[№11 (48) ноябрь 2013] Курс — на создание крупных учебных центров29.11.2013
Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления является крупнейшим учебным заведением СПО области. В истории колледжа переплетены истории нескольких техникумов: пищевого, торгового, аграрного, гидромелиоративного и совхоза-техникума «Октябрьский». Колледж имеет 105 специализированных кабинетов и лабораторий, оснащенных компьютерной техникой, интерактивными досками, мультимедийными установками, приборами, лабораторным и демонстрационным оборудованием. Занятия по физическому воспитанию проходят в четырех больших игровых залах, для работы спортивных секций предназначены: зал с мягким покрытием, тренажерный зал, тир на 50 метров, открытая спортивная площадка. Колледж имеет слесарные мастерские с учебными классами, специализированные классы по подготовке водителей, библиотеку с 2 читальными залами, актовый зал на 280 посадочных мест, просторную столовую, три студенческих общежития. О сегодняшней жизни колледжа рассказывает директор этого учебного заведения Галина Григорьева. – Галина Николаевна, ваш колледж – самое крупное среднее специальное учебное заведение в Ростовской области. Недавно к вам присоединился еще и Новочеркасский автотранспортный колледж. Процесс укрупнения учебных заведений происходит по объективным причинам? – Да, именно по объективным, это совершенно правильный и логичный процесс. По этой схеме работают учебные заведения Европы, где создаются крупные учебные центры. Я в данном случае привела пример Европы не потому, что мы должны слепо копировать западный опыт, а потому, что практика показывает его эффективность. Сегодня в учебных образовательных учреждениях среднего звена много дублирования, точек пересечения, повторения. Этого нужно избегать. Укрупнение учебных заведений позволяет ослабить нагрузку на областной бюджет. Мы сегодня располагаем шестью учебными корпусами, работаем по принципу крупного вуза. Стараемся создавать и укреплять материальную базу учебных лабораторий, концентрируя их в одном месте. На очном отделении колледжа учатся около двух тысяч человек, полторы – на заочном и вечернем. С этого года активно вводим систему дистанционного обучения. Уже закупили все необходимое для этого процесса оборудование. Почему мы готовы вкладывать финансовые средства в новую форму обучения? Потому что она сегодня востребована молодежью. Хорошее образование хотят получать ребята из отдаленных районов области, дети с ограниченными возможностями. Наш колледж работает по программе «Доступная среда», и мы стараемся выполнять свои обязательства… – С 2013 года выпускники девятых и десятых классов поступают в средние профессиональные учебные заведения без вступительных экзаменов. Далеко не все преподаватели и руководители колледжей и техникумов считают это правильным… – В любом нововведении всегда можно отыскать свои плюсы и минусы. Но, по-большому счету, ничего страшного не произошло. Разговор шел о том, что в учебные заведения придут школьники, в том числе и с невысоким уровнем знаний, которые оказались бы за бортом, если бы остался экзаменационный фильтр при поступлении в колледж. Отчасти это правда. Но те ребята, которые пришли на самом деле за знаниями и планируют потом поступать в высшие учебные заведения, понимают, что им предстоит сдавать единый государственный экзамен, и будут учиться с самоотдачей. А те, кто не строит планов, связанных с дальнейшим образованием, получат рабочую профессию. Именно проблема нехватки рабочих рук стоит сегодня остро в стране, поэтому принимаются некоторые послабления. Но, хочу заметить, что и рабочие-то нужны высокообразованные, которые смогут управлять автоматическими установками, различными сложными системами. Другими словами, коль хочешь стать хорошим востребованным специалистом, придется грызть гранит науки, постигать азы профессии и, что важно, постоянно потом повышать профессиональный уровень. После окончания колледжа в вузы поступает более двадцати процентов наших выпускников. Это хороший показатель. Остается на сегодняшний день проблема трудоустройства выпускников. Это вопрос, для решения которого требуется системный подход. Необходимо проводить постоянные мониторинги в масштабах страны, области, чтобы четко понимать, какие именно специалисты требуются в том или ином регионе, сколько их нужно, при этом важно оценивать экономическое положение регионов, представлять планы развития экономически успешных предприятий, использовать перспективные данные о крупных инвестиционных проектах в области. Если постоянно проводить такие мониторинги, то можно корректировать и учебные планы. Например, недавно выяснилось, что в Новочеркасске никто не готовит работников банков. Мы ввели по инициативе представителей Сбербанка новую специальность – «Банковское дело». Набрали тридцать человек. И это не первый опыт. Пять лет назад начали подготовку техников по пожарной безопасности. На базе колледжа создали пожарную дружину, ребята несут караульную службу в пожарной части, с самого начала приобщаются к профессии… – В вашем учебном заведении студенты проходят производственную практику? – Да, этому вопросу мы уделяем много внимания. Постигнуть любую профессию невозможно без полного погружения в нее. Во-первых, у нас есть собственная учебно-производственная база: столовая, кафе, автомастерские, парикмахерская. Во-вторых, заключили более 150 договоров с предприятиями, руководство которых готово принимать наших ребят на практику. Мы ставим перед собой задачу не только обучить ребят профессии, но и научить их работать, быть способными организовать собственный бизнес. В колледже работает школа предпринимателя, где занимаются старшекурсники. С нами сотрудничают и Союз предпринимателей города, и Совет директоров предприятий, и Центр занятости. Для выпускников проводим ярмарку вакансий. И отдача есть! Примерно сорок процентов находят работу, если принять во внимание, что часть выпускников при этом уходит в армию или находится в декретном отпуске, то цифры не дают повода для пессимизма… В 2013 году впервые группа наших студентов, обучающихся на разных специальностях, прошла практику в городе Изерлон (Германия). Эта поездка стала возможной благодаря активной поддержке депутата Законодательного Собрания Ростовской области Сергея Федоровича Подуст и администрации города. Ребята смогли проверить свои знания и умения на современных европейских предприятиях. – Практически во всех учебных заведениях созданы Попечительские советы. Эта структура, которая реально работает? – Должна работать. Все руководители учебных заведений мечтают о работоспособном и заинтересованном Попечительском совете. Добиться этого нелегко. У нас в колледже состав Попечительского совета не так давно существенно изменился. Кстати, в него вошел и наш выпускник, ныне заместитель генерального директора ЗАО «Донмаслопродукт» Олег Тищенко. Этому человеку нет необходимости рассказывать о проблемах учебного заведения, он сам прекрасно их знает. Олег Иванович, судя по его настрою, готов активно влиять на учебный процесс, намеревается ввести именную стипендию, брать ребят на практику… – Галина Николаевна, в вашем колледже всегда на высоком уровне была не только учебная, но и воспитательная работа… – Мы действительно многое делаем для того, чтобы у ребят была возможность проводить свободное время с максимальной пользой. Работают наш знаменитый пушкинский клуб, музей истории колледжа, военно-спортивный клуб «Донцы». Колледж гордится своими параолимпийцами, которые привезли медали из Пекина и Лондона. В колледже учатся представители разных национальностей. И мы стремимся к тому, чтобы ребята находили общий язык, учились дружить, разговаривать друг с другом на одном языке. Клуб интернациональной дружбы дает такую возможность. В этом году нашу инициативу о проведении фестиваля «Дон многонациональный» поддержал мэр Новочеркасска. Мероприятие пройдет на нескольких площадках, в нем примут участие многие учебные заведения области, творческие коллективы. Надеемся, что получится настоящий праздник многонациональных культур Дона… |