[№3 (40) март 2013] Надежда Ефремова: «Не надо драматизировать ЕГЭ»23.03.2013
Министерство образования РФ утвердило расписание ЕГЭ на 2013 год. Для тех, кому предоставлено право сдать ЕГЭ досрочно, установлены даты проведения экзаменов с 20 по 26 апреля. Основной этап пройдет с 27 мая по 19 июня. Те выпускники, кто по уважительной причине не имеет возможности сдать экзамен в основной срок, придут на ЕГЭ с 8 по 12 июля. Для выпускников прошлых лет доступна сдача ЕГЭ в мае-июне (если они уже сделали заявку) и июле (после сдачи документов на поступление в вузы). Согласно расписанию, в 2013 году первый экзамен состоится 27 мая – русский язык; последний – 15 июня резервный день математика. На ЕГЭ разрешается пользоваться следующими дополнительными устройствами и материалами: по математике – линейкой; по физике – линейкой и непрограммируемым калькулятором; по химии – непрограммируемым калькулятором; по географии – линейкой, транспортиром, непрограммируемым калькулятором. Рособрнадзор впервые в этом году установил минимальное количество баллов по всем школьным предметам. За напутственным словом в преддверии ЕГЭ выпускникам и родителям «Парламентский вестник Дона» обращается к Н.Ф. Ефремовой, директору Ростовского областного центра обработки информации в сфере образования. – Надежда Федоровна, что скажете выпускникам и их родителям об особенностях ЕГЭ нынешнего года? – Давайте выйдем на официальный информационный портал ЕГЭ и послушаем, что говорит об этом А.Г. Ершов, директор «ФГУ ФИПИ»: «ЕГЭ – это экзамен, в котором ежегодно принимают участие от 800 тыс. до 1 млн человек. Естественно, раз экзамен единый, в нем должны быть единые требования, и эти единые требования касаются, в первую очередь, тех контрольно-измерительных материалов, с которыми непосредственно имеет дело каждый участник ЕГЭ. И дети, и родители могут быть уверены в том, что все эти измерительные материалы разработаны в соответствии с едиными требованиями, что они равноценны, и каждому участнику ЕГЭ предоставлены единые возможности и правила игры. Созданием контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ занимается Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Все контрольно-измерительные материалы, которые используются в ЕГЭ, строятся по единой конструкции. В основе этой конструкции – государственный стандарт. Раскрывается содержание государственного стандарта в учебниках. Мы проверяем уровень освоения этого содержания. С этой целью делаются чертежи тех измерительных материалов, которые затем поступают в производство. В основе этих чертежей три документа: кодификатор – это документ, который разбирает весь изучаемый объем на определенные элементы содержания, каждому из которых соответствует определенный код; спецификация – это план работы, с которым в настоящее время знакомы практически все выпускники, это требования к выполнению работы и это требования к системе оценивания; и наконец – демонстрационная версия – это именно тот документ, который является прообразом измерительного материала, который ляжет на стол каждому участнику ЕГЭ, своего рода модель для тренировок, для ознакомления с тем, что именно будет содержаться в контрольно-измерительных материалах. После того, как мы эти чертежи сделали, их утверждают научно-методические советы, созданные при ФИПИ, созданные по каждому предмету и возглавляемые весьма авторитетными специалистами: ректорами, заведующими кафедрами, академиками РАН. Именно они определяют идеологию создания измерительных материалов в ЕГЭ. После того как эта идеология утверждена, утверждены эти чертежи, мы принимаемся за работу. Существует несколько десятков авторов тех заданий, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах. Эти измерительные задания все разной степени сложности. Авторы этих заданий в десятках регионов РФ. Мы получаем задания – в том числе и наши федеральные предметные комиссии их разрабатывают – и начинаем с ними работать. Встраиваем их в те чертежи, которые у нас в настоящее время существуют. Все задания, которые есть в ФИПИ, содержатся в так называемой федеральной базе. В ней порядка 120 тысяч заданий по всем предметам. Это закрытый сегмент, из которого делаются измерительные материалы, и имеется открытый сегмент – в нем порядка 20 тысяч заданий – который в настоящее время используется для различных тренингов, для диагностических работ, по которым можно сделать выводы о том, какие задания содержатся в измерительных материалах, которые будут нами впоследствии использованы. После того, как мы уже создали варианты измерительных материалов, над ними начинают работать тестологи. Это люди, которые занимаются вопросами обеспечения равновесности материалов. Тестология – это наука, по которой строятся все массовые экзамены, трудятся корректоры и редакторы. То есть, собственно говоря, идет работа, сопоставимая, например, с изданием книги. И после того, как работа над каждым вариантом будет закончена, она подвергается весьма жесткой экспертизе, проходит несколько уровней экспертиз в экспертных советах, которые существуют у нас в ФИПИ. В наших экспертных группах трудятся высококвалифицированные люди, в обязанность которых входит выискивать любые неточности в измерительных материалах. После того, как вся эта работа будет проведена, мы всю нашу продукцию – собственно говоря, ФИПИ – это такой небольшой интеллектуалоемкий завод по производству контрольно-измерительных материалов – передаем в Федеральный центр тестирования (ФЦТ), где появляется уже множество вариантов контрольно-измерительных материалов, которые поступают в регионы РФ. Специфика нашей работы такова, что даже директор ФИПИ не знает, не имеет абсолютно никакой информации о том, куда и какие измерительные материалы поступают. Этот определенный элемент секретности существует. Поэтому каждый выпускник может быть уверен в том, что те измерительные материалы, которые к нему поступили, абсолютно равнозначны другим – это первое, а второе – они индивидуальны и имеются только у него. Сегодня технологии ЕГЭ таковы, что мы имеем возможность в любой момент вычислить, кто из выпускников каким измерительным материалом владеет и пишет по нему работу. В том, что все элементы секретности на той стадии, на которой ими занимаются ФИПИ и ФЦТ, безусловно соблюдены, заключается определенный успех нашей работы. Для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ, не нужны никакие дополнительные ресурсы. Овладение выпускниками школьных стандартов общего образования обеспечит им успех и достижение цели». – На этот информационный портал (http://www.ege.edu.ru/) может выйти любой выпускник, пройтись по ссылкам, почерпнуть всю полезную информацию и отлично подготовиться к ЕГЭ по всем предметам. – Если все так просто, почему же продолжают всех пугать этим страшным зверем – ЕГЭ? – Потому что до сих пор до самого учителя вся эта емкая информация не всегда доходит, хотя условия для ее использования имеются. Мы пробовали обучить учителей логике ЕГЭ, после чего они сказали: ну, теперь нам понятно, как надо работать. Существует педагогический принцип единства учения и контроля. Вот его при обучении и надо соблюдать. Что касается нынешнего года, то, думаю, никаких неожиданностей не будет. Одно хочу сказать ребятам: не пытайтесь вмешиваться или нарушать процедуру, потому что она жестко прописана и контролируема. Пожалуйста, демонстрируйте свои знания, все необходимые комфортные условия вам для этого создадут в пунктах проведения экзамена. Не надо доводить ситуацию до абсурда, чтобы не было удаленных с экзамена, изъятых работ, аннулированных результатов. А вы, уважаемые родители, поработайте с детьми, чтобы они не брали с собой на экзамен мобильные телефоны – это запрещено законом. У участников ЕГЭ еще есть время на подготовку, на самопроверку на пробных ЕГЭ в индивидуальном порядке и в школах – в режиме, близком к реальному «боевому». Это поможет снять психологическое напряжение, понять, над чем еще надо поработать и, вообще, оценить свои перспективы. Всем желаю удачи! |