Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№11 (48) ноябрь 2013] Аккредитация и лицензирование образовательной деятельности — теперь по новым правилам

В 2013 году процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности претерпели существенные изменения. Связано это не только с вступлением в силу в сентябре этого года нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», но и с принятием различных подзаконных актов, регламентирующих предоставление государственных услуг, надзор и контроль в сфере образования. О сути происходящих изменений корреспонденту «Парламентского вестника Дона» рассказала руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзор) НАДЕЖДА ТОЛСТИК.

Как известно, образовательная деятельность начинается с получения соответствующей лицензии. Так какие же изменения в лицензирование образовательной деятельности внес новый Закон об образовании?

– Важнейшим нововведением является установленная законом обязанность получения лицензии на образовательную деятельность теми индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют образовательную деятельность с привлечением педагогических работников.

Хотелось бы обратить внимание на то, что все индивидуальные предприниматели, которые в настоящее время оказывают образовательные услуги с привлечением педагогов, должны получить лицензию до первого января будущего года. Времени осталось не так уж и много, нужно поторопиться, чтобы в новом году иметь возможность работать на законных основаниях.

Надежда Владимировна, совсем недавно вступило в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности, впервые давшее правовое разъяснение понятия образовательной деятельности как лицензируемого вида деятельности…

– Совершенно верно. Образовательная деятельность включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ в рамках конкретного вида и уровня образования по утвержденному Положением перечню, но это не самое главное новшество.

Новое Положение о лицензировании образовательной деятельности вносит значительные изменения в существующий перечень лицензионных требований, предъявляемых как к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, так и к лицензиату.

Перечень этих требований существенно расширен, что является правильным шагом в обеспечении эффективного государственного регулирования образования – важнейшей социальной сферы.

Уже сегодня Положение позволяет нам обеспечить контроль за соблюдением общих для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требований о наличии условий для охраны здоровья обучающихся. Так, в соответствии со статьями 37 и 38 Закона об образовании в РФ, образовательная организация вне зависимости от направления реализуемых программ обязана обеспечить обучающихся питанием, организовать прохождение ими периодических медицинских осмотров, диспансеризации, оказание первичной медико-санитарной помощи, обучать навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, обеспечивать профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, реализовывать другие меры, предусмотренные законодательством.

Помимо этого, введены требования к педагогическим кадрам, наличию печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам.

Существенно повысились требования к лицензированию автошкол: они теперь должны иметь в наличии согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации программы подготовки водителей, а также получить заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Очевидно, что действующее законодательство в сфере образования все больше и больше ориентируется на современные потребности общества…

– Все верно, и особенно сильно это проявляется на примере профессионального образования. Ведь в соответствии со статьей 79 Федерального закона об образовании в РФ во всех профессиональных образовательных организациях, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

И это тоже является новым лицензионным требованием, соблюдение которого мы теперь уполномочены проверять.

Закон об образовании в РФ вносит серьезные изменения и в процедуру государственной аккредитации образовательной деятельности. В чем суть новых требований?

– Целью государственной аккредитации образовательной деятельности по-прежнему является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в соответствующих организациях.

В то же время установление государственного статуса организации, которая осуществляет образовательную деятельность, при проведении государственной аккредитации новым законом не предусмотрено.

Согласно новому закону подать заявление на проведение государственной аккредитации по аналогии с лицензированием могут не только организации, но и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность с привлечением педагогических работников и имеющие лицензию на образовательную деятельность по соответствующим федеральным стандартам основным образовательным программам.

Важное новшество – изменение оснований выдачи временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, действующего в течение одного года. Согласно новому закону этот документ выдается также и в случае реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Что позволяет реорганизованным организациям без спешки пройти новую процедуру государственной аккредитации в полном объеме.

С 30 ноября 2013 года вступает в силу новое Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, которое существенно меняет действующий порядок предоставления услуги по государственной аккредитации.

Изменения касаются заявления о проведении процедуры и документов, прилагаемых к нему. Перечень предоставляемых организацией документов и сведений сводится к минимуму, так как предполагается активное использование межведомственного взаимодействия и изменяется характер работы экспертной комиссии.

Теперь все сведения, необходимые для составления заключения, экспертная группа будет запрашивать у аккредитуемой организации в процессе проведения экспертизы, а информацию для первичной проверки заявления специалисты службы смогут получить самостоятельно по системе межведомственного электронного взаимодействия.

Благодаря вышеуказанным изменениям стала более доступной и оправданной подача документов в электронном виде. Организации, желающие получить услугу по государственной аккредитации образовательной деятельности, могут использовать не только федеральный портал государственных услуг, но и размещенный на официальном сайте службы электронный сервис.

Кстати, хотелось бы отметить, что уже с начала 2013 года всю информацию о прохождении процедуры государственной аккредитации заявители оперативно получают по электронной почте в автоматизированном режиме, а также могут самостоятельно отслеживать на сайте Ростобрнадзора.

Давайте остановимся еще на одном моменте. Согласно ранее действующему Закону об образовании свидетельство о государственной аккредитации подтверждало право образовательного учреждения выдавать в установленном порядке документы государственного образца об уровне образования, квалификации по аккредитованным образовательным программам. Все осталось по-прежнему?

– В новом Законе об образовании в РФ напрямую не говорится о том, что образовательные учреждения не вправе выдавать документы об образовании государственного образца, если у них нет государственной аккредитации. Вместе с тем, согласно части 4 статьи 60 Закона, документы об образовании и квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию – итоговую аттестацию, завершающую освоение основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию.

Если же говорить по-простому, то организация, которая осуществляет образовательную деятельность, не имеет права проводить государственную итоговую аттестацию по неаккредитованным программам.

Хотелось бы отметить, что в связи с вступлением в силу нового Закона об образовании вся нормативно-правовая база в сфере образования, в том числе и регулирующая контрольно-надзорные функции, подвергается серьезным изменениям. При этом необходимо учитывать, что соблюдение вводимых в действие норм и правил обязательно для всех участников образовательного процесса. Ведь от этого непосредственно зависит качество образования в стране…

Надежда Владимировна, на недавней коллегии, которая прошла в середине ноября и проводилась уже по новым правилам, были озвучены результаты аккредитации ряда образовательных учреждений области...

– Как уже было сказано, сегодня объектом экспертизы является только установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. Поэтому задача экспертов заключалась в том, чтобы определить, соответствует ли деятельность образовательных учреждений нашей области федеральным стандартам.

Нами была организована независимая аккредитационная экспертиза по основным образовательным программам в восьми общеобразовательных организациях, в том числе в шести муниципальных и двух негосударственных, а также в семи профессиональных образовательных организациях по заявленным для государственной аккредитации основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.

Можно отметить, что федеральный государственный стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации, в том числе требования к кадровому и материально-техническому обеспечению.

По всем образовательным учреждениям коллегией Ростобрнадзора было принято положительное решение.

Образовательные учреждения области всегда серьезно относятся к вопросам подготовки к аккредитации и ее прохождению. Иначе и быть не может, ведь на повестку дня работы коллегии выносится вопрос о том, могут или нет данные образовательные учреждения продолжать свою образовательную деятельность.

Неприятных сюрпризов в этом плане у нас пока, к счастью, не было. Надеемся, что и все будущие процедуры аккредитации образовательных учреждений Ростовской области будут проходить в установленном порядке с положительным результатом.

 

На территории Ростовской области осуществляют образовательную деятельность более 3 800 учреждений и организаций, из них:

  • дошкольных учреждений – 34%;
  • общеобразовательных учреждений – 37%;
  • учреждений начального профессионального образования – 5%;
  • учреждений среднего профессионального образования – 2%;
  • иных образовательных учреждений – 22%.




17.07.2019
Вячеслав Василенко побывал на объектах дорожного строительства в Обливском районе
16 июля заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») побывал с рабочей поездкой в Обливском районе.
17.07.2019
Депутаты намерены помочь розничным рынкам
Этот вопрос региональные парламентарии обсудили в рамках рассмотрения примерной программы законодательной и нормотворческой деятельности Законодательного Собрания на 2 полугодие 2019 года.
17.07.2019
В России может появиться новый День воинской славы
16 июля, в донском парламенте под председательством Григория ФОМЕНКО (фракция КПРФ) состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по делам военнослужащих, ветеранов военной службы, гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
17.07.2019
Завершились защиты проектов по благоустройству общественных пространств
Областная экспертная комиссия в течение трех дней рассмотрела 60 проектов, из которых нужно выбрать только 51.
17.07.2019
Начальник Южного таможенного управления посетил вошедшие в состав управления Крымскую и Севастопольскую таможни
Начальник Южного таможенного управления совершил рабочую поездку в Крымскую и Севастопольскую таможни, переподчиненные Южному таможенному управлению с 1 июля 2019 г
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс