Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Закон об образовании: ростовчане сказали свое слово

20 октября состоялись всероссийские парламентские слушания «О проекте ФЗ «Об образовании» в режиме видеоконференции. В помещении Гуманитарной академии, оборудованном для участия в конференции «онлайн», собрались представители студенческого актива ЮФУ, преподаватели. Донских парламентариев представляла председатель комитета ЗС РО по образованию Законодательного собрания РО Валентина Маринова. Со своими предложениями по внесению изменений и дополнений в проект закона один за другим выступали представители российских регионов — преподаватели учебных заведений всех уровней, руководители административных структур народного образования, работники высшей школы. Но только, пожалуй, от одного Ростова слово было предоставлено не тем, кто учит, а тем, кого учат.

Сначала к участникам форума обратилась Валентина Маринова:

— Добрый день, Москва, добрый день, коллеги в регионах! Все, кто нас видит, может обратить внимание на то, что в нашей аудитории очень много юных лиц. Это представители Южного федерального университета, флагмана нашего 200-тысячного студенческого коллектива, поэтому позвольте поблагодарить организаторов слушаний за то, что у нас есть возможность высказать позицию студентов по отражению в новом проекте закона институтов студенческого самоуправления. Но прежде хочу сказать несколько слов от имени моих коллег-депутатов и педагогического сообщества Ростовской области. Во-первых, уважаемые коллеги, несмотря на то, что обсуждение идет очень долго, авторы нового законопроекта и оппоненты, и авторы альтернативных проектов сходятся в одном: новый законопроект нужен, никто не отрицает его необходимости, и надо все-таки ускорить его принятие. Почему? Потому что вслед за ним будет изменяться весь пакет не только федеральных, но и региональных законодательных актов. Более того, я приведу еще один аргумент. Здесь мои коллеги высказывались по проблемам малокомплектных школ, альтернативным вариантам дошкольного образования — все это мы уже урегулировали на областном уровне, внесли изменения в наши областные законы об образовании и ввели новое определение понятия малокомплектных школ в субъекте Российской Федерации, а также определили механизм их финансирования. Ввели и новые альтернативные формы дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, я хочу высказать как профессионал благодарность разработчикам законопроекта — я понимаю, какой это труд, тем более, что мы уже более полутора лет его обсуждаем, и будут еще дополнения, но тем не менее, прошу вас ускорить принятие закона. И внести два конкретных предложения, которые хотелось бы видеть отраженными в данном законопроекте. Речь идет о компенсациях сельским учителям (пункт 11 статьи 48). Кто-то из коллег уже обращал внимание на то, что, помимо сельских учителей, работающих в сельских поселениях, есть учителя еще и в городских поселениях в муниципальных образованиях, которые не подпадают под это определение. А также специфическая форма предоставления образовательных услуг в учреждениях ГУФСИН (это касается только тех коллег, у кого есть подобная форма), и в новом проекте закона есть отсылочная норма к положению, утвержденному совместно федеральным министерством образования и министерством обороны, а нормы закона, которая нам давала бы такие полномочия, нет, поэтому мы практически нарушаем законодательство.

Затем В. Маринова передала слово Андрею Федосову, студенту первого курса магистратуры факультета социологии и политологии Южного федерального университета, председателю студенческого совета студенческого городка ЮФУ.

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники сегодняшней встречи. От имени студенчества Южного федерального университета хочу отметить, что данный проект закона об образовании в Российской Федерации существенно расширяет права студенческого самоуправления, создает основу для включения студенческого самоуправления в управление университетом. Определены законодательные основы для превращения органов студенческого самоуправления не только в эффективный инструмент менеджмента образовательной организации, но и механизм социализации студентов, которые получают возможность в рамках студенческого самоуправления развивать навыки социальной, коммуникативной и деловой компетентности. Статья 20 прямо наделяет общественные организации правом и обязанностью представлять и защищать права обучающихся. Вместе с тем, согласно проекту, конкретный объем полномочий органов студенческого самоуправления определяется вузом. Нам бы хотелось, чтобы рассмотрели возможность закрепления минимальных прав и свобод студенческого самоуправления законодательно, в соответствующей норме закона. В статье 28 можно среди других прав и обязанностей организации включить в качестве обязательного пункта развитие и поддержание системы студенческого самоуправления как базовой формы гражданской самоорганизации студентов в вузе. Мы хотели бы предложить, чтобы в статье 30 в число главных вокальных актов, которыми руководствуется вуз, было включено положение о студенческом самоуправлении. В статье 11, регламентирующей порядок разработки собственных образовательных стандартов вуза, может быть внесена норма, в соответствии с которой собственные образовательные стандарты вузов должны разрабатываться с учетом мнений как работодателей, так и студенческого самоуправления, активисты которого могли бы стать в некотором роде соавторами инновационных образовательных программ. Статья 13 детально прописывает требования к содержанию образовательных программ. Между тем, представляется, что можно было бы прописать, чтобы и разработка образовательных программ, с одной стороны, проходила общественную экспертизу студенческого самоуправления, а с другой стороны, реализация программы должна сопровождаться систематическим мониторингом оценки качества образовательных услуг студентами вуза.

А теперь — главное. Очевидно, что деятельность студенческих советов невозможна без финансирования. Нужна не только юридическая, но и финансовая автономия наших объединений. В главе 13 «экономическая деятельность в образовании» можно было бы ввести норму, в соответствии с которой вузы производили бы ежегодные обязательные отчисления в бюджет органов студенческого самоуправления. С другой стороны, важно, что теперь, согласно пункту 5 ст. 34, студенты, помимо студенческого совета, смогут объединяться и в другие общественные организации, в том числе для решения проблем студенческой занятости. На наш взгляд, в проекте недостаточно прописаны положения, связанные с организацией социально-воспитательной работы в вузе, формирования целостной социокультурной среды вуза. Мы считаем, что концепция и стратегия социально-воспитательной работы в вузе должна учитывать ведущую роль студенческого самоуправления. Как студенческое самоуправление могло бы участвовать в разработке образовательных программ, так можно было бы законодательно прописать участие студенческих советов в разработке и реализации социально-воспитательных проектов вуза. Считаем, что решение обозначенных вопросов позволит существенно усовершенствовать данный проект, что станет существенным шагом в развитии студенческого самоуправления в России в целом. И этот шаг нужно сделать.

На краткой пресс-конференции, состоявшейся по окончании видеоконференции, Валентина Маринова пояснила представителям масс-медиа, что сегодняшнее слушание — последний этап общественного обсуждения законопроекта об образовании, и хотелось бы, чтобы он был побыстрее принят в первом, а затем во втором чтении, потому что есть еще механизм окончательного принятия и вступления закона в силу. А время уже не терпит. Именно поэтому донскими законодателями был предпринят ряд шагов. В частности, еще в 2009 году, не дожидаясь федеральных решений, было введено определение малокомплектных школ и изменен механизм подушевого финансирования по «классу-комплекту» (сколько детей в классе, на столько и выделяется финансирование). Это было сделано потому, что в нашей области 40% школ — малокомплектные. В сфере дошкольного образования было внесено понятие альтернативного образовательного учреждения дошкольного образования. Теперь сюда относятся не только муниципальные детские сады, но и группы семейного воспитания, группы дошкольного воспитания в составе школ, а также негосударственные детские сады. То есть, по сути дела, законодательно закрепили уже сложившиеся формы дошкольной работы с детьми. В свою очередь, областное министерство образования прописало в своем нормативом акте порядок взаимодействия этих форм с муниципальными общеобразовательными учреждениями, что позволило обеспечить не только кормление и уход за ребенком, но и проведение развивающих и обучающих занятий. Новый федеральный закон даст возможность компенсировать часть затрат, которые несут родители по содержанию ребенка в этих негосударственных дошкольных учреждениях.

Из еще не решенных вопросов ростовские законодатели попросили закрепить за педагогическими работниками, проживающими и работающими на территории муниципальных районов, право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

И еще одна проблема, поднятая ростовчанами — вопрос о реализации прав осужденных на получение образования в общеобразовательных организациях уголовно-исполнительной системы и аналогичных структурах в местах лишения свободы. В этой области возникла правовая коллизия, при которой действующее Положение возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ полномочия, выходящие за рамки их компетенции, определенные федеральным законодательством. И это приводит к возникновению трудностей при финансировании общеобразовательных учреждений при исправительно-трудовых учреждениях.

Были также высказаны важные замечания по законодательному закреплению размеров студенческих стипендий — сейчас в законе прописаны нормативы только федерального стипендиального фонда, а есть еще областные учреждения специального профессионального образования (СПО) и начального профессионального образования (НПО), которые вскоре станут частью СПО. В Ростовской области уже выполнено положение о том, что средняя заработная плата учителя не должна быть ниже средней зарплаты по региону. Однако «за бортом» остались работники детских садов, в отношении которых уровень зарплаты отдан «на милость субъектов федерации» (у кого есть возможность — платит, нет — не платит). И эту норму донские законодатели предложили закрепить в новом законе повсеместно.

— В общем и целом мнения всех моих коллег-депутатов сошлись в том, что есть несколько таких важнейших моментов, которые нужно максимально четко прописать в федеральном законе, — сказала в заключение Валентина Маринова. — И тогда самым главным станет следующий этап: после принятия федерального закона мы примем новый закон об образовании в Ростовской области, и поэтому нам бы хотелось, чтобы на федеральном уровне как можно быстрее закрепили, что конкретно мы имеем право делать для улучшения качества жизни и работы наших работников образования.





17.12.2018
Изменились нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования
Южное таможенное управление информирует о том, что с 1 января 2019 года изменяются стоимостные и весовые нормы, в пределах которых на территорию Евразийского экономического союза физическими лицами могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин
17.12.2018
В 2019 году будут увеличены ассигнования на донские театры
Об этом сообщил губернатор Василий Голубев на торжественной церемонии, символизирующей открытие Года театра
17.12.2018
«Бережливую поликлинику» растиражируют на Дону
Принципы работы проекта «Бережливая поликлиника» в больницах и поликлиниках Ростовской области обсудили  14 декабря, в Волгодонске на совещании под руководством губернатора Василия Голубева.
17.12.2018
Комитет по законодательству обсудил норму, повышающую качество инициатив донского парламента
14 декабря, в донском парламенте состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку (председатель Александр КОСАЧЕВ, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
14.12.2018
Вопросы социального питания и развития села обсудили в Совете законодателей Российской Федерации
В Москве состоялось заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ, посвященное обсуждению актуальных вопросов развития социального питания в России и реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года. В заседании приняли участие члены Правительства РФ и Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, главы региональных парламентов. Донской край представлял Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс