Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№9 (34) сентябрь 2012] Татьяна Терновая: «Мы привыкли работать на развитие»

Прежде чем сесть за этот материал, заглядываю в викисловарь: reformator, от reformatore, преобразовывать, тот, кто является инициатором реформы, ее инициатором; новатор, тот, кто вносит и осуществляет новые прогрессивные идеи, приемы и т.п. в какой-то области. Вот и характеристика: Татьяна Николаевна Терновая, директор муниципального автономного, общеобразовательного учреждения лицея №28 города Таганрога – реформатор и новатор. Сама она говорит: «Привыкла со своим коллективом работать не на функционирование, но на развитие». И это тоже ключевая фраза.

Татьяна Николаевна, расскажите о себе…

– Родилась в семье учителей, и этим все сказано. Успешно окончила школу, физмат Таганрогского педагогического института. Был ли опыт другой работы? Был: на пятом курсе была избрана секретарем комитета комсомола института, проработала три года и окончательно поняла, что мое призвание – это педагогика. Начинала учителем математики в школе №5, работала вместе с мамой, что тоже само по себе очень помогло мне как молодому специалисту, а через два года перешла в мою родную школу №26, где мне посчастливилось работать с удивительным директором Ольгой Николаевной Яковенко. Она разглядела во мне лидерские качества и направила на курсы «Организаторов образования» – так они тогда назывались. С отрывом от производства мы проучились четыре месяца на базе Ростовского пединститута. И через год, в 1986 году, меня пригласили заместителем директора в школу №28, в которой я и пребываю до сих пор. Семь лет – завучем, потом на четыре года я уходила главным специалистом в управление образования и вернулась сюда уже директором. Моя профессиональная деятельность в этой школе связана с периодом, когда вся страна заболела понятием «инновации». Мы искали их повсюду, спорили, что это такое, изучали опыт москвичей, питерцев, ездили в Минск, Харьков, и все новое, передовое пытались внедрять у себя. Это тогда мы ввели в учебный план этическую грамматику, стали применять групповые формы организации работы. Новый импульс получило профильное образование, появились первые профильные классы. Вузы – и не только МГУ, физтех, МИФИ, и не только в Москве – стремились найти свои школы. Мы свой первый договор заключили с ростовским строительным институтом. Приезжали преподаватели, читали лекции нашим детям. Совмещенные экзамены показали, что наши ребята гораздо более успешны и конкурентоспособны на вступительных экзаменах. Наш кадровый потенциал был настолько высок, что, когда мы открыли физико-математический класс, о себе заявили химики, поэтому мы организовали и химико-биологический класс с медицинским уклоном, заключив договор с Таганрогским медучилищем. Через год гуманитарии сказали: а мы чем хуже? И появился гуманитарный класс. Сама я преподавала углубленную математику. У  нас с ребятами всегда были очень доверительные отношения, и мы много беседовали. Они часто говорили мне: ваша физика и математика – это хорошо, но мы хотим еще изучать иностранные языки, так, как в радиотехническом институте: студенты-выпускники могут защищать дипломы на английском языке. Подбор детей был очень сильный, ребята – настоящие сформировавшиеся личности. А что же оставалось делать нам, педагогам? Уже и времени до выпуска оставалось немного, и в учебный план невозможно втиснуть какие-либо дополнительные часы. Но мысль о том, что для каждого ребенка, если мы хотим по-настоящему развить его, надо выстраивать отдельную траекторию, не покидала нас. А тут в 1998 году подоспел базисно-учебный план, который говорил о том, что у образовательного учреждения есть право выбирать предметы, а у ребенка – выбирать свой учебный план. И постепенно окрепла идея перехода на индивидуальные траектории развития для каждого ученика. И в 2000 году на педсовете мы приняли решение попытаться организовать на старшей ступени новую учебную деятельность: уйти от классно-урочной системы к предметно-групповой. По всем предметам 10-11 классов мы предложили учащимся три уровня программ – базовый, углубленный и профильный. В результате получилось от 80 до 90 разных учебных планов. Как все это соединить? Нам повезло. Завучем в то время была назначена учитель информатики Наталья Валентиновна Ченцова, золотая медалистка школы №26, с красным дипломом окончившая радиотехнический институт. Она сказала: – Ну что, Татьяна Николаевна, это простая задачка на комбинаторику, попытаюсь ее решить. И она ее решила. Индивидуальные учебные планы 92 ребят соединила и уместила в расписание. Так мы проработали семь лет, радуясь высоким показателям детей по всем направлениям, в том числе и по подоспевшему к тому времени ЕГЭ. В 2008 году нас осенило: все эти годы мы фактически реализовывали программы углубленного обучения, причем в рамках своего микрорайона, не проводя никакого отбора, так почему же наша школа до сих пор не лицей? Мы провели всю необходимую подготовительную работу, и в 2010 году наша школа официально получила статус лицея. И в том же году, руководствуясь законом №83, в соответствии с решением городской Думы, мы первыми в городе перешли на автономию, заручившись большой поддержкой управления образования и администрации города. За что мы всем очень благодарны.

Теперь у вас полная свобода, все налажено, идет само собой, коллектив прекрасный, детки радуют. Можно почивать на лаврах?

– С чего бы это? С сентября прошлого года к нам присоединилась бывшая школа №14. У  них было мало учеников и большие площади. А мы, наоборот, работали в две смены, что никак не соответствует требованиям Рособрнадзора, Роспотребнадзора, предъявляемым к образовательным учреждениям со статусом лицея.

Сложно было притереться друг к другу – совершенно не похожие школы, два педколлектива, разные дети?

– Нюансы были. Но с самого начала мы сообща решили: сделаем все, чтобы стать единым коллективом. Первую линейку провели вместе на стадионе «Торпедо», потому что нет пока у нас такой площадки при лицее, где бы мы поместились все сразу – 1450 ребят и 160 педагогов. Я безмерно благодарна директору Игорю Анатольевичу Тунда, который выслушал меня очень внимательно, понял всю важность этой акции для слияния двух коллективов и предоставил нам поле стадиона, особым покрытием которого так гордился и дорожил. Мы старались на носочках ступать по этой его драгоценной изумрудной травке, и все равно я представляю, с каким сердечным трепетом он это перенес. И когда все мы, учителя и ученики, выстроились на этой линейке, у меня слезы стояли в глазах. А после линейки мы всем коллективом выехали на турбазу и выпили круговую чашу чая, отметив тем самым рождение новой педагогической семьи. Мы очень благодарны администрации города, которая помогает нам сегодня привести в порядок наши новые помещения. У нас теперь появился отличный спортзал, который после ремонта, я думаю, станет лучшим спортзалом города. У нас теперь наисовременнейшие туалеты, что, согласитесь, немаловажно для воспитания культурного уровня кого бы то ни было. Мы залатали крыши. Практически все лето с нами была Марина Викторовна Радомская, заместитель мэра города, вместе с нами контролируя ход ремонтных работ.

Педколлектив стал единым, не было ли антагонизма среди детей?

– Был, конечно, даже переписка была соответствующая на стенах, угрозы типа: – Мы вам покажем! Но очень много общих мероприятий постепенно стирают эту грань. Учителя, мудрые люди, подтянули все резервы. В конце прошлого учебного года при подготовке к итоговой аттестации мне пришлось проводить дополнительные занятия с девятиклассниками бывшей 14 школы по математике, помогая коллеге. Приходили многие, и ребята из детского дома в том числе, они всегда были учениками школы №14, а теперь наши лицеисты. И постепенно я увидела глаза внимающие, а не отбывающие. А когда после занятия ребята просят: – А поговорить? – я понимаю, что мы все уже не чужие. Мы все лицеисты.





15.11.2019
На месте боев за освобождение Ростова в Кумженской роще установлен памятный знак
В Кумженской роще Ростова-на-Дону появился памятный знак на месте боев в годы Великой Отечественной войны. Он установлен проектом «Единой России» «Историческая память» по инициативе лидера донских партийцев Александра Ищенко.
15.11.2019
Минспорта области прокомментировало ситуацию с ФК «Ростов»
Информация, высказанная в ряде СМИ главным тренером футбольной команды «Ростов» Валерием Карпиным о финансовой поддержке клуба правительством Ростовской области, не соответствует действительности.
15.11.2019
На развитие сферы образования в 2020 году планируется направить более 45 млрд. рублей
Комитет донского парламента по образованию, науке, культуре и информационной политике (председатель комитета – Светлана МАНАНКИНА, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») рассмотрел проект областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный к первому чтению.
15.11.2019
Проект бюджета Ростовской области на ближайшую трехлетку обсудили с общественностью
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
14.11.2019
Завершился второй этап конкурса «Лучший молодежный парламент в Ростовской области»
14 ноября прошел второй этап ежегодного конкурса «Лучший молодежный парламент в Ростовской области», учрежденного Законодательным Собранием Ростовской области.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс