Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

«Давайте не путать нечистоплотность отдельных лиц и объективность ЕГЭ»

Руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области Надежда Владимировна Толстик не могла остаться в стороне от обсуждения столь злободневной для многих темы и согласилась прокомментировать для нашей газеты ситуацию, которая разворачивается (а точнее, которую разворачивают) вокруг ЕГЭ.

— Принципиальная позиция специалистов Ростобрнадзора связана с четким разделением самого Единого государственного экзамена, с одной стороны, и его непосредственного проведения и сопутствующих этому неправомерных действий, с другой. Что такое ЕГЭ? Это установленная на федеральном уровне и поддержанная Президентом России система объективной оценки знаний учащихся после завершения одной ступени образования. Насколько объективна данная система — это одна плоскость проблемы, и совсем другая — способы ее реализации и выявляемые в процессе этого злоупотребления. Их ни в коем случае нельзя смешивать. ЕГЭ сам по себе достаточно четкий, а главное, объективный инструмент. Это единая для всех линейка оценивания знаний. Да, ее нужно развивать и совершенствовать — с этим никто не спорит, но уже более чем за 10-летний период применения этой экзаменационной формы (8 лет в экспериментальном режиме и третий год в штатном) проделан большой объем работы и достигнуты хорошие результаты. Сегодня совсем неважно, в каком регионе ребенок проживает, в каком заведении проходит обучение. На первый план выходят его знания.

А теперь о другой стороне ЕГЭ. Вы понимаете, что какой бы благой ни была идея, она совершенно теряет свое истинное предназначение и начинает восприниматься совсем иначе, если начинает реализовываться, как говорят, «грязными руками», или не совсем честными методами. И эта сторона проявляется не только во время проведения Единого государственного экзамена. Она была, есть и будет, и бороться с этим нужно всегда и повсеместно. Проведение экзамена построено довольно четко, в соответствии со строгими правилами. Учащихся «рассаживает» компьютерная система, преподаватель, исполняющий роль организатора, находится в аудитории лишь с целью соблюдения порядка — профиль его деятельности не соответствует профилю экзамена, заходить в аудиторию никому не разрешается. Помимо этого, есть институт общественных наблюдателей, в качестве которых родители, а также представители общественных организаций и средств массовой информации, наряду с уполномоченными органами, могут осуществлять независимый контроль за происходящим.

Если никаких нарушений не происходит, то результаты ЕГЭ носят четкий и объективный характер. Это важно для всех. Родителям они позволяют понять, к чему их ребенок больше склоняется и, соответственно, кем он может стать в будущем.

Но не нужно забывать о самых главных участниках ЕГЭ — о детях. Да, теперь они имеют возможность поступить в ведущие вузы страны. Это первое преимущество ЕГЭ. Второе — посредством сдачи ЕГЭ ребенок получает объективное представление об уровне собственной подготовки, которое позволяет ему сделать правильный выбор жизненного пути. И вот здесь на первый план выходит очень серьезная проблема. Нужно понимать, что ЕГЭ — это экзамен не столько на какую-то предметную состоятельность, сколько на социальную. Ребенок ни в коем случае не должен забывать о социальной стороне вопроса.

Рассмотрим простой пример: одному ученику учитель помогает, а другому нет. На основании чего, это уже другой вопрос. Важно, что у ребенка, который выполняет работу самостоятельно, формируется восприятие, что все уже предрешено. С этим необходимо бороться, и делать это должен сам учащийся. Он лично должен пресекать подобные нарушения, не бояться заявить во всеуслышание о нарушении процедуры проведения экзамена. Почему? Да потому что тот человек, которому помогают (а значит, оценка его знаний лишена объективности), может занять мое, предположим, место не только в вузе, но и в жизни. И это должен понимать каждый. И не только понимать, но и участвовать в пресечении подобных нарушений. В этом случае именно ребенок несет огромную ответственность. От его позиции напрямую зависит его будущее. И здесь нет места никакой толерантности!

Если говорить о правонарушениях, зафиксированных во время проведения ЕГЭ, то важнейшее значение в этом имеет ответственность нарушителей. Какое наказание они понесут и понесут ли? Вот что главное. Ярким примером является вопиющий случай в Морозовске. Нарушение было, но доказать ничего не удалось, в итоге наказание никто не понес. И это печально! Что же делать в таких случаях? Ужесточать меры — не выход. Нужно добиться того, чтобы ответственность за подобные деяния носила тотальный характер. Только в таком случае нам удастся избежать повторений.

Что касается коррупционной составляющей в период проведения ЕГЭ, то ее носителем может быть только один человек — учитель. Но здесь важно понимать, что не все учителя — оборотни с указками. Причины могут быть разными... И это является хорошим поводом для того, чтобы разобраться, почему учитель ступил на такой путь, по какой причине. То ли это невысокий уровень заработной платы, то ли низкий престиж профессии, то ли кто-то заставляет так поступать... ЕГЭ — хороший способ это выяснить. Настоящий учитель всегда будет иметь свое мнение и отстаивать собственную позицию, не взирая ни на что. Такие люди и не подумают прогибаться перед обстоятельствами.

Сегодня, наверное, только ленивый не рассуждает на тему Единого государственного экзамена и об уровне коррупции с введением этой формы сдачи экзамена. Сместился ли он на уровень школ или так и остался в вузах? Безусловно, масштабы коррупционной составляющей в образовании увеличились, и она ушла на уровень школы. Однако, с другой стороны, вы хоть раз слышали о массовых отчислениях из вузов после первого семестра? Нашей службе такие случаи неизвестны.

Резюмируя вышесказанное, еще раз стоит подчеркнуть то, что не нужно путать нечистоплотность отдельных лиц и объективность самого Единого государственного экзамена. И то, что Ростовская область два года подряд выступала ньюсмейкером по части нахождения нарушений (факт, конечно, неприятный), но он свидетельствует о том, что в нашем регионе пытаются бороться с этим злом, а не скрыть подобного рода постыдные поступки.





30.11.2020
Новый кислородный концентратор передали БСМП Таганрога депутаты и волонтеры
В больнице используют передовые технологии и добиваются выздоровления при тяжёлом течении коронавирусной инфекции.
27.11.2020
26-е заседание ЗС РО
Областной бюджет на ближайшую трехлетку принят в первом чтении
26.11.2020
Василий Голубев предложил ввести временный запрет на плановые проверки медорганизаций
С таким предложением губернатор Ростовской области Василий Голубев выступил сегодня, 25 ноября, в ходе заседания рабочей группы Госсовета РФ по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Заседание в режиме видеоконференции провел председатель рабочей группы Сергей Собянин.
26.11.2020
Фракция ЛДПР в донском парламенте обсудила проект областного бюджета на ближайшие три года
25 ноября состоялось заседание фракции ЛДПР в Законодательном Собрании Ростовской области. Основным вопросом повестки дня был проект областного закона «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», подготовленный к первому чтению.
25.11.2020
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс