[№9 (34) сентябрь 2012] И снова о СИСТЕМЕ: она работает!28.09.2012
– Главное, чтобы работала СИСТЕМА, – такова была ключевая фраза интервью О.В. Шевченко, начальника управления образования города Таганрога, Почетного работника общего профессионального образования, Лучшего управленца Дона-2009, кандидата педагогических наук, доцента кафедры общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института, – когда несколько месяцев назад «Парламентский вестник Дона» представлял ее нашим читателям. Управлением образования она руководит с марта 2010 года. До этого работала в гимназии имени Чехова – учителем иностранных языков, завучем по научно-методической работе, директором. Под ее руководством гимназия имени Чехова, представлявшая не только Ростовскую область, но и весь Юг России, в 2008 году вошла в реестр «Лучшие школы России». К созданию и развитию мощной образовательной системы города, объединяющей все ступени, в городе Таганроге причастно все гражданское и педагогическое сообщество города, отсюда и результаты: например, в этом году из 12 учащихся, отправленных на Всероссийский заключительный этап предметной олимпиады, двое стали победителями и призерами; 17 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов (в прошлом году стобалльников было 14), средний балл ЕГЭ по основным предметам – русскому языку и литературе – выше среднего в Российской Федерации; воспитанник ДЮСШ №2 Дмитрий Зимин в составе сборной РФ принял участие в Паралимпийских Играх в Лондоне. Сегодня в нашей беседе с начальником управления образования города Таганрога О.В. Шевченко принимают участие ее заместители – О.Л. Морозова и Е.Б. Поляниченко. – Ольга Вячеславовна, Ольга Львовна, Елена Борисовна, «Парламентский вестник Дона» поздравляет вас с началом учебного года и с удовольствием предоставляет вам слово. – Все идет своим чередом, учебный год начался. У нас хорошие новости: к автобусу, который мы в прошлом году получили из области, прибавилось еще два по той же губернаторской программе. И теперь наши дети из примиусских поселков полностью обеспечены транспортом. Большой летней оздоровительной кампанией, на которую были выделены средства из областного и местного бюджетов, мы охватили 9010 детей. Практически все наши оздоровительные лагеря были тематическими – экологические, по безопасности движения, по другим профилям. Одним из основных факторов хорошего здоровья детей, безусловно, является полноценное питание. Поэтому федеральная программа «Горячее питание» актуальна всегда. И питание, и система досуговой деятельности были организованы по всем правилам, так что и дети, и родители летней оздоровительной кампанией остались довольны. На августовской конференции мы озвучили приоритетные цели и задачи нового учебного года. Они – в модернизации образования. В рамках этой федеральной программы мы сейчас получаем 606 единиц компьютерной техники, то есть каждая школа оборудует один-два современнейших компьютерных класса с сенсорными моноблоками, включающими в себя новейшие системы коммуникации – с микрофонами, диктофонами, скайпом и т.д и т.п. В идеале до 15 октября полностью оборудованные компьютерные классы будут готовы для полноценного, дистанционного в том числе, учебного процесса. В рамках модернизации образования к нам идет и современное, очень качественное спортивное оборудование, поставки уже начались. В школы пошли мячи, сетки, ракетки, кольца, ожидаются маты, брусья, баскетбольные щиты, гимнастические ковры и т.д. Мы сумели так провести торги, что образовалась экономия, которая позволяет нам оснастить не 17, а 21 образовательное учреждение. В задачу новой школы в рамках модернизации, конечно же, входит повышение квалификации педагогов, омоложение кадрового состава, в том числе руководящего, чем, собственно говоря, мы всегда занимались. В этом году на августовской конференции мы поздравили 38 молодых специалистов, избравших для себя педагогическую стезю. Три года назад таких было 10, потом 20. 38 – это хороший результат внимательного отношения к образовательной среде со стороны городского сообщества. Немаловажно, например, что уже второй год молодые специалисты получают ежемесячную доплату в сумме две тысячи рублей. Может быть, сумма кажется небольшой, но это хорошая поддержка, моральная в том числе, для человека, делающего первые шаги в профессии. В рамках модернизации 1100 наших учителей получают надбавку за результативность от 30 рублей до 15-17 тысяч в зависимости от того, каких успехов достигли ученики, а с ними учитель – в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. А начинается все с системы дошкольного образования. Е.Б. Поляниченко, заместитель начальника управления образования г. Таганрога:– Дошкольное образование – начальный этап в системе общего образования города Таганрога. И развивается оно по нескольким направлениям. Основное и актуальное для всей России – расширение сети дошкольных образовательных учреждений. Ни для кого не секрет, что очередь в детские сады существует, и, к сожалению, не каждому ребенку гарантировано доступное и качественное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Расширение сети ДОУ осуществляется в нашем городе по нескольким направлениям. Одно из которых – реорганизация дополнительных помещений в образовательных учреждениях в дошкольные группы. Два года назад межведомственной комиссией администрации города были обследованы все здания бывших детских садов, перепрофилированных в 90-е годы. Специалисты Госпожнадзора, Роспотребнадзора оценивали, насколько они соответствуют санитарным нормам и правилам, целесообразно ли произвести в них капитальный ремонт и вновь использовать по назначению. За 10 лет мы вернули в сеть 15 зданий бывших детских садов. Еще два детских сада после окончания капитального ремонта поэтапно будут введены в эксплуатацию. Основное направление – это строительство новых дошкольных учреждений. Последний детский сад в советский период был построен в 1989 году. А потом более 20 лет детских садов не строили вообще. И вот ровно год назад в нашем городе открылся новый, современный детский сад, который отвечает всем современным требованиям. Это была радость и достижение, наверное, на всю Россию. Самое приятное то, что мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В перспективе в рамках Губернаторской программы «100 детских садов» запланировано строительство еще пяти детских садов, под которые уже определены земельные участки. Использование свободных площадей общеобразовательных учреждений – следующее направление расширения сети ДОУ. На базе школы №29 была открыта первая дошкольная группа. Это был идеальный вариант – автономное здание со своим пищеблоком и медблоком. Далее мы пошли по пути использования свободных помещений, находящихся внутри школ, и в нынешнем году открыли три дошкольные группы в двух школах, в перспективе планируем организовать дошкольные группы на базе других образовательных учреждений. Используем мы и вариативные формы дошкольного образования. Это, в первую очередь, организация групп кратковременного пребывания. В ряде дошкольных учреждений давно уже функционируют такие группы, и мы планируем их организовать в других детских садах. В соответствии с указом Президента РФ, рекомендациями Правительства области и Министерства общего и профессионального образования РО, если в семье есть один или несколько детей дошкольного возраста и жилая площадь позволяет, планируется организация семейных групп. Количество детей в данных семейных группах будет зависеть от имеющейся площади жилья. На сегодняшний день три семьи изъявили желание организовать данные группы. До конца нынешнего года мы постараемся открыть эти три группы. Кроме этого, мы создаем консультационные пункты на базе ДОУ. Ведь сегодня многим детям необходима коррекция речи, зрения, опорно-двигательного аппарата. На базе дошкольных образовательных учреждений такие консультативные пункты посещают дети, нуждающиеся в помощи специалистов. В городе функционируют 11 Центров развития ребенка, 25 детских садов общеразвивающего вида. Сохранена сеть специализированных детских садов: функционируют 5 ДОУ компенсирующего вида, 4 ДОУ комбинированного вида, где, наряду с группами общеразвивающей направленности, функционируют группы компенсирующей направленности для детей, имеющих нарушения в физическом и психическом развитии. Кроме того, мы начали делать первые шаги в инклюзивном образовании. Модернизацию педагогических технологий может реализовать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. За последние годы в областном конкурсе «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» приняло участие 15 педагогов, победителями и обладателями гранта в 50 000 рублей стали 6 педагогов ДОУ; в областном конкурсе «За успехи в воспитании» в номинации «Лучший воспитатель дошкольного учреждения» участвовали 5 педагогов, из которых 4 стали победителями и получили по 15 000 рублей. С 2010 года по инициативе ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» был проведен ряд конкурсов: Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры 21 века» – 10 участников, победителем стала инструктор по физической культуре МБДОУ д/с №101; Всероссийский конкурс «Детские сады – детям», участвовали в разных номинациях 27 дошкольных учреждений г. Таганрога, победителями стали МБДОУ д/с №20, МБДОУ д/с «Здоровый ребенок». На муниципальном этапе конкурса по профилактике дорожно-транспортных происшествий и обучению дошкольников правилам дорожного движения принимают участие 90% ДОУ. Победителями и призерами на региональном этапе стали 6 детских садов (ДОУ №№10, 39, 13/38, 48, 41, «Здоровый ребенок»). МБДОУ д/с №80 представил коллективную работу на Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети». Работа получила высокую оценку и была отмечена серебряной медалью. Педагоги дошкольных образовательных учреждений постоянно участвуют в региональных, всероссийских, областных научно-практических конференциях и семинарах. 32 педагога ДОУ участвовали в конкурсе «Учитель года» в отдельной номинации «Педагог дошкольного образования». Призерами областного этапа конкурса стали музыкальный руководитель МБДОУ д/с №71, воспитатель МБДОУ д/с №48, учитель-логопед МАДОУ д/с №66, педагог-психолог МБДОУ д/с №37. С 2011 года ДОУ №№63, 66, 68, 78 являются базовыми площадками дошкольных образовательных учреждений области для реализации направления «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Данные учреждения осуществляют инновационную деятельность, обеспечивающую достижение современного качества образования в соответствии с целевыми показателями ФЦПРО на 2011–2015 годы и Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010–2015 годы». Всего по области 33 базовых ДОУ, в нашем городе организовано 4 пилотные площадки. Работа строится по нескольким направлениям – комплектование оборудования; обучение тьюторов на стажировочной площадке ИПК и ПРО; обучение педагогов на базовых площадках г. Таганрога. О.Л. Морозова, заместитель начальника управления образования г. Таганрога:– Город Таганрог начал работать с детьми-инвалидами в рамках инклюзивного образования раньше, чем многие другие муниципальные образования Ростовской области. Первые группы для детей с ограниченными возможностями появились в наших учреждениях дополнительного образования еще в 2003 году. Начинали мы с центром внешкольной работы, домом детского творчества, где дети в художественных студиях, развивая мелкую моторику, развивали и свою личность, свои эмоциональные качества, вливались, таким образом, в социум и к периоду обучения в школе могли находиться вместе с детьми, никаких отклонений при рождении не имевшими. Следующим этапом было открытие таких групп в спортивных школах, где появились группы детей-инвалидов – подводного плавания, гимнастики, общеразвивающие. На базе конно-спортивной ДЮСШ №4 мы создали отделение социальной адаптации для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детки разного возраста стали заниматься, поддерживать себя, развивать мускулатуру, улучшать опорно-двигательные функции. И перед управлением образования встал вопрос о необходимости предоставить этим детям площадку для получения общего образования, причем, в территориальной доступности к конно-спортивной школе. Таковой, и одновременно пилотной, площадкой для реализации федерального проекта «Доступная среда» стала школа №29. Сейчас здесь оборудуется и оснащается специальный кабинет, и 8 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата будут обучаться и заниматься в конно-спортивной школе. В дальнейшем у нас будут оборудованы кабинеты для детей с нарушениями зрения и слуха. Им сейчас оказывается консультативная помощь на базе школы №16, но мы хотим, чтобы они получали полноценное образование. – Ольга Львовна, в городе Таганроге столько одаренных, талантливых детей, как ни в одном другом городе. Расскажите, пожалуйста, о ваших олимпиадниках. – Предметные олимпиады, безусловно, это один из показателей эффективности действия образовательной системы. В нашем городе создана целая система по выявлению, поддержке, сопровождению и развитию одаренных детей. Таганрог всегда участвовал в российском олимпиадном движении. Начиная с 2003 года, мы видим увеличение активности детей, желающих принять участие в предметных олимпиадах по разным направлениям образования. У нас нет ни одной предметной области, в которой бы дети не изъявили желания участвовать, даже в психологии, которой нет в перечне всероссийских олимпиад – а в Таганроге такая олимпиада есть. В этом году на муниципальном этапе, то есть, когда детей выдвинула школа, у нас было 2 тыс. участников по 17 предметным областям, из них победителями муниципального этапа стали 350 человек. Из них к участию в региональном конкурсе были допущены 280, из которых победителями и призерами на региональном уровне стали 140. Для нас это важно, потому что победители и призеры олимпиад, начиная с регионального уровня, отмечаются приемными комиссиями при поступлении в вузы, им предоставляются льготы. В этом году Таганрог ликует: из 12 наших участников Всероссийского заключительного этапа предметной олимпиады двое завоевали статус победителя и призера. Выпускница школы №24 Ирина Лях – призер Всероссийской олимпиады по праву и обществознанию, а выпускник Мариинской гимназии Антон Батурин – победитель Всероссийской олимпиады по истории и призер Всероссийской олимпиады по праву. Несомненно, в первую очередь это заслуга детей и их родителей. Потому что если в семье не выстроена система работы с ребенком, самому талантливому педагогу сложно справиться с такой задачей. Но, безусловно, это заслуга и школы, и гимназии, в которых учатся эти ребята. Это заслуга замечательного педагога Владимира Юрьевича Ряжкина, руководителя ученического научно-исследовательского общества, который готовил этих детей. И большую помощь, конечно же, оказал Ростовский центр работы с одаренными детьми, организовавший для детей, включенных в команду Ростовской области для участия во Всероссийской олимпиаде, консультативные пункты. – Пожалуй, больше всего сегодня всех впечатляют ваши школьники в сдаче ЕГЭ. Для многих он до сих пор – страшный зверь… – А для наших выпускников – привычный сотрудник и попутчик в образовательной траектории. Город Таганрог уже давно стал пилотной площадкой, на которой наши педагоги охотно делятся опытом проведения ЕГЭ с коллегами из других территорий. Залог успеха все в той же СИСТЕМЕ. Она работает. |