Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№5 (30) май 2012] Сергей Степашин: «Надо отрабатывать свой хлеб!»

10 мая в Ростовском общественном собрании прошел «круглый» стол, посвященный обсуждению проблем организации контроля эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации. В данном мероприятии приняли участие: прибывший на донскую землю Председатель Счетной палаты России, Председатель Ассоциации контрольно-счетных палат России С.В. Степашин, Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области Ю.С. Зерщиков и Н.А. Стаценко, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе В.Н. Гурба, председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В.И. Хрипун, а также представители 36 контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и ближнего зарубежья.

В донском регионе с 2010 года успешно реализуется программа по повышению эффективности бюджетных расходов, разработанная в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации. У нас в области действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления государственными и муниципальными финансами, направленные, в первую очередь, на сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ростовской области, что, безусловно, является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития Ростовской области.

Система государственного внешнего финансового контроля, созданная в Ростовской области, признана Председателем Счетной палаты России достаточно эффективной. В  донском регионе, по его мнению, налажено активное взаимодействие с правоохранительными органами, что и обеспечивает результативность проверок. Поэтому Счетная палата России активно привлекает областную Контрольно-счетную палату к проведению совместных комплексных мероприятий.

Обсуждение в ходе «круглого» стола коснулось также расходов областного бюджета, где одним из главных приоритетов названо использование программно-целевого метода планирования. Именно благодаря этому методу удалось грамотно распределить бюджетные и внебюджетные средства по основным направлениям. Доказательством этого может служить прошлый год, в течение которого была выполнена 31 областная программа на общую сумму 87,7 млрд рублей (что составляет 83,8 процентов всех расходов).

Говоря о ближайших перспективах, С.В. Степашин отметил, что аудиторы федеральной и региональной палат займутся проверками расходования средств, выделенных на строительство жилья офицерам, в том числе на территории Ростовской области.

– В Южном федеральном округе ситуация с расходованием бюджетных средств далека от идеальной, – отметил также Сергей Вадимович.

Особое внимание им было уделено вопросам качества управления региональными финансами и межбюджетным отношениям. К сожалению, планируемого сокращения степени дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития так и не произошло.

– Около 75 процентов всех доходов приходится на 26 регионов нашей страны, – сказал он. – При этом в структуре расходов консолидированных бюджетов 40 процентов занимают текущие платежи, 27 из которых направляются на оплату труда и всего 19 – на развитие территорий. К тому же, отмечается высокий уровень долговой нагрузки бюджетов в субъектах Российской Федерации. В среднем он составляет 22 процента. Решение всех обозначенных вопросов, безусловно, требует комплексного подхода.

По мнению С.В. Степашина, в этом году самое пристальное внимание необходимо уделить правовому регулированию внешнего муниципального финансового контроля. Его развитие во многом зависит от законодательства субъектов Российской Федерации. Особо острой проблемой остается правовой статус сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований. В качестве положительных примеров решения этого вопроса Председатель Счетной палаты России назвал региональные законы Ростовской области и Краснодарского края.

В подтверждение признания эффективности работы Контрольно-счетной палаты Ростовской области С.В. Степашиным представителям регионального счетного органа были вручены награды от Ассоциации контрольно-счетных органов России. Главную профессиональную награду – Премию имени Валериана Алексеевича Татаринова из рук Сергея Вадимовича Степашина получил глава областной КСП Валерий Иванович Хрипун.

Тема правового регулирования внешнего муниципального финансового контроля была продолжена в выступлении первого заместителя Председателя Законодательного Собрания Ростовской области Юрия Стефановича Зерщикова, который отдельно остановился на принципах взаимодействия областной Контрольно-счетной палаты и региональной законодательной власти. В частности, им было отмечено, что проблема обеспечения эффективности финансового контроля занимает одну из ключевых позиций в современной действительности. С течением времени система финансового контроля, как и закон «Об основах законодательства», претерпела существенные изменения. В донском регионе принят областной закон «О Контрольно-счетной палате Ростовской области», в котором учтены все требования федерального законодательства. Наряду с этим в нем были также сохранены основные наработки, сложившиеся за десятилетний период работы областного счетного органа. Был также принят целый ряд нормативных актов, регулирующих взаимодействие областной Контрольно-счетной палаты и донского парламента.

Не забыты и муниципальные образования области. В частности, в областное законодательство внесены поправки, уточняющие перечень должностей местных контрольных органов, а также определяющие порядок и сроки проведения контрольных мероприятий на местном уровне.

– Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в нашей области создана необходимая нормативно-правовая база, позволяющая проводить системный и независимый аудит регионального и муниципальных бюджетов, – подчеркнул Юрий Стефанович Зерщиков.

Исходя из вышесказанного, невозможно переоценить важность парламентского контроля за эффективным и результативным расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию долгосрочных целевых программ в различных областях деятельности. Безусловно, все это положительным образом сказывается на социальном самочувствии населения. К примеру, в Ростовской области на сегодняшний день действуют 40 целевых программ. В соответствии с федеральным законодательством эти программы и отчеты об их исполнении утверждаются в настоящий момент Правительством Ростовской области. В сложившейся ситуации для депутатов донского парламента практически единственным источником информирования о ходе реализации целевых программ являются результаты Контрольно-счетной палаты. Поэтому депутатами высоко оценивается такой вид контроля, как аудит эффективности. В качестве примера можно привести следующее: для депутатского корпуса очень интересными и показательными стали материалы аудита эффективности использования бюджетных средств областным Министерством сельского хозяйства, которые позволили скорректировать бюджетную политику регионального сельского хозяйства.

Однако приведенный пример вовсе не означают, что в области не возникает в этой части никаких проблем. По словам Ю.С. Зерщикова, ни бюджетный кодекс, ни 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» не предусматривают создание органа внешнего финансового контроля на местном уровне. Поэтому данную ситуацию на муниципальном уровне нельзя назвать простой и однозначной, и в Законодательное Собрание Ростовской области продолжают поступать обращения по этому поводу от руководителей местных представительных органов.

Ю.С. Зерщиков обратил внимание участников «круглого» стола и на многочисленные нерешенные вопросы в части правового регулирования государственного муниципального финансового контроля. Прежде всего, это связано с отсутствием законодательного определения, соответствующего современным понятиям и требованиям государственного муниципального контроля. До сих пор юридически не решен вопрос о разделении государственного муниципального финансового контроля, осуществляемого органами законодательной и исполнительной власти. Нет ясности и в более частных вопросах. В то же время в Бюджетном кодексе установлены только предварительные, текущие и последующие формы финансового контроля. В связи с этим, по его мнению, необходимо разработать четкие критерии оценки эффективности использования бюджетных средств и уточнить меры ответственности за неэффективное их использование.

В заключение Ю.С. Зерщиков выразил уверенность в том, что данное обсуждение обозначенных вопросов с Председателем Счетной палаты России станет предпосылкой для дальнейшего совершенствования законодательства государственного финансового контроля.

Все обозначенные проблемы, безусловно, предполагают внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, и, по словам С.В. Степашина, в текущем году Госдума планирует рассмотреть новый закон о Счетной палате России, в котором также будут учтены неурегулированные вопросы, связанные с деятельностью контрольно-счетных органов.

 

Комментарий Председателя Контрольно-счетной палаты России С.В. Степашина об острых проблемах и дальнейших задачах, стоящих перед контрольно-счетным палатами в регионах Российской Федерации:

– Первая проблема связана с использованием бюджетных средств для жилищно-коммунального хозяйства. В этом году была проведена сквозная проверка Счетной палаты России, в которой были задействованы все без исключения региональные палаты РФ. Это очень «чувствительная» проблема, особенно для людей, не имеющих своего жилья или живущих в таких условиях, в которых даже трудно существовать. Естественно, это порождает социальное и политическое напряжение.

Вторая проблема связана с результативностью нашей работы. Не зря в своем выступлении я подчеркнул вопрос взаимодействия на муниципальном уровне с силовыми структурами. Здесь мы выявляем достаточно большое количество нарушений, а последствий, что называется, не наступает… В отдельных субъектах РФ отмечается хорошее взаимодействие с силовыми структурами. Кстати, и в Ростовской области тоже. Тогда возникает вопрос: чем мы занимаемся?..

На государственном уровне сегодня темой номер один является борьба с коррупцией и вопрос эффективности власти с точки зрения наведения порядка, в том числе в бюджетной сфере. Ее очень активно используют и Навальный, и все остальные. Считаю, что мы должны этим заниматься по закону, в соответствии с Конституцией РФ.

Что касается дальнейших задач относительно донского региона, то сейчас мы должны вместе поработать над решением трех основных вопросов. Первый связан с ОАО «ТагАЗ». В свое время Счетная палата обратилась к В.В. Путину, когда он занимал пост премьер-министра. В  результате был выделен кредит, но, по информации Губернатора В.Ю. Голубева, ситуация на заводе тяжелая, а ведь там почти пять тысяч работающих. Видимо, следует принять решение, не только связанное с выделением кредита, но и сменой формы собственности, а также поднять вопрос об эффективности управленческого аппарата.

Вторая тема – обеспечение жильем офицеров. В ближайшие два-три года на эти цели будут выделены огромные бюджетные средства. А Ростов-на-Дону все-таки является штаб-квартирой и столицей Южного военного округа. Поэтому, совместно прорабатывая этот вопрос с руководством контрольно-счетной палаты донского региона, мы постараемся избежать ошибок, допущенных в других субъектах Федерации, где сроки выделения жилья для офицеров постоянно переносились.

Третий вопрос связан с темой сегодняшней встречи – эффективности бюджетных расходов. Это касается и муниципального уровня. Создано много муниципалитетов, и, если говорить откровенно, передано немало полномочий, которые финансово не подкреплены. Налоговые поступления не до конца отрегулированы. Поэтому больше всего проблем наблюдается именно в этом вопросе. Вы знаете, что В.В. Путиным издано 11 распоряжений о межбюджетных отношениях, и без местных палат мы здесь не справимся.


Комментарий Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева о программе повышения эффективности бюджетных расходов:

– С целью проведения проверок нашей областной счетной палаты мы сегодня активно налаживаем взаимодействие с правоохранительными структурами. От этого, прежде всего, зависит реализация социальной программы развития региона.

Поэтому основной проблемой является то, что некоторые проекты, реализуемые в муниципалитетах, неэффективно доводятся до своего завершения. Здесь отмечается множество нарушений.

Чтобы нормализовать ситуацию, областной властью принято решение о создании контрольно-счетных органов на уровне муниципалитетов. Это принципиальная для нас задача. С одной стороны, будет использован опыт других регионов, с другой – наработанный опыт нашей счетной палаты.

От эффективного взаимодействия областной счетной палаты и правоохранительных органов и принятия грамотных решений на муниципальном уровне зависит и реализация федеральных и областных программ, связанных с модернизацией здравоохранения, развитием образования, дорожного хозяйства, а также с самым, пожалуй, «болезненным» вопросом, по поводу которого поступает большое количество обращений граждан, – работа компаний жилищно-коммунальной сферы.

Безусловно, такой подход способствует решению проблем конкретных жителей Ростовской области.





13.12.2018
Александр Ищенко участвует в работе Совета законодателей
Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «Единая Россия») принимает участие в работе Совета законодателей России при Федеральном Собрании РФ.
13.12.2018
Социальные пособия будут проиндексированы с 1 января 2019 года
На комитете Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству депутаты обсудили и одобрили ряд социально важных законопроектов, часть из которых касалась индексации с 1 января 2019 года социальных пособий.
13.12.2018
В Совете Федерации прошел VI Съезд Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС
Общероссийская общественная организация «Всероссийский Совет местного самоуправления» (ВСМС), более десяти лет оказывающая активное содействие укреплению института местного самоуправления, повышению его эффективности, провела 6 декабря 2018 года VI Съезд Организации.
12.12.2018
В Ростовской области реализуется проект по передаче некоммерческим организациям части услуг по социальному обслуживанию граждан
Темпы передачи части услуг по социальному обслуживанию граждан на дому некоммерческим организациям необходимо наращивать. Такое поручение дал заместитель губернатора Василий Рудой.
12.12.2018
Василий Голубев обратился к вице-премьеру России за поддержкой в решении вопросов экологии и АПК
Встреча губернатора Ростовской области Василия Голубева и заместителя председателя правительства РФ Алексея Гордеева состоялась сегодня, 11 декабря, в Москве.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс