Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Волгодонск: культурная политика в контексте муниципальной реформы

Людмилу Мурашеву можно образно назвать «экс-министром культуры Волгодонска», учитывая годы, посвященные работе в этой сфере, и личный вклад в развитие культуры самого молодого города Ростовской области как с административных, так и с культурно-социологических и научных позиций. Одна из наиболее интересных научных работ Мурашевой исследует как раз современные культурно-политические процессы в российском обществе в контексте муниципальной реформы. Именно в этом аспекте и выстроилась беседа корреспондента «Парламентского вестника Дона» с одним из ведущих работников культурной сферы и специалистом-культурологом города Волгодонска, заслуженным работником культуры РФ.

Людмила Евгеньевна Мурашева имеет разностороннее образование (Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, Северо-Кавказская академия государственной службы, где окончила аспирантуру). В течение 30 лет работала руководителем ряда учреждений культуры, начальником Отдела культуры г. Волгодонска, совмещая административную деятельность с научно-преподавательской работой в ВИС ГОУВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» на кафедре «Социальная культура и гуманитарные дисциплины». В настоящее время ведет активную научную и преподавательскую работу, является автором ряда публикаций по вопросам культуры и культурной политики.

— Людмила Евгеньевна, у Вас богатый опыт руководящей работы в сфере культуры города Волгодонска. Как бы Вы описали культурную политику местного уровня в контексте муниципальной реформы?

— Переосмысление роли культуры и культурной политики в современном обществе находится в центре активных дискуссий среди работников культуры и студенческой молодежи в нашем городе. В итоге таких дискуссий подтверждается незаменимая роль культуры в развитии местного самоуправления, в адаптации людей к изменяющимся условиям жизни и деятельности. Продолжается поиск адекватной культурной политики, органично сочетающейся с экономической и социальной политикой. В результате этих поисков местная власть ориентируется на решение трех основных задач: сохранение сети учреждений культуры, ее развитие и создание благоприятных условий для художественного творчества населения.

Культурная политика в нашем городе находится в стадии становления, идет сложный, противоречивый процесс поиска ее адекватных моделей, принципов, задач и инструментов реализации. В городе налаживается система анализа процесса формирования и реализации культурной политики с учетом национального и мирового опыта адаптации культуры к новым социально-экономическим условиям. Переход России к рыночной экономике, демократии, обуславливает необходимость изменения актуальных культурных стереотипов и разработке новых социокультурных технологий в условиях муниципальной реформы.

Однако до настоящего времени стратегия, цели и задачи государственной культурной политики не являются адекватными социально-историческим вызовам. В таких условиях следует говорить и о проблемах сформированности и готовности к целенаправленной деятельности негосударственных субъектов в культурной сфере города. Дело в том, что государство фактически устранилось от выполнения функции согласования несовпадающих интересов различных субъектов, участвующих в культурной жизни. Однако в качестве положительного примера по Волгодонску можно привести перевод киноконцертного комплекса «Комсомолец» в арендные отношения. Основная масса учреждений культуры стремится продуктивно работать в новых социально-экономических условиях. Работники культуры понимают, что даже возможный уход от принципа остаточного финансирования культуры при сохранении прежней парадигмы деятельности сферы культуры приведет к невыполнению ею адаптационной и инновационной функции, что серьезно затормозит развитие реформ. Необходим принципиально новый концептуальный подход.

— На какие негативные факторы Вы бы указали в описываемом процессе?

— К сожалению, именно отставание культурных процессов от социальных изменений в реформируемом российском обществе является одним из факторов, способствующих сохранению социальной напряженности и невысокой положительной динамики изменений в экономической и политической сферах.

Серьезным барьером на пути развития корпоративной поддержки культуры выступает низкий профессиональный уровень администраторов и менеджеров. Понимая эту проблему, руководители учреждений культуры постоянно повышают профессиональный уровень работников, в чем неоценимую помощь оказывают курсы повышения квалификации и Областной дом народного творчества Министерства культуры Ростовской области. Для проведения занятий сюда приглашают ведущих социологов, культурологов, политологов и экономистов России. Местные власти, понимая положительное влияние культуры на развитие как отдельной личности, так и всего населения, высоко оценивают культуру и ее роль в социальной и экономической жизни города. Для реализации культурной работы формируются необходимые системы: учреждение получает муниципальные заказы на производство социально значимых культурных благ, из бюджета города выделяется определенное финансирование для производства культурных благ, обеспечивающих реализацию культурной политики. Однако муниципальная реформа, с одной стороны, создает условия для формирования новой культурной политики на местном уровне, а с другой стороны ставит определенные ограничения и барьеры для функционирования муниципальной культуры

— Принимают ли предприниматели города участие в культурном процессе?

— Да. В городе складываются определенные партнерские отношения культуры и бизнеса. Можно привести немало положительных примеров, когда отдельные предприниматели или целые предприятия осуществляют финансовую поддержку творческих коллективов города, помогая им в приобретении материальной базы и спонсируя поездки на гастроли и конкурсы, участвуют в проведении общегородских мероприятий. Однако работникам культуры приходится одновременно решать две задачи: обеспечивать культурные потребности всех слоев населения города (к сожалению, здесь имеются тенденции к снижению) и формировать новые потребности, призванные повысить культурный уровень горожан.

Задачи, стоящие перед органами управления муниципальной культуры, являются чрезвычайно сложными, так как, с одной стороны, надо обеспечить доступ к культурным благам всем слоям населения, что возможно при наличии льгот отдельным категориям граждан. С другой стороны необходимо повышать финансовую обеспеченность деятельности муниципальной сети учреждений культуры.

— Как бы Вы сформулировали главные задачи на «культурном фронте» Волгодонска?

— Главной целью городской культурной политики стало создание условий для стимулирования и институализации социально-культурной активности жителей города. Именно в нашем молодом городе муниципальная реформа с одной стороны и возрождение и развитие культуры с другой являются наиболее тесно связанными и взаимообусловленными. Одним из важнейших факторов управления культурными процессами местная власть считает стимулирование социально-культурной активности населения. Это тот самый ключ, с помощью которого можно осуществить решение множества социально-экономических и политических задач, начиная от развития местного самоуправления и заканчивая повышением конкурентоспособности экономики города на уровне Ростовской области. При формировании бюджета города отдел культуры стремится донести достоверную информацию до местных властей. Особо хочу отметить проблему финансирования памятников культурного наследия, одним из решения которой, как показывает мировой опыт, является их популяризация. Она влечет за собой формирование потребности массового посещения этих культурных объектов, а доходы от этого, в свою очередь, будут способствовать их своевременной реставрации, охране и сбережению. В этой связи хочу обратить внимание на то, сколько новых памятников, исполненных в различных жанрах, появилось в нашем городе за последние годы. И они уже начинают пользоваться вниманием и любовью населения.

Разумеется, наряду с глобальными, продолжается решение и «тактических задач» — проведение капитальных и текущих ремонтов, укрепление материально-технической базы, проведение ряда мероприятий (часто весьма дорогостоящих!) по совершенствованию пожарной безопасности, антитеррористических мероприятий и т.д. Хочется перевести в отделенный микрорайон «В-9» детскую школу искусств. Кстати, впервые подписан договор «Об организации культурно-массовой работы и культурно-досуговых формирований по месту жительства» между отделом культуры Волгодонской городской думой. Учреждения культуры закреплены за микрорайонами и депутатскими округами, благодаря чему они получают помощь и поддержку, и в свою очередь осуществляют культурную и концертную деятельность в микрорайонах города.

Как и в предыдущие годы, в 2010 г. бюджет города имел выраженную социальную направленность, выделялись средства на проведение капитального ремонта учреждений культуры, изготовление проектно-сметной документации, общая сумма расходов этого направления составила 15,5 млн. руб.

Глава администрации города Волгодонска Виктор Александрович Фирсов понимает, что самоуправление останется пустым звуком, если не базируется на прочной экономической основе.

— На какие изменения Вы бы хотели обратить внимание?

— Самым существенным образом изменилась социально-экономическая, политическая и культурная среда: ушла в прошлое патерналистская модель отношений культуры и местной власти (основанная на социалистических идеологических догматах), а вместе с нею — гарантированное финансирование и спрос на культурные продукты. Идет процесс децентрализации культуры. В связи с этим появляется необходимость налаживания связей культуры с бизнесом и средствами массовой информации, освоение современных экономических методов культурной деятельности, в частности — маркетинга культурных продуктов, фандрайзинга (нахождения разнообразных способов привлечения средств в культуру), спонсорства и т.п. Местные власти и руководители учреждений культуры понимают потребность в реконцептуализации деятельности традиционных городских культурных институтов (кинотеатров, парков культуры и отдыха, домов культуры, музеев, библиотек и т.д.), создании творческих индустрий с использованием такого символического ресурса как локальная (в нашем случае — городская) идентичность.

Обобщая, можно сказать, что учреждения культуры города Волгодонска в целом успешно реализуют задачи, поставленные муниципальной реформой. Утверждена муниципальная ведомственная целевая программа «Культура Волгодонска» до 2013 года«. Можно приводить многочисленные примеры благотворительной и спонсорской деятельности ведущих предприятий города всех форм собственности в сфере культуры. Тесное взаимодействие с госкорпорацией «Росатом», например, позволяет осуществлять постоянную поддержку Детской театральной школе.

Несмотря на то, что в детских школах искусств города не предусмотрены льготы и обучение там идет на платной основе, приток желающих заниматься таков, что они принимают учащихся на конкурсной основе. Действует программа поддержки одаренных детей, в которой активное участие принимает лично мэр города.

Два дворца культуры — «Октябрь» и имени Курчатова, а также парк культуры и отдыха Победы в этом году приобрели статус муниципальных автономных учреждений культуры, что предусматривает большую финансовую автономность и возможность заработать с одной стороны и сохранение муниципального задания и бюджетного финансирования с другой.

— Самый молодой город области, Волгодонск, наверняка обладает какими-то особенными «генетическими» культурными признаками. Какими?

— Модель культурной политики не может быть заимствована или перекопирована, какой бы эффективной она не казалась. Оптимальная модель может быть только специально разработана в соответствии с политическими, экономическими и культурными традициями нашего города.

В свое время на строительство высокотехнологичных объектов и «города будущего» в Волгодонск съехались со всего Союза носители во-первых, двух различных типов субкультур: инженерно-технические и научные работники самых высоких категорий с одной стороны и «спецконтингент» (осужденные, откомандированные для работы на стройках народного хозяйства) с другой. Во-вторых, город, комплекс предприятий и атомную станцию строили представители 78 национальностей, каждый их которых, разумеется, являлся носителем своей культуры. С другой стороны, не имелось каких-то общеисторических культурных традиций, как у городов типа Таганрога, поэтому работникам культуры нужно было не руководить, а начинать формирование городских традиций с «чистого листа». Пришлось находить некую «золотую середину», учитывая с одной стороны очень пеструю общекультурную картину, а с другой — устойчивую тягу приезжего, а также родившегося и выросшего здесь населения к общей культуре Дона, казачеству и т.д. Думаю, нам удается решать эту интересную и сложную задачу успешно.

Важно отметить, что культурная политика в городе формируется по принципу «снизу — вверх». То есть, чиновники и специалисты не спускают указания и концепции сверху, а ищут и «поднимают» интересные и перспективные инициативы населения «снизу» — до общегородского уровня. Так рождаются яркие конкурсы, фестивали, появляются новые праздники и традиции среди населения и микрорайонов города, каждый из которых изначально является самодостаточной структурой и активно участвуют, например, в конкурсах на лучший микрорайон. Но и в общегородском масштабе население активно откликается на самые разнообразные проекты, такие как смотры-конкурсы и различные соревнования между предприятиями, либо творческие проекты типа «Две звезды», «Поет «Единая Россия», «Донской аккорд», «Романс-эра» и другие. Причем, для этого нам зачастую не нужно приглашать «звезд со стороны». У нас, на больших сценах городских дворцов культуры делятся своими талантами со зрителем и председатель Волгодонской городской думы, его заместитель, депутаты, руководители ведущих предприятий и организаций — в общем, как и должно быть в молодом, динамично развивающемся городе, нацеленном в будущее. Большое внимание уделяется поддержке талантливых детей и молодежи города, наиболее талантливые воспитанники учреждений культуры Волгодонска достойно представляли свой город более чем в 40 фестивалях, конкурсах, на выставках различного уровня, завоевав 108 призовых мест. Когда наши коллективы, такие как «Алые паруса», «Сюрприз», «Радуга», «Карусель», «Вернисаж», «Антураж», «Багатель» и другие едут на конкурсы, они обязательно становятся лауреатами или дипломантами. У нас работают 23 народных коллектива, среди которых духовой оркестр, Хор ветеранов, ансамбли «Казачий Дон», «Возрождение» и др.

В Волгодонске ведется активная работа по формированию профессиональной прослойки работников искусства и созданию новых культурных объектов. Формируются местные кадры преподавателей и профессиональных работников культуры. О Детской театральной школе я уже упоминала, но у города есть и более высокая мечта — свой профессиональный театр. И на пути к его созданию администрацией уже сделаны конкретные шаги: планируется выделение помещения, приглашен профессиональный режиссер, которому предоставлено жилье. Сейчас он преподает в Детской театральной школе, выпускники которой, возможно, станут актерами будущего театра.

Следует отметить, что именно за последние годы большое внимание уделялось организации и проведению культурных акций областного, всероссийского и международного масштаба. Среди них наиболее значительными стали Х Международный фестиваль народного творчества «Содружество» и II Международный конкурс пианистов «Вдохновение», Областной фестиваль театральных коллективов «Театральная весна», областной фестиваль передвижных клубных учреждений «Радуга автоклубов» и многие другие.





24.09.2018
Льготы по взносам на капремонт совместно проживающие пенсионеры и инвалиды получат с 1 января 2019 года
Инициатива донских депутатов, ставшая федеральным законом, нашла отражение в региональном законодательстве.
24.09.2018
Комитет по строительству одобрил проект изменений в Областном законе об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по социальному найму
21 сентября на заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи депутаты одобрили проект поправок, уточняющий понятия «садоводческое некоммерческое объединение» и «садовый дом».
24.09.2018
Андрей Турчак: В парламенты всех 85 субъектов России внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для людей предпенсионного возраста
На сегодняшний день в парламенты всех субъектов Российской Федерации внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для женщин, достигших 55 лет, и для мужчин 60 лет. Об этом сообщил секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак.
21.09.2018
Форум «Ростов» – площадка старта для молодых и активных
С 16 по 21 сентября 2018 года в селе Натальевка Неклиновского района на базе Детского оздоровительного комплекса «Спутник» проходит молодежный образовательный форум «Ростов», который проводится ежегодно с 2010 года.
21.09.2018
Правительство Ростовской области получило приглашение к участию в форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018
Заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко провел встречу с заместителем председателя Банка России Русланом Вестеровским и начальником Южного главного управления Банка России Евгением Эберенцем.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс