Учить, учиться и работать — вот наша цельН. В. Толстик, доктор экономических наук, профессор, руководитель Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области (Ростобрнадзор), сегодня в гостях у «Парламентского вестника Дона». С ней беседует наш корреспондент. — Надежда Владимировна, при рассмотрении вопроса о том, кто встанет во главе этого нового исполнительного органа областной администрации, думаю, ваша кандидатура была бесспорной: два десятка лет педагогической работы в системе профобразования и высшей школы, организаторские и руководящие способности (15 лет — вы были директором Ростовского государственного колледжа информатизации и управления), научная деятельность говорят о вас, как о личности разносторонне одарённой и работоспособной. Расскажите, чем вы занимаетесь сегодня. — Наша служба организована в апреле прошлого года указом губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба. На сегодняшний день в Российской Федерации всего 19 субъектов перешли на разделение полномочий по управлению и осуществлению разрешительно-надзорной деятельности в сфере образования. Исполнение последних в нашем регионе как раз и делегировано Ростобрнадзору. К компетенции региональной службы отнесены вопросы контроля качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Ростовской области, по всем реализуемым ими образовательным программам, лицензирование и государственная аккредитация указанных учреждений, а также надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории Ростовской области образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования которыми отнесен к ведению федерального органа государственной власти в сфере образования) и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. — Как складывается ваш первый год? — Ростовская область — один из самых крупных субъектов РФ, так что на отсутствие работы жаловаться не приходится. В общей сложности под нашим патронажем находится около 4000 образовательных учреждений. Практически по всем направлениям деятельности мы работаем в тесном контакте с министерством образования, и с другими региональными ведомствами, являющимися учредителями образовательных учреждений, с муниципалитетами, а также с негосударственными образовательными учреждениями. Спектр образовательных учреждений, отнесенных к ведению Ростобрнадзора, достаточно широк и включает и детские дошкольные учреждения, школы, учреждения господдержки детства, дополнительного образования детей, и учреждения начального и среднего профессионального образования. Помимо этого у нас получают лицензии структурные образовательные подразделения крупных предприятий, занимающиеся профессиональной подготовкой, институты, реализующие исключительно программы дополнительного профессионального образования. Что же касается наиболее актуальных для региональной службы вопросов, то они могут быть сведены к следующему. Мероприятия по контролю за соблюдением законодательства в образовательной сфере выявили, что очень слабое звено в муниципалитетах — отсутствии юридической поддержки образовательных учреждений. В результате многие документы, локальные акты в образовательных учреждениях, да и в органах управления образованием, составлены, мягко говоря, с юридическими ошибками. Над этим сейчас работают наши специалисты, проводя камеральные и выездные проверки, выписывая предписания, предоставляя нормативно выверенные образцы формирования внутреннего документооборота образовательных учреждений. В последнее время произошло много изменений в законодательстве об образовании, утверждены новые типовые положения для образовательных учреждений различных уровней, что предопределяет необходимость приведения локальных актов образовательных учреждений в соответствие с этими новациями в правовом поле. Поэтому считаем целесообразным, если бы в муниципальных органах управления образованием появились штатные юридические единицы. Об этом мы ведём переговоры с главами муниципалитетов. В детских домах, интернатах, в других учреждениях господдержки детей проводится огромная работа в указанном направлении, но не всегда она правильно оформлена документально, и это зачастую работает не на пользу учреждению. Второе направление нашей деятельности, являющееся приоритетным в настоящий момент, — лицензирование и аккредитация, достаточно сложные процедуры. Понимая это, мы начали с обучающих семинаров. Да, это не функция контрольно-надзорного органа, но лучше сначала научить, а потом уже спрашивать, так сказать, по всей строгости закона. На своём сайте мы размещаем всю нормативную документацию и информацию для того, чтобы на местах легче было разобраться с требованиями сегодняшнего дня и преодолеть некоторый правовой нигилизм со стороны учреждений образования. Отсутствие лицензий, свидетельств об аккредитации, несоответствие реализуемых программ содержанию лицензий — это то, с чем нам не редко приходится сталкиваемся. Поэтому сейчас мы работаем над созданием регионального модуля, в котором будут содержаться данные по каждому образовательному учреждению, проще говоря, проводим «инвентаризацию» по всем нашим объектам надзора и контроля. По каждому из них приводим в порядок документацию, изучаем реализуемые программы, материально-техническую базу. И когда у нас будет вся информация, мы будем её пополнять, совершенствовать и системно поддерживать, анализировать. — Надежда Владимировна, расскажите, как вы осуществляете контроль за качеством обучения? Ведь штат у вас сравнительно небольшой. — Мы привлекаем экспертов. На сегодняшний день отобрано и обучено в институте повышения квалификации учителей Ростовской области более 300 человек по различным типам и видам образовательных учреждений. Есть пока ещё не решенные вопросы в организации их работы и оплаты труда, но они прорабатываются и совершенствуются, и со временем всё придёт в норму. Сейчас в Государственной Думе и Правительстве РФ готовятся к принятию новых законопроектов, в которых ряд вопросов уже будет решен. — Работа в качестве эксперта — это сложная и ответственная задача. — Отбор в состав экспертного сообщества проводили очень строгий, не просто было попасть в эту группу — затраченные на учёбу бюджетные средства должны принести хороший результат. Сейчас у нас работает аккредитационная коллегия, и аккредитацию каждого образовательного учреждения, заключение экспертов мы рассматриваем на коллегии публично, с приглашением муниципальных руководителей образования, так чтобы всё было прозрачно и гласно, и определенные результаты уже есть в этом плане. — А как выглядит образование в Ростовской области на фоне других субъектов РФ? — Хорошо выглядит. Например, по результатам ЕГЭ — мы единственный регион, опыт которого заслушивался как передовой на коллегии Министерства образования и науки РФ в октябре 2009 года. — Скажите, а как воспринимают требования вашей службы? Не все, наверное, довольны тем, что появился такой орган — контролирующий, надзирающий, требующий? — Конечно, недовольство есть, и это вполне естественно. А кому нравятся проверки? Я сама руководила образовательным учреждением, разве мне нравилось, что меня проверяют? Нет, конечно. Но зато это мощный стимул, чтобы всё и всегда было в порядке. Никаких специальных карательных мер мы не применяем. Но если наши предписания не выполняются, то можем приостанавливать действие лицензии или аккредитации, передавать материалы в прокуратуру, потому что работа без лицензии, например, это серьёзное нарушение, незаконно оказываемые платные образовательные услуги — тоже. — А с жалобами к вам обращаются? — Было, но не очень много. Жаловались учителя в связи с переходом на новую систему оплаты труда. При проверке большинство претензий не подтвердилось. Но лишний раз мы убедились: отсутствие прозрачности в деятельности администраций образовательных учреждений порождает лишнюю нервозность и суету. — А родители, ученики обращались? — Во время ЕГЭ были звонки — о подсказках, о том, что передаются записки, разрешается пользоваться мобильной связью. Что-то подтвердилось, что-то нет. Однажды позвонили: срочно приезжайте — весь класс списывает. Мы проверили — звонок оказался вообще из другого района. Бывают такие фантазёры. Из учащихся обратился выпускник одного из педагогических колледжей: хотел сдать ЕГЭ в первой волне, а по инструкции он должен был сдавать в июле, после получения своего диплома в колледже. Но ему нужно было идти в армию, и он непременно хотел сдать перед этим экзамен. Он обратился в Управление образования муниципалитета, ему отказали. Конечно, мы восстановили его в этом праве. — Скажите как педагог: современные дети стали хуже? — Я не могу этого сказать. Преподаю на кафедре в РГЭУ (РИНХ) и с удовольствием отмечаю устойчивые знания наших студентов. Есть те заочники, которых в 11 часов вечера едва выпроводишь с лекции: они пришли получать знания, высшее образование, и достаточно настойчивы в своем желании. Точно так же и на дневном отделении. Большинство — с ярко выраженной тягой к знаниям. Безусловно, есть и лентяи, которые хотят «где-то, чего-то, как-то». Но основная масса — очень приличные дети. В техникумах, колледжах, училищах — много детей из неполных семей. У них в основном только мамы. И знаете, это очень хорошие дети, они «грызут» науку, чтобы поступить в институт, получить работу, чего-то добиться в жизни. Да, есть такие, которые не хотят ничего, но такие были всегда — и 30 лет назад, и 50. Нет, в основном дети у нас хорошие, я не могу сказать по-другому. — Ваши ближайшие цели... — Мне кажется, что выстраивается стройная система работы нашей службы. Хочется добиться деловой, без ажиотажа, объективной обстановки при проведении лицензирования и аккредитации. По крайней мере, все наши усилия направлены на это. Достаточно высокие требования у нас к своим специалистам, мы добиваемся грамотности, профессионализма, у нас проходят квалификационные экзамены. И сами мы учимся постоянно, проходим обучающие семинары и изучаем все новые нормативные документы. В общем, всё как всегда: чтобы добиться успеха, надо учиться, учиться и учиться. — Надежда Владимировна, в прошлом номере наше издание подняло такой важный вопрос, как безопасность дорожного движения. Учреждения, которые готовят водителей, напрямую находятся под вашим контролем. Неслучайно именно вы руководите работой межведомственной рабочей группы, созданной по инициативе администрации Ростовской области, по подготовке методических рекомендаций по материально-техническому и кадровому обеспечению образовательных учреждений, реализующих программы подготовки и переподготовки водителей ... — Да, качество подготовки водителей — это очень актуальный вопрос. Выпустить двоечника из школы или профессионального училища — это зря потраченные бюджетные деньги. Но выпущенный двоечник из автошколы — это трагедия на дороге. Сегодня более 200 образовательных учреждений в области готовят водителей. Лицензию на право ведения этой деятельности выдаём мы и очень хорошо понимаем, какая ответственность лежит на нас. В этой связи считаем очень важным, чтобы каждый, кто приходит учиться, обязательно задался вопросом: пришёл ли он «получить права» или обучиться вождению? От ответа на этот вопрос, поверьте, во многом зависит и учёба, и дальнейшее поведение водителя на дороге. — Можете сказать, у кого можно выучиться грамотно водить транспортное средство? — Более трети водителей готовят образовательные учреждения областного совета РОСТО (ДОСААФ), они представлены практически во всех территориях области и имеют лучшие показатели по качеству подготовки водителей. Система РОСТО (ДОСААФ) имеет давние традиции, учебно-материальную базу, созданную ещё в СССР, квалифицированные кадры. В последнее время здесь начали обновлять базу, использовать современные электронные тренажёры, обучающие компьютерные программы, реконструировать и обустраивать автодромы. Хорошая учебно-материальная база у автошкол Красносулинской, Белокалитвинской, Батайской РОСТО (ДОСААФ), где показатели сдачи экзамена на получение водительского удостоверения с первого раза значительно выше среднего по области уровня. Хорошо поставлена подготовка водителей в федеральных учреждениях Минтранса РФ — в ФГУ «Ростовский учебно-курсовой комбинат» и ФГУ «Ростовская юношеская автомобильная школа». Это единственная сеть образовательных учреждений в регионе, имеющая собственные автодромы, отвечающие всем предъявляемым в настоящее время требованиям. Помимо этого Ростовский учебно-курсовой комбинат не только готовит водителей, но и ведёт большую работу по повышению квалификации мастеров производственного обучения других автошкол. Имеют хорошую базу и качественно готовят водителей Каменск-Шахтинский профессиональный лицей № 47, Батайское профессиональное училище № 108, Константиновское профессиональное училище № 91. За последние 5 лет значительно возросло количество негосударственных образовательных учреждений, ведущих подготовку водителей. В настоящее время они вторые после системы РОСТО по количеству подготовленных водителей — на них приходится более 25% общего контингента обучающихся. К сожалению, их материально-техническое оснащение оставляет желать лучшего — как правило, это арендованные помещения, автомобили и площадки для обучения, которые нельзя назвать автодромами. Однако и среди них имеются такие, которые вкладывают большие средства в развитие своей учебной базы. Например, НОУ «Объединённая техническая школа» в г.Ростове-на-Дону, вторая среди частных по количеству подготавливаемых водителей, имеет 27 собственных автомобилей. Имеющиеся у этой автошколы автомобили отвечают любым запросам обучаемых — от отечественного с механической коробкой передач до импортного джипа с коробкой-автоматом. — Какие самые распространённые проблемы вы наблюдаете в учреждениях, выпускающих водителей? — Половина из них, к сожалению, не имеет современных автодромов, особенно это относится к городам области. В сельской местности земля есть, но она не оборудована и даже не имеет асфальтового покрытия. Есть случаи реализации не в полном объёме программ обучения, в частности, по практическому вождению. Нехватка учебных автомобилей приводит к тому, что мастера производственного обучения работают гораздо больше установленных для них 36 часов в неделю, и это, конечно же, сказывается на качестве обучения. Так что есть над чем работать. |