Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№3 (28) март 2012] Государство и бизнес должны соблюдать баланс интересов

22 марта в банке «Центр-Инвест» состоялось первое заседание комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства и инноваций Общественной палаты Ростовской области, посвященное теме государственно-частного партнерства (ГЧП). В совещании приняли участие Председатель Общественной палаты В.М. Кущев, председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике А.С. Энтин, председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» В.В. Высоков, а также потенциальные инвесторы — руководители промышленных предприятий и предприниматели.

В экономике существует такое понятие, как «общественные блага и услуги», то есть объекты производственной и социальной инфраструктуры дороги, больницы, теплотрассы, объекты водоснабжения, канализации, школы, детские сады. Спрос на них предъявляют все, а вкладывать средства в модернизацию никто не торопится или не имеет возможности. Чаще всего ответственность за состояние социальной инфраструктуры ложится на плечи государства. Но в мировой практике хорошо отлажен и механизм частно-социального партнерства, то есть создание объектов социальной сферы при участии бизнеса.

— Нам пора, прежде всего, определиться в понятиях, — высказал свое мнение председатель совета директоров банка «Центр-Инвест» В.В. Высоков. — Российская калька приобрела форму государственно-частного партнерства, которая сегодня используется для реализации самых разных проектов, в том числе и тех, которые на практике сводятся к условиям контракта на выполнение государственных заказов. Поэтому на повестке дня актуально стоит вопрос и требует рассмотрения на самом высоком уровне. Что нужно сделать? По большому счету, мы находимся на верном пути: правовая и политическая среда для реализации механизмов частно-социального партнерства в России есть. Надо подкорректировать юридическую сторону. Необходимо дать точные наименования региональным юридическим документам. Закон «О частно-социальном партнерстве» расставит все точки на i. Должны быть четно прописаны обязанности сторон — государство и инвестор — и определены источники погашения и механизм возврата вложенных средств. И нельзя забывать еще об одном моменте: коль речь идет о социальных объектах, то за его строительство должно проголосовать не менее 50 процентов потенциальных пользователей, то есть жителей. На мой взгляд, частно-социальное партнерство должно предполагать равноправие сторон и общую заинтересованность. В качестве удачного примера сотрудничества бизнеса и власти могу привести инвестиционную деятельность Теплоэнерго по строительству двадцати пяти котельных в Таганроге. Одним словом, существующий опыт надо учитывать, принимать законы и направлять все усилия к тому, чтобы областное законодательство по частно-социальному партнерству стало конкурентным преимуществом для привлечения инвестиций...

Если обратиться к правовой стороне вопроса, то государственно-частное партнерство регулируется законами о государственных закупках и о концессиях. Но сегодня совершенно очевидно, что этих законов недостаточно для того, чтобы на законной основе использовать возможности частного капитала в создании социально значимых объектов.

— Прежде чем выйти на обсуждение этой темы, мы провели большую аналитическую работу, — сообщил председатель Общественной палаты Ростовской области В.М. Кущев. — И пришли к выводу, что стимулом для развития государственно-частного партнерства должен стать баланс интересов. По сути, в этой формуле нет ничего нового, многие руководители довольно успешно использовали ее и в советское время, выстраивая взаимовыгодные экономические отношения с промышленными предприятиями. Когда есть общий интерес, то всегда найдется и возможность решать проблемы. Есть необходимость вывести часть производства за пределы города? Строй новые промышленные мощности на территории сельского района, но прежде проведи газ, сделай дороги, создай социальную инфраструктуру. И сегодня эта схема может эффективно работать, если инвестор будет уверен в том, что его интересы, в конечном счете, тоже будут учитываться...

Известный факт, что в Ростовской области ощущается нехватка дошкольных учреждений. На сегодняшний день детскх садов и развивающих центров в регионе больше 1400 и в них обучаются всего 55 процентов от общего числа детей дошкольного возраста. И только тринадцать дошкольных учреждений от общего количества являются негосударственными. Частный бизнес не торопится вкладывать солидные средства в организацию центров образования, потому что не видит выгоды от реализации подобных социальных проектов. По мнению специалистов, если бы представители бизнес-сообщества четко понимали перспективы своего экономического сотрудничества с властью на законных и выгодных для себя основаниях, то ситуация могла бы в корне измениться.

Помимо тех предложений, которые были подготовлены рабочей группой, на заседании комиссии прозвучало еще одно, заслуживающее внимания: создать интернет-портал, где каждый заинтересованный человек сможет высказать свое мнение по этому вопросу. Речь, прежде всего, идет о юристах и студентах юридических факультетов.

Комментарий депутата Законодательного Собрания Ростовской области, председателя комитета по экономической политике А.С. Энтина:

— Проблеме инвестиций и привлечению частного капитала в экономику Ростовской области уделяется большое внимание. Для меня как для депутата эта тема тоже чрезвычайно актуальна. Сегодня, в условиях дефицита бюджета на социальные нужды, нужно привлекать деньги инвесторов. И важно подчеркнуть, что частно-социальное партнерство должно иметь свои отличительные черты. Речь идет о том, что надо создавать такие условия, чтобы инвесторам выгодно было вкладывать финансовые средства не только в производство, в создание новых рабочих мест, но и в социальную сферу. Опыт такой есть. Его необходимо обобщить и прописать понятный и взаимовыгодный механизм взаимодействия государства с инвесторами. Один из главных моментов — механизм возврата средств, который инвестор вложит в строительство нового социального объекта (детского сада или школы, например). Чтобы перевести эти новые отношения в правое поле, нам необходимо изменить и областное законодательство. Но поправки на местном уровне не должны вступать в противоречие с теми нормативными документами, которые сегодня приняты. Поэтому проблема приобретает более существенный масштаб — вопрос о частно-социальном партнерстве надо обсуждать на федеральном уровне. Именно с таким предложением в Государственную Думу мы и будем обращаться.





16.11.2018
Депутатам донского парламента представили прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
16.11.2018
Областной бюджет 2019–2021 поддержит субсидиями агропромышленный комплекс Ростовской области
Комитет донского парламента по аграрной политике рекомендовал Законодательному Собранию для рассмотрения и принятия в первом чтении проекта областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»
16.11.2018
Проект областного бюджета на ближайшую трехлетку обсудили с общественностью
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
16.11.2018
Василий Голубев: «Старт Году народного творчества будет дан в январе 2019-го»
Такое решение губернатор Василий Голубев озвучил в Новошахтинске сегодня, 15 ноября, в ходе выездного совещания, посвященного подготовке и проведению в Ростовской области Года народного творчества.
15.11.2018
В Ростове пройдет торжественное собрание в честь Дня работника донского АПК
16 ноября в Ростовском музыкальном театре состоится торжественное собрание, посвященное Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Дона
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс