Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

Мы стоим на защите прав потребителей

А.Н. Иванов

А.Н. Иванов: «Мы стоим на защите прав потребителей. Однако нельзя забывать о том, что потребитель является второй стороной процесса торговли. Он также имеет определенные обязанности и несет ответственность за приобретенный товар. В случае, если вы столкнулись с некачественной продукцией, всегда можно позвонить по телефону горячей линии: 300-6-003. Претензии также можно отправить по электронной почте через сайт по защите прав потребителей в Ростовской области: zppdon.ru».

О тенденциях одного из секторов экономики, коим является потребительский рынок, о его дальнейших перспективах мы беседуем с начальником управления потребительского рынка товаров и услуг минэкономики области Ростовской области Андреем Николаевичем Ивановым и заместителем начальника управления — начальником отдела координации торговли Натальей Васильевной Багряновой.

— Андрей Николаевич, в 2009 году отмечалось значительное снижение спроса населения и изменение предпочтений в сторону недорогих товаров. Можно ли говорить об изменении данной ситуации в этом году?

— В 2010 году ситуация не изменилась. Если в докризисное время потребительский рынок развивался более-менее стабильно — люди стали брать в кредит автомобили, мебель и т.п., улучшать посредством кредитования свои жилищные условия, то уже во время кризиса произошла определенная переоценка покупательского спроса. Многие стали более осторожно относиться к потребительскому кредитованию. Таким образом, кредитный рынок значительно «просел»: только автомобильный рынок «просел» на 50 процентов, как и рынок сложной бытовой техники, мебели, товаров для дома. Правда, что касается автомобильного рынка, то сложившуюся ситуацию изменила правительственная программа — так называемый пилотный проект по утилизации автотранспортных средств, но только в определенном отношении. Предпочтение потребителей теперь не на стороне дорогих иномарок, а на стороне семейства ВАЗ, 2105 и 2107 в первую очередь, — эти модели оказались самыми ликвидными. Казалось бы, для отечественных заводов это явный плюс. Однако, как оказывается в итоге, производители ВАЗ, официальные дилеры LADA, не могут обеспечить всех желающих готовыми моделями. Судите сами: на 1 июня текущего года «Лада-Таганрог» выдано 1 137 свидетельств, из них обеспечены готовыми автомобилями всего лишь 376; «Ростов-Лада» выдано 2 206 свидетельств, из них поставлено 338 автомобилей.

Если же говорить о потребительском рынке в общем, то народ стал более внимательно и более требовательно относиться к тому, что он кладет в свою потребительскую корзину. Сегодня ситуация складывается таким образом, что каждый потребитель Ростовской области стремится получить максимум эффекта за минимум вложенных средств. В связи с этим очень большую популярность получило приобретение товаров, выпускаемых сетями под собственной торговой маркой. Это практикуют собственно все сетевые компании («Ашан», «О’кей», «Тандер», «Солнечный круг» и др.), что стало весомым плюсом для производителей, сумевших вовремя сориентироваться и заключить контракты о сотрудничестве с сетевыми компаниями, тем самым получив гарантированный рынок сбыта своей продукции. Это именно тот случай взаимовыгодного сотрудничества производителей и торговых сетей, который направлен во благо нашего потребителя.

— Многие производители, в том числе и сельскохозяйственной продукции, изъявляют желание напрямую работать с крупноформатными торговыми сетями, но отмечают, что сталкиваются с определенными сложностями в решении этого вопроса. Неужели работать напрямую с сетями настолько проблематично?

— Вы знаете, даже нет фактов, подтверждающих желание сетей работать через посредников. Наоборот, интересы торговых сетей полностью стоят на страже интересов потребителей, все торговые сети стремятся работать напрямую с производителями. Зачастую сами производители используют в сотрудничестве с сетевыми компаниями различные посреднические структуры с целью переоценки своей продукции. Да, такая проблема существует, и мы ее не отрицаем. Но то, что касается непосредственно торговых сетей, то у них подобного стимула — в выстраивании цепочки посредников — нет: их основная задача — продать больше товара по наименьшим ценам. Более того, сетевые компании устраивают для поставщиков аудит и проверяют, кто производит продукцию, в каких условиях и каким образом осуществляется поставка.

— Скажите, проводится ли мониторинг успешного развития и повышения потребительского спроса в сетевых компаниях на территории области? Есть ли среди них лидеры и аутсайдеры?

— Мы можем назвать сети, потерпевшие фиаско и утратившие свои позиции на рынке, — это «В двух шагах», «Торгсервис». Их место заняли более успешные игроки, такие, как «Тандер», «Ашан», «Х5 Ритейл Групп». Хочется отметить, что на сегодняшний день ни один объект крупноформатной торговли не превысил установленной доли. Вся их доля в совокупности составляет не более 30 с небольшим процентов на территории всей Ростовской области.

— Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» уже принят, но можно ли говорить о том, что он заработал уже в полную силу?

— Для того чтобы 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» начал работать, требуется принятие нескольких подзаконных нормативных актов, внесены изменения в ряд действующих законов, прежде всего должна быть установлена ответственность за невыполнение отдельных норм закона «О торговле». На сегодняшний день такие инициативы есть, часть из них находится на рассмотрении в Государственной Думе, часть — в органах исполнительной власти, каковым является Минпромторг России, работающий в данный момент над порядком формирования торгового реестра, рекомендациями по разработке программ внутренней торговли, нормативами обеспечения торговли площадями и методикой расчета. Процесс творческий, и он еще продолжается, хотя фактически закон в полном объеме вступил в силу с 1 июля текущего года.

— Если немного отойти от закона о торговле, то какие приняты программы на областном уровне, касающиеся развития потребительского рынка Ростовской области?

— На сегодняшний день одной из самых актуальных является областная целевая программа «Защита прав потребителей Ростовской области на 2008 — 2010 годы». Мы говорили о том, что потребитель сегодня имеет право выбора, но, к сожалению, это не всегда становится гарантом приобретения качественной и безопасной продукции. В связи с этим областная программа стала своеобразным подспорьем для потребителя. Каждый год с целью изучения рынка Ростовской области и определения качества и безопасности продукции, в рамках программы направляется порядка двух миллионов рублей. В этом году нами будет потрачена сумма в размере 1 млн. 700 тысяч рублей.

В настоящее время ведутся сравнительные исследования качества оказания услуг предприятиями общественного питания в школах области, а также качества и безопасности реализуемой ими готовой продукции собственного производства.

Кроме того, проводятся независимые потребительские экспертизы продукции, в т.ч. молочной, колбасной, птицеперерабатывающей, кондитерской, а также исследуются блюда нетрадиционной кухни, которая с каждым годом становится все популярнее среди потребителей нашей области.

— Когда и как можно будет ознакомиться с результатами проведенных исследований?

— Результаты проведенных исследований будут объявлены на пресс-конференции осенью этого года. О точной дате и времени проведения будет сообщено дополнительно.

— Каким образом осуществляются данные мероприятия? Какова схема работы?

— В строгом соответствии с 294-ФЗ информация о проведении независимых экспертиз либо сравнительных исследований и необходимая документация размещаются на портале Министерства экономики Ростовской области. На конкурсной основе определяются аккредитованные лаборатории, осуществляющие закупки в торговой сети, причем легально, и проводят необходимые исследования, которые впоследствии сообщаются государственному заказчику и средствам массовой информации. Информация абсолютно открыта и доступна, заставляет производителей придерживаться необходимых норм производства и защищает нашего потребителя.

Наша главная задача — не поймать как можно больше нарушителей, а предостеречь компании от подобных нарушений. А уже на стороне потребителя остается право выбора.

— Наталья Васильевна, в 2006 году был принят федеральный закон, регулирующий деятельность розничных рынков. Каким образом его действие отразилось на функционирование розничных рынков Ростовской области?

Уже более трех лет действует 271-ФЗ «О розничных рынках...», одним из положений которого являлось требование с 1 января 2010 года при организации деятельности на универсальных и специализированных рынках управляющими компаниями использовать исключительно капитальные строения, эксплуатация временных сооружений запрещена.

Такие же требования были установлены с 1 января 2012 года в отношении сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.

Сразу было понятно, что реализация федерального закона в Ростовской области будет достаточно проблемной и болезненной, так как исторически сложилось, что торговля на розничных рынках существует как наиболее доступный способ реализации и приобретения населением продовольственных и непродовольственных товаров. В настоящее время розничные рынки, особенно в небольших поселениях и в сельских районах, используют открытые площадки, оборудованные торговыми местами, а также ларьки, павильоны, киоски и другие сооружения, как правило, некапитального характера, которые вместе с капитальными сооружениями составляют имущественный комплекс розничного рынка.

Проведенный нами мониторинг свидетельствует о том, что за время действия федерального закона мы потеряли практически половину розничных рынков. Из 223, действующих по состоянию на 1 января 2007 года, в настоящее время осталось 113.

В целях оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию минэкономики области направлены предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О рынках...» в адрес Законодательного Собрания Ростовской области, Минэкономразвития и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова.

Предложениями было предусмотрено:

  • применение упрощенного порядка предоставления торговых мест на розничных рынках универсального типа для граждан, ведущих КФХ, ЛПХ, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством;
  • продление сроков использования временных сооружений в организации деятельности розничных рынков и на срок до 01.01.2012 года.

В настоящее время в Федеральный закон внесены изменения в части предоставления торговых мест гражданам в упрощенном порядке и изменения сроков по организации деятельности розничных рынков исключительно в капитальных зданиях, строениях, сооружениях.

Для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков это 1 января 2015 года, для розничных рынков иных типов, расположенных в городских округах и муниципальных районах, — с 1 января 2013 года, для г. Ростова-на-Дону — с 1 января 2012 года.

Таким образом, у управляющих компаний еще есть время для приведения деятельности в соответствии с законом, и на данный момент около 80 процентов рынков нашей области находятся в стадии реконструкции.

Также нашей задачей было сохранение торговых мест для сельхозтоваропроизводителей, поэтому мы выступили с еще одной законодательной инициативой по утверждению упрощенного порядка предоставления торговых мест для этой категории граждан. На сегодняшний день торговля сельхозпродукцией в неустановленных местах остается проблемным вопросом. Нами продолжается работа по информированию населения области о свободных торговых местах на розничных рынках области, на которых на данный момент свободно 8,8 тысяч торговых мест.

— Что касается исполнения закона, — добавляет А.Н. Иванов, — то уже в следующем году мы начнем проводить мониторинг соответствия рынков. Как известно, гром не грянет — мужик не перекрестится. Поэтому в 2011 для управляющих компаний мы станем своеобразным преддверием «грома». Активно над решением этого вопроса работают компании «Центральный рынок» и «Донские зори», а остальные — складывается такое впечатление — почему-то пребывают в состоянии эйфории от перенесения сроков исполнения закона или забыли о них совсем.

— Андрей Николаевич, как вы оцениваете перспективы развития потребительского рынка Ростовской области до конца этого года? Что входит в дальнейшие планы управления?

Дальнейшей перспективой нашей работы и развития потребительского рынка является реализация государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, защиты прав потребителей, направленной на развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

На сегодняшний день действуют два основополагающих закона: 271-ФЗ «О розничных рынках...» и 381-ФЗ «О торговле». Мы не можем не упомянуть и о третьем законе 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции...», касающемся регулирования этого сегмента рынка. И для того чтобы эти законы заработали в полную силу, придется приложить немало усилий. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с Минпромторгом. Наша задача — не применять жестких механизмов регулирования. Как показывает практика, результатом проведения достаточно жесткой линии в решении этих вопросов становятся пустые полки в магазинах. Воспоминания об этом еще свежи в нашей памяти.

Поэтому необходимо вводить рыночные механизмы регулирования, но есть еще у нас так называемые «узкие места», такие, как: недостаточное развитие торговли в отдаленных районах Ростовской области; отсутствие на центральных улицах Ростова объектов торговли, реализующих продовольственные товары. В связи с этим государством должны быть разработаны формы рыночной поддержки, а именно: субсидирование части затрат хозяйствующих субъектов, стремящихся организовать деятельность в тех или иных непростых условиях.

На данный момент мы находимся на этапе принятия программы о защите прав потребителей на следующий трехлетний период. Прошедшее заседание коллегии Администрации РО мы прошли не совсем успешно. Нам было указано на недоработки в вопросах, касающихся отрасли ЖКХ. После внесения соответствующих поправок и изменений, мы предусмотрели дополнительные механизмы защиты прав потребителей, дополнительно заложили 4 млн. рублей на трехлетний период для того, чтобы каждому потребителю раскрыть информацию о тарифах и дать необходимые рекомендации.

— Каким образом происходит взаимодействие с депутатами областного Законодательного Собрания?

— С депутатами мы всегда находим общий язык. Все законопроекты разрабатываются в рамках рабочих групп, куда входят депутаты, представители минэкономики области и других органов исполнительной власти. Не все в нашей совместной работе радужно и безоблачно, но мы всегда стараемся найти компромисс в решении того или иного вопроса. Согласитесь, это счастье, что мы иногда спорим и даже ругаемся, ведь именно в таких условиях рождается истина.





24.02.2021
За киберспортом - олимпийское будущее
Ко  Дню защитника Отечества  Ворошиловское  местное отделение партии "Единая Россия" провело  турнир по киберспорту на кубок  от партии.  Площадкой для  соревнований  выступил клуб CyberXРостов.
24.02.2021
23 февраля, в День защитника Отечества, в ростовском сквере им. Фрунзе состоялось церемония возложения цветов и венков к мемориальному комплексу «Павшим воинам».
23 февраля, в День защитника Отечества, в ростовском сквере им. Фрунзе состоялось церемония возложения цветов и венков к мемориальному комплексу «Павшим воинам».

20.02.2021
Депутаты донского парламента предложили присвоить ростовской школе имя Сергея Оганова
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области Сергей ЗАМИХОВСКИЙ (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») и Ашотом ХБЛИКЯН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») выдвинули инициативу присвоить одной из школ Октябрьского района имя участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, командира артиллерийской батареи 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта, лейтенанта Сергея Андреевича Оганова
19.02.2021
29-е заседание ЗС РО
На 29-м очередном заседании Законодательного Собрания Ростовской области  депутаты донского парламента рассмотрели  следующие вопросы:
16.02.2021
Депутаты признали, что федеральный законопроект о сельхозпродукции с улучшенными характеристиками нуждается в доработке
В донском парламенте прошли общественные обсуждения проекта федерального закона «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками». Мероприятие было организовано комитетом Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачеств
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2021
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс