Надежда Толстик: «Думаю, мы органично вписались в образовательную систему области!»13 апреля в Региональной службе по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области прошла очередная аккредитационная коллегия, на которой рассматривались вопросы аккредитации различных образовательных учреждений области, начиная от детских садов и заканчивая техникумом из Белой Калитвы. Одни образовательные учреждения подтверждали свою категорию, иные — стремились ее повысить или впервые пройти государственную аккредитацию, а некоторым служба вынуждена была по веским причинам понижать статус (значит — зарплату сотрудников). Службе в эти дни исполняется всего лишь год, и о первых результатах ее работы наш корреспондент побеседовал с руководителем главного надзорного органа области в сфере образования Надеждой Владимировной Толстик. — Надежда Владимировна, какие сложности наиболее типичны в работе с образовательными учреждениями региона? Как строятся Ваши проверки? — Работа эта нова и для нашей службы, и для области. Мы работаем как с муниципалитетами, так и с отдельными образовательными учреждениями. Обобщаем все имеющиеся недостатки — они типичны для различных муниципалитетов. Систематизируем результаты проверок и размещаем их на своем официальном сайте. Основная проблема состоит даже не в том, что руководители и педагоги образовательных учреждений не хотят все делать по закону, а в том, что отсутствуют юридические службы. Причем, как в муниципалитетах нет специалистов, активно занимающихся законодательными актами в сфере образовательных учреждений, так и в штатных расписаниях самих образовательных учреждений отсутствуют такие юристы. Правда, эта работа, так или иначе, активизируется. И если мы побывали в двух-трех образовательных учреждениях, то все остальные находящиеся рядом образовательные учреждения, взяв результаты наших проверок, тут же пересматривают и приводят в соответствие с законодательством свои локальные акты. Да, порою, мы сталкиваемся с элементами правового нигилизма. Его можно выразить одною из прозвучавших реплик: «Мы занимаемся делом, а „бумаги“ — потом!» Сейчас подобное сознание меняется, но это — работа, конечно, не одного дня. За период работы службы было аккредитовано более 300 образовательных учреждений, получили лицензии порядка 500, проведено более 130 проверок, в том числе по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования — более 60. По результатам проверок образовательных учреждений, выявленные недостатки, предписания достаточно активно исправляются практически везде. Консультации мы проводим каждую пятницу, выдаем рекомендации, а также мы периодически проводим обучающие семинары. — А как Вас встречают проверяемые? — При проведении проверок мы, конечно, сталкиваемся с такой мотивацией: «Скорее бы эти проверяющие ушли!» Но, в то же время, мы не видим негатива по отношению к самой нашей службе при посещении или проведении камеральных проверок. И нужно отметить, что в Ростовской области усиление контроля за соблюдением законодательства начали с повышения зарплаты учителям, с сохранения малокомплектных школ — этот областной закон был принят в прошлом году при активной поддержке Губернатора Владимира Федоровича Чуба, его заместителя Александра Ивановича Бедрика, Министерства образования и депутатов Законодательного Собрания. Этот очень важный закон есть далеко не в каждом регионе страны. Он позволяет существовать в нормальных условиях преподавателям этих малокомплектных школ. В целом, мне кажется, что ситуация в школе нормализуется. Бывают обиженные, встречается непонимание каких-то нюансов при переходе на новую систему оплаты труда из-за того, что кто-то что-то неправильно рассказал, недостаточно хорошо разъяснил. Но мы не видим жуткого раздражения. Люди спокойно приходят и стараются разобраться в сложившейся ситуации. — Насколько строго Вы караете виновных? — Откровенно говоря, при выявлении недостатков мы не стремимся исключительно к наказанию виновных. Контрольно-надзорная функция, естественно, предполагает и наказание, но мы к таким мерам прибегаем, если, например, обнаруживаем невыполнение учебного плана или иные нарушения. Наказания по факту административных правонарушений были установлены в декабре прошлого года внесением соответствующих изменений в Административный кодекс, и мы широко публиковали данные изменения. Да, предусмотрены достаточно жесткие санкции, но они стимулируют повышение качества оказания образовательных услуг. Мы знаем, что нормативная база непроста, и требования, которые мы выдвигаем, достаточно сложно выполнимы сами по себе. В целом, работаем спокойно. Были у нас такие автошколы, был негосударственный детский сад, где нам приходилось прекращать срок действия лицензии, делали серьезные предписания. Отдельные учебные заведения привлекали юриста, нанимая его или приглашая из муниципалитета, юристы рассказывали им, что в наших требованиях абсолютно нет предвзятости, и все становилось на свои места. Из ярких негативных примеров можно привести Аксайское ПУ № 56, по отношению к которому мы неоднократно применяли свои санкции. Реакции после наших первых шагов не было никакой, поэтому нам пришлось приостанавливать действие лицензии этому образовательному учреждению по отдельным программам. Они почувствовали, что это достаточно серьезно, и все недостатки устранили. — Как Вы оцениваете итоги первого года работы? — Мы надеемся, что работа нашей службы органично вписалась в областную образовательную систему, и мы не зря получаем заработную плату. Мы провели несколько совещаний по вопросам аккредитации и лицензирования, и надеемся, что очень сложный период предстоящих ЕГЭ пройдем успешно. Это — очень значимая проблема, которая затрагивает очень большой сегмент жителей нашей области — выпускников и их родителей. Поступление в вузы — злободневная тема. Нам очень хотелось бы, чтобы наша область выглядела в этом плане очень достойно. — Близятся ЕГЭ и горячая пора для абитуриентов. Вы как-то контролируете многочисленных частных и официальных репетиторов? — Те репетиторы, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, готовя абитуриентов к поступлению в вузы, под нашу юрисдикцию не подпадают, так как не выдают никакого документа по результатам занятий. Они работают только с налоговой инспекцией, и это — выбор самого ученика или родителя, отдающего ребенка заниматься частным образом. Если же репетиторством занимается юридическое лицо, то оно оказывает дополнительные образовательные услуги и обязательно должно получать на них лицензию. А подготовительные курсы при средних специальных учебных заведениях лицензируются и подпадают под наш надзор. — Можно ли назвать какие-то яркие положительные примеры «исправления» образовательных учреждений? — Лучших можно перечислять до бесконечности. Сегодняшний Белокалитвинский техникум — одно из самых стабильных учебных заведений. А пять лет назад, этот техникум служил негативным примером. Как можно было выпускать 90 специалистов бухгалтерского учета, чтобы 77 человек из них шли прямиком в центр занятости и вставали на учет? А государство либо переучивало их, либо давало им пособия. На сегодняшний день, из последнего выпуска в этом образовательном учреждении всего 17 человек не были трудоустроены — это 10 процентов или средне-российский показатель и средний показатель по области. Подобных примеров в среднем профессиональном образовании можно привести много. — В каких специалистах более всего нуждается Ваша служба? — При проведении первых конкурсов на замещение должностей в нашей службе мы ставили одним из условий наличие педагогического образования. Оказалось, что это далеко не всегда оправдывает себя. И сейчас мы стараемся сделать упор на наличие у соискателей юридического образования. Потому, что работа нашей службы, так или иначе, сводится к знанию, пониманию и правильному толкованию действующего законодательства. Одно дело читать законы и знать, что в них написано, а другое — правильно применять нормы законодательства. Опыт работы в образовательных учреждениях для наших сотрудников, конечно, обязателен. Но юристов с глубокими знаниями в области образования очень мало. — 2010 год в России — Год учителя. Каково Ваше пожелание педагогам? — Творческих успехов и удачи! |