Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Если убрать бюрократические схемы, можно сдерживать рост тарифов

Динамично и планомерно в нашей области развиваются грузовые автомобильные перевозки, чего нельзя сказать о пассажирских. Если всего несколько лет назад пассажирское направление деятельности было значительно более привлекательным для бизнеса и предоставляло широкие возможности для импровизации и развития, то сегодня эта сфера деятельности оказалась в полосе кризиса. Это происходит по ряду причин. К примеру, известная компания «Крымское АТП» с 2004 года занимается пассажирскими перевозками на пригородных маршрутах, связывая между собой села Мясниковского района и Ростов. Спрос на услуги есть, но главная проблема заключается в искусственной «замороженности» тарифов уже на протяжении более года. При этом продолжается рост на энергоносители, запасные части и материалы (они выросли в разы). А цена за километр пассажирских перевозок как была, так и осталась. Сегодня на регулярных пассажирских перевозках предприятие несет стабильные убытки. Несколько компенсировать положение удается только благодаря другим видам работ: заказным перевозкам, школьным и туристическим перевозкам, обслуживанию других организаций.

– Парадокс этой ситуации в том, что государство взяло на себя функции регулирования пассажирских перевозок, – объяснил корреспонденту «Парламентского вестника Дона» генеральный директор ОАО «Крымское АТП» Андриас Поповян. – Но отстранилось от регулирования цен на топливо, электроэнергию, газ и все остальное. Несколько лет назад со всех трибун, в том числе в министерстве транспорта и в Ассоциации перевозчиков, я выступал как противник поднятия тарифов на пассажирские перевозки. Потому что имелись резервы, с помощью которых можно было выправить положение, не поднимая тарифов. Нужно было отрегулировать правила перевозки льготных категорий граждан и достойно платить за них перевозчикам. Это не сделано до настоящего времени, и сегодня это наша главная проблема. А ведь, наряду с расходами на топливо и материалы, мы должны не забывать и о достойной заработной плате для наших сотрудников. Автомобильные перевозки и обслуживание автопарка – тяжелый физический труд и огромная ответственность за жизнь и здоровье пассажиров. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на водителей перед выходом на линию и по окончании рабочего дня. Не легче и техническому персоналу, хоть мы и стараемся создать нашим людям максимальные удобства в работе и бытовые условия.

К экономическим проблемам добавились налоговые: общая ставка социального налога вместе с подоходным подскочила почти на 200%, а это для небольшого предприятия очень чувствительный расход. Андриас Арутюнович считает, что это увеличение «увело» в тень мелких предпринимателей, а вместе с ними – и подоходный налог, так что выигрыш для бюджета от последних налоговых нововведений весьма сомнителен.

А проблему с пассажирскими тарифами можно решить, если, конечно, подойти к ней с умом. Не обязательно взвинчивать оплату за проезд. До 2005 года государство компенсировало перевозчикам разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения. Но однажды был поднят на 15% и пересчитан тариф, после чего было объявлено, что отныне экономически обоснованный и тариф для населения совпадают и это компенсирует расходы перевозчикам. Но сегодня это далеко не так. Например, только расходы на топливо выросли как минимум вдвое. Политика монетизации льгот успешно провалилась, и сейчас снова вернулись к «бесплатному» проезду. Только получается, что все проблемы ложатся на плечи перевозчиков. Андриас Арутюнович убежден, что на самом деле ничего неразрешимого в этой ситуации нет. Во-первых, можно все-таки выплачивать пенсионерам и льготникам денежную компенсацию за проезд. Хотят – пусть приобретают проездные билеты. Хотят – платят наличными. А сельские жители, которым так часто ездить не приходится, пусть копят или потратят куда им нужно. Во-вторых, можно (и нужно) отрегулировать систему льготного проезда, оплачиваемого государством. Только сделать это нужно с умом. Сегодня, чтобы учесть льготного пассажира, чиновники не придумали ничего лучше, как раздать водителям автобусов две формы реестров, подлежащие заполнению: на местную и федеральную категории льготных пассажиров. Теперь внимание! Водитель, высаживая пассажира-льготника, обязан записать его фамилию, имя и отчество, номер удостоверения, номер талона, дающего права на льготный проезд, маршрут следования и цену проезда. Воистину, наши чиновники забыли, когда они в последний раз ездили на общественном транспорте. На каждого льготника необходимо потратить около двух минут, ежедневно на каждом автобусе проезжает от 70 до 120 пассажиров-льготников. То есть, около половины своего рабочего времени водитель должен заниматься писаниной. Генеральный директор признался, что однажды отправил на линию в помощь водителям по два контролера на автобус, но и они не успевали записать всех льготников так, чтобы не выбиваться из графика. При том, что главная задача водителя – обеспечение режима движения и безопасности пассажиров, а не канцелярская работа. И ведь это не пустая формальность – записи проверяются, сличаются с базой данных, «от балды» не напишешь и заранее эти списки не составишь! Словом, Задорнов отдыхает, только вот перевозчикам не до смеха. Ведь в среднем услугами пассажирского автотранспортного предприятия пользуются 2500-3000 льготников ежедневно! Если они не будут учитываться, компенсации за них никто не выплатит и перевозчик будет возить их за свой счет.

А ведь задача решается до изумления просто: достаточно «компьютеризовать» процесс (ведь XXI век на дворе!). Нужно только выдать льготникам карточки наподобие кредитных с соответственно «прошитым» чипом, установить в автобусах считывающие устройства и завязать все на диспетчерскую, где будет установлен компьютер с необходимым программным обеспечением. И тогда можно будет отследить и фактическое количество льготников, пользующихся транспортом предприятия, и определить их маршруты, обсчитать затраты и отработать еще сколько угодно параметров, а затем передать сведения хоть своему диспетчеру, хоть в министерство.

В конечном итоге все эти проблемы ведут к понижению уровня безопасности на транспорте. Ведь при хронической нехватке денежных средств на чем будет экономить перевозчик? На запасных частях и стоимости ремонта – вот к чему подталкивают все описанные бюрократические схемы. А вот если навести порядок в этой сфере, убрать бюрократические препоны – можно и не поднимать тарифы. И все это – в руках местных властей. Кстати, есть сведения, что губернатором выделены средства на реализацию такой программы, но год идет к концу, а движения никакого нет.

* * *

ПОПОВЯН АНДРИАС АРУТЮНОВИЧ, генеральный директор ОАО «Крымское АТП» и ОАО «Транспортно-экспедиционная компания» (с 1999 г.) с. Крым Мясниковского района. Окончил НПИ. Общий трудовой стаж 37 лет, из них 33 года трудится на этом предприятии: дежурным механиком, мастером ОТК, начальником ремонтной службы, начальником производственно-технического отдела, начальником службы снабжения, главным инженером.





25.05.2018
Недалеко от «Платова» будет построен крупный логистический комплекс
Соглашение об этом сегодня, 25 мая, подписали в Санкт-Петербурге губернатор Ростовской области Василий Голубев и генеральный директор компании «ФМ Ложистик» Кристоф Менивар.
25.05.2018
Площадь контроля нарушений правил дорожного движения в Ростовской области расширяется в полтора раза
В Ростовской области определена 261 точка концентрации ДТП, где требуется установка средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
25.05.2018
Антикоррупционные проверки проведены в отношении 11 депутатов городской думы города Шахты
Управлением по противодействию коррупции при губернаторе Ростовской области в отношении 11 депутатов городской думы города Шахты проведены антикоррупционные проверки
25.05.2018
Донской губернатор принимает участие в ПМЭФ-2018
24 мая, в первый день работы Петербургского международного экономического форума, губернатор Василий Голубев  проведет несколько деловых встреч и переговоров.
25.05.2018
ОНФ предлагает учитывать мнение граждан при формировании схем движения и расписания общественного транспорта
Эксперты Народного фронта предлагают внедрить в муниципалитетах механизм учета мнения граждан при формировании схем движения и расписание автобусов, троллейбусов и трамваев. Контроль за развитием общественного транспорта и тем, насколько чиновники учитывают мнение граждан, могут взять на себя межведомственные комиссии и муниципальные общественные комиссии по благоустройству
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс