Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Концепция Болдырева

С Дмитрием Юрьевичем Болдыревым, директором ростовской торгово-промышленной фирмы «ТПФ-4», корреспонденты «Парламентского вестника Дона» встречались не раз. Его взгляды на проблемы развития малого и среднего бизнеса, на социальную ответственность всех участников экономических процессов, основанные на многолетнем управленческом опыте в сфере торговли (более 40 лет), отличаются ясностью и прямотой. В нашей беседе речь пойдет о том, что нужно сделать, чтобы те, кто решил заняться предпринимательской деятельностью в сфере торговли, смогли успешно работать и чтобы от этого выигрывали все — и государство, и предприниматели, и население.

— Хотелось бы, чтобы нас не только слушали, но и услышали, — сказал Юрий Дмитриевич в самом начале нашего интервью. — Потому что некоторые вещи нам здесь, внизу, виднее, чем там, наверху.

НАЛОГИ

Первое, что вызывает беспокойство — система налогообложения малого бизнеса. После введения единого налога на вмененный доход (ЕНВД), по мнению Юрия Болдырева, всем стало легче: и предпринимателям, и государственным структурам. Потому что «вмененка» — это налог с площади, очень простой, очень прозрачный, который легко платится и легко проверяется — его нельзя «спрятать». На определенный период это очень удобная форма налогообложения. Ответ на вопрос: «зачем убрали ЕНВД?» неясен. Либо слишком мало получается в итоге, либо это кому-то выгодно. Минфин предлагает ввести упрощенную систему налогообложения для предпринимателей, имеющих стационарные торговые объекты с площадью торгового зала не более 10 квадратных метров. Какая может быть культура торговли на такой площади? Широко улыбнуться — и то мало места, не говоря уж о бытовых условиях. Где помыть руки? А сходить в туалет? Причем, всерьез рассматривается в проекте этого закона вопрос об «объектах организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 10 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания»!

— Получается — все эти годы уходили от «ларечной» системы, а теперь снова ее насаждаем, хотя большинство стационарных магазинов работает на 50 процентов своей мощности? — задает вопрос Юрий Дмитриевич. — Общий режим налогообложения — самый затратный по размеру налогов и требующий больше всего отчетности, а также технически это совсем не просто. Опытным участникам рынка этот переход дастся тоже с трудом, а вот начинающему предпринимателю будет не под силу.

ЗАРПЛАТА

Непонятны причины такого высокого налогообложения фонда оплаты труда, как сейчас. По официальной версии — чтобы компенсировать дефицит пенсионной системы. Известно, что, если нужно увеличить поступления в казну за счет налогов, это можно сделать двумя путями: прямым повышением налогов или расширением налогооблагаемой базы. Похоже, что у нас пошли по первому пути, забыв о том, что такие меры дают лишь кратковременный эффект, а потом зарплаты просто «уходят в тень». Естественно: до 1 января 2011 года налог составлял 14%, а теперь — 34%, то есть, повысился в 2,4 раза. В советское время такой налог был мизерным, и этого хватало по одной простой причине: «на свету» работали все, и налог взимался с каждой зарплаты. Сейчас многих сотрудников снова «переводят в тень». А ведь увеличением налоговой нагрузки на зарплату государство по сути дела поставило крест на возможности повышения зарплат. На прежней налоговой системе мы ежегодно с 1 января повышали своим сотрудникам зарплату на 20–25%. А многие стремятся хотя бы сохранить коллектив в таких финансовых условиях. Сейчас нелегко найти хорошие кадры, потому что торговля — работа не из легких, особенно трудно работать с людьми, которые сегодня в большинстве своем озлоблены, издерганы и часто «срываются» именно на продавцов. А у нас покупатель — всегда прав, даже если он не прав. Потому что его нужно успокоить, удовлетворить все его требования и сохранить «на будущее», а то он уйдет к конкурентам.

— Я считаю, что если мы берем людей на работу, то должны обеспечить им более-менее нормальную зарплату, — убежден директор ООО «ТПФ-4». — Поэтому я предлагаю установить достаточно высокую минимальную оплату труда именно для сферы малого бизнеса, ниже которой предприниматель не имеет права платить людям. Мы же не в рабство их берем! Не можешь платить — работай сам. При этом необходимо строго следить за правильным оформлением трудовых соглашений, предоставлять работникам возможность получения бесплатной консультации по вопросам труда и зарплаты за государственный счет.

Во-вторых, необходимо узаконить сверх-урочную работу (переработку с согласия работника), с соответствующей оплатой (разумеется, если это не вредит третьим лицам). Ведь фактически переработка повсеместно практикуется: это и ненормированный рабочий день, и совмещение, и вахта, и работа на судах, в поездах — везде идет сверхурочная работа. Но формально ее как бы не существует, а вся ответственность ложится на самих работающих.

В-третьих, нужно обязать предпринимателя установить себе официальную зарплату и отчислять с нее все положенные выплаты. И не нужно бояться, что зарплата уйдет в тень, она будет указана в трудовом договоре, и работник будет знать, что именно с этой зарплаты будут идти социальные отчисления, их можно будет проверить.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Эффективность налоговых нововведений, кстати, вопрос также закрытый. С 1 января введен повышенный налог на фонд оплаты труда. Хотелось бы узнать, каков эффект, но не в первом квартале года, а хотя бы в третьем, когда предприниматели уже додумались, «куда чего спрятать». Проанализируйте, опубликуйте результаты, и, если они отрицательные, — вернитесь назад.

Эффективность работы контролирующих органов сегодня измеряется количеством выписанных штрафов. Чем больше нарушений выявлено и штрафов за них выписано — тем выше считается эффективность работы структуры или службы. То есть, чем хуже — тем лучше. А ведь их деятельность должна стремиться к обратному эффекту: снижению количества штрафов и предписаний, созданию максимально безопасных и комфортных условий для жизнедеятельности предприятий и их сотрудников и т.д. А сейчас многие, наверное, заинтересованы, чтобы было плохо. А страдает кто? В конечном итоге — население.

Кроме того, необходимо четко дифференцировать недостатки в работе предприятий. Они, как известно, подразделяются на три группы:

  • недоработки;
  • нарушения;
  • злоупотребления.

И их нельзя смешивать в одну кучу. Недоработки всегда были, есть и будут, они устраняются в процессе деятельности, это жизнь и это нормально. Тут нечего искать злой умысел.

Нарушения бывают разные. Без некоторых нарушений зачастую невозможно получить нужный результат, и тут виноват не столько сам нарушитель, сколько несовершенная система взаимоотношений и контроля. Например, в подтверждение — качество товара. Есть поставщики, есть посредники, и не всегда удается найти общий язык в правильном оформлении документации и т.п. Кого легче проверить и навести порядок — 500 производителей или 10 тысяч магазинов? Любой скажет: конечно производителей! А контролирующие органы не всегда идут этим путем. А за что отвечает (и в состоянии реально ответить) магазин? За товарный вид реализуемого продукта, за соблюдение сроков реализации и условий его хранения, за культуру обслуживания.

Злоупотребления — это прямые нарушения закона, о них много и с удовольствием рассказывают средства массовой информации. Спору нет, о них надо говорить, с ними нужно бороться, но главное — устранить почву для них. В том числе и законодательно вводя такую систему, которая сделает большинство злоупотреблений невозможными, а телевидение должно показывать не только нарушения, но и наказания за эти злоупотребления. Ведь каков результат тех же штрафов? Формирование почвы для коррупции. Создание ситуации, когда все равно кому платить — государству или чиновнику лично, лишь бы разрешили дальше работать. Поэтому наказывать нужно не штрафами, а лишением права находиться на этой территории. Выявили злоупотребления — предупредите раз, другой, на третий — отказ в праве осуществления деятельности на территории, вон из района!

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Разумеется, все это будет возможно только тогда, когда будет установлена личная ответственность руководителя за его деятельность. Ведь зачастую, рассказывая о нарушениях правил торговли, других негативных явлениях, имена руководителей не упоминаются. Пошумят по поводу — и забудут.

— Я считаю, что нет неразрешимых проблем, любой вопрос решается, если все озабочены его решением, — убежден Юрий Болдырев. — Но для этого все должны хотеть, чтобы он решился. Например, чтобы малый предприниматель исправно платил налоги, не уходя в «серые схемы», нужно создать ему не только «прозрачные», но и простые условия: чтобы налоги были посильные, и их было немного — по численности, при том, их нужно привязывать к тому, чего нельзя спрятать. Ведь ту же вмененку вводили в отношении тех видов предпринимательской деятельности, на которые затруднено налоговое администрирование. А сейчас что — все стало ясно и легко? Предвижу, что в момент перехода с одной налоговой системы на другую произойдет маленький коллапс, потому что точной даты как всегда не назовут, многие вообще не поймут, что, к чему и как. Я твердо уверен, что нужно осуществлять переход постепенно, предоставляя возможность выбирать наиболее подходящую систему, вводя коэффициенты, терпеливо разъясняя преимущества одной системы перед другой. Некоторые предприниматели остановят свою деятельность и будут выжидать, пока все не прояснится, другие будут работать по старинке, находясь в полном неведении.

Часто торговлю укоряют высокими наценками, а ведь это не всегда справедливо. У нас, например, наценка составляет от 10 до 25% в зависимости от номенклатуры товара и его потребительских качеств. Если подходят к концу сроки реализации или они замедляются, мы устраиваем скидку до 50% — и такой товар охотно разбирают. Но тут все зависит от условий хранения. Возвращаясь к мысли о ларьках, я могу твердо заявить: продукты питания не должны продаваться в ларьках, они должны реализоваться в стационарных магазинах, обладающих как достаточной торговой площадью, так и всем необходимым оборудованием для хранения и реализации товара.

Хотелось бы, чтобы при любых изменениях законодательства или принятии новых законов, которые касались бы малого бизнеса, проходили бы обсуждения, чтобы предприниматели могли бы высказать свои замечания или дополнения. Ведь главное, чтобы в результате их введения был получен максимальный экономический эффект.

У всех — и у предпринимателей, и у административных структур общей целью должно быть благосостояние населения, повышение его жизненного уровня, тогда и в выигрыше будут все.





13.12.2018
Александр Ищенко участвует в работе Совета законодателей
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «Единая Россия») принимает участие в работе Совета законодателей России при Федеральном Собрании РФ.
13.12.2018
Социальные пособия будут проиндексированы с 1 января 2019 года
На комитете Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты обсудили и одобрили ряд социально важных законопроектов, часть из которых касалась индексации с 1 января 2019 года социальных пособий.
13.12.2018
В Совете Федерации прошел VI Съезд Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС
Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС), более десяти лет оказывающая активное содействие укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности, провела 6 декабря 2018 года VI Съезд Организации.
12.12.2018
В Ростовской области реализуется проект по передаче некоммерческим организациям части услуг по социальному обслуживанию граждан
Темпы передачи части услуг по социальному обслуживанию граждан на дому некоммерческим организациям необходимо наращивать. Такое поручение дал заместитель губернатора Василий Рудой.
12.12.2018
Василий Голубев обратился к вице-премьеру России за поддержкой в решении вопросов экологии и АПК
Встреча губернатора Ростовской области Василия Голубева и заместителя председателя правительства РФ Алексея Гордеева состоялась сегодня, 11 декабря, в Москве.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс