Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Ростовская область предлагает принципиальные дополнения в проект ФЗ «Об образовании в РФ»

В сентябре 2010 года комитет Совета Федерации РФ по образованию и науке провел в режиме телемоста парламентские слушания на тему «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых приняли участие Председатель верхней Палаты Парламента России С.М. Миронов, а также представители десяти регионов России, в том числе и Ростовской области — заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Е.М. Шепелев, председатель комитета Законодательного Собрания области по образованию В.Л. Маринова, заместитель министра образования области М.А. Мазаева, представители сферы образования Дона

Широкое общественное обсуждение концепции данного законопроекта началось весной 2010 года. А к вопросам образования, так или иначе, имеют отношение практически все жители страны.

Необходимость принятия нового Федерального закона «Об образовании» назрела давно. Базовый Федеральный закон «Об образовании» принят в 1992 году. Закон Ростовской области «Об образовании» принят в 2004 году.

18 лет назад вся система образования в нашей стране была государственной, начиная с детских садов и заканчивая вузами. Сегодня в стране есть негосударственные и детские сады, и профессиональные учреждения образовательной системы. То есть, ситуация изменилась кардинально.

«Президент России поставил задачу привлечь к формированию новых специальностей, образовательных стандартов, к преподаванию в образовательных учреждениях конечных потребителей, — отметила В.Л. Маринова. — Иными словами, крупные, средние и малые предприятия должны подключаться к процессу обучения, поскольку им небезразлично, кого выпускают из образовательных учреждений. Они, соответственно, оплачивают их обучение.

Все прекрасно понимают, что без подготовленных специалистов, отвечающих при этом требованиям мировой экономики, не будет ни инноваций, ни модернизации, ни технологического прорыва. Таким образом, новый базовый закон «Об образовании» жизненно необходим.

Концептуально обсуждаемый законопроект совершенно иной. Он очень объемный, в нем 20 глав и около 500 страниц. В него предполагается включить нормативные основания, которые регулируют все уровни образования. То есть, отдельных законов по направлениям образования не будет.

В 1992 году Федеральный закон был принят как рамочный, где содержались общие установки стратегической государственной политики в сфере образования. Затем должны были выйти полновесные Федеральные законы о высшем, о среднем, о начальном образовании и т.д. Однако, за прошедшие годы в стране появился только закон о высшем образовании.

Возглавляемый мной комитет Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями совместно с Министерством общего и профессионального образования области подготовили подробные замечания и предложения к проекту Федерального закона. В наших предложениях делается акцент на необходимость чёткого разделения полномочий, которые должны осуществлять муниципальные образования и органы власти субъекта по отношению к образовательным учреждениям.

Кроме того, социальные гарантии всем участникам образовательного процесса: и педагогическим работникам, и обучающимся, особенно в высших учебных заведениях — необходимо нормативно прописать.

Далее, надо все-таки регламентировать новые формы организации граждан, например, по детским садам. Сейчас создаются и существуют практически нелегально семейные детские сады. Например, одна мама в большей степени, чем другие, обладает свободным временем и берется присматривать за детками десяти других мам, которые ходят на работу. Но за этими детьми надо ведь не только присматривать, их надо обучать. Поэтому эту форму необходимо легализовать, надо выделять деньги, привлекать к работе группы семейных воспитателей-специалистов. Раз уж мы пока не можем решить проблему с помощью государственных детских садов, нужно нормативно закрепить и развивать то, что уже фактически есть. Это позволит субъектам Федерации и муниципалитетам получать какое-то финансирование, готовить специалистов. Например, преподаватели пенсионного возраста готовы работать в семейных детских садах, обучая малышей всем тем навыкам, которым обучают в государственных детсадах. Это тоже наше предложение по поводу поправок в закон.

Также мы предлагаем более детально прописать в законе нормы, связанные с функционированием дистанционного образования, домашнего и семейного обучения. Необходимо четко знать, как организовывать такие формы, как их финансировать«.

Обсудив проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», участники парламентских слушаний признали актуальность и важность его разработки для создания благоприятных условий по реализации гражданами России права на образование.

НА САЙТЕ WWW.ZSRO.RU ВЕДЕТСЯ ОТКРЫТОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уважаемые жители Ростовской области!

Информируем вас о том, что в настоящее время ведется общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Председатель комитета по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями В.Л. Маринова отметила, что обсуждаемый проект федерального закона направлен на установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования. Он определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

Приглашаем вас принять участие в обсуждении данного законопроекта.

Свои замечания и комментарии к проекту закона просим присылать на почту

Законодательного Собрания с пометкой «Комментарий закона» zsrnd@zsro.ru

После обработки они будут размещены на сайте.

Спасибо, ждем ваши комментарии.

В муниципальных образовательных учреждениях Ростовской области организовано обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: проведены родительские собрания, педагогические советы, собрания трудовых коллективов.

Директор МОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону Е.К. ВЕРЕЩАК

Нужен или нет сегодня новый закон «Об образовании»? Определенно ясно, да. Но в каком виде? Согласна с единомышленниками, считающими проект нового закона в его текстовом плане слишком объемным. Можно ли объять необъятное? Быть может, под эгидой нового закона вынести несколько отдельных, «удобных» для чтения, понимания, т.н. «карманных» законов, которыми будут руководствоваться учитель, родитель, руководитель — например «Закон об образовательном учреждении» или «Закон о гарантиях граждан в ОУ» и др.? Не считаю, что проект похож на справочник, так как наконец—то впервые определен глоссарий, которым должен уметь пользоваться при работе с текстом закона гражданин с любым образованием, а без словаря терминов, увы, разобраться в хитросплетениях «от образования» затруднительно.

Отрадно, что проект вводит понятия об экспериментальной и инновационной деятельности в образовании, чего прежде не было. Хорошо, что законодательно закрепляется индивидуальный подход к учащимся: и обучение по индивидуальному плану, и учет психофизических черт и состояния здоровья, однако практически это, наверное, одна из самых непростых по решению задач. Одним из важнейших, думаю, является в проекте вопрос о создании условий для занятий физической культурой и спортом. Правда, для реализации на практике это положение должно подкрепляться соответствующей материальной базой, государственной поддержкой.

Однозначно, новый (а не обновленный) Федеральный закон «Об образовании» необходим. Ну, что ж, будем работать.

Заместитель директора школы № 37 г. Шахты Л.А. ИВАНЮК

При обсуждении проекта закона об образовании руководители школьного методического объединения решили, что необходимо ст. 17 п. 2 дополнить абзацем о возможности личности ориентироваться в современном мире, быть востребованным и успешным. Обсуждение проекта закона в школе продолжается.

Родительский комитет, г. Ростов-на-Дону
К главе 11, статье 94, части 1

Необходимо дополнить пункт абзацем примерно такого содержания: «Общеобразовательным организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, запрещается собирать с обучающихся (с их законных представителей) обязательные или добровольные взносы в денежной или натуральной форме, за исключением случаев, прямо указанных в уставных документах организации.» Т.е., родители должны, ознакомившись с Уставом школы, иметь полное и окончательное представление о том, на что им придется сдавать средства.

Родительский комитет, г. Ростов-на-Дону
К главе 11, статье 94

Предлагаем для оказания помощи семье в воспитании детей перевести общеобразовательные школы на 5-дневную систему работы. Родители практически не видят своих детей, воспитание полностью переложили на плечи школы. В субботу у родителей выходной, и дети спят вместе с ними, в школу не торопятся.Пусть немного задумаются над организацией совместного досуга. Да и учителя — тоже люди, дайте им два законных выходных.

Также очень необходима психологическая помощь в самом образовательном учреждении, так как в ней часто нуждаются не только учащиеся в период адаптации или оказавшиеся в сложной семейной ситуации и т.д., но и родители, которые сталкиваются с проблемами в обучении своих детей, а также сами педагоги, которые в силу своей человеческой природы (например, возникновения симпатии или антипатии и т.п.) не способны установить конструктивные взаимоотношения с маленькими личностями. Кто будет выступать посредником между учителем и учеником (это требует не только деликатности, но и знаний психологической природы людей)?

И еще, очень важно вводить уроки по психологии. Знание математики — это, конечно, замечательно, но мы прежде всего социальные существа, и умение общаться, умение понимать себя, умение реализовывать себя, умение строить свою семью, зная психологические законы, позволит будущим взрослым людям совершать как можно меньше ошибок в своей жизни, от которых будут страдать не только они сами, но и их будущие дети! Количество психологов в школе необходимо увеличивать.

Учитель МОУ СОШ г. Таганрога М.И. ИВАНОВА

Статья 17. «Общие требования к содержанию образования» добавить— «и воспитания». В законе нет воспитательного акцента. Где штат отдельных воспитателей-психологов? Отдельных классных руководителей? Организаторов культурно-массовых мероприятий?

Закон молчит. Без качественного воспитания не будет качественного образования. Образовывать значит обучать, научать знаниям. Если хотите добавить обучать, научать культурам, религиям, атеизму и др. мировоззрениям-будьте добры, введите воспитателей отдельной категорией от преподавателей. Преподаватель и воспитатель — разностилевые структуры.

Собрание родителей
г. Волгодонск к главе 1, статье 8

Статью 8, пункт 4 необходимо принять в следующей редакции:

4. Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Получение повторно (второго или последующего) среднего профессионального образования или высшего образования соответствующего уровня, при условии, что данным гражданином уже было получено бесплатно высшее образование, дополнительное профессиональное образование осуществляются на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если первое высшее образование человек получал платно, то будет честно, если второе (или последующее) высшее он сможет получить бесплатно.

С.И. ВАСИЛЬЧЕНКО, г. Белая Калитва
К главе 1, статье 8, части 12

гл. 1, ст. 8, добавить часть 13: «Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.» Обоснование: данная часть обеспечивает реализацию ч. 2, ст. 43 Конституции РФ: «Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.» — фраза «на предприятиях» имеет в данном случае значение — в негосударственных организациях.

А.В. ТОКАРЕВА, г. Новочеркасск
К главе 2, статье 15, части 3

К сожалению, в проекте закона «Об образовании» отсутствует понятие «начальное профессиональное образование», к которому в настоящее время относятся профессионально-технические училища и профессиональные лицеи. Система профессионально-технического образования, созданная еще в СССР, отпраздновала в 2010 году свое 70-летие. Считаю неправильным предложение перевода подготовки квалифицированных рабочих в уровень среднего профессионального образования.

Основной контингент обучающихся в учреждениях начального профессионального образования — дети несовершеннолетнего возраста, нуждающиеся в государственной поддержке. Это дети в большинстве своем из малообеспеченных и неблагополучных семей, требующие особого внимания. С ними работают высококвалифицированные руководящие и педагогические кадры (преподаватели и мастера производственного обучения).

Просила бы вернуться к рассмотрению вопроса выделения в ст.15 главы 2 части 3 отдельно от уровня среднего профессионального образования уровень начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих.





19.11.2019
«Единая Россия» проведет неделю приемов граждан в Ростовской области
С 25 ноября в Ростовской области пройдет неделя приемов граждан, приуроченная ко дню рождения партии «Единая Россия», которой в этом году исполняется 18 лет.
19.11.2019
Депутаты фракции «Единая Россия» одобрили проект бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
В донском парламенте прошло заседание фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании Ростовской области. Основным вопросом стал проект областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный к первому чтения
19.11.2019
Расходы областного бюджета на спорт и молодежную политику вырастут в 2020 году
На совместном заседании комитетов донского парламента обсудили проект областного бюджета в сфере госуправления, молодежной политики, спорта и туризма
19.11.2019
Вячеслав Василенко принял участие в работе информационной группы в Кашарском районе
По поручению Губернатора Ростовской области в муниципальных образованиях проходят встречи информационных групп Правительства Ростовской области с жителями муниципальных образований по вопросам исполнения наказов избирателей
15.11.2019
На месте боев за освобождение Ростова в Кумженской роще установлен памятный знак
В Кумженской роще Ростова-на-Дону появился памятный знак на месте боев в годы Великой Отечественной войны. Он установлен проектом «Единой России» «Историческая память» по инициативе лидера донских партийцев Александра Ищенко.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс