Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№12 (37) декабрь 2012] Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года

Президент России Владимир Путин 12 декабря огласил Послание Федеральному Собранию в Кремле, которое стало уже 19-м по счету посланием за всю историю их оглашения. В соответствии с Конституцией РФ, послание Президента Федеральному Собранию является не только его правом, но и обязанностью. В нем излагается позиция главы государства по основным направлениям внутренней и внешней политики России на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях Президента, принятых им в соответствии с его конституционными полномочиями. Послание является главным программным документом российской власти и дает обществу определенные ориентиры того, какие проблемы, по мнению Президента, являются приоритетными и каков механизм их решения.

Владимир Путин:

Уважаемые граждане России! Уважаемые члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы!

Ещe совсем недавно, буквально несколько месяцев назад, вы знаете, я в своих предвыборных статьях, а затем и в майских указах подробно изложил нашу позицию, наши планы на ближайшую и среднесрочную перспективу. Это касалось всех направлений нашей работы, нашей жизни: и экономики, и социальной сферы, и внутренней политики, и международных дел, и вопросов безопасности. В этих документах подробным образом, иногда с цифрами, со сроками, изложены наши планы. Некоторые из них уже начали осуществляться, например, повышение заработной платы учителям, некоторые другие вещи. По всем другим позициям сформирована необходимая нормативная база. Работа началась. И хочу заверить всех граждан страны, что она будет продолжаться, всe, что намечено, будет неукоснительно исполняться. Соответствующая комиссия, которая создана специально, будет контролировать эту работу.

Сегодня хотел бы остановиться на некоторых принципиальных вопросах нашего движения вперeд, причeм принципиальных не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу, для настоящего и для будущего России, на вопросах базового характера для каждого из нас.

Для населения развитых стран, да и многих развивающихся государств, привычным стал постоянный рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей. Это неплохо. Но обеспечить продолжение такого роста в современном мире можно только с выходом на новый технологический уклад – а вот с этим во многих частях света заминка. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального «пирога», которая достанется еe предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров. Посмотрите, как распределяется сегодня доход между теми странами, которые производят интеллектуальный продукт, и теми, которые собирают конечный продукт. Там доля такая: 15 процентов и 75–80.

В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.

Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации. Сегодня это понимает всe большее и большее число граждан нашей страны. Идeт становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства.

Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И  как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». Замечательные слова, не в бровь, а в глаз.

Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, посeлка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаeтся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания.

Что означает суверенитет России в ХХI веке? В  первую очередь достаточные собственные ресурсы страны. Россия должна не просто сохранить свою геополитическую востребованность – она должна еe умножить, она должна быть востребована нашими соседями и партнeрами. Это касается нашей экономики, культуры, науки, образования. Это касается нашей дипломатии, особенно способности выстраивать коллективные действия на международной арене. И, конечно, не в последнюю очередь это касается нашей военной мощи, которая является гарантом безопасности и независимости России.

А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, всe и так развалится само по себе.

Уже говорил об этом не раз, хочу вновь подчеркнуть. Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве. Сегодня доля молодого, активного, трудоспособного населения России от 20 до 40 лет – одна из самых высоких в развитых странах мира. Но уже через 20 лет численность такой возрастной категории может сократиться в полтора раза, если ничего не делать, такая тенденция продолжится.

Демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, слава богу, работают. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь–сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тысяч человек. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность.

Сегодня продолжительность жизни в России за последнее четырeхлетие выросла почти на 2,5 года – это хороший показатель – и превысила 70 лет. Однако уровень смертности у нас ещe очень высок, особенно среди мужчин среднего возраста. Мы вместе обязаны преодолеть, прямо скажу, безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни. Только курение – мы знаем об этом с вами хорошо и много раз уже повторяем – алкоголизм, наркомания преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно.

Важнейшее направление – развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодeжи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стали модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста.

Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремлeнной и активной молодeжи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодeжь с самыми разными политическими взглядами.

У нас принята программа предоставления семейного капитала при рождении второго ребeнка. Она работает, и работает успешно, будет действовать, как и предусмотрено, до конца 2016 года. Все обязательства мы, безусловно, по этой программе выполним в полном объeме.

Уже начиная с 2013 года начнeм выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей в тех регионах страны, где демографическая ситуация пока хуже, чем в среднем по стране.

Кроме того, напоминаю главам всех субъектов России о необходимости создания и осуществления собственных региональных программ демографического развития.

Нужно создать благоприятные условия в первую очередь для женщин, чтобы они не опасались, что рождение второго и последующего детей закроет им путь к карьере, к хорошей работе, заставит ограничиться исключительно домашним хозяйством. То, что мы начали делать – решение проблемы очередей в детские сады, программа профессиональной переподготовки для женщин с детьми, поддержка гибких форм занятости – будет прямо влиять на выбор семьи в пользу второго и третьего ребeнка.

Особое внимание нужно уделить дошкольным учреждениям, в том числе поддержать создание частных учреждений подобного рода.

Убеждeн, у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить и другую застарелую российскую проблему – жилищную. Считаю этот вопрос наиболее важным как для Правительства Российской Федерации, так и для руководителей регионов России. На первом этапе реализации нацпроекта «Жильe» удалось создать условия для развития ипотеки. Объeм ипотечных кредитов растeт в последние два года по 40–50 процентов в год. Это хороший показатель, но, прямо скажем, и это мы с вами тоже хорошо знаем, ипотекой пользуются в основном люди с доходами выше среднего. Остальным гражданам она пока не по карману.

Поэтому сейчас, на новом этапе, надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учeных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья.

Подчеркну также, что в 2013–2014 годах мы полностью выполним свои обязательства по предоставлению жилья военнослужащим и ветеранам и значительно продвинемся в решении проблемы расселения аварийного жилья. В ближайшие годы из таких домов в новые квартиры должны переехать все граждане, которые признаны на 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием их жилища.

Мы поставили задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача, но мы можем еe решить. Мы можем помочь людям найти хорошую и интересную работу. Именно качественные рабочие места станут локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан. Это главное направление нашего удара, что называется. Нам нужно возродить инженерные школы и подготовку рабочих кадров. Вообще на человека труда нужно больше обращать внимания.

Поручаю Правительству в двухгодичный срок разработать и внедрить национальную систему оценки качества профессионального образования.

Отдельно хочу сказать о социальной сфере. За специалистами, работающими здесь, закрепилось казeнное определение «бюджетники». Это, однако, те люди, которые имеют высшее образование, квалификацию; по содержанию своего труда, по культурным потребностям, по социальной активности они часть так называемого креативного класса. Креативный класс, а если использовать традиционное слово, интеллигенция – это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки, культуры, и такие люди работают в каждом регионе, в каждом посeлке, в каждом городе. В то же время по уровню доходов они пока не дотягивают до среднего класса, вынуждены отказывать себе и в нормальном отдыхе, и в жизненном комфорте, и в профессиональном развитии, искать постоянно дополнительные заработки.

Сейчас мы можем кардинально изменить ситуацию в социальных отраслях. Я об этом подробно изложил свои предложения и в указах, о которых я упомянул, и в предвыборных статьях. Прошу руководителей федеральных и региональных органов власти мобилизовать все ресурсы для реализации этой задачи. Дело в том, что если мы выполним эту задачу, то обеспечим сразу решение нескольких ключевых проблем.

Во-первых, значительно улучшится качество медицины и образования.

Во-вторых, существенно, на четверть, вырастет число граждан, обладающих экономическими возможностями среднего класса. Наиболее заметно это будет в регионах. Мы поддержим возрождение провинциальной интеллигенции, которая во все времена была профессиональной и моральной опорой России.

В-третьих, новый стимул к развитию получат профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, учeных, работников культуры.

Прошу Правительство совместно с Администрацией Президента до апреля будущего года сформировать предложения по созданию системы публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребованности учреждений культуры.

Такая работа должна вестись в постоянном диалоге с профессиональными сообществами, нужно объяснять всегда свою политику. Я прошу также руководителей СМИ, ведущих журналистов уделить особое внимание идущим преобразованиям в этих сферах – важнейшая общегосударственная задача.

Убеждeн, повышение оплаты труда привлечeт в образование, здравоохранение, науку сильных выпускников вузов.

На улицах наших городов и посeлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры.

Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Мы должны действовать не путeм запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодeжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Надо признать, уважаемые друзья, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неe появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать всe это. Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У  этих предметов особая роль: они формируют личность. От того, встретит ли ученик талантливого, увлечeнного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека.

Система образования должна строиться вокруг сильного, одарeнного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать.

Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Всe это должно быть доступно каждому ребeнку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.

Нам нужно опереться на богатство российской культуры. Мы обязаны чeтко знать и отвечать на запросы современного общества, особенно молодeжи, укреплять традиции народов России.

Наши граждане, достигшие выдающихся результатов в творчестве, работе, бизнесе, спорте, благотворительности, должны быть известны обществу и поддержаны государством.

Сегодня в России много людей, которые бескорыстно реализуют общественные благотворительные проекты. Возрождается стройотрядовское движение. Считаю важным поддержать такие добровольческие инициативы.

Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития.

Особые слова благодарности бойцам поисковых отрядов, которые восстанавливают для страны и для родных имена героев, с почeтом предают земле останки павших солдат Великой Отечественной, ухаживают за воинскими мемориалами.

Боевой дух Вооружeнных Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семeновский полки.

Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство – изначально так было, – государство-цивилизация, скреплeнное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире.

Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаeмся единым народом. Один из ветеранов, не русский человек по национальности, сказал: «Для всего мира мы один народ, мы русские». Так было и во время войны, так было всегда.

Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила.

Но мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты. Попытки провоцировать межэтническую напряжeнность, религиозную нетерпимость мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас.

Россия нуждается в притоке новых сил, безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной.

Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства.

Одновременно считаю обоснованным и необходимым ужесточить наказания за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учeта.

Считаю, что не позднее чем в 2015 году въезд в Россию должен быть разрешeн исключительно по заграничным, а не внутренним паспортам других стран.

При этом в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства будут, безусловно, действовать прежние, сегодняшние режимы, максимально упрощeнные правила пересечения границы и нахождения на территории стран – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В вопросах миграционной политики исключительно важна роль общественных институтов. В  этой связи считаю правильным расширить возможности национально-культурных автономий, в том числе предоставлять им бюджетные гранты для реализации программ по правовой, социальной, культурной адаптации мигрантов.

И вообще, уважаемые коллеги, качественному образованию на русском языке необходимо придать глобальный характер. В целом речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве.

Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. При этом хочу сказать и даже подчеркнуть: мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всeм мире. Однако российская демократия – это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне. Демократия – это в том числе соблюдение и уважение принятых действующих законов, правил и норм. Могут меняться правящие партии, правительства, президенты, но не должны затрагиваться основы государства и общества, прерываться преемственность национального развития, пересматриваться вопросы суверенитета, обеспечения прав и свобод граждан. Демократия – это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты еe работы. Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы, я уже об этом говорил, вы знаете, когда идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в интернете, обязательна к рассмотрению в парламенте.

Кроме того, считаю правильным наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в заксобраниях своего субъекта Федерации. Тем самым мы усилим связь федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового.

Политическая конкуренция – это безусловное благо для страны. При этом нам нужно сформировать своего рода свод правил добросовестной политической конкуренции.

На что хотел бы в этой связи обратить внимание?

Первое. Единство, целостность и суверенитет России безусловны. Любые проявления сепаратизма и национализма должны быть абсолютно исключены из политической повестки.

Второе. Прямое или косвенное внешнее вмешательство в наши внутренние политические процессы неприемлемо. Деятель, который за свою политическую деятельность получает деньги из-за границы и обслуживает тем самым наверняка чужие национальные интересы, не может быть политиком в Российской Федерации.

Третье. Криминалу нет и не может быть места в политике. Это должно стать нормой политической практики всех политических сил.

Четвeртое. Цивилизованный диалог возможен только с теми политическими силами, которые цивилизованным же образом выдвигают, обосновывают и формулируют свои требования, отстаивают их в рамках закона. Изменения, модернизация политической системы естественны и даже необходимы, однако платить, я уже говорил об этом, за жажду перемен разрушением самого государства недопустимо. Вся история нашей страны, вся история России просто кричит об этом.

Пятое. Государство должно и будет стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ всех политических партий к средствам массовой информации, и не только в процессе избирательных кампаний, а в текущей жизни. Многие политические партии и эксперты предлагают вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу – к партийным спискам и по одномандатным округам, которые, конечно, ещe нужно будет определить. Согласен с этим, давайте вернeмся.

Некоторые говорят и о восстановлении права участия в выборах избирательных блоков. Давайте подумаем отдельно над этим вопросом. Он требует детального обсуждения, рассмотрения и дискуссии. Убеждeн, что всe это может сделать нашу политическую систему ещe более справедливой, открытой и конкурентоспособной. И будет ответом на запрос общества на приток новых лидеров в политику, во власть, людей ярких и независимых.

Для России характерна традиция сильного государства. Поэтому именно государству сегодня адресованы основные общественные запросы: обеспечить гарантии гражданских прав и справедливость, снизить уровень насилия и социального неравенства, навести порядок в ЖКХ и так далее.

Всем очевидны и главные проблемы – это низкая эффективность государственной власти и коррупция. Без качественного современного госуправления, без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной.

Ключевыми для новой модели госуправления должны стать следующие принципы.

Первое. Ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы.

Второе. Повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан.

Третье. Адекватная мотивация государственных муниципальных служащих: конкурентная оплата их труда, система моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата. При этом должна быть кардинально повышена персональная ответственность, вплоть до временной дисквалификации.

Четвeртое. Конечно, при всeм при этом мы должны исходить из того, когда мы всe время критикуем чиновничество, всe-таки я хочу отметить, что подавляющее большинство людей, которые работают в различных структурах, это люди порядочные и ответственные. Это особая ответственность для тех, кто берeт на себя ряд правовых, этических обязательств и ограничений. Об этом тоже не нужно забывать. Но если человек выбрал госслужбу, он должен быть готов к этим ограничениям, к общественному контролю, к выполнению специальных требований, как это принято практически во всех странах мира.

Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. Это требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые решения: и первых лиц государства, и Правительства, и Администрации Президента, их близких родственников. Это, конечно, должно касаться и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы.

Пятое. Особого внимания требует система контроля надзорных органов. В таких структурах у нас занято, по разным подсчeтам, всe равно около миллиона человек. Это практически столько же, сколько, допустим, у нас врачей или учителей.

Поручаю Правительству внести предложения по изменению самих принципов работы контрольных органов. Контроль – это, безусловно, важнейшая функция государства. Но неприемлемо, когда показателем деятельности контрольных органов служит не результат, а просто число проверок, классическая «палочная» система.

Необходимо ввести публичную отчeтность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была.

Мы продолжим наступление, безусловно, на коррупцию.

В этой связи – первое. Наряду с контролем над доходами и имуществом вводится контроль над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний, их ближайших родственников.

Второе. Считаю, что уровень вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счeт бюджета, должен быть привязан к качеству работы организации и к средней заработной плате основного персонала.

Третье. Настоящей «питательной зоной» для коррупции стали госзакупки. Прошу парламент ускорить принятие закона о федеральной контрактной системе. Причeм важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчeтность о ходе и результатах исполнения госконтрактов.

Четвeртое. Серьeзными полномочиями обладает Счeтная палата. Мы ждeм от этого института гораздо большей эффективности и профессионализма. Правящая партия, да и парламентская оппозиция должны получить право выдвигать кандидатуры на пост председателя, заместителя и аудиторов. При этом было бы правильно, имея в виду особенности этого вида деятельности, ограничить их пребывание в должности двумя сроками подряд.

Пятое. Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией – активное гражданское участие, эффективный общественный контроль. Многие граждане уже сегодня по своей инициативе на уровне муниципалитетов выстраивают систему общественного контроля, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Такой настрой людей мы обязаны поддержать.

Велика роль в этой работе и средств массовой информации.

Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран. Однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков. Главное, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала, не способна дать большей части нашего народа возможность найти применение своим силам, талантам, труду, образованию, а значит, по определению порождает неравенство. И, наконец, резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие.

Реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса – это ключевые вопросы. Убеждeн, в центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм.

Надо наладить планомерную работу по упорядочению законодательства, при этом раз и навсегда отказаться от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике.

Нужно исключить из системы права все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счeтов при помощи заказных уголовных дел.

Так, будет установлен запрет на возбуждение уголовных дел без заявления пострадавшего по целому ряду экономических составов, серьeзно возрастeт ответственность сотрудников правоохранительных органов за фальсификации.

В самое ближайшее время нужно создать специальную законодательную базу для административного судопроизводства. Дополнительной защитой прав граждан послужит возможность подавать коллективные иски, иски в интересах неограниченного круга лиц, а также иски от лица общественных организаций. Я прошу ускорить внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.

Необходимо подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России, причeм на качественно новом уровне.

Лучший способ сделать бизнес патриотичным – обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию.

Государство само должно показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая именно российские площадки для размещения государственных ресурсов для приватизационных сделок.

Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России. Именно тогда, и только тогда, возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию.

Напомню, совместно с бизнес-сообществом мы начали реализацию национальной предпринимательской инициативы. По оценкам экспертов, вхождение России в двадцатку стран с наилучшим бизнес-климатом позволит нам прибавить не менее 2,5 процентов к сегодняшнему росту ВВП, причeм дополнительный рост будет прежде всего в несырьевом секторе, в малом и среднем бизнесе.

Важнейший фактор подъeма экономики – качество работы региональных управленческих команд. У нас уже сейчас есть субъекты Федерации, которые без нефти и без газа, и вы все об этом хорошо знаете, ежегодно обеспечивают рост ВРП более чем на 10 процентов.

Нам нужны «дешeвые» и «длинные» деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки.

Сейчас не призываю ничего пересматривать в нашем законодательстве, просто обращаю внимание на то, что все мы должны быть озабочены ключевыми вопросами развития страны. Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну, однако пока средства Фонда национального благосостояния практически не вкладываются в развитие.

А вот теперь о возможных корректировках наших прежних договорeнностей, о которых я сказал в самом начале. По итогам текущего года Резервный фонд и Фонд национального благосостояния вместе составят уже около 9 процентов ВВП, а значит, определeнная подушка безопасности у нас есть, сформирована. Поэтому уже с 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния – для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, – нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов.

Задачам структурной перестройки экономики должна быть подчинена и налоговая система. Мы будем стимулировать инвестиции и развитие, перенося фискальный акцент на потребление, включая акцизные товары и дорогую недвижимость.

Прогрессивка, как бы она внешне ни смотрелась социально справедливой, но она этой справедливости не обеспечит. Наоборот, это будет бременем для миллионов людей со средними доходами. Но вот что можно делать, что, считаю, нужно делать и что справедливо – так это облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами.

Необходимо уже в первой половине 2013 года реализовать принятые принципиальные решения по так называемому налогу на роскошь, включая элитную недвижимость и, как бы тяжело ни было, на дорогие автомобили.

Для качественного обновления экономики нужна честная конкуренция. Поручаю Правительству в рамках работы по национальной предпринимательской инициативе утвердить «дорожную карту» по реализации конкуренции и приступить к еe реализации уже в следующем году.

Стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса в России: от доступных кредитов и стимулирующих налогов до удобных административных процедур и низкой инфляции. Это прямой практически путь к обновлению экономики, к уходу от сырьевой зависимости, потому что выгодными становятся десятки тысяч новых проектов: в переработке сырья, в машиностроении, в лeгкой и тяжeлой промышленности, в сфере услуг, в малом и среднем бизнесе и, конечно, в аграрном секторе.

Несколько слов о нeм. Спрос на продовольствие стремительно растeт во всeм мире, особенно в развивающихся странах. А на долю России, как вы знаете, приходится более чем половина плодородных земель планеты – 55 процентов. В ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания.

Мы также должны уделить самое пристальное внимание вопросам экологии, экологического оздоровления территорий.

Наш ориентир – это высокие экологические стандарты развития.

Для обновления промышленности, для развития науки и технологий мы намерены в полной мере использовать беспрецедентные средства, выделяемые на гособоронзаказ и модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Доступ к этим средствам через выполнение смежных заказов получат практически все отрасли российской экономики. Нам необходимо укрепить позиции в космосе, ядерной энергетике, возродить базовые отрасли: авиа-, судо-, приборостроение, конечно, на новой базе, на новом уровне, на новой технологической основе. Мы уже приступили к воссозданию своей национальной электронной промышленности, в том числе при активном участии частного капитала. Считаю, что нужно подготовить «дорожные карты» развития новых отраслей по аналогии с «дорожными картами» улучшения инвестиционного климата, это в том числе композиты и редкоземельные металлы, биотехнологии и генная инженерия, IT-технологии, новое градостроительство, инжиниринг и промышленный дизайн.

Сейчас завершается разработка долгосрочного прогноза научно-технологического развития России до 2030 года. Выделены конкретные направления как для подъeма традиционных секторов, так и для прорыва на рынке высоких технологий, а для работы над оборонными технологиями завтрашнего дня будет создан специальный фонд перспективных исследований.

Прямое следствие сырьевой экономики – это дисбалансы территориального развития, рынка труда, социальной сферы. Веление времени – решительный шаг в сторону децентрализации развития, новая география экономического роста и рынка труда, новые отрасли и новые центры промышленности, науки и образования, новая, современная социальная среда во всех российских регионах, городах, посeлках, включая безбарьерную среду для граждан с ограниченными возможностями. Надо последовательно двигаться к тому, чтобы все российские регионы без исключения стали экономически самостоятельными и в полном смысле слова субъектными.

Нужно создавать и укреплять экономическую базу территорий, помогать тем, кто работает инициативно на местах. В качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Кроме того, отменяются многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства также будут поступать в региональные и местные бюджеты.

Считаю также, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, причeм начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов, и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах.

Хочу подчеркнуть, нам необходимо глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования. Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учeбы связывают своe будущее с тем местом, где они живут и учатся.

Именно в таких вузах нужно открывать больше дополнительных бюджетных мест, государство должно оказать поддержку программам развития таких вузов. При этом принципиально важно, чтобы в управлении такими университетами, в их финансировании принимал участие и бизнес.

Нам нужна своего рода инвестиционная карта России, необходимо дать инвесторам ясный сигнал, на каких территориях выгоднее, разумнее работать, создавать те или иные производства и на какую поддержку государства бизнес может и вправе рассчитывать в ближайшее время.

Вступление России в ВТО даeт возможность размещать в России производства, ориентированные не только на наш рынок, но и на экспорт. В XXI веке вектор развития России – это развитие на восток. Сибирь и Дальний Восток – это наш колоссальный потенциал.

Нам необходим настоящий прорыв в строительстве дорог. В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объeм дорожного строительства.

Важнейший приоритет развития – это региональная авиация, а также морские порты, Северный морской путь, БАМ, Транссиб, другие транзитные коридоры. Обо всeм это нужно не только думать, над всем этим нужно настойчиво работать. Нам нужно обеспечить в полном смысле транспортную связанность, единство всей российской территории.

Главная черта новой эпохи заключается в том, что уже никто в одиночку не может решать глобальные проблемы в экономике и в политике.

Для всех абсолютно очевидно, что мир укрепился именно в своей многополярности.

Россия отстаивает принципы согласованных, коллективных усилий в решении проблем современности. Такая линия полностью соответствует сегодняшним реалиям. Мы предлагаем проекты, которые должны сплотить страны и регионы. Мы с нашими ближайшими соседями должны использовать все наши преимущества.

И такой интерес у наших ближайших соседей к интеграционным процессам тоже растeт. Свидетельство тому – очень деловое, прагматичное отношение к разработке и принятию Договора о зоне свободной торговли СНГ.

Мы будем идти по пути тесной интеграции. Тому примером Таможенный союз, Единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии. Это всe уже работает, работает эффективно. Мы приступили к созданию Евразийского экономического союза и, конечно, будем идти по этому пути и решим эту задачу.

Экономика России продемонстрировала способность быстро и качественно расти высокими темпами. Мы сумели сохранить и укрепить потенциал развития, определить его новые горизонты.

После запуска демографических программ население России стабилизировалось, а начиная с 2010 года начало расти. Это наше ключевое достижение. Я хочу обратить на это ваше внимание. Люди нам поверили, расширили горизонт планирования. Поверили в то, что стабильность является главным условием для развития и улучшения жизни. Говорю это потому, что мы должны дорожить таким доверием и отвечать на него своей работой.

Но главное в том, что мы: страна, общество, граждане – все мы умеем преодолевать трудности, решать масштабные проблемы. И мы должны помнить, что достойно прошли этот непростой путь, шаг за шагом достигали поставленных целей.

Нам предстоит большая работа, она нужна всегда, если стремиться идти вперeд. И здесь требуется вклад каждого, требуется уже сегодня, а не завтра.

Если продолжим последовательный курс национального развития, будем впрягаться в общую созидательную работу, если мы будем работать достойно, с отдачей, с полной отдачей сил, то мы обязательно добьeмся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи.

Спасибо вам большое за терпение и внимание.

 

Комментарии депутатов Законодательного Собрания Ростовской области

В.Е. Дерябкин, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области:

– В этом году я впервые присутствовал на выступлении Президента России с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Но сначала хотелось бы сказать о том, что в этом году Советом Федерации и Государственной Думой совместно с представительными органами субъектов Федерации было принято решение о создании Совета Законодателей, сопредседателями которого стали В.И. Матвиенко и С.Е. Нарышкин. Также при Совете Законодателей были созданы комиссии, Ваш покорный слуга вошел в состав комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению.

Что же касается Послания Президента, то первое впечатление было очень сильным. Почти полтора часа выступления Президента прошли на одном дыхании. Президент говорил четко и уверенно, даже тогда, когда речь заходила о рисках для России. Все его предложения и поставленные задачи носили конкретный характер. Чувствовалась мощная позитивная энергетика! В начале выступления Владимир Владимирович напомнил, что, идя на выборы, подготовил ряд программных заявлений, которые уже сейчас воплотились в Указы Президента и начали реализовываться.

Что меня больше всего тронуло в выступлении Президента? То, что особое внимание было уделено духовно-нравственному началу и воспитанию молодежи в духе патриотизма. Достаточно жестко прозвучали слова о независимости нашей страны. Не должно быть никакого вмешательства извне, подчеркнул Президент. За последние годы мы как-то сдали позиции в этом направлении, а, как известно, их не так быстро восстановить. От Президента прозвучали конкретные предложения о том, как необходимо изменить ситуацию к лучшему. Уверен, что в этом отношении в скором будущем будут предприняты меры, которые позволят снять существующие бюрократические барьеры.

Президент четко поставил задачу на ближайшее десятилетие – развитие экономики как минимум на 5-6 процентов. Именно это спасет нас, обеспечит государству мощность и стабильность. Говоря о создании 25 млн новых рабочих мест, В.В. Путин подчеркнул: необходимо создать высокотехнологичные рабочие места, на которых будет производиться конкурентоспособная продукция! И команды «сверху» не будет, решать этот вопрос придется на местном уровне.

Если оценивать в целом, то каких-то громких заявлений со стороны Президента не было. Все предложения были четкими, ясными и конкретными, и задачи были поставлены так, чтобы через год к ним можно было вернуться и посмотреть, что удалось сделать.


Н.Ф. Беляев, первый заместитель Председателя ЗС РО – председатель комитета по аграрной политике:

– Президент в своем Послании Федеральному Собранию РФ уделил большое внимание повышению конкурентоспособности российского АПК, однако есть моменты, которые требуют доработки и на государственном уровне, и на региональном. Тем более в условиях работы в системе ВТО. За рубежом предусмотрены значительные дотации сельхозпроизводителям, в России они, к сожалению, существенно меньше. Хотя для решения проблем российских сельхозпроизводителей, особенно в части сбыта производимой продукции, внимания требуется, безусловно, больше. Пересмотра требует и система ценообразования.

Что касается Ростовской области, то у нас остро стоит проблема повышения плодородия почв. Медленно, но она решается. В этом отношении проводятся необходимые агротехнические мероприятия. К тому же, у нас уменьшился севооборот подсолнечника, который, как вы знаете, негативно отражается на состоянии почвы. Сегодня он составляет менее 15 процентов (по сравнению с прежними 35-40 процентами).

Помощь государства также нужна и по внесению удобрений. С 2013 года субсидия на эти цели рассчитана на 1 гектар пашни (это намного меньше, чем в европейских странах). Да и в нашей стране раньше помощь была более существенной.

Определенной проблемой остается орошение, ранее его объемы на донской земле были в два раза больше. И, конечно, по-прежнему остро стоит вопрос развития животноводства. За последние годы крупные сельхозпроизводители практически перестали заниматься этим направлением. На уровне Правительства области этому вопросу уделяется немалое внимание, в Минсельхозе разработана отдельная подпрограмма по развитию животноводства и созданию малых животноводческих ферм. Но я считаю, что развитию этого направления нужно уделять еще больше внимания.


Н.В. Шевченко, председатель комитета по информационной политике:

– В своем Послании Президент акцентировал внимание на проблемах, актуальных для всех направлений жизни и деятельности населения России. Я бы хотел остановиться на двух моментах. Первый связан с вопросами гражданства. В этом плане считаю правильным предложение Президента о разрешении въезда в Россию для жителей СНГ не по внутренним паспортам, а исключительно по заграничным. Только при таком условии удастся добиться наибольшей эффективности миграционного контроля.

Второй момент связан с развитием и укреплением духовности, которая была нами утеряна за последние годы. Сегодня эти функции в основном выполняет Церковь. Именно она прививает людям добро, любовь, уважение, послушание, учит всех жить в мире и согласии. Радует, что молодежь в этом отношении стала занимать более активную позицию. Теперь все чаще можно увидеть молодых людей в храме Божием.

С этим очень тесно связана и тема патриотизма. Именно в нем Президент видит консолидирующую базу нашей политики, и он абсолютно прав: быть патриотом значит служить обществу и быть ответственным за свою страну.

Особая тема в Послании В.В. Путина – борьба с коррупцией. Всем известна история с министром обороны Анатолием Сердюковым. Она подтверждает только одно: рыба гниет с головы, поэтому и начинать бороться с коррупцией надо не с «низов», а с «верхов».


В.Д. Катальников, председатель комитета по социальной политике:

– В своем Послании Президент определил, можно сказать, дорожную карту развития нашей страны, обозначил актуальные проблемы и поделился с российскими законодателями своими намерениями.

Если вы помните, нашему обществу, начиная с середины восьмидесятых, не хватало ясности. Политическая элита того времени не обозначила четкие ориентиры для дальнейшего развития. Сравните с Моисеем, который все рассказал людям, поставив перед ними цель, задачи, определив исторический промежуток времени и указав при этом цену похода. И народ ему поверил, он пошел за ним…

Сегодня Президент поставил целый комплекс задач и сориентировал политическую и экономическую элиту общества на их реализацию. Говорил он о многом, отдельное внимание уделил социальным вопросам, в том числе здравоохранению. Этим годом заканчивается программа модернизации здравоохранения Дона. Результаты есть: удалось стабилизировать ситуацию, связанную с нехваткой квалифицированных медицинских кадров, в т.ч. и узких специалистов, и, следовательно, повысить качество оказания медицинской помощи, увеличить заработную плату медработникам, стимулировать их переезд в сельскую местность и т.п.

Говорил он и о здоровом образе жизни, и о развитии спорта. Судите сами, когда это в сельской местности строились целые спортивно-оздоровительные комплексы, с плавательным бассейном и т.п. Отрадно, что эта работа будет продолжена и в дальнейшем.

Импонирует также то, что будет скорректирована российская пенсионная система. Действующая ранее, надо признать, не оправдала наших надежд.

Коснулся Президент и вопроса подготовки квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Сегодня это очень большая проблема. Молодежь, безусловно, должна проходить практику на производстве. А разве работодатели спешат им это обеспечить?! С другой стороны, все стремятся брать на работу молодых и в то же время уже опытных сотрудников.

Вопросов, требующих решения, действительно, остается очень много. Но в заключение я хотел бы отметить то, что главным недостатком всех Посланий руководителей страны является отсутствие контроля за исполнением поставленных задач. К сожалению, это не директивный документ, это всего лишь пожелания, намерения главы государства. Поэтому многое зависит от того, как они будут исполняться на местах.

 

Н.А. Стаценко, председатель комитета по бюджету:

– Основные моменты Послания Президента, а также его Указа от 7 мая 2012 года мы постарались учесть при принятии бюджета на ближайшую трехлетку. Это касается выделения дотаций муниципалитетам в объеме 1 млрд 21 млн рублей, дополнительных субсидий в объеме 102 млн рублей, а также субвенций на исполнение их полномочий.

Хочу отметить, что над проектом бюджета проведена очень большая работа. Если к первому чтению были учтены предложения депутатов на сумму 1 млрд 200 млн, то ко второму – еще на 298 млн рублей. Кроме того, бюджет составлен с учетом прогнозного плана социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, который, как вы помните, широко обсуждался и корректировался, в том числе и с учетом Послания Президента.

В целом бюджет оптимистичный, открытый. Даже самый несведущий может зайти на сайт Минфина и ознакомиться со всеми его положениями. Практически 80 процентов бюджета составлено по программно-целевому методу, так что можно сказать, что в нем все лежит на поверхности.

Президент особое внимание в своем Послании уделил вопросу инвестиционной привлекательности территории страны. Этому направлению на Дону также уделяется повышенное внимание. Хочу отметить, что Агентством инвестиционного развития области были учтены замечания депутатов, которые мы направляли еще два года назад. Касались они развития на донской земле в большей степени промышленного бизнеса, и на последнем заседании Законодательного Собрания все это нашло отражение в докладе руководителя Агентства.


В.Д. Гребенюк, председатель комитета по строительству:

– Президент в своем Послании обозначил «болевые» точки, над решением которых необходимо работать в ближайшие годы. При этом особое внимание им было уделено вопросам строительства и жилищной проблеме. Это касается каждого гражданина нашей страны. В последнее время стало уже очевидным, что современное общество нуждается в жилье социальном и жилье эконом-класса, ведь не все имеют такие доходы, чтобы позволить себе приобретать коммерческое жилье. И сегодня в России, как считает Президент, есть уникальная возможность для реализации национального проекта «Жилье». Действительно, это так. В последние годы активное развитие получило ипотечное кредитование. Больше людей стали приобретать жилье посредством ипотеки. Понятно, что большинству людей она пока не по карману, но, надо признать, что государство все делает для того, чтобы эта система все-таки развивалась. В частности, предпринимаются попытки к снижению процентной ставки.

Сегодня в Государственной Думе РФ также прорабатывается вопрос строительства некоммерческого социального жилья путем применения схемы государственно-частного партнерства. О  чем идет речь? Субъектом либо муниципалитетом обеспечивается подведение коммуникаций к специально отведенному под строительство участку, после чего на эту площадку заходит инвестор и строит социальное жилье, причем государство будет субсидировать инвесторам процентную ставку банковского кредита. Думаю, что такая схема, по крайней мере, у нас в области будет востребована. На мой взгляд, это вполне реальный выход. Но спешить с этим не стоит, все нужно хорошо обдумать и взвесить, чтобы снова не возникла такая проблема, как обманутые дольщики.

 

А.В. Харченко, председатель комитета по экономической политике:

– Послание Президента было ожидаемым с учетом происходящих изменений во всех направлениях жизни нашей страны. На что бы хотелось обратить внимание? Прежде всего Президент затронул проблему офшорных зон. В результате очень много сделок, заключенных российскими компаниями, не регулируются отечественными законами. Президент прав, говоря о том, что нам нужна целая система мер по деофшоризации российской экономики. Это можно и нужно сделать.

Президент говорил и о развитии малого и среднего бизнеса. Для Ростовской области это задача номер один, и на уровне Правительства области этому уделяется немалое внимание. Взять хотя бы десять позиций, по которым малому и среднему бизнесу органы власти оказывают поддержку, в том числе и финансовую. Кроме того, на областном уровне принят закон о государственно-частном партнерстве. Но, как вы знаете, на федеральном уровне пока такого закона нет, поэтому в 2013 году от Законодательного Собрания Ростовской области будет подготовлено соответствующее обращение в Государственную Думу.

Уделил внимание Президент и вопросам улучшения инвестиционного климата в российских регионах. У нас в области, как вы знаете, создано Агентство инвестиционного развития, и результаты его деятельности, надо признать, обнадеживают – на территории области намечена реализация целого ряда инвестиционных проектов. Приведу только один пример – строительство сахарного завода в Целинском районе, который значительно облегчит жизнь нашим сельхозпроизводителям, выращивающим сахарную свеклу, и предотвратит убытки, которые они терпят сегодня.

Конечно, сегодня в области остро стоит вопрос развития восточных районов. Как вы знаете, Губернатором области создана рабочая группа под руководством заместителя Губернатора И.А. Гуськова, в состав которой от донского парламента вхожу я и Н.Ф. Беляев. Сейчас прорабатывается вопрос о путях развития этих территорий области. Уже дано поручение Агентству инвестиционного развития о подготовке предложений по развитию перерабатывающей промышленности в этих районах. Но для этого должна быть создана соответствующая инфраструктура. На сегодняшний день эти районы газифицированы. Единственной проблемой по-прежнему остается водоснабжение, но работа в этом отношении ведется.


В.Л. Маринова,председатель комитета по образованию:

– Президент в самом начале своего выступления отметил, что внимание в Послании будет уделено не среднесрочным задачам, а принципиальным вопросам, носящим базовый характер. Определяющими в этом отношении он назвал сферы образования, культуры, духовно-нравственного воспитания. Именно это стало стержнем его выступления. Также он отметил, что в 21-м веке идет борьба за ресурсы, но не экономического или политического плана – ресурсы интеллектуальные, поэтому многое в этом отношении зависит прежде всего от воли народа. И в этом я с ним полностью согласна.

Что касается направлений деятельности возглавляемого мной комитета, то хочется отметить, что в ходе выступления Президент заострил внимание на двух принципиальных моментах. Во-первых, он сказал о необходимости публичной оценки качества образования. Во-вторых, о жестком выполнении его Указов от 7 мая 2012 года, в которых главным направлением определено образование, в том числе дошкольное и дополнительное. Определяющим, как отметил В.В. Путин, должна стать не передача знаний, а воспитание. Кстати, об этом же говорится в нашей поправке номер один к Федеральному закону «Об образовании», который уже готовится к третьему чтению. Также в Указах говорится и об оплате труда педагогов, которую необходимо довести до средней по экономике региона. В  Ростовской области эта задача выполняется, в областном бюджете на эти цели заложены необходимые средства: 1,6 млрд рублей на 2013 год и такая же сумма на 2014 и 2015 годы.

Уделено внимание Президентом и дошкольному образованию, полномочия по которому переходят от муниципалитетов на уровень субъекта. На эти цели в областном бюджете заложено 2,086 млн рублей. Всего же на сферу образования на ближайшую трехлетку заложено 3 млрд 259 млн рублей. Благодаря этому образование как система становится главной и одной из самых финансово наполненных.

Отдельно В.В. Путин остановился на вопросах духовно-нравственного воспитания. Сказал и о сильном одаренном учителе, и о доступности системы художественно-технического творчества – это не просто лозунги, а стратегические установки, которые находят отражение как в законах, так и в бюджете.

Конечно, обозначенные Президентом задачи сложны в исполнении, поэтому для их реализации обществу надо быть прежде всего настроенным на достижение поставленных целей.





13.12.2018
Александр Ищенко участвует в работе Совета законодателей
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «Единая Россия») принимает участие в работе Совета законодателей России при Федеральном Собрании РФ.
13.12.2018
Социальные пособия будут проиндексированы с 1 января 2019 года
На комитете Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты обсудили и одобрили ряд социально важных законопроектов, часть из которых касалась индексации с 1 января 2019 года социальных пособий.
13.12.2018
В Совете Федерации прошел VI Съезд Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС
Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС), более десяти лет оказывающая активное содействие укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности, провела 6 декабря 2018 года VI Съезд Организации.
12.12.2018
В Ростовской области реализуется проект по передаче некоммерческим организациям части услуг по социальному обслуживанию граждан
Темпы передачи части услуг по социальному обслуживанию граждан на дому некоммерческим организациям необходимо наращивать. Такое поручение дал заместитель губернатора Василий Рудой.
12.12.2018
Василий Голубев обратился к вице-премьеру России за поддержкой в решении вопросов экологии и АПК
Встреча губернатора Ростовской области Василия Голубева и заместителя председателя правительства РФ Алексея Гордеева состоялась сегодня, 11 декабря, в Москве.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс