Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№9 (34) сентябрь 2012] Главная цель – оказание качественных транспортных услуг населению

На сегодняшний день в Аксайском районе ООО «Аксай-Авто» разработало и обслуживает 12 внутрирайонных маршрутов. Помимо этого действует межрайонный маршрут № 103 «Дивный — Батайск», от которого в свое время по причине нерентабельности отказалось Батайское АТП. У «Аксай-Авто» маршрут заработал с нормальной отдачей. Предприятие успешно развивалось и росло. Сегодня ООО «Аксай-Авто» располагает парком из 50 автобусов, из которых 30 — машины большой вместимости, 20 — микроавтобусы «Хендай» и «Ивеко». Предприятие располагает собственной базой в пос. Опытном, где «в чистом поле» был приобретен гектар земли, на котором выстроили ангар площадью 1400 кв. м. и офисное здание. Имеется все необходимое гаражное и ремонтное оборудование, смотровая яма и др. Так что практически все работы по ремонту и техническому обслуживанию здесь делают сами. На следующий год в планах — строительство мойки и шиномонтажной мастерской. Планируется и приобретение новых больших автобусов корейского производства непосредственно за рубежом: такие машины гораздо выше по качеству и очень долго не требуют замены основных узлов и агрегатов. И расход горючего у них существенно ниже аналогов.

В настоящее время предприятие обслуживает в общей сложности 30 маршрутов. Два года назад аксайские пассажироперевозчики выиграли областной конкурс, который проводило Министерство транспорта Ростовской области, в результате чего получили право обслуживать 11 дачных и пригородных маршрутов в сторону Ростовского моря, Мокрого Батая и др. Постепенно наладили работу, и если в прошлом году были нередки нарекания, особенно от пенсионеров, то в этом году жалоб уже нет. Благодаря регулярному автобусному сообщению, которое уже стало не сезонным, а круглогодичным, во многих садовых товариществах (в частности – «Ветеран», «Глобус», «Содружество», расположенных на территории Щепкинского поселения) оживилась жизнь; количество людей, постоянно проживающих на территории товариществ, увеличилось и даже выросли цены на садовые участки.

Однако работать на дачных маршрутах отнюдь не просто. На отходящих от основных магистралей грейдерных дорогах раз в несколько дней пробивается колесо (а стоит оно 12 тыс. руб!), в первое время из-за высокой запыленности вышли из строя практически все двигатели автобусов, работавших на «маршрутах отдыха». Сейчас, наученные горьким опытом, перевозчики приняли ряд технических мер (в том числе вывели воздуховоды на крыши машин), и в этом году проблем стало меньше.

Одна из самых больных тем – рост цен на топливо и запасные части.

– Откровенно говоря, – сетует директор ООО «Аксай-Авто», – на сегодняшний день все финансовые резервы, которые имелись на предприятии, уже исчерпаны. Мы не можем ни повысить зарплату водителям, ни вкладывать средства в развитие. Спасти нас может только повышение тарифов. Их размер уже давно отстал от экономически обоснованной величины, и с политической точки зрения это понятно: вопрос этот социально болезненный, а выборы различных уровней следуют одни за другими. Но нужно же входить и в положение пассажироперевозчиков! Сегодня на пригородных маршрутах мы возим людей по цене 1 руб. 08 коп за километр. Подготовлен тариф 1 руб. 30 коп, но он пока «отлеживается» наверху. Этот размер более экономически обоснован, но идет из расчета цены за дизтопливо 22 руб. за литр. А на сегодняшний день оно уже стоит 30 руб. То есть, этот размер тарифа уже ниже экономически обоснованного.

В результате перевозчику приходится «экономить» на зарплате водителей, на качестве запасных частей, выбирая «бюджетный» или отреставрированый вариант, «выкручиваться» за счет самостоятельных ремонтных работ и т.д. Но если утверждается тариф, величина которого явно ниже экономически обоснованного, то должен быть разработан и запущен механизм компенсации этой разницы за счет государственных дотаций. Как, кстати, делается во многих передовых странах.

Олег Владимирович не устает повторять на всех уровнях, что пассажирские автоперевозки – это сфера деятельности, которая нуждается в дотациях. Тем более, с учетом ее социальной важности.

А ведь кроме интересов пассажиров, необходимо учитывать и интересы водителей, и здесь возникает еще одна проблема – с водительскими кадрами. Их хронически не хватает. Соответственно возникает вопрос с переработками. А  учитывая тяжелый характер и специфику работы в современных условиях, минимальная зарплата, за которую люди соглашаются работать в сфере пассажирских автоперевозок – 30 тыс. руб. в месяц. На предприятии стараются заинтересовать водителя, насколько это возможно. В частности, его не привлекают к ремонтным работам, как это обычно принято, стараются предоставить комфортабельные бытовые условия. Однако предприятие пока что опирается на старый водительский костяк, с которым начинали дело. Около 20% составляет «самотек» – люди с распухшими от записей трудовыми книжками. И их приходится брать, потому что настоящих высококвалифицированных водителей автобусов практически не готовят нигде. Разумеется, тем, кто хочет освоить эту нелегкую профессию, в ООО «Аксай-Авто» стараются помочь: обучают за свой счет на необходимую категорию, затем стажируют – сначала на более легких пригородных маршрутах, затем, по мере укрепления профессиональных навыков, ставят на более сложную и ответственную работу. Таким образом на предприятии подготовили несколько водителей. Далее все упирается в достойный уровень зарплаты.

– Гастарбайтеров с «тракторными» правами у нас на предприятии нет,– улыбается директор ООО «Аксай-Авто». – Мы трудоустраиваем жителей области. В частности, у нас работают вахтовым методом высококвалифицированные водители из Семикаракорска, где вопрос с трудоустройством стоит остро. Мы предоставляем им для проживания несколько комнат, где есть все необходимое для полноценного отдыха.

Из положительных моментов стоит отметить решенный вопрос с оплатой проезда льготных категорий граждан. В частности, на «садовых маршрутах» налажен контроль, который производится сотрудником, сопровождающим автобус. Он проверяет предъявляемые удостоверения, записывает в журнал данные, на основании которых потом создаются реестры, предоставляемые установленным порядком в Министерство труда и социального развития Ростовской области для выплаты компенсаций перевозчикам. На сегодняшний день никаких серьезных проблем со льготниками нет: проезд льготных категорий граждан перевозчикам компенсируется на 100%. Директор ООО «Аксай-Авто» уверен, что если бы пенсионеры получали льготы за проезд в денежной форме, то «пенсионерский пассажиропоток» резко сократился бы – пожилые люди израсходовали бы денежную прибавку на лекарства, питание, коммунальные платежи и т.д. А благодаря существующей системе льгот по транспорту пенсионеры получают возможность вести активный образ жизни.

Разумеется, предприятие не ограничивается только пассажирскими перевозками по постоянным маршрутам. Успешно действует ряд коммерческих направлений деятельности, в частности, заключен договор с краснодарской строительной компанией, сотрудники которой ведут работы по строительству кондитерской фабрики в Мишкино, супермаркета «Магнит» на Темернике и др. Доставка рабочих на объекты и обратно позволяет получить высокий доход при минимальной амортизации подвижного состава. Выполняются и другие коммерческие заказы на пассажирские перевозки. И все же главная сфера деятельности компании – общественный транспорт.

Опираясь на свой собственный опыт и на опыт передовых стран, Олег Денисов считает, что дотации в сфере пассажирских перевозок жизненно необходимы:

– Кто был в Европе, тот мог убедиться, что новенькие автобусы ходят полупустые, водители в безукоризненной униформе, у них приличная зарплата – все это финансируется из бюджета, – говорит Олег Владимирович. – И это правильно: городской и пригородный общественный транспорт должен находиться на содержании государственных и местных структур. Нам в Ростове необходимо избавляться от автомобилей такого формата, как «Газель», и вообще не забивать улицы городов сотнями маршрутных такси. Посмотрите на Садовую, Красноармейскую – «Хендай», «Ивеко», «Форды», «Газели» идут один за другим, устраивая гонки, чтобы перехватить друг у друга пассажиров. По городу должны ходить большие автобусы. Во-первых, это позволит разгрузить транспортные артерии города, а во-вторых – поднять квалификацию водительского состава.

Директор прав: легче набрать квалифицированных водителей на определенное количество автобусов, чем на неопределенное количество маршруток, уровень подготовки и культуры водителей которых уже стали притчей во языцех. Бесспорно, автобусы малой вместимости необходимы в сельской местности, маленьких городах либо в тех городских районах мегаполисов, которые при большой протяженности имеют малый пассажиропоток (например, в частном секторе). Но в остальных случаях должны работать большие автобусы с водителями высокой квалификации.

А чтобы пассажиры не томились в ожидании на остановках, нужно оптимизировать графики движения городского транспорта и вести строгий контроль за их выполнением. Для этого существуют не только «уличные» контролеры, но и специальная аппаратура. Кстати, вот еще одна общая для всех пассажироперевозчиков «беда» – дублирование контролирующих систем, устанавливаемых на общественный транспорт в обязательном порядке. На автобусах предприятия уже стоят системы «Глонасс», часть из которых стоила по 8 тыс. руб. на единицу, часть – по 14 тыс. руб. Теперь всех обязали установить тахографы, показания которых дублируют «глонассовские», плюс к тому они стоят по 30 тыс. руб. каждый прибор. То есть, оборудование 50 машин обойдется предприятию в полтора миллиона рублей! А неустановка этих приборов повлечет за собой штрафные санкции. И этот разнобой создает ненужное дополнительное напряжение – как финансовое, так и организационное.

– Наша главная цель – оказание качественных транспортных услуг населению, – обобщает сказанное Олег Владимирович. – И развитие транспортной сети автоматически влечет за собой активизацию социально-экономической жизни населения. Вот, например, мы обслуживаем пять дачных маршрутов и плюс маршрут «Дивный – Батайск» – эти маршруты уже существовали. Остальные 24 маршрута мы разрабатывали сами. Каждый маршрут «накатывался» очень трудно. «Аксай – Новочеркасск», например, целый год был убыточным. На сегодняшний день – это лучший маршрут. Здесь главное – стабильность и постоянство. Если маршрут четко работает независимо ни от чего, люди начинают подстраиваться, многие подбирают себе в соответствии с новыми транспортными возможностями места учебы, работы, досуга, медицинские и другие учреждения, детские садики и т.д. Они получают более комфортные условия жизнедеятельности, а мы – маршрут, приносящий стабильный доход. На сегодняшний день практически весь Аксайский район, каждый, даже маленький, населенный пункт охвачен автобусным сообщением. Есть один поселок – Возрожденный, куда мы тоже разработали маршрут, но за зиму дорогу в этот населенный пункт привели в совершенно непроходимое состояние, поэтому мы ждем, когда ее отремонтируют, чтобы сразу же пустить «Газель».

Олег Денисов считает, что решать проблемы и отстаивать свои интересы перевозчикам было бы проще, если бы они смогли устранить разобщенность и создать объединение, охватывающее все существующие ассоциации. Такое объединение могло бы инициировать решение вопросов не только на областном, но и на российском уровне. И это в первую очередь помогло бы периферийным транспортным предприятиям в сельских районах, которые без помощи и поддержки из центра просто не выживут: местные пассажиропотоки ниже порога рентабельности, а уж о развитии нет и речи. Правда, в этом году им была оказана поддержка: ряд предприятий получил автобусы за счет средств областного бюджета. Но активно действующее объединение могло бы сделать такую помощь намного эффективнее. Немало вопросов можно было бы решить и для успешно работающих предприятий – ведь трудности есть у всех, а проблемы транспортной отрасли в силу ее специфики сказываются на всем обществе.

* * *

Денисов Олег Владимирович, директор транспортного предприятия ООО «Аксай-Авто». Окончил авиационное училище по специальности «техник-механик», работал в Ростовском авиаотряде техником, бортинженером, в 1984 году перешел в автохозяйство водителем автобуса. Работал в АТП-1, затем — водителем строительного управления №5 «Южтрубопроводстрой», где трудился около 10 лет. В 1993 году приобрел собственный автобус, на котором в первые годы работал сам. Затем обратился в администрацию Аксайского района и предложил обслуживать новый маршрут. Ему пошли навстречу, и 1 сентября 1997 года был открыт маршрут, которого до этого еще не существовало: «Аксай — Новочеркасск». Маршрут завоевал у населения популярность и оказался востребованным, Денисов взял кредит в банке на приобретение еще двух автобусов, и предприятие начало развиваться.





16.08.2018
Дончан приглашают на фестиваль «Калининское лето»
В субботу, 18 августа, в хуторе Пухляковском  Усть-Донецкого  района пройдет областной фестиваль «Калининское лето».  Праздник посвящен 102-й годовщине со дня рождения донского писателя Анатолия Калинина.
15.08.2018
На Дону появятся сельские старосты
14 августа в донском парламенте председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Александр НЕЧУШКИН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел совещание по разработке проекта областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области».
14.08.2018
Губернатор увеличил ассигнования на квоты по оказанию высокотехнологичной медпомощи
Губернатор Василий Голубев распорядился выделить из резервного фонда областного бюджета почти 7 млн для Ростовской областной клинической больницы на оказание высокотехнологичной медпомощи
14.08.2018
Облизбирком запустил цикл дистанционных семинаров для членов УИК
13 августа на территории Ростовской области стартовал дистанционный курс обучения для членов участковых избирательных комиссий.
10.08.2018
Генсовет и Совет глав фракций ЕР обобщат предложения регионов по совершенствованию пенсионной системы
Совместное заседание Генерального совета партии и Совета руководителей фракций «Единой России» пройдет 20 августа. Решение об этом было принято 10 августа Президиумом Генсовета «Единой России».
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс