Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Каким быть профессиональному образованию?

В конце августа в Ростове состоялась областная педагогическая конференция «Национальная образовательная инициатива „Наша новая школа“ в РО». На встрече много говорилось о состоянии дел в школьном и профессиональном образовании. Эту же тему мы продолжаем с директором Зерноградского педагогического колледжа, депутатом Зерноградского городского поселения, Заслуженным Учителем России, Почетным гражданином Зерноградского района Валентиной Кулаковой.

Говоря об истории создания учебного заведения, Валентина Александровна отметила три этапа его становления.

Начав в 1991 г. свою деятельность в статусе филиала Азовского музыкально-педагогического колледжа, реализующего лишь одну специальность «Преподавание в начальных классах», уже в 1995 г. учебное заведение приобретает самостоятельность и становится Зерноградским педагогическим училищем, а начиная с 1997 г. качественно меняется образовательная ситуация, что обуславливается потребностями молодых людей, а также заказами органов образования — начинается реализация новых образовательных программ «Иностранный язык» и «Русский язык и литература». Сам факт открытия учебного заведения на территории провинциального городка был замечателен. Во-первых, решалась проблема хронического дефицита педагогических кадров в сельских школах. Во-вторых, в ситуации наметившегося в 90-е годы социального расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения колледж обеспечивал доступное профессиональное образование. Основной контингент обучающихся — сельский. Это реальный потенциал сельской интеллигенции.

В текущем году мы начали двадцатый учебной год, — говорит Валентина Александровна. Год знаменательный, мы к этой дате готовимся, есть возможность подвести итоги, собрать гостей, тех, кто начинал работу колледжа, студентов, которых мы выпустили, а их у нас уже более 1300 человек. 70 процентов из них работают в сельских и городских школах. По всей России.

За год стены колледжа покидают в среднем 60 человек. Получив диплом повышенного уровня, поясняет она, выпускники имеют право поступить в университет с сокращенным сроком обучения. Мы, естественно, ориентируем их именно на это. Фактически 95 процентов закончивших учебу в колледже идут этим путем. Способствует этому созданная в Ростовской области гибкая система непрерывного образования «педколледж — педвуз» под эгидой ЮФУ, позволяющая нашим выпускникам получить диплом вуза за 3 г. 10 мес.

К чести нашего учебного заведения стоит отнести тот факт, что, например, в Зерноградском районе уже много лет в школах нет вакансий. В школы пришли подготовленные в колледже учителя русского языка и литературы, английского языка. Валентина Александровна говорит, что сейчас колледж готовит учителей по трем специальностям: начальные классы с дополнительной подготовкой в области русского языка и литературы, английского языка, информатики, музыки; коррекционная педагогика в начальном образовании, иностранный (английский) язык.

Начиная с 2010 г. колледж получил лицензию на специальность — дошкольное воспитание. Нужда в таких специалистах появилась в связи с возросшей рождаемостью. В районах открываются новые детские сады, в Зернограде в них большая очередь, и дело к тому идет, что скорее всего, возникнет дефицит воспитателей, и мы надеемся, что поможем решить проблему с кадрами.

Из 1309 выпускников колледжа 779 — специалистов по начальным классам, 295 учителей английского языка и 235 учителей русского языка и литературы. Сегодня проблема и высшего и среднего профессионального образования — выполнить план набора в учебное заведение. Об этом говорилось и на августовских совещаниях, вот почему и мы задали директору колледжа вопрос на эту тему.

По ее словам, в 2010 году в колледж принято 105 человек, из них 78 — на базе основного общего образования, 27 — с аттестатами об общем среднем образовании.

Об уровне базовой подготовки принятых студентов говорить излишне — это проблема с общественным звучанием, поэтому педагоги колледжа не обсуждают ее, а работают — напряженно, с полной отдачей, в большей степени — индивидуально.

Вот почему по окончании колледжа наши выпускники, придя в школу, не чувствуют себя беспомощными. Они вооружены фактическими знаниями, знаниями методик, педагогики и психологии, позволяющими им быть хорошими учителями. Подтверждением тому служат многочисленные отзывы о наших бывших студентах директоров школ, в которых они трудятся.

Спросили мы у Валентины Александровны и о том, чем отличаются структуры двух типов среднего образования — училищей и колледжей. Разница, как отметила директор, безусловно есть. Колледж — это учебное заведение, которое дает повышенный уровень образования, предполагающий дополнительные квалификации, а также предусматривающий формирование учебно-исследовательских навыков у студентов — они пишут и защищают дипломные работы.

Кроме того, статус колледжа позволял готовить учителей для школы средней ступени по специальностям, крайне дефицитным в сельских школах — филологии, иностранному языку и др. Нет большого секрета в том, что выпускники вузов не доезжают до села. Сегодня приходится говорить об этом в прошедшем времени, потому что два года тому в Минобразовании России решили, что учителей-предметников должен готовить только ВУЗ, и эти специальности в колледжах закрыли. В этом году мы в последний раз выпускаем учителей английского языка, а потребность в них — большая. В мае — апреле к нам поступает масса звонков от директоров школ с просьбой направить к ним специалиста.

Безусловно, идею о том, что в школе должны работать специалисты с высшим образованием, никто не оспаривает. Но где они сегодня, особенно учителя иностранного, математики, информатики и прочие? Обидно за образование — такие переносы ничего, кроме дополнительных проблем, не приносят. Между тем наши выпускники практически все продолжают получать высшее образование, однако, по их словам, некоторые директора школ им вежливо отказывают: нужен специалист, но с высшим образованием.

Поэтому во многих школах сегодня работают пенсионеры, потому что смены им нет. Что касается кадрового потенциала нашего колледжа — у нас 34 преподавателя и 27 из них имеют высшую квалификационную категорию. Часть молодых преподавателей обучается в аспирантуре и готовятся к защите на ученую степень.

Но и тут не без проблем. Я уже говорила в прошлом году на заседании Законодательного собрания о том, что кандидат наук, работающий в СПО, не получает той надбавки, которую получают в ВУЗах. Причины непонятны. А мы в результате потеряли подготовленных нами специалистов. Они ушли в вузы, где платят за ученую степень. Очевидно, что если внести поправку в законодательном акте, предусматривающую доплаты кандидатам наук независимо от статуса образовательного учреждения, от этого и школа бы выиграла, и колледж.

Большую озабоченность у нас вызвали отдельные положения проекта закона об образовании, в частности, отвергшей такой статус СПО как колледж, предполагается, что он должен войти в структуру университета. Можно представить, такие проблемы возникнут у нас. Ведь университет — структура федерального подчинения, а мы — областного. Встанет имущественный вопрос, да и другие вопросы возникнут, и быстро они не решаются.

Но не будем о грустном, сказала в заключение Валентина Александровна. У нас достаточно и хороших поводов для встречи профессионального праздника. Мы гордимся выпускниками, среди которых и руководители школ, и кандидаты наук, и победители профессиональных конкурсов; у нас талантливые студенты, они радуют нас своими успехами; в колледже трудится творческий, высококвалифицированный коллектив преподавателей. Вот и последняя новость: одна из наших педагогов, Чисникова Людмила Александровна поощрена Президентом России Дмитрием Медведевым. Ей объявлена благодарность за достигнутые успехи и многолетнюю добросовестную работу.

Само благодарственное письмо еще не поступило, но Распоряжение об этом уже у нас есть.

Чтож, нам остается лишь поздравить ее, Вас и весь коллектив колледжа с наступающим профессиональным праздником.





15.11.2019
На месте боев за освобождение Ростова в Кумженской роще установлен памятный знак
В Кумженской роще Ростова-на-Дону появился памятный знак на месте боев в годы Великой Отечественной войны. Он установлен проектом «Единой России» «Историческая память» по инициативе лидера донских партийцев Александра Ищенко.
15.11.2019
Минспорта области прокомментировало ситуацию с ФК «Ростов»
Информация, высказанная в ряде СМИ главным тренером футбольной команды «Ростов» Валерием Карпиным о финансовой поддержке клуба правительством Ростовской области, не соответствует действительности.
15.11.2019
На развитие сферы образования в 2020 году планируется направить более 45 млрд. рублей
Комитет донского парламента по образованию, науке, культуре и информационной политике (председатель комитета – Светлана МАНАНКИНА, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») рассмотрел проект областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный к первому чтению.
15.11.2019
Проект бюджета Ростовской области на ближайшую трехлетку обсудили с общественностью
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
14.11.2019
Завершился второй этап конкурса «Лучший молодежный парламент в Ростовской области»
14 ноября прошел второй этап ежегодного конкурса «Лучший молодежный парламент в Ростовской области», учрежденного Законодательным Собранием Ростовской области.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс