[№12 (37) декабрь 2012] О публичной власти на местах, а также о лучших и худших24.12.2012
Как известно, местное самоуправление называют публичной властью на местах. О том, на каких принципах она строится, как протекает муниципальная реформа в Ростовской области, какие города и районы удерживают лидирующие позиции в областном рейтинге, а какие нет и почему, а также о прошедших муниципальных выборах мы побеседовали с министром внутренней и информационной политики Ростовской области Андреем Владимировичем БУРОВЫМ. «Самое трудное искусство – это искусство управлять»– Андрей Владимирович, на каких принципах строится так называемая публичная власть на местах и какими законами она определяется? – Основным законом, определяющим принципы организации и деятельности органов местного самоуправления, является 131-ФЗ. К главным принципам относятся разграничение полномочий между уровнями власти и совместное решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, которые определены федеральным законом (снабжение электричеством, теплом, водой, газом, благоустройство территорий и др.). Если в поселениях эти два принципа исполняются должным образом, то, как правило, там порядок. Да и возникающие вопросы решаются более оперативно. – Проведение муниципальной реформы в России началось еще в 2006 году. Каковы ее результаты в Ростовской области к сегодняшнему дню и можно ли утверждать, что реформа близится к своему завершению? – По сути, муниципальное реформирование началось еще в 2003 году, с выходом 131-ФЗ. Поэтому период с 2003 по 2006 годы для Ростовской области можно назвать подготовительным, ведь до этого у нас не было поселенческого уровня власти. Многое приходилось создавать с нуля. А уже с 1 января 2006 года мы приступили непосредственно к реализации нового закона в абсолютно новых условиях. Что удалось достичь за прошедший период? Во-первых, мы достигли самого главного – доверия власти. Несмотря на определенные сложности (прим. ред. – безусловно, недовольные найдутся всегда), все же большая часть жителей области удовлетворена действующей властью и произошедшими в регионе и на местах изменениями. Это показали и проведенные в 2012 году выборы: до 75 процентов действующих глав поселений получили весомую поддержку населения. Результат есть – это основное. Однако сказать, что мы подходим к концу, реформа завершается, значит, сложить с себя полномочия и идти домой. Развитие и совершенствование местного самоуправления – это процесс постоянный. Если в 2004–2005 годах проходила в основном организационная работа, то в 2006 году процесс заработал. Теперь на каждый последующий год нами ставятся новые цели и вырабатываются способы их достижения. – Реализация каких задач запланирована на будущий год? – В 2013 году мы ставим перед собой много целей, но определяющей является все же процесс оптимизации в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. Мы хотим как можно быстрее запустить этот процесс, безусловно, для удобства населения. Для этого на территории области, как вы знаете, создаются многофункциональные центры. Думаю, жители тех муниципалитетов, где они уже действуют, оценили это нововведение по достоинству. – В Ростовской области 463 муниципальных образования, в которых местная власть решает вопросы, направленные в первую очередь на повышение качества жизни населения. Каким образом осуществляется контроль за этим процессом на областном уровне и как поощряются наиболее эффективные из них? – Контроль осуществляется по-разному. Определяющим в этом отношении является 607-й указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности. К примеру, в этом году нами определены порядка 250 показателей, касающихся самых злободневных проблем: здравоохранения, образования, дорожной отрасли… Это своего рода индикаторы развития, по которым мы ежеквартально отслеживаем развитие муниципальных структур и выявляем из них лучших и худших. – Какие муниципалитеты признаются лучшими на протяжении последних лет? – На федеральном уровне за прошедшие шесть лет 19 поселений занимали призовые места по различным федеральным конкурсам, были в тройке российских лидеров. Четыре главы муниципалитетов Ростовской области признавались лучшими в масштабе страны. Если говорить о результатах областного конкурса, то в 2012 году в лидерах – города Батайск, Каменск-Шахтинский, Шахты и три района: Аксайский, Сальский и Тацинский. Общая сумма призового гранта составляет 55 млн рублей. – На какие цели расходуются полученные ими денежные средства? – Гранты имеют целевое назначение. Эти средства направляются исключительно на решение вопросов местного значения: ремонт социального объекта, строительство дороги, благоустройство территории и т.п. – А какие меры предпринимаются в отношении худших, чтобы помочь им выйти из этого разряда? – В этом году из городов худшими признаны Гуково, Донецк, Зверево, из районов – Советский (с), Каменский, Цимлянский. Если в Советском (с) районе проживает семь тысяч людей и нет ни одного даже среднего предприятия, то ситуация вполне понятна. Хотя в этом году этот район впервые не на последнем месте. А вот почему Цимлянский район оказался в арьергарде, для меня лично непонятно… Скорее всего, виной всему неэффективный менеджмент управления. Параллельно используется нами и другая система мониторинга, основанная на комплексной проверке деятельности органов местного самоуправления. При министерстве создана межведомственная комиссия, в которую входят представители всех органов власти. Они выезжают на место и определяют болевые точки, затем согласно заключениям комиссии вырабатывается план антикризисного управления муниципалитетом. Этой практике мы следуем уже на протяжении четырех лет. При этом не преследуется цель сразу же избавиться от неэффективных глав поселений, хотя и такие случаи имеют место быть (некоторых глав все же пришлось отправить в отставку). Наоборот, мы стремимся скорректировать проблематику, подключить их к областным программам и, конечно, поддержать муниципалитет финансами. А уже через год результаты повторного мониторинга показывают, насколько удалось изменить ситуацию. – А как показывают себя восточные районы области? Требуется ли принятие отдельной подпрограммы для развития этих территорий, на чем настаивают некоторые депутаты донского парламента? – Что касается восточных районов, то, как вы знаете, при Правительстве создана рабочая группа под руководством заместителя Губернатора И.А. Гуськова. Основной ее задачей как раз является определение наиболее перспективных зон в развитии. Нужна ли отдельная программа или подпрограмма по развитию восточных территорий? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Областных программ немало. Почему бы не принимать в них участие, ведь главное – достигнутый результат. Поэтому, на мой взгляд, вопрос о разработке специальной подпрограммы для восточных территорий требует дополнительного изучения. – С вопросом развития, как правило, возникает и другой, не менее важный вопрос – подготовка кадров для муниципальных образований. – Действительно, этот вопрос сохраняет свою актуальность во все времена. Подготовкой кадров мы занимаемся уже лет десять. Ежегодно на эти цели выделяется около 6 млн рублей, и каждый год 2 500 – 3 000 муниципальных служащих проходят курсы повышения квалификации. В этом году, к примеру, порядка 470 служащих прошли обучение по курсу «Тарифное регулирование». Также востребованы курсы по основам кадровой работы и социально-экономического регулирования. Для проведения этой работы нами привлекаются не только свои, так сказать, «доморощенные» эксперты, но и представители из других регионов России, а также Ближнего Зарубежья. Также нами проводится конкурс на выявление лучшего муниципального служащего. Для людей участие и победа в конкурсе – это стимул заявить о себе, возможность войти в состав кадрового резерва области, т.е. хороший задел для дальнейшего профессионального роста. Как правило, их сразу же выделяют на муниципальном уровне, повышают в должности, т.е. дальнейшие перспективы становятся более осязаемыми. «Чтобы во времени себя не потерять,
|