[№10 (47) октябрь 2013] Антон Кармазин: «В сельском хозяйстве Россельхознадзор должен стать флагманом движения России в море ВТО»30.10.2013
КАРМАЗИН АНТОН ПАВЛОВИЧ, руководитель Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, Государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат биологических наук. Окончил Ростовский государственный университет путей сообщения (2001); Северо-Кавказскую академию государственной службы (2005), ФГОУ ВПО «Горский Государственный аграрный университет» (2008). За высокие показатели в работе в 2009 году награжден Почетной грамотой Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в 2011 году – Благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, а в 2012 году – Почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Мы встретились с руководителем Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия Антоном Павловичем Кармазиным для того, чтобы узнать, как обстоят дела в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора на донской земле. – Антон Павлович, ваше ведомство относительно недавно (с 2012 года) расширило сферу деятельности и теперь охватывает не только Ростовскую, но и Волгоградскую области, и Республику Калмыкия. Произошли ли какие-то значительные изменения в работе ведомства в связи с его реорганизацией? – Да, действительно, в соответствии с Приказом Россельхознадзора от 19 декабря 2012 года было создано Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия. Но правильней было бы сказать, что мы расширили не сферу деятельности, а просто наша сфера деятельности теперь распространяется на более обширные территории. Значительных изменений в нашей деятельности не произошло, однако мы стали относиться к себе и к нашей работе более структурированно и ответственно. Прежде всего, мы создали новые коллективы и структуру Управления. Повысили профессиональный уровень инспекторского состава – провели курсы повышения квалификации по всем направлениям. Это позволило нам неплохо отработать нынешний год. – Каких результатов удалось добиться Управлению в 2013 году? Возросла ли эффективность осуществления контрольно-надзорной деятельности? Выделите, пожалуйста, лучшие и худшие территории, хозяйства. – Если говорить о результатах, то за 9 месяцев 2013 года нашим Управлением было составлено 10 146 материалов по проведенным проверкам в установленной сфере деятельности. По фактам выявленных нарушений выдано 2 590 предписаний об устранении причин, приведших к данным правонарушениям, и вынесено постановлений на сумму около 40 млн рублей. В этом году мы значительно повысили эффективность контрольно-надзорной деятельности на закрепленных территориях. Что касается лучших или худших хозяйств, то здесь не все так просто. Мы вступили во Всемирную торговую организацию, являемся членами Таможенного союза, принимаются абсолютно новые нормативные документы в связи с тем, что мы гармонизируемся с Европейским союзом. И хотел бы отметить, что сейчас мы находимся за чертой, выше которой – лучшие хозяйства, но мы все ниже обозначенной черты. Потому что решение комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880 о принятии технического регламента «О безопасности пищевой продукции» накладывает достаточно серьезные требования к производителям, переработчикам всей сельскохозяйственной продукции. Нам дан определенный срок на приведение хозяйств области в соответствие с этим техническим регламентом, но мы на сегодняшний момент не видим ни одного хозяйства, которое бы соблюдало этот техрегламент. А так нельзя, стандарты безопасности продукции должны быть едины на всей территории России и выполняться неукоснительно. Только тогда мы можем рассчитывать на конкуренцию и экспорт своей продукции. Но особую тревогу вызывает тот факт, что, несмотря на принимаемые нашим Управлением меры административного воздействия, недобросовестные предприниматели не делают ничего по устранению выявленных нарушений, даже несмотря на выдаваемые им предписания, и в погоне за прибылью вообще забывают о необходимых мерах безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности. Или еще хуже: используя прорехи в законодательстве, намеренно не соблюдают необходимые технические регламенты при осуществлении деятельности. Поэтому, чтобы действительно изменить ситуацию к лучшему, необходимо, прежде всего, самим хозяйствующим субъектам в корне поменять психологию и отношение к своей деятельности. Перестать думать только о выгоде и быть более ответственными в работе. На сегодняшний день штрафы и санкции таковы, что они позволят загнать в угол все сельское хозяйство, если мы не будем меняться. Нам всем нужно перейти на совершенно иной уровень работы. Это касается и наших инспекторов, и Управления ветеринарии, так как на нас накладывается ответственность вытянуть за собой всех переработчиков и производителей сельхозпродукции, научить работать с соблюдением всех необходимых норм, правил и требований законодательства Таможенного союза. – То есть вступление нашего государства в ВТО привело к появлению новых проблем и задач у вашего ведомства? Как считаете, справитесь с изменившейся ситуацией? – Вступление России в ВТО, безусловно, ставит перед Россельхознадзором новые цели и задачи, повышает его планку государственной ответственности за обеспечение целого ряда важнейших аспектов национальной безопасности – биологического, продовольственного, экономического и т.д. Чтобы российские предприятия были конкурентоспособными, одной финансовой поддержки не достаточно. Вопрос также должен решаться и в разрезе эпизоотического благополучия. Неспроста во всем мире при рассмотрении вопроса поставок продукции потенциальные импортеры отдают приоритет качеству и безопасности товара, а уже потом цене. И огромная проблема в том, что многие предприятия на сегодняшний момент не готовы меняться вообще. ВТО обязывает внимательнее сравнивать себя с другими странами, сравнения, увы, печальные. Что касается нашего Управления, мы готовы к новому этапу работы. И главное, в своей работе мы стремимся не наказать, а научить работать и пользоваться природными богатствами страны с соблюдением всех необходимых норм, техрегламентов, правил и требований законодательства. – Что касается нормативно-законодательной базы, регулирующей отношения в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора, есть ли проблемные аспекты, которые, на Ваш взгляд, нуждаются в доработке? – В сфере ветеринарного надзора есть глобальная проблема: мы сейчас работаем по нормативным документам, которым «сто лет в обед». Инструкция по борьбе с АЧС разработана еще в 1981 году, закон «О ветеринарии» не отражает реалий настоящей жизни. Сейчас просто отсутствует нормативно-правовая база эффективного решения вопросов по защите территории РФ от заносов различных заболеваний. И тому подтверждение – мы имеем все новые и новые угрозы, возникающие на территории страны. Такие угрозы, как АЧС, ящур, новое заболевание – болезнь Шмалленберга. Следующая проблема в сфере ветеринарного надзора – отсутствие регламентирующей базы по ЛПХ. Личные подсобные хозяйства у нас просто выпали из поля зрения контролирующих органов и успешно работают. Ведь нет нормативной базы, которая бы объясняла само понятие, что такое ЛПХ. Под эгидой ЛПХ мы встречаем такие случаи, что есть до тысячи и более голов животных, в том числе свиньи, птица, КРС и т.д. Статистика – вещь упрямая и говорит сама за себя: 94 процента очагов АЧС происходит именно в ЛПХ. Так как ЛПХ – это, по сути дела, частная собственность, не определен порядок входа и проведения в них любых контрольно-надзорных мероприятий, в том числе противоэпизоотических. Почему под эгидой ЛПХ человек должен заниматься бизнесом? Пусть регистрируется как крестьянско-фермерское хозяйство и занимается честно, но на него уже тогда действует существующая нормативная база. По структуре ветеринарной службы: у нас на сегодняшний момент нет вертикального управления, в этом вся проблема. Хотя цели и задачи у нас общие, но полномочия растекаются по разным ведомствам. Важно понять одно: в новых экономических зеркальных условиях чем разобщенней контроль внутри собственной ветеринарной системы, тем сильнее открыта наша страна различным биологическим и эпизоотическим угрозам. Не разработаны и не утверждены административные регламенты исполнения инспекторами фитосанитарной службы Россельхознадзора карантинных фитосанитарных мероприятий, задекларированных в решениях Комиссии Таможенного союза, Федеральном законе «О карантине растений», постановлениях Правительства и других нормативных правовых актах. Речь идет о процедурах возврата, уничтожения, обеззараживания или переработки импортной подкарантинной продукции, не соответствующей фитосанитарным требованиям России. Назрела необходимость редакции Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 29.12.2010 г. №456 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании». Этот Приказ фактически является официальными фитосанитарными требованиями Российской Федерации, но некоторые его положения противоречат ст. 9 (п.2) Федерального закона РФ №99-ФЗ «О карантине растений». Более 100 стран мира при ввозе на их территорию требуют обязательного профилактического обеззараживания и соответствующей маркировки древесных материалов, используемых для упаковки и крепления российских товаров в соответствии с Международным стандартом по фитосанитарным мерам. Вопрос обеззараживания и маркировки древесного упаковочного материала в настоящее время российским законодательством не отрегулирован вообще. Не определены структуры, у которых имелись бы полномочия на выдачу организациям и гражданам разрешений на проведение этих работ, процедура осуществления государственного контроля в этой сфере, что является существенным пробелом в законодательстве РФ. Российские производители, ориентированные на экспорт своей продукции, испытывают в связи с этим значительные затруднения. – Какие основные задачи, на Ваш взгляд, стоят перед Россельхознадзором Ростовской области в 2014 году? Определите, пожалуйста, приоритетные направления деятельности. – Я считаю, что нам всем: сельхозтоваропроизводителям, нашей службе – необходимо меняться, повышать профессиональный уровень, повышать меру ответственности за те мероприятия и те действия, которые мы проводим. Считаю, что в сельском хозяйстве Россельхознадзор должен стать флагманом в движении РФ в море ВТО. Из приоритетных направлений деятельности нельзя выделить какое-то одно, не выделив всех. Абсолютно все наши направления деятельности приоритетны. Нельзя говорить о том, что мы в чем-то эффективны, а в чем-то нет. Мне хочется отметить, что до тех пор, пока в нашей стране не сформировалось гражданское общество и в полной мере не заработал закон о саморегулируемых организациях, да и репутация российского бизнеса пока не на самом высоком уровне, государство не может сложить с себя функции контроля за качеством продукции как внутри рынка, так и поступающей к нам по импорту. Государство должно здесь играть главенствующую роль.
ДЛЯ СВЕДЕНИЯФедеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) была образована Указом Президента Российской Федерации 9 марта 2004 года. Впоследствии, в 2005 году, было создано Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области, а не так давно, в 2012 году ведомство переименовано в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия. Управление осуществляет государственные функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, обеспечения плодородия почв, семеноводства сельскохозяйственных растений, селекционных достижений, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, и другие важнейшие задачи. |