Мы — первопроходцыКогда-то всё происходит впервые, но ластик времени стирает краски впечатлений. И, тем не менее, в жизни каждого человека случаются эпизоды, забыть которые просто невозможно. Воспоминания о школе мы проносим через всю жизнь. Профессия учитель — такая близка и понятная каждому из нас, но что мы знаем о ней? Возможно, сегодня читателям станет известно чуть больше. Об инновациях в методологии и модернизации оборудования, премиях и грантах, вариативном обучении и депутатских обязанностях рассказывает директор Кагальницкой школы Татьяна Александровна Дранка. — Татьяна Александровна, насколько оправдывает себя вариативность образования? — Время показало, что многие учащиеся для получения полноценных знаний нуждаются в специальных условиях. В частности, в усилении внимания к вопросам охраны здоровья, в создании системы общедоступного, адаптивного, личностно-ориентированного образования. Проще говоря, к каждому ученику необходим индивидуальный подход. Наша школа является адаптивной, создающей благоприятные условия для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося. Таким образом мы реализуем вариативность образования. Педагогами накоплен значительный опыт компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, что позволило нам включиться в экспериментальную работу ещё в 2002 году. Мы сразу оценили эффективность такого подхода — повысилась успеваемость учащихся. В 2004 году школа стала методическим центром по коррекционно-развивающему обучению Азовского района. Без преувеличения, нашу школу можно назвать первопроходцем в этой области. По итогам нашей работы в 2005 году школа заработала грант в сто тысяч рублей от Министерства образования Ростовской области в номинации «Инновационные проекты областных экспериментальных площадок». В 2006 году в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы, школа получила премию Президента в размере 1 миллион рублей. Сегодня мы продолжаем осваивать современные методы ведения уроков с использованием информационных технологий. Планируем еще принимать участие в работе экспериментальных площадок Ростовской области. — Сегодня большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Входит ли это направление в вашу программу? — Да, сегодня общество остро испытывает дефицит общенациональной идеи. Решая эту проблему, мы обращаем внимание на возрождение лучших традиций прошлого, обычаев наших героических предков. Педагоги стремятся не только восстановить вековые традиции, но и передать их подрастающему поколению для сохранения и преумножения. В школе этот вопрос решается через гуманизацию и гуманитаризацию образовательных программ за счёт внедрения регионального компонента. Одним из важных направлений работы является казачье движение. Анализируя данные о семьях учащихся, мы выявили, что 67% из них этнически связаны с казачеством. В 2005 году нашей школе войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» был присвоен областной статус «Казачье муниципальное образовательное учреждение». Сегодня мы внедряем региональный компонент во все звенья воспитательного и учебного процесса. Учителя русского языка и литературы отводят время на реализацию регионального, казачьего компонента в рамках изучения курсов «Литература» и «Русский язык», предусматривают часы для изучения творчества поэтов и писателей Дона, донского фольклора, а также произведения русских поэтов и писателей, посвящённых донской тематике. Учителя истории широко используют на уроках краеведческий материал. Педагоги начальных классов знакомят детей с картой Ростовской области, растениями и рыбными запасами Донского края, красной книгой Дона, уделяют особое внимание региональным темам «Донской край — край степей», «Памятники архитектуры Древней Руси» — по материалам краеведческого музея Азова. На уроках музыки изучаются традиции села, обычаи, обряды, русские и казачьи песни. Результатом работы можно считать не только знание песен, но и то, что многие из них стали любимыми — это «Святыня донская» В.Олефиренко, «Казачка», «Сторонушка моя», «Ой, над Доном зоря загорается» — Ф. Потапова, «Кагальник» К. Кузьминой. Традиционно наши учителя работают совместно с Кагальницкой центральной библиотекой имени М.А. Шолохова. В день освобождения Азовского района в библиотеке проводятся встречи старшеклассников с ветеранами Великой Отечественной войны. Весной прошлого года мы оформили в школе музей, где есть стенд, посвящённый Подвигу русских солдат в Великую Отечественную вону. Другая экспозиция посвящена региональному казачьему компоненту. Также есть доска почета, где представлены грамоты и дипломы лучших учителей школы и освещены достижения учеников школы. — Наверное, вашим педагогам приходится осваивать новые методики в авральном режиме. Как справляетесь? — У нас созданы все условия для развития профессионального мастерства учителей, реализации их творческого потенциала, включения в инновационную деятельность. Мы поощряем педагогов, осваивающих новые технологии. Руководство премирует учителей, которые проводят открытые уроки с применением новых методик на уровне района. Часть средств, полученных в рамках Президентского гранта, мы направляем на повышение квалификации учителей. Недавно при ЮФУ проходили курс по информационным технологиям. Наши сотрудники — профессионалы своего дела. Семеро педагогов являются победителями конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В нынешнем году готовим к участию в конкурсе еще четырёх учителей. Деятельность педагогов школы неоднократно освещалась в районной газете «Приазовье». — Пожалуй, самое трудное для ученика — определиться с будущей профессией. Вы наставляете подопечных?
— Школьный психолог диагностирует склонности и способностей учащихся — Как вам удается совмещать депутатскую деятельность с обязанностями директора и учителя школы? — Я не думаю об своих обязанностях как о работе, я просто выполняю то, к чему лежит душа. В случае с депутатством — это желание помогать людям. Вот уже 4 года являюсь депутатом сельского поселения. В основном, занимаюсь вопросами благоустройства села. В результате нашей работы вдоль федеральной трассы созданы пешеходные дорожки, ведущие к школе. Проведено освещение улиц. Сегодня «проталкиваем» проект по возведению нового здания Дома культуры. — Поделитесь с нами планами на учебный год? — В планах полностью укомплектовать школу современным оборудованием. Мечтаю, чтобы компьютер стоял в каждом классе, локальная сеть была проведена по всему зданию. Хотелось бы, чтобы у нас занималось больше одарённых детей. Для этого и отправляем учащихся на олимпиады, конкурсы. Среди наших учеников победители и призеры областных олимпиад, областного этапа научно-исследовательской конференции ДАНЮИ. В текущем учебном году 8 учащихся школы стали именными стипендиатами Главы Администрации Азовского района В.Н Бевзюка. Хорошие результаты показывают наши ребята в спортивных достижениях. Мы не останавливаемся на достигнутом, ведь, чтобы «держать марку», необходимо внедрять новые методики и технологии. В текущем году будем разрабатывать новую экспериментальную программу. |