Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№4 (29) апрель 2012] Всем россиянам — единое культурное пространство

В декабре 2011 года Ростовская область вновь голосовала за своего кандидата, и Зоя Михайловна Степанова в третий раз стала депутатом Государственной Думы Российской Федерации. Как и в предыдущие созывы, она – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре. Это даёт ей возможность продолжить работу над законопроектами, внесёнными ранее, и принимать активное участие в той законотворческой деятельности, которую осуществляет партия парламентского большинства «ЕДИНАЯ РОССИЯ». С З.М. Степановой беседует корреспондент «Парламентского вестника Дона».

– Зоя Михайловна, с прошлого лета активно дискутируется проект нового закона о культуре. Вы – один из главных авторов этого закона. Хочется услышать «из первых уст» – в чем его суть?

– Одна из задач современной России – обеспечение на всей ее территории единого культурного пространства, включающего в себя законодательные, институциональные и организационные гарантии устойчивого развития культурной среды. Свободный доступ ко всем культурным благам и освоение всех существующих творческих ресурсов – главные параметры этого развития. Параметры, создающие надлежащие основы для актуального гражданского диалога как внутри страны, так и за ее пределами.

В творческих силах российских деятелей культуры не сомневается никто. Но сама культура, как сфера общественной и политической жизни, требует немедленного обновления правовой основы. Единое культурное пространство должно иметь в качестве своего правового базиса стабильный и современный законодательный акт, гарантирующий конституционные права и свободы человека и гражданина в культурной сфере, обеспечивающий действенные правовые механизмы их реализации. А действующий сегодня, базовый для культуры закон – Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 года – принимался еще до вступления в силу Конституции РФ, во время, существенно отличающееся от нынешнего. Однако нам необходимо обеспечить преемственность с прежней законодательной работой, учесть в новом законе серьезные наработки по совершенствованию прежнего.

– Какие новые разделы появятся или претерпят существенные изменения в новом законе?

– Для нас принципиально важны несколько разделов, которые должны быть в этом законопроекте. Прежде всего, это раздел о правах и свободах человека и гражданина в области культуры. Именно новая терминология и подходы, заложенные в тексте Конституции России, требуют от нас полностью переработать этот ключевой раздел и создать на этой основе совершенно новый закон. Мы должны исходить из того, что механизм защиты конституционных прав граждан на свободу творчества, культурную деятельность, доступ к культурным ценностям может быть правильно установлен только путем определения государственных гарантий реализации этого права, определения в качестве принципиальной позиции государственного протекционизма в сфере культуры, государственной поддержки культуры и ее творцов.

Мы обязательно должны исходить из того, что нормы, которые формулируются, должны обеспечить влияние культуры на весь образ жизни, влияние на экономическое развитие. В связи с этим следует предложить несколько основополагающих норм, которые должны получить детальное развитие именно в этом разделе. Среди них – право на культурную деятельность и участие в культурной жизни. Если мы посмотрим на право участвовать в культурной жизни, то не найдем ни одного нормативного акта, в котором бы раскрывалось это понятие.

– Полагаю, речь идет о конституционном понимании участия гражданина в культурной жизни? Что вы вкладываете в это понятие?

– Мы привыкли раскрывать культурную жизнь через пользование учреждением культуры, доступ к культурным ценностям, но конституционное понимание участия гражданина в культурной жизни предполагает его более активную позицию, более активное включение в культурную жизнь, его личное участие. Без включения самого человека во все многообразие творческой деятельности нам не удастся коренным образом изменить ситуацию в культурной жизни страны.

Право на участие в культурной жизни, пользование учреждением культуры и доступ к культурным ценностям должны найти отражение в законе в виде установления социальных стандартов культурного обслуживания населения, государственных стандартов гарантируемого доступа к культурным ценностям. Для нас чрезвычайно важно прописать норму, которая будет поощрять граждан в деятельности по культурному развитию детей, приобщению их к творчеству, занятию самообразованием, ремеслами. Уже с принятием концепции развития образования в сфере культуры и искусства для нас ставится задача именно в новом законе о культуре определить понятие эстетического воспитания и понятие художественного образования с тем, чтобы именно через раскрытие этих понятий были созданы необходимые условия. Причем понятие эстетического воспитания должно быть раскрыто через сохранение культурной идентичности народов России с учетом патриотической направленности любой деятельности такого рода. Принципиально важно, что эти права должны реализовываться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, и этот аспект тоже должен получить правовое закрепление.

Центральное место в этом разделе занимает право на художественное образование. Важно не только определить понятие художественного образования, но и закрепить право на художественное образование так, чтобы оно не сводилось только к выбору его формы и способов получения.

Чрезвычайно важно здесь же поставить вопрос о том, что эта деятельность должна проходить с выделением субвенции региональным и местным бюджетам в размерах, необходимых для реализации основных образовательных программ в школах искусства или иных формах. Большое значение имеет просто транспортная доступность соответствующей инфраструктуры, обеспеченной профессиональными кадрами, что должно быть закреплено в социальных стандартах.

Важной задачей является закрепление права на второе бесплатное, точнее – бюджетное, высшее образование в определенных законом случаях, когда речь идет о таких творческих профессиях как режиссер, дирижер, композитор. Для развития художественного образования необходимо определить, в каких формах будут поддержаны государством инициативы и усилия физических и юридических лиц, создание и деятельность негосударственных образовательных учреждений в сфере культуры и искусства всех уровней. Закон об автономных учреждениях уже принят, но он стал лишь первым из шагов, которые необходимо предпринимать в этой сфере.

– Будет ли предусмотрено в новом законе право на объединение в творческие союзы?

– Разумеется, очень важно закрепить в законе гарантии права на творческую культурную самобытность, права на объединение в творческие союзы и иные профессиональные организации в сфере культуры. Это очень серьезный вопрос, который предлагается некоторыми в качестве самостоятельного раздела. Четкие критерии, отделяющие творческую деятельность в любых формах от предпринимательской деятельности, могут стать основой для определения статуса творческих работников и их объединений, для решения социального страхования и социального обеспечения.

– Оговаривается ли в законе право культурного обмена в международном контексте?

– Для реализации конкурентных преимуществ нашей культуры в международном контексте следует эффективно регламентировать право на ввоз и вывоз культурных ценностей за пределы Российской Федерации, а также право на культурную деятельность наших граждан за рубежом и право иностранных граждан на деятельность в сфере культуры в нашей стране. Мы, безусловно, обязаны сохранить норму действующего законодательства о приоритетности прав человека в области культуры, но она требует редакционной правки, чтобы привести терминологию в соответствие с конституционными нормами.

– Рассматриваются ли полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в области культуры?

– Сейчас в федеральном бюджете существует всего две возможности для Российской Федерации содействовать культурной жизни на региональном и местном уровнях. Это – федеральная целевая программа «Культура России», которая в новой ее редакции в большей степени учитывает эти потребности. В ней предусматриваются разделы по поддержке реконструкции, реставрации учреждений культуры в субъектах Российской Федерации. Отдельный раздел в этой программе будет посвящен укреплению материально-технической базы региональных библиотек. И вторая возможность – это прямое финансирование федеральным бюджетом конкретных проектов или мероприятий в отдельных регионах. Конечно, этот инструментарий недостаточен.

Для нас важно выделить ту сферу федеральных полномочий, которые передаются для осуществления субъектам Российской Федерации, и в этом смысле любая передача должна быть связана с выделением необходимых материальных средств. Перечень этих полномочий также может быть модифицирован и предусмотрен в законе.

Что касается полномочий регионов и местного самоуправления, то мы предложили бы другой подход: не дублировать, не повторять дословно положения, которые уже закреплены в двух законах – об общих принципах деятельности местного самоуправления и органов власти субъектов Российской Федерации, а записать общую норму, отсылающую к этим базовым законам. При этом детальное развитие полномочий органов субъектов Федерации и муниципальных органов проводить в законе о библиотечном деле, о музеях, о памятниках и других отраслевых законах в сфере культуры.

– Каким образом будут отражены в новом законе основные виды культурной деятельности, осуществляемой в нашей стране?

– Естественно, в базовом законе о культуре обязательно должны быть нормы, на основе которых будут развиваться отдельные законы о поддержке кино, о библиотечном деле, о музеях и другие значимые для культуры законы. Перечень вопросов, которые должны быть здесь рассмотрены и изложены, достаточно широкий. Мы бы не хотели, чтобы были забыты такие традиционные отрасли культурной деятельности как архитектура, литература и книгоиздание, а также должно быть место и для общих норм поддержки иных, в том числе инновационных, экспериментальных сфер творческой деятельности.

Новым для федерального закона должен быть раздел, который мы пока условно назвали «Влияние культуры на экономику и образ жизни». Именно под таким углом зрения можно рассмотреть вопросы хозяйственной деятельности субъектов культурной жизни, определить их применительно к современным условиям, потому что хозяйственная деятельность субъектов культурной жизни становится более многообразной. Она пересекается не только со специфическими видами работы, но и с той деятельностью, которую осуществляют обычные хозяйственные общества. И для нас важно, чтобы был дифференцированный подход к подчиненной творческим целям и культурным задачам экономической деятельности учреждений культуры, творческих работников и их объединений. Этот же раздел для нас важен в определении принципов финансирования и самофинансирования культуры, регулирования деятельности по платным услугам в сфере культуры, формирования частно-государственного партнерства.

– Дискуссия по обсуждению нового закона о культуре весьма широка. Какие предложения поступали в адрес авторов этого закона?

– При обсуждении концепции законопроекта звучали позиции, предлагающие регулировать более широкий спектр общих вопросов. Это, например, общие вопросы образования в сфере культуры. Право на художественное образование должно быть раскрыто обязательно в нашем законопроекте, включая государственные гарантии этой деятельности. Однако вопросы видов образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, по моему мнению, должны быть отражены в законодательстве об образовании. Иначе наша система художественного образования и эстетического воспитания окажется вне общей системы образования, и это может создавать проблемы и для образования в сфере культуры, и для культуры в сфере образования.

Есть пожелания, чтобы в законе о культуре был раздел, посвященный трудовым отношениям в сфере культуры. Это вопрос тоже требует урегулирования, но трудовое законодательство уже кодифицировано. Поэтому мы сейчас прорабатываем другой подход, чтобы уже внесенные изменения и новации были учтены не просто по тексту Трудового кодекса, а выделены в отдельную главу «Особенности трудовых отношений в сфере культуры».

– Насколько активно новый отраслевой закон обсуждается, так сказать, всеми заинтересованными лицами?

– Над концепцией закона о культуре мы работаем в тесном взаимодействии с Министерством культуры, как и по всем другим вопросам. Наша совместная рабочая группа по федеральному закону о культуре открыта для того, чтобы в ней приняли участие все желающие. Хотелось бы, чтобы более заинтересованное участие в работе над новым законом приняли субъекты Федерации. Например, так, как активно обсуждался он ведущими российскими экспертами, с которыми мы встретились в Государственном институте искусствознания. Выступления культурологов и искусствоведов были очень содержательны. Уважаемые профессора и академики, в обязанности которых входит изучение самых высоких форм отечественного и мирового искусства, поставили на первый план именно задачи широкого распространения культуры, влияния культуры на образ жизни большинства. И особенно актуален поставленный академиком Ю.У. Фохт-Бабушкиным вопрос о необходимости регулярных социологических исследований, отражающих влияние массовой культуры и культурной политики государства на социально-психологическую и социально-экономическую ситуацию.

Таким образом, в связи с изменением государственной политики в сфере культуры сегодня можно смело утверждать, что культура становится на новый уровень в иерархии тех государственных политических ценностей, которые мы защищаем. Культура, основанная на исторических традициях и на позитивной динамике, должна стать основой всего социально-экономического развития. Именно такая задача ставится в программных политических документах нашего государства.

Законотворчество — на всеобщее благо

– Зоя Михайловна, ростовчане не простят, если мы не спросим Вас о Вашей законотворческой деятельности, помимо нового закона о культуре, и апробации ее на Ростовской области…

– Мне довелось стать одним из авторов Федерального закона (ФЗ) «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О библиотечном деле», принятого Государственной Думой (ГД) и подписанного Президентом Российской Федерации. Этот закон предусматривает отнесение президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина к национальным библиотекам РФ наряду с Российской государственной библиотекой в Москве и Российской национальной библиотекой в Санкт-Петербурге. По сути, это проект мировой цифровой библиотеки в действии. При этом информационный ресурс российского государства будет доступен каждому читателю в любом регионе. Закон также предполагает и заботу о сохранении фондов. На национальные библиотеки России возложены функции по созданию электронных копий ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров, единичных и редких документов, а также тех из них, что имеют наиболее важное научное и образовательное значение.

– Зоя Михайловна, благодаря Вашей кропотливой работе, этот закон прорабатывался и совершенствовался снова и снова. И при этом нельзя умалить и Вашу практическую помощь библиотекам, этим бесценным хранителям и носителям культуры…

– Да, в дальнейшем нами разрабатывались проекты ФЗ: «О внесении изменений в ФЗ «О библиотечном деле», «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». При этом старались учесть и отразить предложения руководителей библиотек и общественности. В 2009 году мы внесли существенные поправки в ФЗ «О библиотечном деле», благодаря которым обеспечивается современная защита библиотечных фондов как части культурного достояния народов РФ. Ведь до этого «книжные памятники» таковыми не считались и находились вне правового поля. А теперь этот статус за ними закреплен, и правовая основа для последующей работы по выявлению, учету, реставрации, сохранению рукописных и печатных книг обеспечена.

С удовольствием отмечаю, что в Ростове-на-Дону были капитально отремонтированы библиотеки имени Лихачева и Зои Космодемьянской в Железнодорожном районе, реконструирован библиотечно-информационный центр имени Гагарина в Ворошиловском районе. На развитие автоматизации в библиотечной системе и приобретение компьютерной техники выделялись средства из городского бюджета. Из года в год увеличивается книжный фонд. Библиотечно-информационные центры оказывают ростовчанам более тридцати видов сервисных услуг. Ну, и чтобы закрыть библиотечную тему, добавлю: Министерством культуры России приняты меры по государственной поддержке книгоиздания детской литературы и художественных произведений русской и мировой классики.

– Вы участвовали в совершенствовании законодательства в области архивного дела…

– Да, совместно с Федеральным архивным агентством. Отмечу самое главное: принятие этого законопроекта позволило решить проблему комплектования госархивов субъектов РФ документами архивного Фонда России, которые образуются в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, расположенных на территории РФ. Источником финансирования стали субвенции из федерального бюджета.

– Вы представитель Донского края…

– И поэтому с большим интересом принимала участие в разработке законопроекта по вопросу государственной службы российского казачества.

– Под Вашим неусыпным вниманием – работа по сохранению памятников культуры, которых на территории Ростовской области огромное количество…

– В Ростове сегодня 800 объектов культурного наследия, в том числе 470 зданий, 55 памятников археологии, 106 памятников монументального искусства и воинской славы. И наш город, в числе других, вошел в программу «Культура России», согласно которой запланирована реконструкция многих объектов культуры. Еще будучи кандидатом в депутаты четвертого созыва, я занималась особняком Парамонова, где находится сейчас научная библиотека ЮФУ. Была подготовлена проектно-сметная документация и выделены средства на реконструкцию в сумме пяти миллионов рублей. Два миллиона рублей из федерального бюджета направлено музейному комплексу «Танаис». Одиннадцать миллионов – на восстановление здания бывшего доходного дома Генч-Оглуева. Выполнен капитальный ремонт музыкальной школы имени С.С. Прокофьева за счет средств (939 тыс. руб.) фонда муниципального развития, приобретены музыкальные инструменты, звукотехническое оборудование. Для ребят из Детской художественной школы имени Чиненовых куплено более пятидесяти мольбертов. Подготовлено техническое задание на строительство детской музыкальной школы имени Н.А. Римского-Корсакова на ул. Вятской в Первомайском районе. Сто пятьдесят сценических костюмов приобретены для создания сводного хора детских школ искусств.

– Вы были членом оргкомитета по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова, писателя мирового значения…

– И весь мир отмечал эту юбилейную дату. Многое было сделано по восстановлению дома-музея великого русского писателя, по строительству и реконструкции библиотеки его имени, многих достопримечательных мест, связанных с Антоном Павловичем. В дни торжеств Таганрог посетил Президент РФ Д.А. Медведев. Множество гостей со всего света почтили своим присутствием и открытие памятника писателю, и многочисленные фестивали – театральные, книжные – и другие самые разнообразные мероприятия. Как член оргкомитета, скажу от души: дончане, принимая гостей, в грязь лицом не ударили.

– С августа 2008 года в Ростовской области действует региональная общественная приемная председателя партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» В.В. Путина…

– С января 2010 года по декабрь 2011года я руководила работой этой приемной. Всего их по России – две тысячи пятьсот. Как депутат Государственной Думы РФ я веду прием граждан в приемной В.В. Путина. Работа в приемной строится по двум ключевым направлениям: помочь конкретному человеку – это, во-первых; а во-вторых – проанализировать весь массив обращений и выявить проблемные точки, которые требуют системных решений на местном, региональном, а может быть, на федеральном уровне. Из общего количества поступивших обращений двадцать семь процентов удалось решить положительно. В целом по России, как отмечают специалисты и аналитики, это хороший результат. По итогам работы Ростовская региональная приемная уже дважды занимала первое место в ЮФО и признавалась лучшей в России. Благодаря электронной информационно-аналитической системе «Обращения граждан», в электронном виде хранятся обращения, материалы, переписка. Система выдает также статистические и аналитические сведения. Чтобы работа была результативной, прием ведут депутаты Госдумы, Законодательного Собрания области, Ростовской-на-Дону городской Думы. Выездные приемы тоже стали нормой для Региональной общественной приемной. Приемы состоялись в Новочеркасске, Гуково, Волгодонске, в Морозовском, Константиновском, Семикаракорском, Красносулинском и других районах области. Один из приемов провели в госпитале для участников Великой Отечественной войны и боевых действий в горячих точках.

– Кстати, в рамках празднования 65-летия Великой Победы, по инициативе фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» были внесены существенные изменения в Федеральный Закон «О ветеранах»…

– Да. Увеличен с двадцати двух до тридцати шести квадратных метров норматив общей площади жилья, исходя из которого определяется объем средств, предусматриваемых в федеральном бюджете для субъектов РФ на реализацию передаваемых им полномочий по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от срока постановки на учет. Хочу отметить, что только в апреле 2010 года в Ростове-на-Дону в жилом районе «Левенцовский» квартиры получили сто семьдесят семь ветеранов Великой Отечественной войны. Прекрасные квартиры, с полной отделкой – заходи, справляй новоселье и живи. Магазины, медицинское обслуживание, транспорт – предусмотрена вся инфраструктура, что немаловажно для пожилых людей, помимо комфортного жилья. Мера социальной поддержки в виде пятидесятипроцентной оплаты коммунальных услуг распространяется на членов семей, проживающих с ветеранами; предоставлена социальная поддержка родителям и супругам погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий независимо от состояния их трудоспособности, нахождения на иждивении или размера пенсии.

– И в заключение, Зоя Михайловна, вопрос депутату: как выполняете наказы избирателей?

– О некоторых я уже сегодня упоминала. Есть список конкретных дел, есть что сказать избирателям. В Пролетарском районе выполнен капитальный ремонт спортивного зала школы №13. Капитально отремонтирована спортплощадка школы №7. Появились детские площадки по адресам: пр. 40-летия Победы, 73/1, 85/2, 176; пр. Шолохова, 130, 140; улицы – Каяни, 17/3; Комсомольская, 83; Буйнакская, 30-32. Отремонтирована кровля домов №43-в; 63/8; 73/11 на проспекте 40-летия Победы. Благоустроены внутриквартальные проезды на 43-линии (от ул. Комсомольской до 2-й Пролетарской), на 29-й линии (от ул. Комсомольской до Ереванской), а также на ул. Сквозной. Открыта поликлиника для взрослых в микрорайоне Темерник. В Первомайском районе введена в эксплуатацию городская больница в переулке Днепровском с поликлиническим блоком для взрослых. Объект строился по заказу «Объединенная дирекция строящихся объектов Ростова-на-Дону» с использованием средств федерального бюджета. В Первомайском районе установлено девятнадцать игровых комплексов для детей. На территории района отремонтировано шестьдесят тысяч квадратных метров внутриквартальных проездов и тротуаров.

– Зоя Михайловна, особая Вам благодарность, конечно же, от тех, кому Вы помогли в самую трудную минуту – после пожара, переселение из аварийного жилья, многодетной семье – им всем было предоставлено новое жилье. Главное, что Вы не дали людям отчаяться. А это дорогого стоит.





17.12.2018
Изменились нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования
Южное таможенное управление информирует о том, что с 1 января 2019 года изменяются стоимостные и весовые нормы, в пределах которых на территорию Евразийского экономического союза физическими лицами могут быть ввезены без уплаты таможенных пошлин
17.12.2018
В 2019 году будут увеличены ассигнования на донские театры
Об этом сообщил губернатор Василий Голубев на торжественной церемонии, символизирующей открытие Года театра
17.12.2018
«Бережливую поликлинику» растиражируют на Дону
Принципы работы проекта «Бережливая поликлиника» в больницах и поликлиниках Ростовской области обсудили  14 декабря, в Волгодонске на совещании под руководством губернатора Василия Голубева.
17.12.2018
Комитет по законодательству обсудил норму, повышающую качество инициатив донского парламента
14 декабря, в донском парламенте состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку (председатель Александр КОСАЧЕВ, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
14.12.2018
Вопросы социального питания и развития села обсудили в Совете законодателей Российской Федерации
В Москве состоялось заседание Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ, посвященное обсуждению актуальных вопросов развития социального питания в России и реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года. В заседании приняли участие члены Правительства РФ и Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, главы региональных парламентов. Донской край представлял Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс