[№3 (28) март 2012] Государство и бизнес должны соблюдать баланс интересов22 марта в банке «Центр-Инвест» состоялось первое заседание комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства и инноваций Общественной палаты Ростовской области, посвященное теме государственно-частного партнерства (ГЧП). В совещании приняли участие Председатель Общественной палаты В.М. Кущев, председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике А.С. Энтин, председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» В.В. Высоков, а также потенциальные инвесторы — руководители промышленных предприятий и предприниматели. В экономике существует такое понятие, как «общественные блага и услуги», то есть объекты производственной и социальной инфраструктуры дороги, больницы, теплотрассы, объекты водоснабжения, канализации, школы, детские сады. Спрос на них предъявляют все, а вкладывать средства в модернизацию никто не торопится или не имеет возможности. Чаще всего ответственность за состояние социальной инфраструктуры ложится на плечи государства. Но в мировой практике хорошо отлажен и механизм частно-социального партнерства, то есть создание объектов социальной сферы при участии бизнеса. — Нам пора, прежде всего, определиться в понятиях, — высказал свое мнение председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» В.В. Высоков. — Российская калька приобрела форму государственно-частного партнерства, которая сегодня используется для реализации самых разных проектов, в том числе и тех, которые на практике сводятся к условиям контракта на выполнение государственных заказов. Поэтому на повестке дня актуально стоит вопрос и требует рассмотрения на самом высоком уровне. Что нужно сделать? По большому счету, мы находимся на верном пути: правовая и политическая среда для реализации механизмов частно-социального партнерства в России есть. Надо подкорректировать юридическую сторону. Необходимо дать точные наименования региональным юридическим документам. Закон «О частно-социальном партнерстве» расставит все точки на i. Должны быть четно прописаны обязанности сторон — государство и инвестор — и определены источники погашения и механизм возврата вложенных средств. И нельзя забывать еще об одном моменте: коль речь идет о социальных объектах, то за его строительство должно проголосовать не менее 50 процентов потенциальных пользователей, то есть жителей. На мой взгляд, частно-социальное партнерство должно предполагать равноправие сторон и общую заинтересованность. В качестве удачного примера сотрудничества бизнеса и власти могу привести инвестиционную деятельность Теплоэнерго по строительству двадцати пяти котельных в Таганроге. Одним словом, существующий опыт надо учитывать, принимать законы и направлять все усилия к тому, чтобы областное законодательство по частно-социальному партнерству стало конкурентным преимуществом для привлечения инвестиций... Если обратиться к правовой стороне вопроса, то государственно-частное партнерство регулируется законами о государственных закупках и о концессиях. Но сегодня совершенно очевидно, что этих законов недостаточно для того, чтобы на законной основе использовать возможности частного капитала в создании социально значимых объектов. — Прежде чем выйти на обсуждение этой темы, мы провели большую аналитическую работу, — сообщил председатель Общественной палаты Ростовской области В.М. Кущев. — И пришли к выводу, что стимулом для развития государственно-частного партнерства должен стать баланс интересов. По сути, в этой формуле нет ничего нового, многие руководители довольно успешно использовали ее и в советское время, выстраивая взаимовыгодные экономические отношения с промышленными предприятиями. Когда есть общий интерес, то всегда найдется и возможность решать проблемы. Есть необходимость вывести часть производства за пределы города? Строй новые промышленные мощности на территории сельского района, но прежде проведи газ, сделай дороги, создай социальную инфраструктуру. И сегодня эта схема может эффективно работать, если инвестор будет уверен в том, что его интересы, в конечном счете, тоже будут учитываться... Известный факт, что в Ростовской области ощущается нехватка дошкольных учреждений. На сегодняшний день детскх садов и развивающих центров в регионе больше 1400 и в них обучаются всего 55 процентов от общего числа детей дошкольного возраста. И только тринадцать дошкольных учреждений от общего количества являются негосударственными. Частный бизнес не торопится вкладывать солидные средства в организацию центров образования, потому что не видит выгоды от реализации подобных социальных проектов. По мнению специалистов, если бы представители бизнес-сообщества четко понимали перспективы своего экономического сотрудничества с властью на законных и выгодных для себя основаниях, то ситуация могла бы в корне измениться. Помимо тех предложений, которые были подготовлены рабочей группой, на заседании комиссии прозвучало еще одно, заслуживающее внимания: создать интернет-портал, где каждый заинтересованный человек сможет высказать свое мнение по этому вопросу. Речь, прежде всего, идет о юристах и студентах юридических факультетов. Комментарий депутата Законодательного Собрания Ростовской области, председателя комитета по экономической политике А.С. Энтина:— Проблеме инвестиций и привлечению частного капитала в экономику Ростовской области уделяется большое внимание. Для меня как для депутата эта тема тоже чрезвычайно актуальна. Сегодня, в условиях дефицита бюджета на социальные нужды, нужно привлекать деньги инвесторов. И важно подчеркнуть, что частно-социальное партнерство должно иметь свои отличительные черты. Речь идет о том, что надо создавать такие условия, чтобы инвесторам выгодно было вкладывать финансовые средства не только в производство, в создание новых рабочих мест, но и в социальную сферу. Опыт такой есть. Его необходимо обобщить и прописать понятный и взаимовыгодный механизм взаимодействия государства с инвесторами. Один из главных моментов — механизм возврата средств, который инвестор вложит в строительство нового социального объекта (детского сада или школы, например). Чтобы перевести эти новые отношения в правое поле, нам необходимо изменить и областное законодательство. Но поправки на местном уровне не должны вступать в противоречие с теми нормативными документами, которые сегодня приняты. Поэтому проблема приобретает более существенный масштаб — вопрос о частно-социальном партнерстве надо обсуждать на федеральном уровне. Именно с таким предложением в Государственную Думу мы и будем обращаться. |