Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№12 (37) декабрь 2012] О публичной власти на местах, а также о лучших и худших

Как известно, местное самоуправление называют публичной властью на местах. О том, на каких принципах она строится, как протекает муниципальная реформа в Ростовской области, какие города и районы удерживают лидирующие позиции в областном рейтинге, а какие нет и почему, а также о прошедших муниципальных выборах мы побеседовали с министром внутренней и информационной политики Ростовской области Андреем Владимировичем БУРОВЫМ.

«Самое трудное искусство – это искусство управлять»

Андрей Владимирович, на каких принципах строится так называемая публичная власть на местах и какими законами она определяется?

– Основным законом, определяющим принципы организации и деятельности органов местного самоуправления, является 131-ФЗ. К главным принципам относятся разграничение полномочий между уровнями власти и совместное решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые определены федеральным законом (снабжение электричеством, теплом, водой, газом, благоустройство территорий и др.). Если в поселениях эти два принципа исполняются должным образом, то, как правило, там порядок. Да и возникающие вопросы решаются более оперативно.

Проведение муниципальной реформы в России началось еще в 2006 году. Каковы ее результаты в Ростовской области к сегодняшнему дню и можно ли утверждать, что реформа близится к своему завершению?

– По сути, муниципальное реформирование началось еще в 2003 году, с выходом 131-ФЗ. Поэтому период с 2003 по 2006 годы для Ростовской области можно назвать подготовительным, ведь до этого у нас не было поселенческого уровня власти. Многое приходилось создавать с нуля. А уже с 1 января 2006 года мы приступили непосредственно к реализации нового закона в абсолютно новых условиях.

Что удалось достичь за прошедший период? Во-первых, мы достигли самого главного – доверия власти. Несмотря на определенные сложности (прим. ред. – безусловно, недовольные найдутся всегда), все же большая часть жителей области удовлетворена действующей властью и произошедшими в регионе и на местах изменениями. Это показали и проведенные в 2012 году выборы: до 75 процентов действующих глав поселений получили весомую поддержку населения. Результат есть – это основное. Однако сказать, что мы подходим к концу, реформа завершается, значит, сложить с себя полномочия и идти домой. Развитие и совершенствование местного самоуправления – это процесс постоянный. Если в 2004–2005 годах проходила в основном организационная работа, то в 2006 году процесс заработал. Теперь на каждый последующий год нами ставятся новые цели и вырабатываются способы их достижения.

Реализация каких задач запланирована на будущий год?

– В 2013 году мы ставим перед собой много целей, но определяющей является все же процесс оптимизации в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Мы хотим как можно быстрее запустить этот процесс, безусловно, для удобства населения. Для этого на территории области, как вы знаете, создаются многофункциональные центры. Думаю, жители тех муниципалитетов, где они уже действуют, оценили это нововведение по достоинству.

В Ростовской области 463 муниципальных образования, в которых местная власть решает вопросы, направленные в первую очередь на повышение качества жизни населения. Каким образом осуществляется контроль за этим процессом на областном уровне и как поощряются наиболее эффективные из них?

– Контроль осуществляется по-разному. Определяющим в этом отношении является 607-й указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности. К примеру, в этом году нами определены порядка 250 показателей, касающихся самых злободневных проблем: здравоохранения, образования, дорожной отрасли… Это своего рода индикаторы развития, по которым мы ежеквартально отслеживаем развитие муниципальных структур и выявляем из них лучших и худших.

Какие муниципалитеты признаются лучшими на протяжении последних лет?

– На федеральном уровне за прошедшие шесть лет 19 поселений занимали призовые места по различным федеральным конкурсам, были в тройке российских лидеров. Четыре главы муниципалитетов Ростовской области признавались лучшими в масштабе страны.

Если говорить о результатах областного конкурса, то в 2012 году в лидерах – города Батайск, Каменск-Шахтинский, Шахты и три района: Аксайский, Сальский и Тацинский. Общая сумма призового гранта составляет 55 млн рублей.

На какие цели расходуются полученные ими денежные средства?

– Гранты имеют целевое назначение. Эти средства направляются исключительно на решение вопросов местного значения: ремонт социального объекта, строительство дороги, благоустройство территории и т.п.

А какие меры предпринимаются в отношении худших, чтобы помочь им выйти из этого разряда?

– В этом году из городов худшими признаны Гуково, Донецк, Зверево, из районов – Советский (с), Каменский, Цимлянский. Если в Советском (с) районе проживает семь тысяч людей и нет ни одного даже среднего предприятия, то ситуация вполне понятна. Хотя в этом году этот район впервые не на последнем месте. А вот почему Цимлянский район оказался в арьергарде, для меня лично непонятно… Скорее всего, виной всему неэффективный менеджмент управления.

Параллельно используется нами и другая система мониторинга, основанная на комплексной проверке деятельности органов местного самоуправления. При министерстве создана межведомственная комиссия, в которую входят представители всех органов власти. Они выезжают на место и определяют болевые точки, затем согласно заключениям комиссии вырабатывается план антикризисного управления муниципалитетом. Этой практике мы следуем уже на протяжении четырех лет. При этом не преследуется цель сразу же избавиться от неэффективных глав поселений, хотя и такие случаи имеют место быть (некоторых глав все же пришлось отправить в отставку). Наоборот, мы стремимся скорректировать проблематику, подключить их к областным программам и, конечно, поддержать муниципалитет финансами. А уже через год результаты повторного мониторинга показывают, насколько удалось изменить ситуацию.

А как показывают себя восточные районы области? Требуется ли принятие отдельной подпрограммы для развития этих территорий, на чем настаивают некоторые депутаты донского парламента?

– Что касается восточных районов, то, как вы знаете, при Правительстве создана рабочая группа под руководством заместителя Губернатора И.А. Гуськова. Основной ее задачей как раз является определение наиболее перспективных зон в развитии. Нужна ли отдельная программа или подпрограмма по развитию восточных территорий? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Областных программ немало. Почему бы не принимать в них участие, ведь главное – достигнутый результат. Поэтому, на мой взгляд, вопрос о разработке специальной подпрограммы для восточных территорий требует дополнительного изучения.

С вопросом развития, как правило, возникает и другой, не менее важный вопрос – подготовка кадров для муниципальных образований.

– Действительно, этот вопрос сохраняет свою актуальность во все времена. Подготовкой кадров мы занимаемся уже лет десять. Ежегодно на эти цели выделяется около 6 млн рублей, и каждый год 2 500 – 3 000 муниципальных служащих проходят курсы повышения квалификации. В этом году, к примеру, порядка 470 служащих прошли обучение по курсу «Тарифное регулирование». Также востребованы курсы по основам кадровой работы и социально-экономического регулирования. Для проведения этой работы нами привлекаются не только свои, так сказать, «доморощенные» эксперты, но и представители из других регионов России, а также Ближнего Зарубежья.

Также нами проводится конкурс на выявление лучшего муниципального служащего. Для людей участие и победа в конкурсе – это стимул заявить о себе, возможность войти в состав кадрового резерва области, т.е. хороший задел для дальнейшего профессионального роста. Как правило, их сразу же выделяют на муниципальном уровне, повышают в должности, т.е. дальнейшие перспективы становятся более осязаемыми.

«Чтобы во времени себя не потерять,
Тебе дается право – выбирать»

В этом году в Ростовской области прошли одни из самых масштабных выборов за всю историю региона. Насколько качественно изменился состав глав поселений и депутатский корпус на местах?

– Действительно, выборы в Ростовской области 2012 года признаны самыми масштабными, но сразу же хотелось бы отметить, что прошли они в абсолютно спокойной и легитимной обстановке. Что касается качественного состава, то изменилась гендерная тенденция – мужчин-управленцев на местах стало больше. Средний возраст отмечается на уровне 45 лет, но надо признать, состав существенно омолодился – в два раза увеличилось количество глав до 30 лет. Увеличилось и число глав, имеющих высшее образование. Теперь их более 80 процентов.

В принципе результатами выборов я остался доволен. С одной стороны, сохранился костяк, с другой – обновление, так сказать, вливание «свежей крови», произошло процентов на 30. Такая же тенденция характерна и для выборов по депутатскому корпусу региона.

Не секрет, что одним из важных и, пожалуй, обязательных качеств любого управленца является инициатива. А какими еще качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек, взявший на себя ответственность за управление городом, районом, поселением?

– На мой взгляд, обязательным для эффективного управленца должно быть умение работать с людьми, а также умение создать сильную команду.

Как говорится, один в поле не воин.

– Получается, что так.

А если жители все же недовольны результатами работы местной власти, как они могут повлиять на изменение ситуации?

– Для жителей необходимо поднять проблему перед любым уровнем власти. Если местная власть не реагирует, то следует обратиться в приемную Губернатора, которые работают в каждом муниципальном образовании области. Кроме того, каждый месяц во все районы области осуществляются выезды информационной группы министерства. Об этом можно узнать из информационных стендов муниципалитета. Информацию также можно найти на сайте министерства. Согласитесь, кто желает решить проблему, тот найдет способ, как это сделать.

А если говорить о кардинальных мерах, то формально можно отозвать главу поселения. Хотя чаще используется практика удаления главы в отставку посредством выражения вотума недоверия депутатским корпусом. Примеры у нас этому есть – в Кашарском и Чертковском районах.

Андрей Владимирович, хотелось бы также спросить о предстоящих выборах в Законодательное Собрание Ростовской области, намеченных на сентябрь 2013 года. Ожидается ли острая, конкурентная борьба и можно ли сейчас делать какие-то прогнозы?

– Главной особенностью предстоящей предвыборной кампании, безусловно, станет политический подтекст, борьба партий. На сегодняшний день почти 40 партий уже зарегистрированы, хотя, по прогнозам Минюста, их будет порядка 60.

Делать прогнозы – работа неблагодарная, но все же я уверен, что большинство мандатов будет у единороссов, хотя, скорее всего, в донской парламент войдут представители и других думских партий. К единороссам и коммунистам, возможно, добавятся справедливороссы и представители ЛДПР. А новым партиям, я считаю, достаточно сложно будет преодолеть проходной барьер.

И в завершение – Ваши пожелания областным законодателям и тем, кто претендует стать ими.

– На мой взгляд, человек, претендующий на место областного законодателя, во главу угла должен ставить не политические убеждения, а желание изменить жизнь населения области к лучшему. Все обещания должны быть исполнены. А действующим законодателям и представителям политических партий хочется пожелать прежде всего честной конкурентной борьбы.





24.09.2018
Льготы по взносам на капремонт совместно проживающие пенсионеры и инвалиды получат с 1 января 2019 года
Инициатива донских депутатов, ставшая федеральным законом, нашла отражение в региональном законодательстве.
24.09.2018
Комитет по строительству одобрил проект изменений в Областном законе об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по социальному найму
21 сентября на заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи депутаты одобрили проект поправок, уточняющий понятия «садоводческое некоммерческое объединение» и «садовый дом».
24.09.2018
Андрей Турчак: В парламенты всех 85 субъектов России внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для людей предпенсионного возраста
На сегодняшний день в парламенты всех субъектов Российской Федерации внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для женщин, достигших 55 лет, и для мужчин 60 лет. Об этом сообщил секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак.
21.09.2018
Форум «Ростов» – площадка старта для молодых и активных
С 16 по 21 сентября 2018 года в селе Натальевка Неклиновского района на базе Детского оздоровительного комплекса «Спутник» проходит молодежный образовательный форум «Ростов», который проводится ежегодно с 2010 года.
21.09.2018
Правительство Ростовской области получило приглашение к участию в форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018
Заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко провел встречу с заместителем председателя Банка России Русланом Вестеровским и начальником Южного главного управления Банка России Евгением Эберенцем.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс