Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Т. Барковская: «У учителя нет права отстать от жизни…»

Система образования Советского района включает в себя 24 детсада, 17 школ, гимназий и лицеев, 2 учреждения дополнительного образования. Сегодня в ней созданы все необходимые предпосылки для перехода в новое качественное состояние. Однако немало осталось и нерешенных проблем. Именно о них мы беседуем с Заслуженным учителем Российской Федерации, начальником МУ «Отдел образования Советского района города Ростова-на-Дону» Татьяной Николаевной БАРКОВСКОЙ.

— Татьяна Николаевна, недавно в педагогических коллективах России активно обсуждался проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Участвовали в обсуждении и Вы. Каким, на Ваш взгляд, получился законопроект? Что бы Вы в нем изменили?

— Наверное, нельзя написать универсальный закон, который бы понравился абсолютно всем. В целом законопроект хороший. Но я бы сохранила вечерние школы, статус которых в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не определен. Тем самым мы сужаем возможности россиян получить среднее образование. Ведь кто приходит учиться в «вечерки»? В основном это люди, перешагнувшие планку школьного возраста. Многим за двадцать лет. Кто-то работает, кто-то вернулся после службы в армии. А встречаются и совсем неожиданные случаи. Например, однажды к нам в отдел образования обратился девятнадцатилетний юноша, приехавший в Ростов из далекого села. Смышленый, внимательный, отлично пишет, деньги считать умеет, но случилось так, что по семейным обстоятельствам ни одного дня не учился в школе. И все бы ничего, да загорелся парень идеей окончить университет. А как? Без аттестата-то в вуз не берут. Мы предложили ему поступить в вечернюю школу. Согласился. За один год проходил по два-три класса. А в этом году успешно окончил девятый класс. Порадовалась за него, узнав об этом. С характером оказался парень. Упорно идет к цели. Правда, мама его после экзаменов немного расстроилась. Огорчилась, что сын по химии получил тройку. Единственную в аттестате, все остальные оценки — четверки и пятерки.

В общем, маленький сбой на финише. Но впереди еще два года. И я не удивлюсь, если узнаю, что мечта юноши стала явью. А теперь подумайте: что делать после принятия нового закона об образовании таким, как он? Проходить экстернат при обычных общеобразовательных школах? Но ведь прежде чем допустить к экзаменам, этих ребят надо подучить, восполнить пробелы в их знаниях.

— Возможно, разработчики законопроекта посмотрели на проблему иначе. Изучив ситуацию, они пришли к выводу, что число людей, желающих получить образование в «вечерках», невелико?

— Ошибаетесь, вечерние школы очень востребованы. В этом году треть выпускников, сдававших Единый государственный экзамен в нашем районе, прошли обучение в «вечерках». Там обеспечен гибкий подход к обучению. Например, есть возможность сдать экзамены экстерном. И ею уже воспользовались десятки талантливых детей.

Конечно, законопроектом предусматривается экстернат. Его введут при обычных школах. Но кроме той проблемы, что я назвала, придется решать и другую — школам понадобятся педагоги, умеющие работать с великовозрастными учениками. Это тоже надо учитывать.

— Хорошо, Татьяна Николаевна. Давайте поговорим о комплектовании школ. Сегодня многие директора поставлены в трудные условия: санитарные нормы и правила обязывают комплектовать классы строго по двадцать пять человек. Ни больше, ни меньше. Если больше — школу могут оштрафовать. Если меньше, то возникают сложности при оплате труда учителя, разбивке класса на подгруппы при изучении иностранного языка и информатики. В общем, сплошная головная боль. Как этот момент отражен в новом законе?

— Там написано, что в классе должно быть не менее двадцати пяти человек. То есть фактически закон ничего не изменит. И норма СанПиНа останется. Хотелось бы, чтобы депутаты Государственной Думы России обратили на это внимание. Правильнее увеличить установленный предел и написать, что в одном классе должно быть не более 27 человек, но не менее 25. Это, думаю, снимет проблему, над которой администрации школ бьются уже не один год. К тому же сегодня количество детей зачастую превышает мощности учебных заведений. Школам приходится работать в две смены, при этом в классах все равно больше 25 человек.

— Получается, что демографическая ситуация в вашем районе просто отличная. Детей все больше и больше. Плохо только, что количество школ так быстро не растет.

— В планах развития города заложено строительство в нашем районе новой общеобразовательной школы. Правда, начнется оно только в 2013 году, а детей учить надо уже сегодня. Но, как говорится, кто ищет выход, тот его находит.

— Например, вводя в школах несколько учебных смен...

— А что делать? В прошлом году количество детей школьного возраста возросло на 720 человек, в этом — более чем на 600, а мощности школ остались те же. Все наши общеобразовательные учреждения переполнены, некоторые — в два раза. Складывается ситуация, когда родители, чтобы подать документы и устроить ребенка в ближайшую к дому школу, вынуждены рано утром занимать очередь на прием к директору. Только ведь директор школы не волшебник.

— Ситуация напоминает московскую, о которой рассказывало центральное телевидение.

— Это так. Но проблема переполненности школ ставит сразу еще одну острую проблему: создается дефицит учителей.

— Вот как? А в прессе проходила информация, что в Ростове-на-Дону учителям трудно найти работу.

— Здесь есть один нюанс. Нехватка учителей существует не всегда. В течение учебного года укомплектованность общеобразовательных учреждений учителями, действительно, полная. Так что доля истины в той информации есть. Однако в июле-августе, когда из-за наплыва детей комплектуются новые классы, педагогов не хватает. И начинаем искать тех, кто еще никуда не пристроился. На это уходит время.

— Татьяна Николаевна, на августовской учительской конференции поднимался вопрос модернизации образования. Что стоит за словом «модернизация»?

— Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентной в нынешнем веке. Чтобы воспитать человека инициативного, творчески мыслящего, способного находить нестандартные решения сложных задач, школьное обучение необходимо перестроить или, как сейчас говорят, модернизировать. И подход здесь комплексный. Требуется не только изменить содержание образования, но и перейти на новые образовательные стандарты, развить систему поддержки талантливых детей, изменить школьную инфраструктуру, усовершенствовать учительский корпус. Об этом, в частности, говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». И шаги в этих направлениях уже сделаны. У нас в районе активно вводится дистанционное обучение, школы объединяются в единую компьютерную сеть. К обучению детей привлекаются преподаватели вузов. В общем, идет борьба за качество.

И все же первостепенная задача модернизации, как не раз подчеркивали руководители нашего государства, повысить престиж профессии учителя. А он напрямую зависит от заработной платы, которая, как сказал недавно глава Правительства России Владимир Путин, должна соответствовать средней заработной плате в экономике региона. В сентябре шаг в этом направлении будет сделан.

— Если говорить об учительском корпусе Советского района, то каков сегодня средний возраст учителей?

— Около пятидесяти лет.

— Не слишком ли он большой для внедрения инноваций, новых форм обучения? Современную компьютерную технику быстрее осваивают молодые...

— У учителя нет права отстать от жизни. Он всегда на ее острие. И если что-то в школе меняется, совершенствуется, учитель меняется и совершенствуется тоже. Пятьдесят лет — возраст зрелости, мудрости, расцвета творческих сил. Того, кто не вписывается в новую среду, среда сразу вытеснит. Не только ученическая, но и учительская.

— Хорошо, Татьяна Николаевна. Немного сменим тему. В вашем районе разработана и действует программа по противодействию коррупции. Что в этом направлении делается в образовании? Где здесь очаги коррупции? В пунктах сдачи ЕГЭ?

— В этом году в нашем районе был случай, когда один выпускник сфотографировал бланк тестового задания и выложил его в Интернет. Ученика нашли, аннулировали его результат. Виновными сделали тех, кто организовывал сдачу экзамена в аудитории. Но выяснилось, что при заходе в аудиторию данный выпускник официально сдал свой мобильный телефон, о чем есть запись в акте. Выходит, его нужно было обыскать? Но ведь это же противозаконно! Учителей обвинили в том, что они не уследили за выпускником и позволили воспользоваться спрятанным телефоном. Не думаю, что этот случай можно отнести к коррупции.

Иное дело сборы денег в школах и детских садах. Периодически издаю приказы, в которых строго-настрого запрещаю собирать с родителей деньги. Изучаю сметы расходов. У нас бесплатное среднее образование. И руководителям школ и детсадов не надо об этом забывать. Тем не менее, если родители по своей инициативе хотят помочь школе или детсаду, то у учреждений есть внебюджетные счета, куда можно сделать целевой взнос. В этом случае деньги пойдут именно на то, на что и хотели направить их родители.

— Раз уж заговорили про детские сады, то, вероятно, именно здесь больше возможностей для злоупотреблений. Ведь устроить ребенка в детский сад в нашем городе чрезвычайно трудно.

— Направления в детские сады выдаются в отделе образования комиссией, созданной приказом, председателем которой являюсь я. Есть очередь. Она ведется постоянно. Когда наступает время выдачи направлений, чтобы не устраивать в здании столпотворений, устанавливается порядок получения направлений в детские сады района. Такого-то числа их получают жители, к примеру, микрорайона «Содружество», через четыре дня — улица Зорге. И так далее. Этот график вывешивается в Интернете, на уличных досках объявлений, на остановках. И представьте себе, все мои труды каждый раз оказываются напрасными. В первый же день выдачи направлений, когда прихожу на работу, обнаруживаю очередь порядка семисот человек. Увещевания, обещания принять всех — ни к чему не приводят. Люди думают, что если придут в другой день, то направлений им не хватит. Но позвольте, есть же очередь! С нею может ознакомиться каждый. И мы ее строго выдерживаем. Зато в толпе всегда находятся ловкачи, которые начинают собирать с очередников деньги. Мол, так вы стопроцентно получите желаемое. Глупости! Тот, чья очередь подошла, и так получит свое направление. А те, кто собирает деньги, — мошенники. Никакого отношения к районному отделу образования они не имеют.

— Татьяна Николаевна, а что Вы можете сказать о поддержке школ депутатами? Есть ли она?

— У нас замечательные депутаты. Нам много помогает Евгений Михайлович Шепелев, заместитель Председателя Законодательного Собрания области. Недавно он помог решить вопрос с закупкой мебели для детей разных возрастов. Всегда, когда требуется, получаем помощь от депутата Городской Думы Владимира Юрьевича Ревенко. В этом году благодаря нему завершили ремонт в 92-й и 95-й школах. Большое спасибо. Много хороших слов могу сказать и в адрес молодого депутата Гордумы Сергея Александровича Заревского. Он материально поддерживает талантливых детей, которые занимают на олимпиадах призовые места и выходят на международный уровень. Ну и конечно, мы очень благодарны за поддержку Ольге Георгиевне Борзовой — депутату Государственной Думы России. Она — выходец из нашего района. Постоянно интересуется его проблемами и никогда не отказывает нам в помощи.

— Так, наверное, и должно быть. Спасибо Вам, Татьяна Николаевна, за интересное интервью.





21.11.2019
До конца 2020 года в Ростове благоустроят «первую милю» экопарка вдоль Темерника
О ходе благоустройства этой территории, мерах по экологической реабилитации реки Темерника в рамках нацпроекта «Экология» говорили сегодня, 21 ноября, на расширенном заседании правительства Ростовской области под председательством губернатора Василия Голубева.
21.11.2019
Вячеслав Василенко: «Необходим постоянный контроль за качеством продовольственной продукции»
19 ноября заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике Вячеслав ВАСИЛЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ) принял участие в заседании региональной межведомственной комиссии по продовольственной безопасности и качеству пищевой продукции, реализуемой на территории Ростовской области.
21.11.2019
21.11.2019
К первому чтению «бюджет развития» Ростовской области на 2020 год составляет более 36 млрд рублей
Состоялось заседание комитета донского парламента по бюджету, налогам и собственности. Основной вопрос повестки дня – проект закона «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
21.11.2019
Минимальная зарплата в Ростовской области превысит 14,5 тысячи рублей
Трехстороннее соглашение между правительством Ростовской области, федерацией профсоюзов и союзом работодателей на 2020-2022 годы было подписано сегодня, 21ноября, на заседании регионального правительства.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс