[№3 (40) март 2013] Пока вопросов больше, чем ответов23.03.2013
Речь идет о реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №1425, касающегося ограничения розничной продажи алкогольной продукции, и возникновении в связи с этим проблемных вопросов в муниципалитетах Ростовской области. Обсуждение этого состоялось 14 марта в Законодательном Собрании Ростовской области в режиме видеоконференции с представителями органов местного самоуправления Ростовской области. В мероприятии приняли участие председатель комитета по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку А.В. ИЩЕНКО и руководитель департамента потребительского рынка А.Н. ИВАНОВ. 27 декабря 2012 года Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал проект постановления №1425, в котором говорится о правилах определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. В нем также прописаны правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Так, розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: – к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; – к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; – к объектам военного назначения. Стоит отметить, хотя федеральное законодательство предоставляет достаточно широкие полномочия в решении этого вопроса, из Москвы или Ростова невозможно просчитать ситуацию и учесть особенности всех поселений. Поэтому единого норматива для всей страны нет, есть общие подходы, которые должны соблюдаться на территории каждого населенного пункта всей Российской Федерации. В связи с реализацией данного постановления у муниципалитетов Ростовской области возник ряд вопросов, касающихся того, какой орган должен принимать решение об определении вышеуказанных правил, и множество других. Честно признаться, муниципальные власти находятся в некотором замешательстве (и это мягко сказано), ведь в каждом муниципалитете утверждены генеральные планы развития территории. Теперь же что получается? Придется их «перекраивать»?! – Вы даже не представляете, сколько работы придется выполнить муниципалитетам! К тому же, приняв это постановление, мы будем просто «кошмарить» бизнес и потеряем немалый процент индивидуальных предпринимателей, а в результате не достигнем желаемого результата: не сможем таким образом привить населению культуру употребления алкогольной продукции, – совершенно справедливо высказалась одна из участников обсуждения. Так что пока вопросов больше, чем ответов. – Мы хотим выработать разумный подход в реализации этого постановления и прежде всего с учетом интересов сельских территорий, так как более крупным муниципалитетам, на мой взгляд, эту проблему решить будет проще. В сельской же местности применение жестких мер будет смертельным для развития торговли, – подчеркнул в ходе обсуждения А.В. Ищенко. После обсуждения с муниципалитетами руководителем департамента потребительского рынка был зачитан ряд рекомендаций. Среди которых определение границ территории, на которой запрещается продажа алкогольной продукции, отнесено к полномочиям органов поселенческого либо городского уровня, т.е. эти вопросы должны решать представительные органы городов и поселений Ростовской области (в данном случае речь идет о 12-и городах и 363-х поселениях). Причем решение в каждом муниципальном образовании области будет приниматься с учетом индивидуальных особенностей территории. В частности, из перечня объектов, вблизи которых не разрешается продажа спиртных напитков, предложено исключить автошколы, салоны красоты и т.п. Что касается границ территорий, то в муниципалитетах с населением более 100 тысяч человек минимальным расстоянием предлагается утвердить 70 метров, а максимальное (+ 30 процентов) – 91 метр. В муниципалитетах, где проживает менее 100 тысяч человек, минимальное расстояние – 30 метров, максимальное соответственно 39 метров. Но главным все же остается сохранение баланса между выполнением требований постановления и соблюдением интересов жителей конкретного муниципалитета. Поэтому сегодня перед органами местного самоуправления стоит непростая задача, и решить ее необходимо до мая текущего года. От муниципалитетов области поступили предложения организовать несколько дискуссионных площадок с привлечением предпринимательского сообщества, так что, по всей видимости, мы еще неоднократно вернемся к обсуждению этой темы на страницах нашей газеты. А.В. ИЩЕНКО, председатель комитета ЗС РО по законодательству:– В последние годы государство и на федеральном, и на региональном уровнях проводит четкую и ясную политику по ограничению времени и мест реализации спиртных напитков и табачных изделий, т.е. внедряется в жизнь целый комплекс законодательных мер по ограничению вредного воздействия на здоровье жителей нашей страны. Составная часть этой работы в рамках федерального законодательства возложена на органы местного самоуправления. Нам предстоит определиться с тем, органы какого уровня власти вправе определять границы территории, на которой запрещается продажа алкогольной продукции. Вопрос очень болезненный, особенно для сельских территорий. Все знают, что там все социальные объекты, в том числе и места продажи такой продукции, находятся в непосредственной близости. Считаю, что подход должен быть дифференцированный, с учетом конкретной ситуации в каждом населенном пункте. А.Н. ИВАНОВ, директор департамента потребительского рынка РО:– Наша задача – обеспечить единый подход в реализации данного постановления на территории Ростовской области. С одной стороны, мы должны выполнить требования постановления и законодательства в области регулирования антиалкогольного рынка, с другой – не допустить перекосов в части реализации этого постановления, а также предотвратить значительное сокращение лицензионной сети. Этот вопрос находится на контроле в Правительстве Российской Федерации, поэтому до июля 2013 года мы должны отчитаться о том, что соответствующие нормы приняты на всей территории нашей области, а до конца года нам предстоит определиться с практикой реализации соответствующих норм законодательства, отметить те места в законодательной базе, которые нуждаются в совершенствовании. |