Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Любить профессию, любить детей

Российская система независимого оценивания, хотя несвоевременно еще говорить об ее окончательном формировании, уже действует и охватывает значительную часть отечественного образовательного процесса. На территории Ростовской области независимую оценку качества образования осуществляет созданное министерством общего и профессионального образования государственное бюджетное учреждение «Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования» под руководством доктора педагогических наук Надежды Федоровны Ефремовой.

— Надежда Федоровна, на областной педагогической конференции, проходившей 26 августа, министр образования особое внимание уделил результатам проведения ЕГЭ: в этом году 296 выпускников не прошли ЕГЭ по русскому языку и математике и не получили аттестаты. В чем, на Ваш взгляд, причины? Какие выводы необходимо сделать учителям?

— Наверняка вы знаете, что индивидуальные способности людей очень разные. В школах всегда есть дети, неспособные усвоить знания в полном объеме, и 296 человек на всю Ростовскую область — это совсем не много. Сравните: в 2009 году более 900 человек не сдали обязательные экзамены ЕГЭ — основную массу из них составляли выпускники вечерних школ. Так что в общероссийский уровень наш процент вписывается, и к этому нужно относиться с пониманием. Двоечники должны быть — это вполне нормальное явление. Всем не дано быть гениями.

— По поводу проведения ЕГЭ до сих пор ведутся споры между сторонниками и противниками. Как долго, на Ваш взгляд, продлится это противостояние?

— Сторонников ЕГЭ будет значительно больше, когда учитель увидит, какую пользу приносит этот экзамен, а для этого он должен в первую очередь стать участником ЕГЭ и научиться анализировать статистические данные по результатам экзамена.

— В одном из прошлых номеров газеты Вы рассказывали о технических моментах подготовки к ЕГЭ и преимуществах. А есть ли недостатки? И в каком направлении необходимо еще работать?

— Безусловно, недостатков еще очень много — процесс не отлажен до конца. И это неудивительно: с техникой, конечно, проще, а мы имеем дело с человеческими личностями. Если рассматривать шкалу: знания — умения — навыки — компетентности — компетенции, то оценочный процесс сегодня находится на первом этапе — оценка знаний. В России отладкой системы педагогических измерений занимаются около 15 лет, а за рубежом — 70-80 лет. Можете представить, какая нас разделяет пропасть. Конечно, за это время мы совершили значительный скачок. Не вдаваясь в детали, могу сказать одно: инструмент и технологии требуют непрерывного совершенствования.

— На каких принципах осуществляется процесс взаимодействия Ростовского областного центра обработки информации с федеральными структурами?

— Мы тесно сотрудничаем с федеральными структурами. Этим летом к нам приезжали представители Федерального центра тестирования и Федерального института педагогических измерений, которые проявили большой интерес к нашим разработкам. В итоге министерством образования Ростовской области в лице министра И.А. Гуськова было подписано соглашение о взаимодействии с ФИПИ. Мы проводим огромнейшую работу по обучению экспертов, и руководство ФИПИ выдвинуло предложение, чтобы мы работали в этом направлении не только в рамках своего региона, но и всего Южного Федерального округа.

— В ходе проходившей конференции И.А. Гуськов уделял особое внимание внедрению образовательных стандартов нового поколения. Какие принципы лежат в их основе? В чем их основные отличия от стандартов предшествующих?

— В общеобразовательной школе продолжается процесс внедрения стандартов второго поколения, а стандарты третьего поколения внедряются в профессиональное образование различного уровня и ориентированы на компетентностный подход к обучению. Российское образование всегда отличалось фундаментализмом, но было слабо практикоориентировано. В последние годы этот пробел в образовательном процессе постепенно заполняется. Уже в 2007 году согласно международной программе PIRLS российские школьники 4-го класса заняли по результатам этого обследования 1-е место. Внедрение нового образовательного стандарта требует полной смены методической оснастки образовательного процесса. Результатом освоения основных образовательных программ станут уровни сформированности компетенций. Если раньше преподаватель играл доминирующую роль в образовательном процессе, то сегодня на первый план выходит школьник и студент, его самообразование и образование. Функция же учителя становится фалиситаторской: он должен в первую очередь направлять обучающегося, помогать ему в освоении образовательных программ. И в этом основное отличие. Это достаточно сложный момент, но я хочу отметить, что в этом плане Ростовская область значительно продвинулась вперед: мы уже начинаем понимать, какие подходы необходимо применять при переходе на компетентностное обучение.

— Как думаете, повлияет ли увеличение заработной платы на повышение статуса профессии учителя?

— Поднимать зарплату, конечно, нужно, но это никак не влияет на статусность профессии. Необходимы другие мотивационные стимулы, такие, как переобучение, доплаты за инновационность, поощрение инициативы, поддержка идеи. Я за то, чтобы общий уровень зарплаты увеличивался, но к нему шли надбавки за высококвалифицированную работу и качество как результат обучения.

— Как Вы относитесь к выступлению губернатора на областной конференции? Если не ошибаюсь, на донской земле подобное событие произошло впервые.

— Действительно, это произошло впервые. Отношусь очень положительно. Само изложение было грамотным и деловым, без излишней пафосности и минорности. И хорошо, если это станет доброй традицией. В своем выступлении губернатор отметил положительные изменения в образовательной сфере донского края, затронул проблемные моменты и обрисовал дальнейшие перспективы педагогического сообщества. Он акцентировал внимание на инновационных технологиях в образовании. С одной стороны, вуз, не внедряющий инновационные подходы, рискует стать невостребованным, но с другой — важнее всего не только привлечь абитуриентов, но и дать студентам соответствующее международным стандартам качественное образование, которое позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда. На сегодняшний день очень важным направлением является управление изменениями, в которых надо жить, видеть перспективы и уметь ориентироваться и управлять ими. Если какие-то моменты изменить не в твоих силах, нужно меняться самому. Такие правила диктует современная жизнь, а нам нужно жить в ее ритме.

— Надежда Федоровна, и в заключение Ваши пожелания коллегам с предстоящим профессиональным праздником.

— Что пожелать учителю? Любить свою профессию и любить детей — в этом смысл деятельности Учителя.





28.05.2020
Депутат Ашот Хбликян продолжает участие в акции #МыВместе
26 мая депутат Законодательного Собрания Ростовской области Ашот ХБЛИКЯН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») доставил продуктовые наборы, бытовую химию и средства личной гигиены для одиннадцати ростовчан, испытывающих материальные проблемы и выполняющих требования самоизоляции.
28.05.2020
Депутат Ашот Хбликян продолжает участие в акции #МыВместе
26 мая депутат Законодательного Собрания Ростовской области Ашот ХБЛИКЯН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») доставил продуктовые наборы, бытовую химию и средства личной гигиены для одиннадцати ростовчан, испытывающих материальные проблемы и выполняющих требования самоизоляции.
27.05.2020
Число инфицированных COVID-19 в Ростовской области за сутки увеличилось на 203
По данным Роспотребнадзора, за последние сутки число подтверждённых инфицированных коронавирусом увеличилось в Ростовской области на 203 и по состоянию на утро 27 мая достигло 4133. Показатель заболевших коронавирусом на 100 тысяч населения – 98,3. Коэффициент распространения инфекции – 0,93.
27.05.2020
Вячеслав Василенко: «Избиратели всегда могут рассчитывать на нашу помощь»
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел в телефонном режиме личный прием жителей Милютинского, Морозовского, Обливского и Тацинского районов
27.05.2020
Избирателями становятся депутаты: Михаил Чернышев проголосовал на электронном предварительном голосовании в Ростове
Парламентарий проголосовал на предварительном голосовании, которое партия проводит для отбора кандидатов в городскую Думу Ростова.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2020
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс