Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

№1 (26) январь 2012 Людмила Берлим: «Живите достойно и радуйтесь жизни»

«Батайск будет лучшим». «Батайск счастлив счастьем своих людей». «Город, где люди улыбаются — счастливый город». Не устаю восхищаться этими простыми, но такими верными жизненными ориентирами. Каждый раз, приезжая в этот город, надолго заряжаешься наивным, почти детским оптимизмом, а главное, снова и снова убеждаешься: это работает. Батайск действительно один из лучших городов России, и люди здесь улыбаются, и каждый чувствует к себе реальное внимание со всех сторон.

Вообще, Батайск, лично для меня, начинается сразу, как только входишь в рейсовый автобус: вежливые, внимательные люди, никакой суеты, толкотни и лишнего шума. А ведь это, прежде всего, воспитание, заложенное добрыми традициями в семье, детском саду, школе. Неслучайно образование города Батайска находится на одной из передовых позиций не только в Ростовской области, но и в Российской Федерации.

О том, какими педагогическими успехами ознаменован год 2011-й, рассказывает Людмила Ивановна Берлим, начальник Управления образования города Батайска, отличник народного просвещения.

2011 год был полон ярких, незабываемых событий. Так, после продолжительного перерыва было присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» Г.Г. Зубковой, учителю русского языка и литературы лицея № 10, и А.В. Половинко, учителю начальных классов 4-й школы.

Три педагога стали победителями в конкурсе лучших учителей, внедряющих инновационные программы: учительница информатики Н.Н. Юркова получила грант в размере двухсот тысяч рублей, а учителя географии и русского языка и литературы Л.П. Полицковая и И.Ю. Мичурина — премии Губернатора по пятьдесят тысяч рублей.

Е.А. Криволапова, призёр областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», представила Ростовскую область на Всероссийском конкурсе в городе Санкт-Петербурге и заняла четвёртое место в номинации «Художественная» среди восьмидесяти трех педагогов из сорока регионов Российской Федерации. Победа заслуженная и очень достойная.

Проводились конкурсы профессионального педагогического мастерства, ставшие доброй традицией.

В финале конкурса «Учитель года — 2011» (этот конкурс по счёту уже двадцать второй) грант мэра города Батайска (тридцать пять тысяч рублей) был вручён учителю биологии Е.В. Амилаевой. Призёры конкурса, занявшие второе и третье места, также получили гранты (двадцать пять и двадцать тысяч рублей). Впервые в рамках этого конкурса состоялся «Педагогический дебют» для молодых учителей, в котором победила преподаватель русского языка и литературы Е.С. Шевченко (грант — двадцать тысяч рублей).

Конкурс классных руководителей проводился в 2011 году впервые. «Самым классным классным» стала Г.А. Селивёрстова, учитель школы № 5.

Воспитательница С.М. Карпущенко является лауреатом областного конкурса «Учитель года Дона — 2011».

В зональном этапе конкурса «Мама! Научи меня соблюдать ПДД», состоявшемся в городе Ростове, первые места присвоены нашему МБОУ № 149 и методисту ИМК УО Е.В. Крючковой.

Ведётся работа по привлечению молодых педагогов в образовательные учреждения города. В соответствии с распоряжениями мэра, молодые специалисты со средним специальным и высшим образованием получают ежемесячную надбавку в размере одной и двух тысяч рублей соответственно. В 2011 году такую доплату получали сто шесть начинающих специалистов. Общая сумма доплаты составила в прошлом году более 2,5 млн. руб.

В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в нашем городе работают тринадцать молодых победителей конкурсного отбора специалистов высших учебных заведений.

Высокий профессионализм, преданность призванию, обострённое чувство долга позволяют педагогическому сообществу города активно внедрять инновации, развивать различные направления деятельности.

Сегодня в Батайске работают тридцать три экспериментальные инновационные площадки: одиннадцать пилотных образовательных учреждений, девять областных и тринадцать муниципальных экспериментальных площадок.

В первых классах всех школ города внедряются ФГОС второго поколения. В МБОУ СОШ № 2, МБОУ лицей № 3, МБОУ СОШ № 4 новые стандарты осваивают и второклассники.

Федеральными пилотными площадками по направлению «Достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы „Наша новая школа“ средствами активизации инновационного потенциала регионального образования» стали МБОУ «Гимназия № 7», МБДОУ № 149, МБДОУ № 121.

В рамках федеральной программы двадцать пять руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров прошли курсовую подготовку по проблеме «Государственно-общественное управление образованием».

На базе МБОУ «Гимназия № 7» действовала областная пилотная площадка «Апробация ФГОС в системе развивающего обучения Л.В. Занкова». Теперь эта гимназия — ресурсный центр для обучения педагогов начальной школы по внедрению новых образовательных стандартов.

Большое внимание уделяется поддержке одарённых детей. Ежегодно проводится конкурс «Лучший ученик года». В 2011 году в конкурсе приняли участие одиннадцать учеников общеобразовательных школ. Обладателем звания «Лучший ученик года-2011» и гранта мэра города Батайска (двадцать тысяч рублей) стал Владислав Коржов (МОУ СОШ № 4). Грант мэра «Юное дарование I степени» (десять тысяч рублей) получили Оксана Макаренко (МОУ СОШ № 16) и Татьяна Щекинова (МОУ «Гимназия № 7»). Восемь старшеклассников получили гранты мэра «Юное дарование» (по пять тысяч рублей). Награды победителям традиционно вручались на городском празднике «Одарённые дети». На этом же празднике именной стипендией мэра (по две тысячи рублей) были поощрены тридцать шесть обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Семеро дошкольников получили ценные подарки.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по двадцати одному предмету, в котором принял участие 1501 человек, выявил 260 победителей и призёров.

На региональный конкурс исследовательских работ «Отечество» в двенадцати номинациях было представлено семьдесят восемь исследовательских проектов старшеклассников, тридцать шесть из них отправлено в область.

Особо Управление образования заботится об отдыхе, оздоровлении и занятости детей в рамках реализации проекта «Наша новая школа». На весенних и летних каникулах 50% детей отдохнули в пришкольных лагерях. Все дети из малообеспеченных семей (3319 учащихся) получают горячие обеды и завтраки. Также за счёт местного бюджета 4643 ученика получают бесплатное молоко. В целом, горячим питанием обеспечено 92% учащихся. Во всех школах города введён третий час физкультуры.

Вот далеко не полный перечень того, что мы сумели успешно сделать в прошлом году.

— Вам, батайчанам, повезло с мэром: он вникает во всё и всё всегда везде успевает. Его заслугу в том, что Учитель в Батайске — это престижно — трудно переоценить...

— Да, нам повезло. Валерий Васильевич — удивительный человек. Он всё успевает. Является инициатором всех крупных дел и значимых событий. Бывает на всех мероприятиях. Очень внимателен к горожанам: не поздравить с днём рождения Почётного гражданина города, руководителя предприятия, организации, коллектив с юбилейной датой — такого не бывает. У него, а значит, и у нас всех, не может быть простоев и выходных. Но, главное, что отличает нашего главу — это то, что он умеет не только планировать, но и предвосхищать развитие на несколько лет вперёд. Он не одобряет текучки, ему нужны широта, перспектива. Даже в кризисные времена он не опускается до рутины, а живёт и работает на будущее. У нас открываются катки, группы для детей с нарушениями здоровья, Дошкольная академия, семейные детские сады. Зачастую пессимисты кричат: зачем роскошествовать в такие трудные времена? Но Валерий Васильевич убеждён: трудные времена пройдут, и жить надо не одним днём. По долгу службы мне приходится бывать в других городах, посещать образовательные учреждения. И я вижу, что многое из инноваций у нас уже внедрено, активно используется. Наш мэр просто запрограммирован на внедрение нового. Он читает газеты и расписывает их руководителям городских служб: посмотрите, как у них, сравните с нашей ситуацией, сделайте ещё лучше. Своевременно Валерий Васильевич предусмотрел и развитие демографической ситуации в разных микрорайонах города, принял меры к тому, чтобы в учебных заведениях не было перегрузки. Построен новый детский сад в Западном микрорайоне на 280 мест. Имеется экспертиза проектно-сметной документации на строительство детского сада с бассейном в СЖМ на 220 мест и строительство пристроек к еще трем образовательным учреждениям: МБДОУ № 25 (80 мест), МБДОУ № 45 (50 мест), МБОУ НШ-ДС № 22 (150 мест). Ведется разработка ПСД на строительство пристройки к МБДОУ № 22, готово предпроектное предложение по капитальному ремонту МБДОУ № 19. Есть проект новой школы на шестьсот мест с плавательным бассейном в Северном микрорайоне.

Да разве сказанное касается только образования? Возьмите наше здравоохранение: ещё никто не слышал о модернизации в этой области, а уже была готова проектно-сметная документация. В настоящее время ЦГБ города капитально отремонтирована, оснащена новейшим оборудованием, заканчивается строительство нового корпуса.

Подобная ситуация сложилась во всех сферах жизни батайчан. Сегодня в нашем городе есть всё для комфортного проживания — бассейн и спортивный комплекс, ледовые катки, прекрасные детские сады и школы, кинотеатр, супермаркеты, благоустроенные рынки и т.д. Отпала необходимость покидать пределы Батайска.

Рядом с таким мэром невозможно работать по-другому. В ближайшую субботу у нас запланирован объезд участков под новые детские сады — в Северном, Западном, Восточном микрорайонах. Казалось бы: ну, что там смотреть? Однако Валерий Васильевич знает, на что нужно обратить самое пристальное внимание. И ведь новые детсады появятся там точно в условленный срок. Вот такая материализация мыслей.

— Людмила Ивановна, как педагог с огромным и неоценимым стажем, скажите, в чём проблемы современного воспитания детей?

— Время мы переживаем сложное — с этим не поспоришь. Когда мне задают этот вопрос, я затрудняюсь — с чего начать ответ. Современные дети очень умны, сообразительны, у них широкий кругозор, мы, учителя, говорим с ними на равных, фактически учась друг у друга. А вот их родители, чья юность и становление пришлись на лихие 90-е, — когда в стране был хаос, а в школах отменили военное дело и трудовое воспитание, перестали говорить о патриотизме и нравственности, пустили всё на самотёк, — никак не впишутся в современную жизнь. Они всё отрицают, представляют реальность в негативном свете. И своим отношением к жизни не могут не оказывать влияния на детей. Проблема отцов и детей существовала всегда, но сегодня она носит специфический характер. Эта связка — семья и школа, родители-учитель-ученик, как-то рассыпалась, и учитель порой попадает в незаслуженную изоляцию. Хотя то, что педагогическое влияние сильнее — бесспорно. Дети, особенно в дошкольном и начальном звене, проводят в образовательных учреждениях целый день. 78% детей на сегодняшний день охвачено дополнительным образованием (кружков у нас больше двух тысяч, и среди них большинство бесплатных). Тем не менее, прежнюю спайку семьи и школы необходимо восстановить. И когда учитель вновь станет союзником родителей, результат будет позитивным.

— Кстати, о трудовом воспитании — как вам удалось сохранить его в ваших школах? Ведь сегодня многие родители сознательно растят из своих детей барчуков и белоручек.

— Да, есть родители, которые против того, чтобы их дети убирали территорию школы, школьные классы. Но мониторинг показал, что 85% родителей заинтересованы, чтобы в родном городе жилось хорошо, светло и чисто и чтобы дети были приучены к труду. И трудовое воспитание у нас осталось на том же уровне, что было двадцать-тридцать лет назад. Дети убирают территории своих учебных заведений и микрорайонов, участвуют в субботниках и воскресниках, у нас каждую неделю — чистый четверг. В акциях «Зелёный город», «Чистые пруды», «Перелётные птицы», «Скворечник» мы участвуем все вместе. Ученики школ № 6 и № 4 с удовольствием ездят собирать морковку, яблоки, клубнику, зарабатывают деньги и привозят домой натуроплату. От того, что наши дети умеют трудиться, выигрывают все — сами ребята, их семьи, город в целом.

— Итак, Людмила Ивановна, Ваше сегодня заключительное слово: над чем должны призадуматься учителя, родители, дети? Ведь дети, по большому счёту, страдают больше всех, совсем как в недавнем сюжете по ТВ: любящие родители чуть не разорвали любимого ребёнка, буквально повредили физически, потому, что каждый тянул его к себе. Страшно...

— Для учителя все дети должны быть одинаковы, нельзя делить их на хороших и плохих, способных и бесталанных, грамотных и не очень. У умного учителя все дети — золотые. Понятно, что есть индивидуальный подход, разные программы, но ребёнок есть ребёнок, он должен быть любим. Любовь — это основное.

Родители — это другая категория. И если они хотят добра себе и своему ребёнку, никогда не позволят себе дурно отзываться об учителе и школе. Идите в школу, выясняйте причины недоразумений и конфликтов, но, ни в коем случае, не в присутствии ребёнка. В противном случае, по окончании школы сформируется высокомерный человек, для которого нет авторитетов, да и ваш под сомнением.

Сам ребёнок не должен быть разменной монетой между учителем и родителями или между матерью и отцом. Он должен выполнять свою — детскую миссию. Задача взрослых — не мешать ему в этом. Как? Элементарно: уметь радоваться жизни и научить этому своего ребёнка. В одном из наших детских садов стоят стулья разного цвета, и психологи ежедневно отмечают, на какой садятся детки, придя утром. Оказалось, что лишь 40-50% детей выбирают радужные — красный, жёлтый, зелёный. Остальные мрачно садятся на тёмно-синий или чёрный. Почему? — спрашивают родителей. И те припоминают, в какое утро и как испортили настроение себе и детям, не успев даже выйти из дома.

Так что всё просто: живите достойно каждый на своём месте и радуйтесь жизни.





15.11.2019
На месте боев за освобождение Ростова в Кумженской роще установлен памятный знак
В Кумженской роще Ростова-на-Дону появился памятный знак на месте боев в годы Великой Отечественной войны. Он установлен проектом «Единой России» «Историческая память» по инициативе лидера донских партийцев Александра Ищенко.
15.11.2019
Минспорта области прокомментировало ситуацию с ФК «Ростов»
Информация, высказанная в ряде СМИ главным тренером футбольной команды «Ростов» Валерием Карпиным о финансовой поддержке клуба правительством Ростовской области, не соответствует действительности.
15.11.2019
На развитие сферы образования в 2020 году планируется направить более 45 млрд. рублей
Комитет донского парламента по образованию, науке, культуре и информационной политике (председатель комитета – Светлана МАНАНКИНА, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») рассмотрел проект областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный к первому чтению.
15.11.2019
Проект бюджета Ростовской области на ближайшую трехлетку обсудили с общественностью
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
14.11.2019
Завершился второй этап конкурса «Лучший молодежный парламент в Ростовской области»
14 ноября прошел второй этап ежегодного конкурса «Лучший молодежный парламент в Ростовской области», учрежденного Законодательным Собранием Ростовской области.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс