! Для них это просто нереальные сроки. В итоге они вынуждены работать только на выплату кредитов. Я считаю, что целесообразнее предоставлять кредиты сельхозпроизводителям минимум на 10 лет. Сельхозтехника у большинства аграриев крайне изношена, и на сегодняшний день я готов выдавать необходимую им технику под залог будущего урожая, но для меня в первую очередь важно порядочное отношение, — подчеркнул в своем выступлении председатель совета директоров «Зернового Союза Сельхозпроизводителей Ростовской области» Н.В. Господарев. Также по-прежнему острым вопросом остается отсутствие подготовленных специалистов. А селу просто необходимы квалифицированные кадры! Без этого невозможно проведение модернизации сельского хозяйства и страны в целом. В селе при этом продолжается процесс «старения» населения. Молодые люди в поисках работы и более достойной жизни вынуждены уезжать из родных сел и деревень и перебираться в город. А ведь за молодежью — будущее! В связи с этим необходимо более пристальное внимание федеральной и областной властей к социальному развитию села. После обсуждения животрепещущих вопросов сельскохозяйственной отрасли донского края участниками «круглого стола» были приняты следующие решения:
В заключении встречи участники обсуждения пришли к выводу, что объединение отечественных производителей сельскохозяйственной продукции (это касается и предприятий перерабатывающего направления) необходимо, это продиктовано современными условиями развития сельскохозяйственной отрасли в целом и зерновой в частности. — Я уверен, сельское хозяйство донского региона сумеет сохранить динамику развития даже в сложных условиях подготовки к вступлению в ВТО. Для этого мы должны встречаться, обсуждать и вырабатывать единое мнение, целенаправленно принимать решения по существующим вопросам, потому что все наши прошлые и будущие достижения являются результатом слаженной работы аграрного бизнеса и органов власти, — подчеркнул в завершение Н.Ф. Беляев. Комментарий председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области Николая Федоровича Беляева:— За последние годы в сельскохозяйственной сфере Ростовской области произошли значительные изменения. В основном они связаны с весьма ощутимым вливанием средств из федерального и областного бюджетов, которые и дали те положительные результаты, отмечаемые на сегодняшний день в нашей области. По итогам 2011 года Ростовская область получила около 8 млн тонн зерна, более 1 млн тонн подсолнечника, более 1 млн тонн овощей — результаты неплохие. Показатели прошлого года по многим позициям значительно выше показателей 2010 года. Одним из актуальных вопросов по-прежнему остается развитие животноводства на территории Российской Федерации в целом и Ростовской области в частности. Другой связан с объединением донских сельхозпроизводителей под флагом «Зернового Союза Сельхозпроизводителей Ростовской области». При образовании в него вошли шестнадцать крупных сельхозтоваропроизводителей области, на сегодняшний день количество вошедших в состав Союза составляет порядка семидесяти. Это тенденция положительная, свидетельствует о том, что сельхозпроизводители понимают, что, только объединившись, они смогут добиться быстрейшего и более эффективного решения своих проблем.
Одним из правильных решений Правительства Российской Федерации считаю принятие Федерального закона № Выделение средств на эти цели для многих сельхозтоваропроизводителей является непростым вопросом. Хотя стоит отметить, что в областном бюджете предусмотрены дополнительные средства на страхование сельхозпроизводителей, но многие почему-то отказываются пользоваться услугами страховщиков. Сегодня вопрос выделения субсидий сельхозпроизводителям на эти цели рассматривается и обсуждается на уровне Правительства Ростовской области. Думаю, что в ближайшем будущем мы поставим в нем точку. Комментарий заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Геннадия Александровича Урбана:— Агропромышленный комплекс Ростовской области развивается стабильно. Глобальных проблем у нас нет. Во многом благодаря выделяемым средствам из федерального и областного бюджетов. По итогам 2011 года заметно превышены прошлогодние показатели по сбору масличных культур, в том числе подсолнечника — на 66,3 тысячи тонн. Более чем в полтора раза выросла средняя урожайность сахарной свеклы — с 283 до 451,5 ц/га. Значительно увеличились объемы сбора овощей, картофеля. В мясомолочном производстве ситуация не столь радужная, но для ее исправления есть все предпосылки — в области увеличивается поголовье крупного и мелкого рогатого скота. В целом в прошлом году мы получили из федерального и областного бюджетов 6,2 млрд рублей. Такой поддержки никогда не было. Главными задачами на этот год являются техническая модернизация сельского хозяйства, привлечение инвестиций в областной АПК и повышение эффективности сельхозпроизводства. Комментарий председателя совета директоров «Зернового Союза Сельхозпроизводителей Ростовской области» Николая Викторовича Господарева:— По нашим данным, зерновой продукции на сегодняшний день на юге России очень много — порядка полутора миллионов тонн зерна только в Ростовской области, примерно столько же в Краснодарском крае. Зерно юга России за рубежом достаточно востребовано. Поэтому, прежде всего, необходимо определить схему реализации зерновой продукции: сколько оставить на внутреннем рынке и какое количество можно направить на экспорт. Во-вторых, нужно увеличить площади для хранения зерна и создать независимую лабораторию контроля качества. А главное — правила игры сделать для всех одинаковыми, тогда в приоритете будут порядочные отношения. И контроль над сельским хозяйством должно взять на себя государство, нельзя все пускать на самотек. Российскому сельскому хозяйству сегодня нужен современный грамотный менеджмент. Пример этому — липецкий «Мираторг», который является крупнейшим отечественным производителем свинины и ведущим оператором на рынке мяса и полуфабрикатов в России. Все крупнейшие розничные сети, ведущие мясоперерабатывающие предприятия и предприятия общественного питания являются постоянными клиентами холдинга. «Мираторг» уже вошел на ростовский рынок, закрепился в Ставрополе, Краснодаре и развивается дальше. Почему бы нам в Ростовской области не сделать ставку на выращивание нашей степной калмыцкой породы?! Другой момент заключается в том, что будущее — за крупными агрохолдингами, с мощной производственной базой. Все должны понимать, что на пятистах гектарах миллион не заработаешь. Чудес не бывает. Реальный бизнес начинается минимум с трех-пяти тысяч гектаров, которые позволяют внедрять новые технологии, приобретать современную технику, привлекать высококвалифицированные кадры. А самое главное — сельское хозяйство должно контролироваться государством, как это делается во всем мире. Комментарий директора «Зернового Союза Сельхозпроизводителей Ростовской области» Юрия Борисовича Паршукова:— Проведение «круглого стола» о перспективах развития сельского хозяйства Ростовской области вызвано в первую очередь вступлением России в ВТО. Выяснить, что необходимо предпринять для сельхозтоваропроизводителей России в целом и донского региона в частности, чтобы они быстрее адаптировались к новым условиям — вот основная задача нашей встречи. В первую очередь, на мой взгляд, требуется принятие таких законов, которые гарантировали бы всем сельхозпроизводителям свободный рынок. Не секрет, что российские стандарты значительно отличаются от принятых в мировом сообществе. Поэтому сегодня актуален вопрос о «возрождении» Федерального закона «О зерне», принятого еще в 1994 году и благополучно «похороненного» за это время. В нем остались лишь одни термины. Нужно либо отменить этот закон и создать новый, либо существенно переработать. Нами уже подготовлен проект Федерального закона «О зерне и продовольственном обеспечении», концептуальные моменты которого связаны с разделением производства зерна в рамках российского законодательства и обеспечением продовольственной безопасности в стране. К примеру, в России производится 120 млн тонн зерна, при этом для внутреннего потребления требуется порядка 70 млн, тогда остальные 50 млн пойдут на экспорт и будут реализованы по законам свободного рынка. Это первое. Второй момент связан с осуществлением государственного контроля за качеством зерна. По-прежнему остро стоит вопрос качественного хранения сельскохозяйственной продукции. Для этого в России требуется создание целой инфраструктуры для хранения зерна, и обеспечить это должно государство. Третий момент связан с тем, что на сегодняшний день все российские экспортеры, такие, как «Юг Руси», «Астон» и другие, приобретают зерно, ориентируясь на один показатель — клейковину, а реализуют по протеину. Серьезным вопросом остается разница цен на продукцию, которая складывается в Ростовской области и в целом по России. Самая высокая цена появляется у нас при отгрузке на эксплуатируемое нами судно в связи с различными транспортными издержками, которые ложатся на сельхозпроизводителей. Сравните затраты на доставку зерна из Дубовского или Заветинского районов области и зерна из Азовского района. Разница составляет порядка 500 рублей. А разве виноват сельхозпроизводитель из отдаленных районов области в том, что вся инфраструктура находится от него за несколько сот километров?! При вступлении в ВТО регулирование подобных вопросов ложится на плечи государства, которое должно компенсировать сельхозпроизводителям транспортные издержки. В то же время мы должны уходить от так называемых «серых» схем продаж зерна. Учет зерновой продукции должен быть строго официальным, продажа зерна должна осуществляться только через биржу. Такая практика существует во всех цивилизованных странах, но у нас, в России, для этого необходима политическая воля руководителей государства. |