«Всем учителям желаю только хороших учеников!»В этом году муниципальному общеобразовательному учреждению лицею № 27 имени А.В. Суворова исполняется 15 лет. Много это или мало для учебного учреждения? Думаю, в первую очередь, об этом нужно судить по результатам, которых добился педагогический коллектив во главе с директором Красновой Марией Петровной, возглавляющей лицей со дня его основания. Лицей открылся в 1995 году, в сложный, переходный период для всей нашей страны — во время перемен и перестройки. Именно в это время Ростов-на-Дону утверждал статус демократического города не только в российском, но и мировом пространстве. В переходное время была необходима модернизация образования, но для этого требовалось создание новых условий. Строительство школы в период серьезных преобразований стало частью политики города, и уже в 2006 году школа стала победителем конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение в рамках Национального проекта «Образование». Конкурс был призван ускорить модернизацию российского образования с целью достижения современного качества, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Уже в 2007 году школа получила статус лицея, а в декабре 2008 года — статус автономного общеобразовательного учреждения. В настоящее время МАОУ лицей № 27 имени А.В. Суворова является общеобразовательным учреждением повышенного уровня, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. — Город всегда помогал нам в решении наших проблем, особенно во время становления, — рассказывает директор лицея № 27, Заслуженный учитель Российской Федерации, Отличник народного просвещенияМария Петровна Краснова, — а мы в свою очередь помогали городу решить вопрос социализации семей военнослужащих, приехавших из разных точек Российской Федерации. Здание лицея построено по строгим европейским стандартам немецкой фирмой «Хохтив» и болгарской фирмой «Главболгарстрой» в рамках государственной программы строительства жилья для военнослужащих. Администрация и педагоги с первого дня стремились к тому, чтобы школа стала социокультурным центром микрорайона, но самым главным для нас было развитие потенциальных возможностей каждого ребенка в условиях общеобразовательной школы и создание своей собственной образовательной траектории. Особое внимание мы сосредоточили на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (родители погибли в горячих точках). Здание лицея представляет собой это помещение со светлыми и просторными рекреациями, оборудованными кабинетами, оснащенными спортивными залами, просторной столовой с фито-баром, диетическим и шведским столом, росписью на стенах в стиле «гжель» и букетами свежих цветов на столах. Особой гордостью лицея является музей «Ростов — наш дом», ставший не только своеобразным информационным центром, но и центром гражданско-патриотического воспитания, объединяющим и организующим деятельность детских общественных организаций. В настоящее время в музее находятся уникальные экспонаты, собранные стараниями педагогов, учеников и их родителей. Заслуги лицея связаны, конечно же, с грамотным и целенаправленным руководством директора М.П.Красновой, возглавляющей данное образовательное учреждение с самого первого дня его деятельности. Это и сохранность здания, которое функционирует 15 лет без капитального ремонта, и формирование квалифицированного педагогического коллектива, способного к инновационной творческой деятельности, к реализации программ повышенного уровня. И первый вопрос, заданный нами Марии Петровне, касается печального для всех нас события — Дня памяти жертв Беслана, и, соответственно, проблемы безопасности учебного заведения. — Как можем мы относиться к подобной проблеме и встречать этот день? Конечно, со слезами, — отвечает Мария Петровна. — Каждый год 3 сентября перед началом уроков мы проводим общешкольную линейку, на которой вспоминаем об этой страшной трагедии, унесшей большое количество молодых жизней. Вспоминаем с болью в сердце и с надеждой, что это больше никогда не повториться. Для всех это большое горе! В сердцах родителей, учителей, детей и всех жителей Беслана каждое 3 сентября снова наступает «черная ночь»... В связи с этим в последние годы проблема безопасности в системе образования стоит достаточно остро, а для нашего учреждения особенно актуальна, ведь в лицее в основном учатся дети военнослужащих. У некоторых отцы погибли во время исполнения служебного долга, и, несмотря на время, все это остается незаживающей раной в сердцах наших детей. Конечно, у нас в лицее работает система видеонаблюдения, служба охраны, налажена работа по профилактике пожаров, предприняты все необходимые меры для создания безопасности во время образовательного процесса, но, вы сами прекрасно понимаете, что эти меры предосторожности не помогут противостоять людям, или, точнее сказать, «нелюдям», решившим совершить какие-то противоправные действия. Эта задача должна решаться, прежде всего, специальными органами. В качестве профилактических мер в нашем лицее два раза в четверть проводятся плановые занятия по эвакуации обучающихся из здания, и каждый раз чувствуется, что у нас учатся дети военных. Представляете, за четыре минуты лицей пуст. Условия жизни, установки в семье, проводимые нами беседы — все это способствует такой четкой организованности детей и пониманию с их стороны важности, ответственности и серьезности подобных учений. Вплотную мы сотрудничаем с ветеранами Великой Отечественной войны, приглашаем их на наши праздники и встречи. У наших детей совсем иное отношение к подобным мероприятиям, они с удовольствием ждут этих встреч. Для нашего лицея приоритетным остается именно военно-патриотическое воспитание, поэтому многие выпускники становятся курсантами военных учебных заведения. На всю жизнь мне запомнилась встреча с ветеранами, которые, 23 февраля, несмотря на сильный ветер, сбивающий с ног, держась друг за друга, все равно пришли в лицей на уроки мужества, пришли выполнить свой долг. За этот подвиг им низкий наш поклон! Именно в такие моменты закладываются основы духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. Весь образовательный процесс в лицее нацелен на выполнение определенной Президентом России Д.А. Медведевым задачи современной школы, указанной в проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», — воспитать в современной молодежи такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. — 2010 год объявлен в России годом учителя, — отмечает директор лицея. — И спасибо руководству страны, что на наш труд сегодня обратили пристальное внимание на государственном уровне. В настоящее время в образовательном пространстве лицея приоритетными являются несколько инновационных программ: «Гражданско-патриотическое воспитание», «Система поддержки талантливых детей», «Развитие ученического самоуправления», «Сохранение и укрепление здоровья школьника», «Современные технологии на уроке», «Информатизация образовательного процесса». Лицей является областной экспериментальной площадкой по информатизации учебного процесса, по внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, по обеспечению преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения. В старшей школе лицея открыты классы углубленного изучения математики, физики, информатики, иностранного языка, экономики. — Но в то же время по телевидению начинают показывать сериал «Школа», — продолжает Мария Петровна. — Мы были возмущены этим фильмом, от всего коллектива высказали свое негодование в письме к редакторам. И какой же ответ мы получили? Вот оно, советское воспитание и пресловутый коллективизм. Представляете?! Но ведь такого безобразия, о котором шла речь в фильме, в нашем лицее нет. Может быть, поэтому многие выпускники отзываются о лицее № 27 как об особом учебном заведении со своими многолетними традициями, со своей какой-то особенной школьной жизнью. — С момента создания лицея мы работали над формированием традиций, устоев, над воспитанием культуры в широком смысле, в том числе культуры внешнего вида. Это касается и преподавателей, и учащихся, — рассказывает М.П. Краснова. — Одной из традиций лицея стало проведение Форума, в работе которого принимают участие и преподаватели, и родители. Сообща мы обсуждаем текущие проблемы, возникающие в ходе учебного процесса, вопросы ремонта, охраны, безопасности образовательного процесса и совместными усилиями стараемся их решать. Именно такая работа способствует полному взаимопониманию между педагогическим коллективом и родительской общественностью. Воспитательная деятельность лицея направлена на всестороннее развитие детей, удовлетворение их запросов и интересов, что способствует формированию их активной жизненной позиции, умению строить свою судьбу сознательно, целенаправленно, успешно. В лицее организованы художественная и танцевальная студии, вокальный ансамбль «Озорники», хор «Светлячок», клубы «Пегас», «КЛИО», «Эколог», Театр сказок и др. В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» в лицее к каждому ученику осуществляется «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения», реализуются разработанные педагогами программа «Культура здоровья» и комплексно-целевая программа «Здоровье», главная задача которой — формирование здоровьесберегающей среды. В лицее оборудованы и постоянно работают 2 медицинских кабинета, кабинет стоматолога. Медицинская помощь осуществляется двумя врачами, врачом-стоматологом, 4 медицинскими сестрами. За последние годы отмечено снижение на 12% болеющих детей, на 7% снизилось число детей с хроническими заболеваниями, и увеличилось число детей, отнесенных к основной группе здоровья. В лицее сложилась определенная система спортивно-оздоровительной работы, функционируют 3 спортивных зала, шейпинг-зал, два бассейна, теннисных корт, 4 спортивные площадки. На базе лицея работают 14 спортивных секций. В 2009 — 2010 учебном году 960 человек было охвачено различными видами спорта, более 50% обучающихся лицея посещают бассейн на бесплатной основе. В соответствии с установкой Президента России, касающейся развития учительского потенциала, в лицее разработана и успешно реализуется комплексно-целевая программа «Кадры», направленная на стимулирование деятельности лучших учителей, создание условий для постоянного повышения квалификации педагогов и пополнение педагогического коллектива молодыми кадрами. — Во время открытия в школу пришли работать всего лишь три учителя первой категории, — вспоминает Мария Петровна. — В настоящее время у нас работают 54 учителя высшей категории, 25 учителей первой категории, 11 учителей второй категории, из них 12 победителей конкурса учителей на денежное поощрение в рамках Национального проекта «Образование», 2 Заслуженных учителя России, 7 Отличников народного просвещения, 11 человек награждены грамотами Минобразования РФ. Заработанный нами миллион в рамках Национального проекта помог оборудовать 7 мильтимедийных предметных кабинетов, подключить их к сети Интернет и расширить школьную локальную сеть. В лицее также разработана комплексно-целевая программа «Одаренные дети», которая представляет собой целостную систему мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания и ориентирована на личность ребенка. — На первое место в образовательном процессе я бы поставила коллектив. Действительно, кадры решают все. Многие учителя в стенах лицея выросли в профессиональном плане, и все это благодаря самообразованию. Обучающиеся лицея являются участниками многочисленных конференций, слетов, соревнований, олимпиад районного, городского и общероссийского уровней. И не только участниками, но практически всегда победителями! И это, конечно, благодаря деятельности всего педагогического коллектива лицея. В 2009 — 2010 учебном году 100 процентов выпускников по результатам ЕГЭ стали студентами вузов не только Ростова, но и Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Я настолько люблю своих учителей и всегда им желаю хороших учеников — для них это самое главное. Как руководитель делаю все возможное, чтобы в лицее им работалось всегда комфортно и уютно, — такими словами закончилась наша беседа с директором лицея № 27 имени А.В. Суворова Марией Петровной Красновой. |