Обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» в Ростовской области — за и против23 сентября 2010 года в режиме телемоста состоялись парламентские слушания на тему «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые провел комитет Совета Федерации РФ по образованию и науке. В них приняли участие: председатель верхней Палаты Парламента России С.М. Миронов, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке Х.Д. Чеченов, статс-секретарь-заместитель министра образования и науки РФ И.В. Лобанов, а также представители десяти регионов России. Ростовскую область представляли заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Е.М. Шепелев, председатель комитета Законодательного Собрания области по образованию В.Л. Маринова, заместитель министра образования области М.А. Мазаева, представители сферы образования Дона. Подобные слушания будут проведены в Государственной Думе РФ в середине октября. Общественное обсуждение концепции данного законопроекта, которое началось еще весной этого года, в настоящее время достигло своего апогея. Законопроект обсуждается и подвергается критике в телевизионных программах, на Интернет-порталах, в печатных СМИ. Необходимость принятия нового Федерального закона назрела давно, ведь базовый ФЗ «Об образовании» был принят еще в 1992 году. Если 18 лет назад вся система российского образования была государственной и бесплатной, то сегодня ситуация резко изменилась — появились негосударственные детские сады и профессиональные образовательные учреждения. Настоящее положение дел в образовании России и Ростовской области в частности согласилась прокомментировать председатель комитета Законодательного Собрания области по образованию Валентина Лаврентьевна Маринова. — Президент России сегодня поставил задачу привлекать к формированию новых специальностей, образовательных стандартов и к преподаванию в образовательных учреждениях так называемых заказчиков, потребителей. Другими словами, все предприятия бизнеса должны подключаться к процессу обучения и быть заинтересованы в том, кого выпускают из образовательных учреждений. Соответственно, они и оплачивают их обучение. Вы все прекрасно понимаете, что без подготовленных специалистов, отвечающих требованиям мировой экономики, не будет ни инноваций, ни модернизации. Поэтому новый базовый закон «Об образовании» жизненно необходим. В 1992 году Федеральный закон был принят как рамочный, содержащий общие установки стратегической государственной политики в сфере образования. Затем должны были выйти полновесные законы об общем, высшем, среднем, начальном профессиональном образовании, однако за прошедшие годы в стране появился только закон о высшем образовании. Поэтому в новый Федеральный закон «Об образовании» должны быть включены нормативные основания по регулированию всех образовательных уровней. Это закон очень объемный, к нему много претензий и замечаний со стороны тех, кто непосредственно работает в образовательной системе. Первое чтение закона в Госдуме РФ планируется провести в конце этого года, возможно, и позже. Что касается Ростовской области, то совместно с Министерством общего и профессионального образования области нами подготовлены подробные замечания и предложения, которые мы отправим на рассмотрение и в Верхнюю, и в Нижнюю Палаты Парламента РФ. В них мы акцентировали внимание на необходимости четкого разделения полномочий, осуществляемых муниципальными образованиями и органами власти субъекта по отношению к образовательным учреждениям. Также требуется нормативно прописать социальные гарантии всех участников образовательного процесса: и педагогических работников, и обучающихся, особенно в вузах. С концептуальной точки зрения нам необходимо все же регламентировать новые формы организации граждан, к примеру, детских садов, чтобы решить проблему их нехватки. Сейчас уже нелегально существуют семейные детские сады. Одна мама берется присматривать за детьми других мам, которые ходят на работу. Но ведь нужно не только присматривать, но и обучать их, поэтому необходимо легализовать такие формы, выделять деньги на их развитие, привлекать специалистов. Если проблему невозможно решить с помощью государственных детских садов, то необходимо развивать другие формы, такие, как семейные детские сады. И подобные проекты нужно закрепить за субъектами Федерации и муниципалитетами, которые смогут финансировать эти образования. Работать в них могут преподаватели и воспитатели, находящиеся на заслуженном отдыхе. Вот это одно из наших предложений по нормативному закреплению уже существующих форм. Что касается еще одной формы — центров психолого-медицинской реабилитации, то в законе также необходимо нормативно прописать права и обязанности сторон и полномочия субъекта и муниципалитетов. У Министерства образования области есть более детальные предложения относительно статуса учителей, дистанционного образования, домашнего и семейного обучения. Необходимо четко знать принципы организации и финансирования таких форм. На вопрос, станет ли образование платным или сохранится обучение на бесплатной основе, В.Л. Маринова ответила:
— С будущего года начнется подготовка, а окончательно вступит в силу в середине 2012 года Что касается участия бизнеса в образовательном процессе, то, по утверждению председателя комитета Законодательного Собрания области по образованию, в закон уже заложено участие бизнеса и в процессе формирования образовательных программ, и в проведении практик-стажировок, и при распределении выпускников. Важно четко прописать целевую подготовку учащихся. — Закон огромный, — в заключение снова подчеркнула В.Л. Маринова, — он состоит из более 20 глав и включает в себя более 500 страниц. Принятие его должно было состояться к началу этого учебного года, но обсуждение еще продолжается. После парламентских слушаний он будет дорабатываться в комитетах. Кстати, наше Минобразования уже с прошлого года работает по госзаказу. Участниками парламентских слушаниях были вынесены предложения и высказаны замечания, касающиеся дошкольного, а также начального и среднего профессионального образования, аргументы в защиту малокомплектных сельских школ. Поднимались и проблемы, касающиеся ЕГЭ, который назвали «бомбой замедленного действия», уже взорвавшейся, т.к. многие студенты уже отчислены из вузов, и обучения инвалидов, не учитывающегося в законопроекте, и статуса педагогических и научных работников, представляющих собой «огромный человеческий капитал, на котором строится система образования», и условия финансирования и поддержки учителей на селе, и многие-многие другие. Многие выступающие говорили о противоречивости законопроекта в целом и в терминологии в частности. К сожалению, по техническим причинам прямого включения с Ростовской областью не состоялось, как и с некоторыми другими регионами, но участники президиума заверили присутствующих, что все предложения и замечания, которые не удалось прослушать, будут отправлены по электронной почте и рассмотрены в обязательном порядке. После чего конкретизировать предложения и замечания представителей Ростовской области согласилась заместитель министра образования области Марина Алексеевна Мазаева. — Перемены, произошедшие в современной системе образования, потребовали изменений и в законодательстве. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и образовательной инициативы «Наша новая школа» выдвинуты существенные требования по инновации образовательной деятельности, улучшению здоровьесберегающих технологий, совершенствованию инфраструктуры, и все это должно найти отражение в новом законе «Об образовании». В целом документ концептуально отличается от предыдущего, но также стоит отметить его перегруженность и сложность для восприятия. Есть явные противоречия и в самом тексте закона, о которых сегодня говорили и участники парламентских слушаний, и разработчики проекта. Поэтому я думаю, что с учетом доработки, конкретизации и детализации положений закона у нас еще есть время до начала ноября, чтобы вынести свои замечания и дополнения. Непосредственно замечания Ростовской области касаются, во-первых, перегруженности и трудности для восприятия текста закона, во-вторых, необходимости конкретизировать понятийный аппарат, который используется в законе, поскольку он взят фрагментарно и не отражает в полной мере всех ступеней образования. Отдельно хотелось бы сказать о системе дошкольного образования, т.к. в законопроекте впервые появляется эта ступень образования как целостная структура обучения детей дошкольного возраста. Но вместе с тем те изменения, которые имеются в практике региона, в т.ч. и нашей области, по вариативным формам дошкольного образования никак не отражены в проекте закона. Хотелось бы в законопроекте, являющемся концептуальным документом, увидеть все направления, которые используются в регионе (домашнее обучение, группы совместного пребывания детей и родителей, группы кратковременного пребывания детей), и, соответственно, их механизмы финансирования. Актуальным вопросом остается вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому нами направлены предложения разработчикам проекта о необходимости более четко прописать возможности эксклюзивного обучения детей в массовой школе, а также механизмы их финансирования. Другой момент, на который хотели бы обратить внимание Законодательное Собрание, Минобразования и педагогическая общественность области, касается разграничения прав и обязанностей участников образовательного процесса. В законе об этом говорится впервые, ранее регулировалось уставами образовательных учреждений. Также необходимо строго регламентировать и порядок дисциплинарной ответственности обучающихся. Не секрет, что в последнее время и правозащитные организации, и институт уполномоченного по правам ребенка, и органы прокурорского надзора много говорят о недопустимости дискриминации, жестокого обращения к детям, и здесь в зависимости от подходов можно совершенно по-разному интерпретировать действия педагога. Очень часто педагог становится заложником того, что, предъявляя обоснованные требования воспитанникам или обучающимся, он подвергается преследованиям со стороны фискальных органов. Поэтому хочется, чтобы в законе были четко указаны, какие методы воздействия допустимы в отношении обучающихся и воспитанников. Мы также поднимаем вопрос о сохранении системы начального профессионального образования. Эти моменты будут проработаны нами дополнительно и направлены на рассмотрение в Совет Федерации, а далее в Госдуму. |