Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№10 (35) октябрь 2012] Комментарий В.Л. Мариновой о Конференции ЮРПА

Основной задачей XVII Конференции ЮРПА, в этот раз проходившей в Астрахани, традиционно является согласование позиций парламентариев юга России по изменениям федерального и региональных законодательств. Ростовская делегация во всех смыслах оказалась самой активной: комитет Парламентской Ассоциации по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления под руководством донского депутата Александра Ищенко отработал пять законодательных инициатив; комитет по аграрным вопросам и природопользованию с подачи депутатов Законодательного Собрания Ростовской области рассмотрел еще одну инициативу в области земельных отношений.

В центре внимания комитета по социальной политике, науке, культуре и образованию оказались вопросы, связанные с образовательными инициативами. Суть этих инициатив комментирует член делегации от Ростовской области, председатель комитета Донского парламента по образованию Валентина Маринова:

«Парламентарии юга России на примере опыта Ростовской области обсудили актуальные вопросы, касающиеся развития системы казачьего кадетского образования. Для нас это важно, поскольку мы хотим не просто увеличить их число, но и качественно изменить статус казачьих кадетских корпусов. Данная проблема находится в центре внимания ЗСРО в течение нескольких лет, и в этот раз мы вернулись к ней в контексте обсуждения иного, более глобального вопроса.

Речь идет о выработке согласованной экспертной позиции парламентариев Юга России по новому федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Напомню, что Президент России Владимир Путин назвал его самым чувствительным и самым резонансным за последние несколько лет. Потому что этот закон касается буквально каждого.

Совсем недавно, 3 августа, законопроект был внесен в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении. Это «концептуальное» чтение, когда рассматриваются не статьи и детали, а главное – принципы и механизмы организации системы образования в Российской Федерации, роль учителя в этой системе, взаимодействие власти и участников образовательного процесса. И именно на этом этапе уже ясно, какой будет новая система образования.

Концепции законопроекта уже 2,5 года – первый вариант был опубликован на сайте минобразования Российской Федерации в мае 2010 года. После столь длительного обсуждения она существенно менялась, и это – уже пятая версия. О  чем это говорит? В первую очередь, о важности и необходимости закона. В его разработку включились буквально все уровни экспертного сообщества: представители различных уровней образования, родители и даже просто неравнодушные люди. Их предложения были максимально учтены в последней на сегодняшний день редакции законопроекта, которую и обсудили участники Парламентской Ассоциации.

Какие моменты были в центре внимания наших коллег? Во-первых, поскольку речь идет о концептуальном чтении, то на самом общем уровне, с точки зрения идеологии закона, наши предложения сводились к трем вещам:

– Первое принципиальное положение: закон не должен нарушить преемственности российского образования. На протяжении многих десятилетий оно считалось лучшим в мире. Поэтому никакая реформа не должна разрушить тот фундамент, на котором всегда стояла наша система образования.

– Второе, не менее принципиальное положение – это воспитание. Ведь основной задачей всегда считалась не передача знаний, а передача ценностей. Знания выступали как инструмент, как способ, как механизм воспитания человека с опорой на непреходящие ценности: нравственные, патриотические, духовные. Движение в сторону прикладного образования, его коммерциализация – все это отдаляет образование от его главного принципа – воспитания. Поэтому мы предлагаем сохранить в новом законе в качестве основы образования – воспитание учащихся.

– Третье – статус педагога, статус учителя. Когда мы говорим о статусе, обычно люди понимают его как заработную плату. Да, это очень важно, и в последнее время делаются серьезные шаги в этом направлении. Но ведь речь идет не только о финансировании. Можно и в два, и в три раза повысить финансирование педагогического работника, но каким останется отношение в обществе к этой профессии, к людям, занимающимся столь серьезным делом? Поэтому мы говорим о статусе преподавателя в широком смысле: и правовом, и социальном.

С такими принципиальными идеологическими основами согласились все наши коллеги, представляющие субъекты Южного федерального округа. Что касается других более конкретных замечаний и предложений, мы как законодатели и нормотворцы, выделили три блока.

Первый блок связан с определением понятий, используемых в законе. На слуху у многих, что из концепции в концепцию одним из основных вопросов оставалось главное определение: что же такое образование? Сначала оно было охарактеризовано как «предоставление услуги». Это задело всех: и педагогических работников, и родителей – потому что было отражением коммерциализации и явно отрицало все то, на что всегда опиралось российское образование. А в последнем варианте законопроекта было написано, что образование – это общественное благо.

Конечно, образование – это благо! Но с точки зрения нормы закона требуется более четкое определение. Поэтому и наши коллеги-депутаты, и педагогическое собрание, и ассоциации сузов и вузов – все они говорят, что изобретать ничего не надо. Образование – это обучение и воспитание! Передача знаний и воспитание ценностей. Другие замечания по первому блоку – понятийному аппарату, – были также согласованы с нашими коллегами в ходе Конференции.

Второй блок связан с полномочиями органов власти и участников образовательного процесса. Чтобы не говорить голословно, я приведу примеры. Согласно статьи 3 (пункт 11) нового законопроекта, главным принципом является равенство прав и свобод всех участников отношений в сфере образования. При этом участниками являются: органы государственной власти и органы местного самоуправления, педагоги, родители, дети, общественные организации и юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность.

Во-первых, разве государство, которое посредством госзадания определяет государственную политику в сфере образования, может обладать равным правом со всеми остальными участниками? Во-вторых, разве можно уравнивать полномочия участников отношений в сфере образования – родителей, работодателей и педагогов? Другими словами, речь идет о том, что в законе всё должно быть прописано четко. Равенство прав всех на получение образования – это конституционная статья. А вот равенство прав в сфере отношений образования здесь декларативное, определение явно не соответствует требованию и духу закона.





20.08.2018
9 сентября голосуем всей семьей!
Приходить на выборы всей семьей, сразу несколькими поколениями – добрая традиция донских избирателей, которую поддерживает Избирательная комиссия Ростовской области
20.08.2018
Владимир Гребенюк: «Мы должны воспитывать наших детей и внуков на патриотических примерах»
19 августа накануне 75-летия освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, в селе Куйбышево состоялось торжественное открытие памятного знака «Рубеж воинской доблести». Этого почетного звания районный центр был удостоен в прошлом году.
20.08.2018
Выделены средства на оказание донским аграриям несвязанной поддержки в растениеводстве
По решению губернатора Василия Голубева свыше 46,6  млн рублей из резервного фонда области направлены на оказание несвязанной поддержки сельскохозпроизводителям в сфере растениеводства.
20.08.2018
В Ростовской области готовность многоквартирных домов к отопительному периоду составляет почти 70%
Ход подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов обсудили участники всероссийского совещания, которое 16 августа в режиме видеоконференцсвязи провел заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Мутко.
17.08.2018
В 2018 году на Дону будет полностью обновлен парк пригородных электропоездов
Ростовская область стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, где решился вопрос полного обновления парка подвижного состава пригородных электропоездов. ОАО «РЖД», в рамках инвестиционной программы, приобретено 18 поездов в четырехвагонном исполнении
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс