Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Закон об образовании: ростовчане сказали свое слово

20 октября состоялись всероссийские парламентские слушания «О проекте ФЗ «Об образовании» в режиме видеоконференции. В помещении Гуманитарной академии, оборудованном для участия в конференции «онлайн», собрались представители студенческого актива ЮФУ, преподаватели. Донских парламентариев представляла председатель комитета ЗС РО по образованию Законодательного собрания РО Валентина Маринова. Со своими предложениями по внесению изменений и дополнений в проект закона один за другим выступали представители российских регионов — преподаватели учебных заведений всех уровней, руководители административных структур народного образования, работники высшей школы. Но только, пожалуй, от одного Ростова слово было предоставлено не тем, кто учит, а тем, кого учат.

Сначала к участникам форума обратилась Валентина Маринова:

— Добрый день, Москва, добрый день, коллеги в регионах! Все, кто нас видит, может обратить внимание на то, что в нашей аудитории очень много юных лиц. Это представители Южного федерального университета, флагмана нашего 200-тысячного студенческого коллектива, поэтому позвольте поблагодарить организаторов слушаний за то, что у нас есть возможность высказать позицию студентов по отражению в новом проекте закона институтов студенческого самоуправления. Но прежде хочу сказать несколько слов от имени моих коллег-депутатов и педагогического сообщества Ростовской области. Во-первых, уважаемые коллеги, несмотря на то, что обсуждение идет очень долго, авторы нового законопроекта и оппоненты, и авторы альтернативных проектов сходятся в одном: новый законопроект нужен, никто не отрицает его необходимости, и надо все-таки ускорить его принятие. Почему? Потому что вслед за ним будет изменяться весь пакет не только федеральных, но и региональных законодательных актов. Более того, я приведу еще один аргумент. Здесь мои коллеги высказывались по проблемам малокомплектных школ, альтернативным вариантам дошкольного образования — все это мы уже урегулировали на областном уровне, внесли изменения в наши областные законы об образовании и ввели новое определение понятия малокомплектных школ в субъекте Российской Федерации, а также определили механизм их финансирования. Ввели и новые альтернативные формы дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, я хочу высказать как профессионал благодарность разработчикам законопроекта — я понимаю, какой это труд, тем более, что мы уже более полутора лет его обсуждаем, и будут еще дополнения, но тем не менее, прошу вас ускорить принятие закона. И внести два конкретных предложения, которые хотелось бы видеть отраженными в данном законопроекте. Речь идет о компенсациях сельским учителям (пункт 11 статьи 48). Кто-то из коллег уже обращал внимание на то, что, помимо сельских учителей, работающих в сельских поселениях, есть учителя еще и в городских поселениях в муниципальных образованиях, которые не подпадают под это определение. А также специфическая форма предоставления образовательных услуг в учреждениях ГУФСИН (это касается только тех коллег, у кого есть подобная форма), и в новом проекте закона есть отсылочная норма к положению, утвержденному совместно федеральным министерством образования и министерством обороны, а нормы закона, которая нам давала бы такие полномочия, нет, поэтому мы практически нарушаем законодательство.

Затем В. Маринова передала слово Андрею Федосову, студенту первого курса магистратуры факультета социологии и политологии Южного федерального университета, председателю студенческого совета студенческого городка ЮФУ.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники сегодняшней встречи. От имени студенчества Южного федерального университета хочу отметить, что данный проект закона об образовании в Российской Федерации существенно расширяет права студенческого самоуправления, создает основу для включения студенческого самоуправления в управление университетом. Определены законодательные основы для превращения органов студенческого самоуправления не только в эффективный инструмент менеджмента образовательной организации, но и механизм социализации студентов, которые получают возможность в рамках студенческого самоуправления развивать навыки социальной, коммуникативной и деловой компетентности. Статья 20 прямо наделяет общественные организации правом и обязанностью представлять и защищать права обучающихся. Вместе с тем, согласно проекту, конкретный объем полномочий органов студенческого самоуправления определяется вузом. Нам бы хотелось, чтобы рассмотрели возможность закрепления минимальных прав и свобод студенческого самоуправления законодательно, в соответствующей норме закона. В статье 28 можно среди других прав и обязанностей организации включить в качестве обязательного пункта развитие и поддержание системы студенческого самоуправления как базовой формы гражданской самоорганизации студентов в вузе. Мы хотели бы предложить, чтобы в статье 30 в число главных вокальных актов, которыми руководствуется вуз, было включено положение о студенческом самоуправлении. В статье 11, регламентирующей порядок разработки собственных образовательных стандартов вуза, может быть внесена норма, в соответствии с которой собственные образовательные стандарты вузов должны разрабатываться с учетом мнений как работодателей, так и студенческого самоуправления, активисты которого могли бы стать в некотором роде соавторами инновационных образовательных программ. Статья 13 детально прописывает требования к содержанию образовательных программ. Между тем, представляется, что можно было бы прописать, чтобы и разработка образовательных программ, с одной стороны, проходила общественную экспертизу студенческого самоуправления, а с другой стороны, реализация программы должна сопровождаться систематическим мониторингом оценки качества образовательных услуг студентами вуза.

А теперь — главное. Очевидно, что деятельность студенческих советов невозможна без финансирования. Нужна не только юридическая, но и финансовая автономия наших объединений. В главе 13 «экономическая деятельность в образовании» можно было бы ввести норму, в соответствии с которой вузы производили бы ежегодные обязательные отчисления в бюджет органов студенческого самоуправления. С другой стороны, важно, что теперь, согласно пункту 5 ст. 34, студенты, помимо студенческого совета, смогут объединяться и в другие общественные организации, в том числе для решения проблем студенческой занятости. На наш взгляд, в проекте недостаточно прописаны положения, связанные с организацией социально-воспитательной работы в вузе, формирования целостной социокультурной среды вуза. Мы считаем, что концепция и стратегия социально-воспитательной работы в вузе должна учитывать ведущую роль студенческого самоуправления. Как студенческое самоуправление могло бы участвовать в разработке образовательных программ, так можно было бы законодательно прописать участие студенческих советов в разработке и реализации социально-воспитательных проектов вуза. Считаем, что решение обозначенных вопросов позволит существенно усовершенствовать данный проект, что станет существенным шагом в развитии студенческого самоуправления в России в целом. И этот шаг нужно сделать.

На краткой пресс-конференции, состоявшейся по окончании видеоконференции, Валентина Маринова пояснила представителям масс-медиа, что сегодняшнее слушание — последний этап общественного обсуждения законопроекта об образовании, и хотелось бы, чтобы он был побыстрее принят в первом, а затем во втором чтении, потому что есть еще механизм окончательного принятия и вступления закона в силу. А время уже не терпит. Именно поэтому донскими законодателями был предпринят ряд шагов. В частности, еще в 2009 году, не дожидаясь федеральных решений, было введено определение малокомплектных школ и изменен механизм подушевого финансирования по «классу-комплекту» (сколько детей в классе, на столько и выделяется финансирование). Это было сделано потому, что в нашей области 40% школ — малокомплектные. В сфере дошкольного образования было внесено понятие альтернативного образовательного учреждения дошкольного образования. Теперь сюда относятся не только муниципальные детские сады, но и группы семейного воспитания, группы дошкольного воспитания в составе школ, а также негосударственные детские сады. То есть, по сути дела, законодательно закрепили уже сложившиеся формы дошкольной работы с детьми. В свою очередь, областное министерство образования прописало в своем нормативом акте порядок взаимодействия этих форм с муниципальными общеобразовательными учреждениями, что позволило обеспечить не только кормление и уход за ребенком, но и проведение развивающих и обучающих занятий. Новый федеральный закон даст возможность компенсировать часть затрат, которые несут родители по содержанию ребенка в этих негосударственных дошкольных учреждениях.

Из еще не решенных вопросов ростовские законодатели попросили закрепить за педагогическими работниками, проживающими и работающими на территории муниципальных районов, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

И еще одна проблема, поднятая ростовчанами — вопрос о реализации прав осужденных на получение образования в общеобразовательных организациях уголовно-исполнительной системы и аналогичных структурах в местах лишения свободы. В этой области возникла правовая коллизия, при которой действующее Положение возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ полномочия, выходящие за рамки их компетенции, определенные федеральным законодательством. И это приводит к возникновению трудностей при финансировании общеобразовательных учреждений при исправительно-трудовых учреждениях.

Были также высказаны важные замечания по законодательному закреплению размеров студенческих стипендий — сейчас в законе прописаны нормативы только федерального стипендиального фонда, а есть еще областные учреждения специального профессионального образования (СПО) и начального профессионального образования (НПО), которые вскоре станут частью СПО. В Ростовской области уже выполнено положение о том, что средняя заработная плата учителя не должна быть ниже средней зарплаты по региону. Однако «за бортом» остались работники детских садов, в отношении которых уровень зарплаты отдан «на милость субъектов федерации» (у кого есть возможность — платит, нет — не платит). И эту норму донские законодатели предложили закрепить в новом законе повсеместно.

— В общем и целом мнения всех моих коллег-депутатов сошлись в том, что есть несколько таких важнейших моментов, которые нужно максимально четко прописать в федеральном законе, — сказала в заключение Валентина Маринова. — И тогда самым главным станет следующий этап: после принятия федерального закона мы примем новый закон об образовании в Ростовской области, и поэтому нам бы хотелось, чтобы на федеральном уровне как можно быстрее закрепили, что конкретно мы имеем право делать для улучшения качества жизни и работы наших работников образования.





20.05.2019
Состоялось 75-ое заседание Избирательной комиссии Ростовской области
Члены Облизбиркома утвердили результаты учета объема эфирного времени, затраченного в апреле на освещение деятельности политических партий, представленных в Законодательном Собрании Ростовской области.
20.05.2019
Депутаты донского парламента поздравили лидеров военно-патриотической работы «Золотая звезда – 2019»
В Ростове-на-Дону торжественно подвели итоги работы образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей и молодежи за учебный год и наградили лучших юнармейцев.
20.05.2019
Депутат Сергей Замиховский поздравил учителей-победителей районного конкурса
16 мая депутат Законодательного Собрания Ростовской области Сергей ЗАМИХОВСКИЙ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») принял участие в торжественной церемонии награждения победителей и лауреатов районного (Ворошиловский район Ростова-на-Дону) этапа конкурса «Учитель года города Ростова-на-Дону».
17.05.2019
Госдума единогласно приняла в первом чтении поправки Турчака в закон о местном самоуправлении
Государственная Дума единогласно (397 депутатов – «за», против и воздержавшихся не было) приняла в первом чтении поправки в статью 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
16.05.2019
В донском парламенте обсудили перспективы установления особых зон использования территорий
15 мая, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области и представители общественности обсудили проблемные вопросы строительной отрасли, связанных с установлением особых зон использования территорий.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс