Растить грамотное и здоровое поколениеПроблемы реформы образования постоянно поднимаются на страницах «Парламентского вестника Дона». Нашими частыми гостями являются председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Валентина Маринова и министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов. Накануне Международного Дня учителя наш корреспондент встретился с Игорем Александровичем и побеседовал с ним. — В каком состоянии система образования Ростовской области вступила в новый учебный год? — Прежде всего, в канун Международного Дня учителя я хочу поздравить своих коллег — работников системы образования с наступающим профессиональным праздником. Желаю им крепкого здоровья, благополучия и процветания. Система образования Ростовской области — одна из самых крупных в Российской Федерации. За последние годы при очень серьезном внимании и поддержке Законодательного Собрания и Администрации области она динамично развивается. Приняты все необходимые законы, и существующая нормативная база позволяет нам уверено двигаться вперед. Коротко расскажу о достигнутых результатах. Среднемесячная заработная плата учителей составляет почти 12 тысяч рублей. Конечно, этого еще недостаточно для достойной жизни, но напомню, что в 2006 году она равнялась 5744 рублям и за прошедшие 4 года удвоилась. Причем, если посмотреть в сравнении соотношение размера заработной платы учителей Ростовской области к величине общей заработной платы в экономике области, то в 2006 году оно составляло — 54%, в 2008 г.- 69%, а 2009 г. — 81%. То есть, идет его постоянный рост, и если сравнить с общим показателем Российской Федерации, то там это соотношение составляет 71%. Таким образом, в Ростовской области оно на 10% выше, чем в целом по России. Отмечу тот факт, что по большинству сельских районов и по ряду городов области средняя заработная плата учителей выше заработной платы по всем остальным отраслям экономики этих муниципалитетов. Это тоже очень важный достигнутый показатель. Одно из основных направлений Президентской инициативы «Наша новая школа» — повышение престижа учительской профессии, и заработная плата здесь является основной составляющей. Что касается переподготовки преподавателей, то у нас в 2009 году 10800 педагогических работников прошли повышение квалификации, что составляет третью часть от всех работающих в системе образования. — Какова на сегодня укомплектованность штатов в учебных заведениях области? — Должен сказать с удовлетворением, что у нас практически все школы укомплектованы. Только по отдельным школам, находящимся в основном в сельской местности, мы частично не доукомплектованы. Это — преподаватели иностранных языков, есть дефицит по нескольким школам учителей по физической культуре и единицы вакансий по некоторым другим предметам. Поэтому идет замещение этих часов другими учителями. — Как идет совершенствование материальной базы образовательных учреждений? — Очень важным показателем консолидированного бюджета Ростовской области являются расходы на образование. В 2006 году они составляли 15миллиардов 800 миллионов, а в 2010 году уже 29,5 миллиардов рублей. То есть, как и заработная плата учителей, удвоились за это время. За период реализации национального проекта «Образование» с 2006 по 2010 годы более 10 миллиардов рублей из федерального бюджета выделено на систему образования Ростовской области. Дополнительно к этому, еще около 1,5 миллиарда рублей составило софинансирование из областного бюджета. Конечно, это очень существенное финансовое вливание, которого не было за последние десятилетия. И это, безусловно, позволило улучшить материальную базу. Если говорить о финансовой составляющей, то неэффективные расходы в системе образования Ростовской области составили за 2009 год менее 12%, при среднем показателе по России — 18%. У нас за это время 1200 учителей получили гранты по 100 тысяч рублей. Наряду с федеральными средствами в Ростовской области есть гранты губернаторские. Ежегодно 30 учителей школ, а также преподаватели и воспитатели дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, НПО и СПО, в общей сложности — это 87 Губернаторских премий, получают по 50 тысяч рублей. За последние годы 351 преподаватель удостоился этой премии. 20 тысяч учителей получают ежегодно дополнительно вознаграждение за классное руководство. Что очень важно, 267 школ, а это фактически каждая четвертая школа Ростовской области, получили гранты по одному миллиону рублей на развитие своей материально-технической базы. Были приобретены 1350 комплектов современного учебного и учебно-наглядного оборудования. Есть направления, по которым мы состязались с другими субъектами Федерации. Например, по улучшению питания. В 2008 году из 83 субъектов, всего 14 стали победителями, в том числе и Ростовская область, и за два года мы получили 131 миллион рублей на проект по совершенствованию питания. Это — все 34 школы г. Таганрога. В этом году началась реализация нового направления национального проекта. Это — дистанционное обучение детей-инвалидов. 70 миллионов рублей направлены на эти цели. Дети, которые обучаются на дому и не имеют возможности, по состоянию здоровья, приходить в образовательные учреждения, теперь получили комплект компьютерного оборудования. Мы оплачиваем безлимитные расходы за Интернет, и за каждым таким ребенком закреплен преподаватель, который работает с ним ежедневно, давая консультации и обучая его. — Как строится работа с талантливой молодежью?
Что касается данного направления нашей работы, отмечу, что в Ростовской области достигнут очень важный показатель — 625 победителей за 4 года реализации нацпроекта. Эти молодые люди — победители и вторые призеры общероссийских и международных соревнований и олимпиад — на свои лицевые счета получили по — Как обстоят дела с укомплектованностью классов и условиями содержания учащихся? — Из-за выравнивания демографии, количество детей, которые в этом году пошли в школу, сравнимо с уровнем прошлого года — 375 тысяч учащихся. Средняя наполняемость классов стабилизировалась и по городам на начало учебного года достигла нормативной, 25 человек, и даже превысила его. По сельским школам средняя наполняемость более 15 человек при нормативе 14. Это — выше среднероссийских показателей, и мы вышли на нормативные показатели, что очень важно. Условия содержания детей в образовательных учреждениях должны быть таковы, чтобы их пребывание там было безопасным. Мы с 2005 по 2010 годы на капитальный ремонт объектов образования направили почти 7 миллиардов рублей. Сумма просто беспрецедентная. Никогда раньше такие деньги туда не направлялись. Это гораздо больше тех средств, которые направляют на эти цели другие субъекты ЮФО и субъекты в остальной России. Благодаря этим средствам, мы смогли капитально отремонтировать 724 объекта образования. Провели их комплексный капитальный ремонт, от фундамента до кровли. Школы преобразились, выглядят достойно. По автоматической пожарной сигнализации. Если в 2006 году у нас 43% школ были оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, то на начало 2010 года — все школы на 100%. На эти цели порядка 600 миллионов рублей было направлено из бюджетов всех уровней. — Решены ли на сегодня транспортная проблема и компьютерное оснащение школ области?
— У нас имеется 806 школьных автобусов и более 1000 школьных маршрутов. Идет их плановое замещение, и нам нужно заменить 346 автобусов. До конца нынешнего года поставим 140 автобусов на замену. Остальные пойдут на замену в будущем году. Это, в основном, те автобусы, которые были приобретены с 2000 по 2005 гг. Практически, в следующем году у нас не будет на школьных маршрутах автобусов старше 5 лет. Практика показывает, что школьный автобус работает в пределах 10 лет, но нам бы хотелось, чтобы уже через Количество компьютеров в общеобразовательных школах области составляет 24,5 тысячи единиц. Это — очень хороший показатель. У нас количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер — 13,5 человек, при среднероссийском показателе — 20 человек. — Какие проблемы сегодня актуальны для системы образования? — В системе образования, как и в любой сфере деятельности, существуют различные проблемы, связанные с инновациями, инвестициями и т.д. Одна из основных — обновление учительского кадрового состава. На сегодняшний день около 18% учителей — пенсионеры. Это — почти пятая часть общего количества педагогов и, при всем глубоком уважении к ним, тем не менее, надо проводить ротацию и обновление коллектива, чтобы учителей со стажем работы до 5 лет становилось как можно больше. У нас же их процент на сегодняшний день небольшой, всего 3-4%, в зависимости от территории, а нужно его доводить до паритета с учителями пенсионного возраста, чтобы соблюсти преемственность, и осуществлять плановую ротацию кадров. — На последнем заседании Законодательного Собрания Ростовской области в рамках «Правительственного часа» был рассмотрен вопрос о развитии физкультуры и спорта в Ростовской области. В комитетах донского парламента по этому поводу шла горячая полемика. Депутаты ЗС РО говорили о плачевном состоянии сельских стадионов, в том числе, и школьных и предлагали принять административные меры к директорам соответствующих школ. Что Вы можете сказать по этому вопросу? — Что касается школьных стадионов, то могу твердо сказать: таких, которые находятся в запустении, у нас просто нет. Все школьные стадионы на территории Ростовской области приведены в надлежащее состояние во всех образовательных учреждениях, и они используются в полной мере по назначению в теплое время года. Это я вам заявляю совершенно ответственно. И образовательные учреждения стараются поддерживать свои поля в надлежащем виде, потому что от этого зависит выдача им лицензии. А коль у нас в области сегодня нет образовательных учреждений, которые бы работали без лицензии, то, значит, с нашими стадионами все в порядке. По школьным стадионам есть другая проблема, но ее нужно решать не административным рычагом, а экономическим. О чем идет речь? Школа занимается реализацией школьной программы. Сейчас мы выходим на то, чтобы в каждой школе было 3 часа физкультуры в неделю. И сейчас таких школ в Ростовской области — 50%., а по России — не более 10-15%. В основном, физкультура проводится по 2 часа в неделю. Мы хотим, чтобы в течение этого года довести количество часов во всей школах Ростовской области до 3 часов в неделю. В течение учебного дня стадион используется для выполнения учебного плана. Если во второй половине дня стадион эффективно кем-то используется, но не компенсируются денежные средства для приведения его в порядок, т.е. быстрее ветшают дорожки, газон, и.т.д., а у директора средств для того, чтобы восстановить их при такой интенсивной эксплуатации этого спортивного сооружения нет. Поэтому необходимо отработать финансовые механизмы взаимодействия со сторонними организациями и местными администрациями. — Как строятся взаимоотношения министерств образования и физкультуры и спорта? Мы активно сотрудничаем с областным министерством спорта. У нас, в Ростовской области, есть 90 детско-юношеских спортивных школ, которые работают не в системе спорта, а в системе образования. Эти школы занимаются массовой физической культурой и спортом. Министерство спорта же должно заниматься спортом высших достижений, проводить селекцию. А школа, детско-юношеская спортивная школа — это массовая физкультура и спорт. Стоит задача стопроцентного охвата населения, чтобы в России была здоровая нация. У нас большинство, практически 90% детско-юношеских спортивных школ, работают на базе общеобразовательных школ, или бассейнов, или спортивных залов, или стадионов. Это наше имущество, и мы его эффективно используем, разводя по времени. Есть время учебного плана, чтобы обеспечить стандарт, а в оставшееся время работают детско-юношеские спортивные школы. Нам нужно совместно с муниципалитетами отработать экономический механизмам для того, чтобы во второй половине дня там, где не работают детско-юношеские спортивные школы, эти спортивные сооружения могли бы использоваться на благо жителей микрорайона. — Как сегодня обстоят дела в сфере дошкольного образования? — С огорчением скажу, что на сегодняшний день дошкольных учреждений в области катастрофически не хватает. И, несмотря на предпринимаемые меры, как на уровне субъекта Федерации, так и муниципалитетами, эту проблему мы еще не решили, хотя за последние 3 года дополнительно открылось 75 дошкольных учреждений, в результате чего количество мест увеличилось на 12 тысяч. Каждый год по 4 тысячи мест мы вводили. Но, тем не менее, еще такое же количество — |