Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№3 (28) март 2012] Государство и бизнес должны соблюдать баланс интересов

22 марта в банке «Центр-Инвест» состоялось первое заседание комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства и инноваций Общественной палаты Ростовской области, посвященное теме государственно-частного партнерства (ГЧП). В совещании приняли участие Председатель Общественной палаты В.М. Кущев, председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике А.С. Энтин, председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» В.В. Высоков, а также потенциальные инвесторы — руководители промышленных предприятий и предприниматели.

В экономике существует такое понятие, как «общественные блага и услуги», то есть объекты производственной и социальной инфраструктуры дороги, больницы, теплотрассы, объекты водоснабжения, канализации, школы, детские сады. Спрос на них предъявляют все, а вкладывать средства в модернизацию никто не торопится или не имеет возможности. Чаще всего ответственность за состояние социальной инфраструктуры ложится на плечи государства. Но в мировой практике хорошо отлажен и механизм частно-социального партнерства, то есть создание объектов социальной сферы при участии бизнеса.

— Нам пора, прежде всего, определиться в понятиях, — высказал свое мнение председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» В.В. Высоков. — Российская калька приобрела форму государственно-частного партнерства, которая сегодня используется для реализации самых разных проектов, в том числе и тех, которые на практике сводятся к условиям контракта на выполнение государственных заказов. Поэтому на повестке дня актуально стоит вопрос и требует рассмотрения на самом высоком уровне. Что нужно сделать? По большому счету, мы находимся на верном пути: правовая и политическая среда для реализации механизмов частно-социального партнерства в России есть. Надо подкорректировать юридическую сторону. Необходимо дать точные наименования региональным юридическим документам. Закон «О частно-социальном партнерстве» расставит все точки на i. Должны быть четно прописаны обязанности сторон — государство и инвестор — и определены источники погашения и механизм возврата вложенных средств. И нельзя забывать еще об одном моменте: коль речь идет о социальных объектах, то за его строительство должно проголосовать не менее 50 процентов потенциальных пользователей, то есть жителей. На мой взгляд, частно-социальное партнерство должно предполагать равноправие сторон и общую заинтересованность. В качестве удачного примера сотрудничества бизнеса и власти могу привести инвестиционную деятельность Теплоэнерго по строительству двадцати пяти котельных в Таганроге. Одним словом, существующий опыт надо учитывать, принимать законы и направлять все усилия к тому, чтобы областное законодательство по частно-социальному партнерству стало конкурентным преимуществом для привлечения инвестиций...

Если обратиться к правовой стороне вопроса, то государственно-частное партнерство регулируется законами о государственных закупках и о концессиях. Но сегодня совершенно очевидно, что этих законов недостаточно для того, чтобы на законной основе использовать возможности частного капитала в создании социально значимых объектов.

— Прежде чем выйти на обсуждение этой темы, мы провели большую аналитическую работу, — сообщил председатель Общественной палаты Ростовской области В.М. Кущев. — И пришли к выводу, что стимулом для развития государственно-частного партнерства должен стать баланс интересов. По сути, в этой формуле нет ничего нового, многие руководители довольно успешно использовали ее и в советское время, выстраивая взаимовыгодные экономические отношения с промышленными предприятиями. Когда есть общий интерес, то всегда найдется и возможность решать проблемы. Есть необходимость вывести часть производства за пределы города? Строй новые промышленные мощности на территории сельского района, но прежде проведи газ, сделай дороги, создай социальную инфраструктуру. И сегодня эта схема может эффективно работать, если инвестор будет уверен в том, что его интересы, в конечном счете, тоже будут учитываться...

Известный факт, что в Ростовской области ощущается нехватка дошкольных учреждений. На сегодняшний день детскх садов и развивающих центров в регионе больше 1400 и в них обучаются всего 55 процентов от общего числа детей дошкольного возраста. И только тринадцать дошкольных учреждений от общего количества являются негосударственными. Частный бизнес не торопится вкладывать солидные средства в организацию центров образования, потому что не видит выгоды от реализации подобных социальных проектов. По мнению специалистов, если бы представители бизнес-сообщества четко понимали перспективы своего экономического сотрудничества с властью на законных и выгодных для себя основаниях, то ситуация могла бы в корне измениться.

Помимо тех предложений, которые были подготовлены рабочей группой, на заседании комиссии прозвучало еще одно, заслуживающее внимания: создать интернет-портал, где каждый заинтересованный человек сможет высказать свое мнение по этому вопросу. Речь, прежде всего, идет о юристах и студентах юридических факультетов.

Комментарий депутата Законодательного Собрания Ростовской области, председателя комитета по экономической политике А.С. Энтина:

— Проблеме инвестиций и привлечению частного капитала в экономику Ростовской области уделяется большое внимание. Для меня как для депутата эта тема тоже чрезвычайно актуальна. Сегодня, в условиях дефицита бюджета на социальные нужды, нужно привлекать деньги инвесторов. И важно подчеркнуть, что частно-социальное партнерство должно иметь свои отличительные черты. Речь идет о том, что надо создавать такие условия, чтобы инвесторам выгодно было вкладывать финансовые средства не только в производство, в создание новых рабочих мест, но и в социальную сферу. Опыт такой есть. Его необходимо обобщить и прописать понятный и взаимовыгодный механизм взаимодействия государства с инвесторами. Один из главных моментов — механизм возврата средств, который инвестор вложит в строительство нового социального объекта (детского сада или школы, например). Чтобы перевести эти новые отношения в правое поле, нам необходимо изменить и областное законодательство. Но поправки на местном уровне не должны вступать в противоречие с теми нормативными документами, которые сегодня приняты. Поэтому проблема приобретает более существенный масштаб — вопрос о частно-социальном партнерстве надо обсуждать на федеральном уровне. Именно с таким предложением в Государственную Думу мы и будем обращаться.





20.08.2018
Владимир Гребенюк: «Мы должны воспитывать наших детей и внуков на патриотических примерах»
19 августа накануне 75-летия освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, в селе Куйбышево состоялось торжественное открытие памятного знака «Рубеж воинской доблести». Этого почетного звания районный центр был удостоен в прошлом году.
20.08.2018
Выделены средства на оказание донским аграриям несвязанной поддержки в растениеводстве
По решению губернатора Василия Голубева свыше 46,6  млн рублей из резервного фонда области направлены на оказание несвязанной поддержки сельскохозпроизводителям в сфере растениеводства.
20.08.2018
В Ростовской области готовность многоквартирных домов к отопительному периоду составляет почти 70%
Ход подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов обсудили участники всероссийского совещания, которое 16 августа в режиме видеоконференцсвязи провел заместитель председателя правительства Российской Федерации Виталий Мутко.
17.08.2018
В 2018 году на Дону будет полностью обновлен парк пригородных электропоездов
Ростовская область стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, где решился вопрос полного обновления парка подвижного состава пригородных электропоездов. ОАО «РЖД», в рамках инвестиционной программы, приобретено 18 поездов в четырехвагонном исполнении
17.08.2018
Внесены предложения по доработке законопроекта о статусе административного центра Ростовской области 16.08.2018
В Ростове-на-Дону состоялись общественные обсуждения законопроекта «О статусе административного центра Ростовской области», который был принят в первом чтении 26 июля на 57-м внеочередном заседании Законодательного Собрания
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс