Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Чувство хозяина как национальная идея

Брежнев Алексей Александрович, директор ООО «Отражение», депутат городской Думы г. Волгодонска, заместитель председателя комиссии по ЖКХ в городской Думе, председатель Волгодонского местного отделения партии «Опора России».

— Алексей Александрович, вы работаете с вопросами ЖКХ, так сказать, в полном контакте — и на уровне городской комиссии, и в своем округе. Какие вопросы городского уровня Вы бы поставили сегодня во главу угла?

— Если говорить о проблемах ЖКХ, в том числе и в нашем городе, — на первом месте стоит соотношение качества и цены оказываемых услуг. Понятно, что их следует подразделять на коммунальные услуги (то, что продают поставщики ресурсов — вода, отопление, газ, электричество) и жилищные услуги (обслуживание и текущий ремонт объектов). Я, конечно, горжусь тем, что наш город в сфере реформирования ЖКХ занимает ведущие позиции (взять хотя бы тот факт, что почти 90% процентов многоквартирных домов города перешли на обслуживание частных управляющих организаций). Однако, здесь своя проблематика. Взять, например, вопрос оборудования домов приборами учета. Подавляющее большинство жилого фонда уже снабжено новыми электросчетчиками, буквально в последний месяц 2010 года на все многоквартирные дома были установлены счетчики холодной воды, чтобы отделить общедомовые расходы от поквартирных. Однако, например, работая в этом направлении с электросчетчиками, мы столкнулись с тем, что на однотипных домах разница в показаниях потребленной электроэнергии для общедомовых расходов на одном доме составляет 40 процентов, а на другом — 5. Конечно, в первую очередь причина кроется в элементарном воровстве. Мы подключили активистов (у нас в микрорайоне, в частности, сформирован сильный актив жильцов, которым мы даже решили выплачивать вознаграждение на постоянной основе за выполнение контрольных функций), выявили нарушителей, заставили подключиться к сети как положено, и цифры стали приходить в относительное соответствие.

— Значит, пути решения найдены?

— Как сказать... Ожидаемого выигрыша у потребителей не получается: тарифы дорожают и общая сумма платежей не снижается. У людей возникает вопрос: «А для чего мы это все делаем?» Плюс к этому сложилась ситуация, при которой в начале 2010 года добросовестные плательщики позвонили, сообщили показания своих электросчетчиков, а недобросовестные это проигнорировали. В результате поставщики электроэнергии ничтоже сумняшеся вывалили всю подомовую разницу на добросовестных плательщиков, и нам пришлось долго успокаивать людей, возмущенных такой несправедливостью.

Сейчас похожая ситуация складывается и с холодной водой. И здесь вопрос с контролем усложняется: водяные счетчики стоят не на площадках, как электрические, а в квартирах, куда не каждый хозяин пускает. Поэтому на депутатской комиссии мы предложили не спешить с выставлением счетов за общедомовой расход воды в домах, где процент слишком высокий до тех пор, пока не разберемся, куда «утекает» разница в показаниях по воде. Отдел координации городской администрации в прошлом году проводил пробное тестирование на нескольких домах, им удалось получить определенные результаты, будем вместе искать пути решения этой задачи. Правда, и здесь стоимость холодной воды в этом году выросла на 20%. Конечно, сложив водоснабжение с водоотводом, удалось остаться в рамках, обозначенных премьером, но отдельный житель никакого выигрыша от установки приборов учета не ощущает. Я думаю, что у реформ должна быть задача, понятная населению, и положительный эффект должны получить прежде всего рядовые потребители. Например, для районов и городов, где люди активно занимаются энергосбережением, тарифы должны быть ниже. А сейчас выходит — мы экономим средства поставщикам ресурсов (ведь раньше общедомовые расходы они списывали за счет своей прибыли), а они нам за это даже спасибо не говорят!

— Но ведь можно потребовать от поставщика объяснить, каким образом и за что повышается тариф? Есть региональная служба по тарифам, в конце концов...

— Хотелось бы, чтобы наша региональная служба по тарифам выстроила ясную и справедливую линию в политике ценообразования и отношениях с монополистами. Ибо складывается ощущение (и это общее мнение, по этому вопросу постоянно выступают наши депутаты), что они дружно ринулись в атаку на потребителя и сдержать их ничто не в силах. На любой вопрос, который предприниматель задает тем же электрикам, они умудряются давать ответы в такой сложной и витиеватой форме, что смысл ответа теряется в хитросплетении терминов и фраз. Создается впечатление, что это делается намеренно, чтобы уклониться от прямого ответа. На прошлой неделе мы видели письма, которые «Донэнерго» будет рассылать предпринимателям. Смысл его сводится к тому, что тариф за январь еще не определен и расчеты будут выставлены в конце февраля. А ведь предприятия проработали все это время, стоимость электроэнергии была заложена в цену продукции... Как бюджетировать бизнес? Аналогичные примеры по газу: предприниматель протянул на свое предприятие ветку, ее обслуживает Горгаз, который в новом году объявляет, что цены на эту услугу возрастают на несколько десятков процентов. В ответ на просьбу обосновать — предоставляются ссылки на какие-то сверхрасходы, которые они несут, и поэтому повышают цену. Особая тема — вопрос о лимитах и сверхлимитах. Здесь уже полный беспредел, когда предпринимателя вначале просят указать заниженную норму потребления, чтобы поставщик располагал определенным ресурсом для покрытия сезонных колебаний в потреблении газа. А когда, естественно, у предпринимателя выходит превышение, ему выставляют штрафные санкции за перелимит, не вспоминая о «джентльменском соглашении». И это — рыночные отношения?

— Какой же выход из сложившейся ситуации? Идти на митинг протеста или в суд?

— Митинги, конечно, вещь действенная, но не практичная. В суды таскаться по каждому случаю тоже не хватит ни времени, ни ресурсов. Тем более, что по действующему закону все, вроде бы, правильно, а оспорить тариф — вещь почти безнадежная, для этого нужны «мощности» целых институтов. А такие институты есть только у монополистов, но уж никак не у отдельных предпринимателей или управляющих компаний. Думается, здесь веское слово должно быть сказано на уровне областных структур, а может быть — и самим Губернатором, так как монополисты-поставщики — это настолько мощные структуры, с такими серьезными рычагами, что ни отдельно взятому предпринимателю, ни даже группе предпринимателей с ними не справиться. А ведь залог здорового инвестиционного климата заключается прежде всего в прозрачных правилах игры для всех участников рынка. Но если ситуация настолько туманна и безвыходна, что проблему проще решить «личным порядком», то коррупционная составляющая начинает влиять и на ход инвестиций, и на ход реформ. Нельзя бесконечно пользоваться энтузиазмом инвесторов или доверием граждан: этот ресурс быстро исчерпаем. Я состою в кадровом резерве «Единой России» и во время встреч вместе с другими «резервистами» с Виктором Ефимовичем Дерябкиным я озвучивал эту проблему, подчеркивая, что мы теряем доверие граждан и каждую новую идею на пути модернизации нашего общества они воспринимают по меньшей мере настороженно, а то и просто «в штыки». Мы выстроили вертикаль, по которой из центра к нам спускаются разнообразные новшества, еще не отработанные и не опробованные, при этом монополисты топчутся по нашим местным экономикам как мамонты, а мы потом ломаем головы, как навести порядок после этих «слонов в посудной лавке». Может быть, там, в центре, пусть разберутся с монополистами, а мы здесь, на местах, выберем для себя наиболее подходящую модель и методику проведения реформ — и цель будет достигнута, и население довольно?

— Вы сказали о проблемах с коммунальными услугами, которые предоставляют поставщики-монополисты. А как обстоит дело с предоставлением жилищных услуг управляющими компаниями?

— Вы знаете, сейчас уже произошел определенный психологический сдвиг в менталитете населения и люди стали активнее участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся всех. В особенности, если деятельность управляющих компаний им видна и понятна (что не в последней степени зависит от умения руководства компаний работать с людьми и в первую очередь — с активом жильцов). Кстати, это самое чувство хозяина начинается именно с выбираемых жильцами активистов, которые действительно обладают нужными лидерскими качествами и житейским опытом, необходимыми для того, чтобы представлять общие интересы. Они в идеале представляют одновременно и собственный, и общественный интерес. И это уже приносит реальные плоды: подбираются наиболее выгодные варианты технического обслуживания и ремонта, приглашаются такие исполнители, которые предлагают наиболее оптимальные варианты по цене и качеству работ.

Здесь следует сделать небольшое историческое отступление и вспомнить, что в 2005 году муниципальные коммунальные предприятия в Волгодонске обанкротились и город получил уникальную возможность начать «с чистого листа»: были созданы новые управляющие компании для оказания жилищных услуг, а люди, без всяких посредников, заключили прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг. И четыре года у нас работала, пожалуй, наиболее удачная за последнее время схема «раздельного пользования» коммунальными и жилищными услугами. Однако в 2010 году в соответствии с новым законодательством все было переложено на плечи управляющих компаний, и они оказались между «молотом» монополистов и «наковальней» рядовых потребителей. Да, на городском уровне удалось несколько смягчить ситуацию, в частности — путем переговоров с энергетиками, которые согласились пока не взыскивать недоимку по платежам с управляющих компаний, но ведь юридически именно они несут ответственность за взимание платы с жильцов, в том числе — должников! Мы уже не раз обращались в различные инстанции с просьбами подкорректировать законодательство, но вопрос остается без движения вот уже второй год.

— Вы ознакомились с методами хозяйствования в различных странах. Какую модель Вы считаете подходящей для нас?

— Идеальных моделей не существует. Но есть главные принципы, лежащие в основе. Важнейший из них — «чувство хозяина». В Советском союзе его воспитать не удалось (прижилось только «чувство несуна»). А вот в США, например, этот принцип работает. При том, что американцы не очень верят своим политикам, подозревая их во всех грехах, постоянно проверяя, но вместе с тем активно участвуют в выборах, общественных организациях и комитетах, партиях, волонтерском движении, решая проблемы обустройства жизни и развития территорий. А центру оставляют глобальные программы: оборону, внешнюю политику, космос и т.п. Потому что они в полной мере являются хозяевами на своей территории: сами принимают решения, сами работают над их претворением в жизнь и, самое главное, — пользуются результатами этой работы.

Например, меня, как жителя Волгодонска, беспокоит вопрос о том, чтобы в нашем городе были комфортные условия для проживания, оказывались высококачественные коммунальные и социальные услуги, была возможность прибыльно трудиться, обеспечивалась социальная и экологическая безо-пасность. И нужно, чтобы каждый волгодончанин не только жил и работал на этой территории, но и получал удовлетворение от своей жизни и работы, пользуясь ее плодами, стремясь обустроить и улучшить среду своего обитания. А между прочим, проводя занятия в школе, я убедился, что наши дети не хотят быть предпринимателями. Они хотят быть чиновниками, милиционерами (и при этом иметь собственную заправку) и т.д. Видимо, перед глазами у них есть убедительные положительные и отрицательные примеры!

Другая диспропорция, характерная, кстати, не только для Волгодонска, но и для России в целом — «болезнь центра и окраин». То есть, если уровень комфортности жизни в Волгодонске оценивается как «первый», то это не значит, что проживание в центре Нового города так же удобно и комфортно, как, к примеру, в Старом городе, где находится мой округ. Если в центре высока насыщенность объектами, как раньше говорили, соцкультбыта, линиями общественного транспорта, малыми архитектурными формами, центрами торговли, отдыха, услуг и т.п., то на окраинах (при том, что Волгодонск — город очень компактно расположенный!) возникает ощущение, что ты попал в какую-то глухомань, куда даже не ходит автобус. А ведь тут живут такие же люди, с теми же потребностями, что и у жителей центра, они работают на предприятиях и учреждениях города, платят налоги и не понимают, почему автобусные маршруты проходят так, что до ближайшей остановки нужно идти больше километра через неосвещенные кварталы, в то время когда возле дома улица с активным дорожным движением. Нельзя все оценивать только чьей-то рентабельностью, у власти есть еще и социальная ответственность перед гражданами. А то получается, как во всей России: есть любимый и «балуемый» властями центр, а есть глухая «провинция», куда ни руки, ни средства не доходят.

Наверное, пора перестать страдать «имперским синдромом» и в полную силу начать заниматься в широком смысле своей «провинцией», «малой родиной», конкретной территорией, где живет конкретный человек, его семья, близкие, друзья, земляки. Может быть, стоит именно это сделать национальной идеей? А то, согласитесь, когда человек объявляет себя «патриотом своей квартиры», а там нет ни ремонта, ни чистоты, ни комфорта — это вряд ли пойдет кому-то на пользу. И прежде всего — хозяевам этой самой квартиры. Нужно так построить политику, в том числе в области ЖКХ, чтобы люди хотели и могли обустроить прежде всего свой дом, район, город, область и, в конечном счете — страну. Вот тогда, возможно, нам будет и чем гордиться, и что оставить детям.





30.11.2020
Новый кислородный концентратор передали БСМП Таганрога депутаты и волонтеры
В больнице используют передовые технологии и добиваются выздоровления при тяжёлом течении коронавирусной инфекции.
27.11.2020
26-е заседание ЗС РО
Областной бюджет на ближайшую трехлетку принят в первом чтении
26.11.2020
Василий Голубев предложил ввести временный запрет на плановые проверки медорганизаций
С таким предложением губернатор Ростовской области Василий Голубев выступил сегодня, 25 ноября, в ходе заседания рабочей группы Госсовета РФ по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Заседание в режиме видеоконференции провел председатель рабочей группы Сергей Собянин.
26.11.2020
Фракция ЛДПР в донском парламенте обсудила проект областного бюджета на ближайшие три года
25 ноября состоялось заседание фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Ростовской области. Основным вопросом повестки дня был проект областного закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», подготовленный к первому чтению.
25.11.2020
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс