Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№9 (34) сентябрь 2012] Главная цель – оказание качественных транспортных услуг населению

На сегодняшний день в Аксайском районе ООО «Аксай-Авто» разработало и обслуживает 12 внутрирайонных маршрутов. Помимо этого действует межрайонный маршрут № 103 «Дивный — Батайск», от которого в свое время по причине нерентабельности отказалось Батайское АТП. У «Аксай-Авто» маршрут заработал с нормальной отдачей. Предприятие успешно развивалось и росло. Сегодня ООО «Аксай-Авто» располагает парком из 50 автобусов, из которых 30 — машины большой вместимости, 20 — микроавтобусы «Хендай» и «Ивеко». Предприятие располагает собственной базой в пос. Опытном, где «в чистом поле» был приобретен гектар земли, на котором выстроили ангар площадью 1400 кв. м. и офисное здание. Имеется все необходимое гаражное и ремонтное оборудование, смотровая яма и др. Так что практически все работы по ремонту и техническому обслуживанию здесь делают сами. На следующий год в планах — строительство мойки и шиномонтажной мастерской. Планируется и приобретение новых больших автобусов корейского производства непосредственно за рубежом: такие машины гораздо выше по качеству и очень долго не требуют замены основных узлов и агрегатов. И расход горючего у них существенно ниже аналогов.

В настоящее время предприятие обслуживает в общей сложности 30 маршрутов. Два года назад аксайские пассажироперевозчики выиграли областной конкурс, который проводило Министерство транспорта Ростовской области, в результате чего получили право обслуживать 11 дачных и пригородных маршрутов в сторону Ростовского моря, Мокрого Батая и др. Постепенно наладили работу, и если в прошлом году были нередки нарекания, особенно от пенсионеров, то в этом году жалоб уже нет. Благодаря регулярному автобусному сообщению, которое уже стало не сезонным, а круглогодичным, во многих садовых товариществах (в частности – «Ветеран», «Глобус», «Содружество», расположенных на территории Щепкинского поселения) оживилась жизнь; количество людей, постоянно проживающих на территории товариществ, увеличилось и даже выросли цены на садовые участки.

Однако работать на дачных маршрутах отнюдь не просто. На отходящих от основных магистралей грейдерных дорогах раз в несколько дней пробивается колесо (а стоит оно 12 тыс. руб!), в первое время из-за высокой запыленности вышли из строя практически все двигатели автобусов, работавших на «маршрутах отдыха». Сейчас, наученные горьким опытом, перевозчики приняли ряд технических мер (в том числе вывели воздуховоды на крыши машин), и в этом году проблем стало меньше.

Одна из самых больных тем – рост цен на топливо и запасные части.

– Откровенно говоря, – сетует директор ООО «Аксай-Авто», – на сегодняшний день все финансовые резервы, которые имелись на предприятии, уже исчерпаны. Мы не можем ни повысить зарплату водителям, ни вкладывать средства в развитие. Спасти нас может только повышение тарифов. Их размер уже давно отстал от экономически обоснованной величины, и с политической точки зрения это понятно: вопрос этот социально болезненный, а выборы различных уровней следуют одни за другими. Но нужно же входить и в положение пассажироперевозчиков! Сегодня на пригородных маршрутах мы возим людей по цене 1 руб. 08 коп за километр. Подготовлен тариф 1 руб. 30 коп, но он пока «отлеживается» наверху. Этот размер более экономически обоснован, но идет из расчета цены за дизтопливо 22 руб. за литр. А на сегодняшний день оно уже стоит 30 руб. То есть, этот размер тарифа уже ниже экономически обоснованного.

В результате перевозчику приходится «экономить» на зарплате водителей, на качестве запасных частей, выбирая «бюджетный» или отреставрированый вариант, «выкручиваться» за счет самостоятельных ремонтных работ и т.д. Но если утверждается тариф, величина которого явно ниже экономически обоснованного, то должен быть разработан и запущен механизм компенсации этой разницы за счет государственных дотаций. Как, кстати, делается во многих передовых странах.

Олег Владимирович не устает повторять на всех уровнях, что пассажирские автоперевозки – это сфера деятельности, которая нуждается в дотациях. Тем более, с учетом ее социальной важности.

А ведь кроме интересов пассажиров, необходимо учитывать и интересы водителей, и здесь возникает еще одна проблема – с водительскими кадрами. Их хронически не хватает. Соответственно возникает вопрос с переработками. А  учитывая тяжелый характер и специфику работы в современных условиях, минимальная зарплата, за которую люди соглашаются работать в сфере пассажирских автоперевозок – 30 тыс. руб. в месяц. На предприятии стараются заинтересовать водителя, насколько это возможно. В частности, его не привлекают к ремонтным работам, как это обычно принято, стараются предоставить комфортабельные бытовые условия. Однако предприятие пока что опирается на старый водительский костяк, с которым начинали дело. Около 20% составляет «самотек» – люди с распухшими от записей трудовыми книжками. И их приходится брать, потому что настоящих высококвалифицированных водителей автобусов практически не готовят нигде. Разумеется, тем, кто хочет освоить эту нелегкую профессию, в ООО «Аксай-Авто» стараются помочь: обучают за свой счет на необходимую категорию, затем стажируют – сначала на более легких пригородных маршрутах, затем, по мере укрепления профессиональных навыков, ставят на более сложную и ответственную работу. Таким образом на предприятии подготовили несколько водителей. Далее все упирается в достойный уровень зарплаты.

– Гастарбайтеров с «тракторными» правами у нас на предприятии нет,– улыбается директор ООО «Аксай-Авто». – Мы трудоустраиваем жителей области. В частности, у нас работают вахтовым методом высококвалифицированные водители из Семикаракорска, где вопрос с трудоустройством стоит остро. Мы предоставляем им для проживания несколько комнат, где есть все необходимое для полноценного отдыха.

Из положительных моментов стоит отметить решенный вопрос с оплатой проезда льготных категорий граждан. В частности, на «садовых маршрутах» налажен контроль, который производится сотрудником, сопровождающим автобус. Он проверяет предъявляемые удостоверения, записывает в журнал данные, на основании которых потом создаются реестры, предоставляемые установленным порядком в Министерство труда и социального развития Ростовской области для выплаты компенсаций перевозчикам. На сегодняшний день никаких серьезных проблем со льготниками нет: проезд льготных категорий граждан перевозчикам компенсируется на 100%. Директор ООО «Аксай-Авто» уверен, что если бы пенсионеры получали льготы за проезд в денежной форме, то «пенсионерский пассажиропоток» резко сократился бы – пожилые люди израсходовали бы денежную прибавку на лекарства, питание, коммунальные платежи и т.д. А благодаря существующей системе льгот по транспорту пенсионеры получают возможность вести активный образ жизни.

Разумеется, предприятие не ограничивается только пассажирскими перевозками по постоянным маршрутам. Успешно действует ряд коммерческих направлений деятельности, в частности, заключен договор с краснодарской строительной компанией, сотрудники которой ведут работы по строительству кондитерской фабрики в Мишкино, супермаркета «Магнит» на Темернике и др. Доставка рабочих на объекты и обратно позволяет получить высокий доход при минимальной амортизации подвижного состава. Выполняются и другие коммерческие заказы на пассажирские перевозки. И все же главная сфера деятельности компании – общественный транспорт.

Опираясь на свой собственный опыт и на опыт передовых стран, Олег Денисов считает, что дотации в сфере пассажирских перевозок жизненно необходимы:

– Кто был в Европе, тот мог убедиться, что новенькие автобусы ходят полупустые, водители в безукоризненной униформе, у них приличная зарплата – все это финансируется из бюджета, – говорит Олег Владимирович. – И это правильно: городской и пригородный общественный транспорт должен находиться на содержании государственных и местных структур. Нам в Ростове необходимо избавляться от автомобилей такого формата, как «Газель», и вообще не забивать улицы городов сотнями маршрутных такси. Посмотрите на Садовую, Красноармейскую – «Хендай», «Ивеко», «Форды», «Газели» идут один за другим, устраивая гонки, чтобы перехватить друг у друга пассажиров. По городу должны ходить большие автобусы. Во-первых, это позволит разгрузить транспортные артерии города, а во-вторых – поднять квалификацию водительского состава.

Директор прав: легче набрать квалифицированных водителей на определенное количество автобусов, чем на неопределенное количество маршруток, уровень подготовки и культуры водителей которых уже стали притчей во языцех. Бесспорно, автобусы малой вместимости необходимы в сельской местности, маленьких городах либо в тех городских районах мегаполисов, которые при большой протяженности имеют малый пассажиропоток (например, в частном секторе). Но в остальных случаях должны работать большие автобусы с водителями высокой квалификации.

А чтобы пассажиры не томились в ожидании на остановках, нужно оптимизировать графики движения городского транспорта и вести строгий контроль за их выполнением. Для этого существуют не только «уличные» контролеры, но и специальная аппаратура. Кстати, вот еще одна общая для всех пассажироперевозчиков «беда» – дублирование контролирующих систем, устанавливаемых на общественный транспорт в обязательном порядке. На автобусах предприятия уже стоят системы «Глонасс», часть из которых стоила по 8 тыс. руб. на единицу, часть – по 14 тыс. руб. Теперь всех обязали установить тахографы, показания которых дублируют «глонассовские», плюс к тому они стоят по 30 тыс. руб. каждый прибор. То есть, оборудование 50 машин обойдется предприятию в полтора миллиона рублей! А неустановка этих приборов повлечет за собой штрафные санкции. И этот разнобой создает ненужное дополнительное напряжение – как финансовое, так и организационное.

– Наша главная цель – оказание качественных транспортных услуг населению, – обобщает сказанное Олег Владимирович. – И развитие транспортной сети автоматически влечет за собой активизацию социально-экономической жизни населения. Вот, например, мы обслуживаем пять дачных маршрутов и плюс маршрут «Дивный – Батайск» – эти маршруты уже существовали. Остальные 24 маршрута мы разрабатывали сами. Каждый маршрут «накатывался» очень трудно. «Аксай – Новочеркасск», например, целый год был убыточным. На сегодняшний день – это лучший маршрут. Здесь главное – стабильность и постоянство. Если маршрут четко работает независимо ни от чего, люди начинают подстраиваться, многие подбирают себе в соответствии с новыми транспортными возможностями места учебы, работы, досуга, медицинские и другие учреждения, детские садики и т.д. Они получают более комфортные условия жизнедеятельности, а мы – маршрут, приносящий стабильный доход. На сегодняшний день практически весь Аксайский район, каждый, даже маленький, населенный пункт охвачен автобусным сообщением. Есть один поселок – Возрожденный, куда мы тоже разработали маршрут, но за зиму дорогу в этот населенный пункт привели в совершенно непроходимое состояние, поэтому мы ждем, когда ее отремонтируют, чтобы сразу же пустить «Газель».

Олег Денисов считает, что решать проблемы и отстаивать свои интересы перевозчикам было бы проще, если бы они смогли устранить разобщенность и создать объединение, охватывающее все существующие ассоциации. Такое объединение могло бы инициировать решение вопросов не только на областном, но и на российском уровне. И это в первую очередь помогло бы периферийным транспортным предприятиям в сельских районах, которые без помощи и поддержки из центра просто не выживут: местные пассажиропотоки ниже порога рентабельности, а уж о развитии нет и речи. Правда, в этом году им была оказана поддержка: ряд предприятий получил автобусы за счет средств областного бюджета. Но активно действующее объединение могло бы сделать такую помощь намного эффективнее. Немало вопросов можно было бы решить и для успешно работающих предприятий – ведь трудности есть у всех, а проблемы транспортной отрасли в силу ее специфики сказываются на всем обществе.

* * *

Денисов Олег Владимирович, директор транспортного предприятия ООО «Аксай-Авто». Окончил авиационное училище по специальности «техник-механик», работал в Ростовском авиаотряде техником, бортинженером, в 1984 году перешел в автохозяйство водителем автобуса. Работал в АТП-1, затем — водителем строительного управления №5 «Южтрубопроводстрой», где трудился около 10 лет. В 1993 году приобрел собственный автобус, на котором в первые годы работал сам. Затем обратился в администрацию Аксайского района и предложил обслуживать новый маршрут. Ему пошли навстречу, и 1 сентября 1997 года был открыт маршрут, которого до этого еще не существовало: «Аксай — Новочеркасск». Маршрут завоевал у населения популярность и оказался востребованным, Денисов взял кредит в банке на приобретение еще двух автобусов, и предприятие начало развиваться.





16.02.2018
Отделением ПФР по Ростовской области подведены итоги работы за 2017 год
В ОПФР по Ростовской области состоялось совещание с начальниками территориальных управлений по результатам работы за 2017 год и основным задачам на 2018 год.
16.02.2018
Почта России направит около 2 млрд рублей на повышение зарплат почтальонам и операторам в 2018 году
Почта России в 2018 году направит около 2 млрд рублей на повышение заработных плат всем сотрудникам городских отделений почтовой связи (почтальонам, операторам связи, начальникам отделений и их заместителям), а также линейному персоналу почтамтов по всей стране. Всего программа повышения зарплат затронет 154 тыс. почтовых работников.
16.02.2018
Специалисты минтруда расскажут о компенсации части затрат на автострахование
В понедельник, 19 февраля, с 14.00 до 16.00 в региональном министерстве труда и социального развития будет работать тематическая «горячая линия», посвященная вопросам выплаты людям с ограниченными возможностями, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
16.02.2018
Дмитрий Медведев посетил экспозицию Ростовской области на форуме «Сочи-2018»
15 февраля, в рамках открывшегося в Сочи Российского инвестиционного форума Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев осмотрел экспозицию Ростовской области.
16.02.2018
Никто не забыт, ничто не забыто
15 февраля, в день вывода советских войск из Афганистана, состоялся митинг у памятника воинам-афганцам в Новочеркасске. В этом традиционном мероприятии приняли участие депутаты Донского парламента Сергей ПОДУСТ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») и Екатерина СТЕНЯКИНА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс