Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№3 (28) март 2012] Решение демографического вопроса

С 1 января 2007 года вступил в действие Федеральный Закон РФ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Одним из способов реализации таковых мер является материнский капитал. В соответствии со ст. 1 ч. 2 указанного Закона «органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Во исполнение указанной нормы 18 ноября 2011 года в Ростовской области принят Областной Закон № 727-ЗС «О региональном материнском капитале», вступивший в действие с 1 января 2012 года Попробуем разобраться, что привнес новый закон.

Прежде всего, необходимо понять, что же такое материнский капитал и для чего он нужен. Если вкратце, материнский капитал — форма поддержки семей, в том числе многодетных, направленная на преодоление демографического кризиса путем предоставления семьям возможности расширения жилплощали, оплаты обучения ребенка, увеличения размера пенсии матери.

Сертификат на материнский капитал может быть получен при рождении второго, третьего и последующих детей, в случае, если он не получался ранее. Другими словами — после рождения второго ребенка можно смело идти и получать соответствующий документ. После рождения третьего можно тоже обратиться в Пенсионный фонд, но только в случае, если сертификат на материнский капитал не получался при рождении второго ребенка.

Размер федерального материнского капитала каждый год индексируется. Первоначально он равнялся 250 000 рублей, сейчас, по прошествии пяти лет, составляет 380 640 рублей 30 копеек. При этом указанную сумму можно полностью направить в определенную сферу, а можно поделить и, например, распорядиться частью для улучшения жилищных условий, а частью оплатить образование одного или нескольких детей. Необходимо, правда, отметить, что воспользоваться материнским капиталом можно лишь по истечению трех лет после рождения второго или последующего ребенка.

Получить денежные средства, составляющие материнский капитал, наличными, к сожалению, нельзя. Закон предусматривает лишь безналичную форму обращения соответствующих средств, которые будут направлены в соответствующую сферу.

Но вернемся к Областному Закону. Прежде всего, основное отличие регионального материнского капитала от федерального — это то, что региональный предоставляется малоимущим семьям. К таковым, в соответствии с законом, относятся семьи, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по Ростовской области. Необходимо ответить, что прожиточный минимум устанавливается ежеквартально и за третий квартал 2011 года составляет в расчете на душу населения — 5 847 рублей, для трудоспособного населения — 6248 рублей, детей — 5802 рубля.

При этом еще одним ограничением является также и то, что региональный материнский капитал предоставляется после рождения третьего, а не второго ребенка.

Областной Закон не имеет обратной силы. Поэтому получить региональный материнский капитал можно лишь при рождении ребенка в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года.

Размер регионального материнского капитала составляет, в соответствии с законом, 100 тысяч рублей. Необходимо отметить, что ростовские законодатели пошли дальше своих коллег из других областей, предусмотрев возможность индексации регионального материнского капитала, исходя из прогнозируемого уровня инфляции. Для сравнения — размер регионального материнского капитала, предоставляемого по закону Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» № 1/2006-ОЗ, который также составляет 100 000 рублей, не индексируется.

При этом одновременно Областной закон о материнском капитале расширяет перечень направлений, на которые может быть направлен региональный материнский капитал. В отличие от федерального, он может быть использован также для приобретения автомобиля, требующегося семье, или на лечение ребенка. Указанная позиция является новеллой в законодательстве, предусмотренной только законом Ростовской области. Закон Московской области подобных полномочий не дает.

Отличительной особенностью предоставляемого регионального капитала может быть названо и то, что улучшить жилищные условия, то есть приобрести, построить или реконструировать жилье за его счет можно лишь на территории Ростовской области. Таким образом, потратить эти денежные средства на покупку квартиры, например, в Санкт-Петербурге, не удастся.

При этом принятие Областного Закона Ростовской области «О региональном материнском капитале» вписывается в принятую в 2009 году «Концепцию демографической политики Ростовской области на период до 2025 года», которая направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации.

В соответствии с этой концепцией, целями демографической политики Ростовской области на период до 2025 года являются создание условий для роста населения области, а также повышение качества жизни. Примером осуществления этой концепции и является Областной закон «О региональном материнском капитале».

При этом Ростовская область стремится к сохранению и укреплению здоровья населения, снижению уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, повышению уровня рождаемости.

Конечно, невозможно говорить исключительно о Ростовской области. Демографическая ситуация в нашем регионе может быть оценена только в сочетании с изучением ситуации по всей стране.

Особое внимание следует уделить статистике. И надо сказать, цифры, которые она приводит, довольно страшны. Так, согласно сведениям, приведенным в Справочнике ЦРУ по Странам Мира (так называемой Всемирной книге фактов), выпускаемом под грифом «секретно» с 1962 года, а для широкого пользования с 1971 года, отмечено, что темпы сокращения численности постоянного населения РФ за 2011 год составили 0,47%.

Таким образом, Россия находится на 222 месте в рейтинге стран по изменению численности населения.

По тем же данным, темп сокращения населения в Белоруссии составляет 0,36%, на Украине — 0,62%. Для сравнения, темпы роста населения в Армении составляют 0,06%, в Португалии +0, 21%, в Китае +0,49%, а в Великобритании +0, 56%.

При этом общий темп роста населения земного шара за 2011 год составил +1,092%.

Необходимо отметить, что эти цифры противоречат данным Росстата, согласно которым в Российской Федерации наоборот идет рост населения и на 1000 человек рост населения составляет 55,6% в процентном отношении к данным 2010 года.

Однако несомненно, что та негативная ситуация, что сложилась в нашей стране, уже нашла отклик у государства.

Так, в опубликованной 13 февраля 2012 года в газете «Комсомольская правда» статье В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для всей России» прямо указано: «Государство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей к рождению второго и последующих детей. Эти меры, прежде всего введение материнского капитала, стали приносить первые результаты. Рождаемость повышается, и это радует. Но семья с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкивается с ситуацией, когда мать не имеет возможности работать, а детям трудно дать то, что получают те их сверстники, которые являются единственными детьми у своих родителей. Да и при одном ребенке молодая семья испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще как следует утвердиться в своей профессии и вынуждены снимать жилье. Абсолютно нетерпимо, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. Полностью исключить такую ситуацию — национальная задача на предстоящие 3–4 года... В 2006 году мною был предложен комплекс мер по стимулированию рождения второго ребенка, включая и материнский капитал, который постоянно индексируется. Практика применения этих мер показала их результативность. Сегодня считаю возможным сделать еще один шаг вперед. Предлагаю ввести в субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста — в размере прожиточного минимума ребенка. Конкретно — это будет означать прибавку около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году.»

При этом еще в июне 2011 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан закон, согласно которому граждане с тремя и более детьми получают право на бесплатное приобретение, в том числе для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, что также подтверждает стремление государства помочь многодетным семьям.

Таким образом, появление в Ростовской области регионального материнского капитала полностью соответствует вектору развития, избранному Правительством Российской Федерации, и можно надеяться, что в ближайшее время будет найден выход из демографического кризиса.

Комментарий председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями Валентины Мариновой:

— Сегодня, пожалуй, каждому ясно, что демография — это проблема национальной безопасности. И тут, без ложной скромности, можно и на федеральном, и на региональном уровнях говорить: есть объективные показатели роста рождаемости и улучшения качественных характеристик, связанных с поддержкой материнства и детства. Пять лет назад принят Федеральный закон о «материнском капитале». В конце 2011 года донской законодатель принял Областной закон «О региональном материнском капитале». И, наконец, в феврале 2012 года. Владимир Путин в рамках своих авторских статей обозначил еще одну форму поддержки материнства и детства — так называемые «демографические субсидии» для очень «плохих» регионов с точки зрения демографических оценок.

Эти шаги, конечно, способствуют улучшению ситуации, но... Наш региональный «материнский капитал» направлен только на семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума по области. Мы знаем, что этот показатель у нас не очень большой, и если апеллировать к этим цифрам, то под требования нашего закона не подпадают семьи, где этот доход, скажем, на 50 рублей выше прожиточного минимума. И мы их уже не можем поддержать. Может быть, стоит исходить из показателя «прожиточный минимум» + 25%?

Относительно «демографического» пособия. Все регионы сразу же задали себе вопрос: попадем мы или не попадем в эту программу? Теперь профильное федеральное министерство вырабатывает критерии определения «плохих» с точки зрения показателей демографии регионов, а затем составит список таких регионов. Конечно, каждый регион захочет попасть в этот список, чтобы привлечь федеральные деньги на улучшение демографической ситуации. Как это будет решаться, сказать сложно, но мне бы хотелось, чтобы Ростовская область попала в программу федерального субсидирования для многодетных семей.

В целом, публикация интересная, но, как говорится, «черт кроется в деталях». Поэтому мой комментарий сводится к тому, что все замечательные стратегические шаги, сделанные на федеральном и региональном уровнях и планируемые на перспективу, должны дорабатываться путем принятия необходимых подзаконных актов. И самое главное — они должны быть ориентированы на решение задач не столько количественного, сколько качественного характера, на повышение качества жизни в семьях с двумя и более детьми.

Другими словами, стимулируя увеличение многодетных семей, надо думать о создании условий для полноценной жизни с точки зрения получения образовательных, культурных, досуговых услуг всеми членами этих семей: и детьми, и молодыми родителями.





17.08.2018
В 2018 году на Дону будет полностью обновлен парк пригородных электропоездов
Ростовская область стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, где решился вопрос полного обновления парка подвижного состава пригородных электропоездов. ОАО «РЖД», в рамках инвестиционной программы, приобретено 18 поездов в четырехвагонном исполнении
17.08.2018
Внесены предложения по доработке законопроекта о статусе административного центра Ростовской области 16.08.2018
В Ростове-на-Дону состоялись общественные обсуждения законопроекта «О статусе административного центра Ростовской области», который был принят в первом чтении 26 июля на 57-м внеочередном заседании Законодательного Собрания
16.08.2018
Дончан приглашают на фестиваль «Калининское лето»
В субботу, 18 августа, в хуторе Пухляковском  Усть-Донецкого  района пройдет областной фестиваль «Калининское лето».  Праздник посвящен 102-й годовщине со дня рождения донского писателя Анатолия Калинина.
15.08.2018
На Дону появятся сельские старосты
14 августа в донском парламенте председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Александр НЕЧУШКИН (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») провел совещание по разработке проекта областного закона «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области».
14.08.2018
Губернатор увеличил ассигнования на квоты по оказанию высокотехнологичной медпомощи
Губернатор Василий Голубев распорядился выделить из резервного фонда областного бюджета почти 7 млн для Ростовской областной клинической больницы на оказание высокотехнологичной медпомощи
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс