Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№5 (30) май 2012] Строителям необходимы отраслевое министерство и новые критерии отбора участников торгов

О специфике деятельности саморегулируемых организаций и проблемах в сфере строительства корреспондент «Парламентского вестника Дона» побеседовал с Левоном Маиляном – председателем Правлений СРО НП «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов», СРО НП «Объединение проектировщиков Южного и Северо-Кавказского округов», СРО НП «Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов».

Левон Рафаэлович, расскажите об истории возникновения и развития саморегулируемых организаций и о том, какая работа ими ведется сегодня.

– С 1991 по 2009 год существовала система государственного лицензирования строительной деятельности, которая в 2009 году была заменена системой саморегулирования. Сама по себе идея в основе своей неплохая, на Западе она действует достаточно успешно. Но там ее становление заняло два-три десятилетия, у нас смена законодательства и системы произошла за шесть месяцев. В  конце концов неразбериха первых лет постепенно сменилась более-менее упорядоченной деятельностью СРО. С 1992 года я руководил сначала областным, затем региональным, а потом – окружным филиалом Федерального лицензионного центра Госстроя России. Это позволило мне сохранить коллектив специалистов, которых уже достаточно хорошо знали строители всего округа. Люди отнеслись к нам с доверием и, благодаря наработанному опыту и репутации, мы в сентябре 2009 года успешно создали сначала саморегулируемую организацию строителей, затем – проектировщиков, чуть позже – изыскателей. При норме в 100 организаций у нас сегодня во всех трех организациях более 2300 членов. Наряду с нашей основной деятельностью – выдачей разрешений на осуществление строительной деятельности, – мы в рамках Союза строителей Южного и Северо-Кавказского округов бесплатно проводим для наших членов семинары по экспертизе, передовым строительным технологиям, новым конструктивным решениям и т.д. Всеми имеющимися возможностями помогаем нашим членам в решении юридических и организационных вопросов, защищаем их интересы на различных уровнях. Выпускаем собственную газету. Наша организация в Российском союзе строителей является самой крупной.

Какие наиболее злободневные проблемы стоят сейчас?

– Совершенствование законодательства о саморегулировании. В части, касающейся, например, поощрения работы малого и среднего бизнеса. Ведь для предприятий, численность сотрудников которых не превышает нормы, установленные законом для малых и средних предприятий, выполняющих в год объемы не более 50 млн руб. при разовых заказах не выше 5–10 млн руб., вполне реально было бы рассмотреть на парламентском уровне вопрос о корректировке величины их компенсационного взноса. Думается, он должен составлять не 300 тыс. руб., как сейчас, независимо от размера предприятия, а, к примеру, вдвое меньше. Причем, это должно касаться всех, работающих в сфере строительства – в особенности проектировщиков и изыскателей. Это могло бы реально помочь развитию малого и среднего бизнеса. Можно было бы рассмотреть и упрощенный порядок участия таких предприятий в конкурсных торгах на выполнение заказов небольшого объема (в том числе по финансам), в частности – в сфере ЖКХ (сооружение небольших объектов, выполнение капитальных и текущих ремонтов). Известно, что малые предприятия, дойдя до тендера, зачастую просто опускают руки и отказываются от участия с одной стороны из-за большого объема документации, а с другой – из-за непосильного для них размера залога.

Другая известная всем проблема торгов – фактор наименьшей цены. Нередко мы сталкиваемся с тем, что какая-то фирма из другого региона, представив положенные документы и внеся залог, выигрывает тендер, грубо играя на понижение чуть ли не вдвое, выполняет 10-15% объема работ и исчезает. Или берет на субподряд по бросовым ценам наших же местных строителей и проектировщиков. То есть, выступает не как исполнитель, а (в лучшем случае!) как организатор-посредник исполнения заказа, хотя на торгах она позиционировала себя в качестве генерального подрядчика. Наши строители давно бьют тревогу по этому поводу. Думается, эту проблему можно было бы решить на областном уровне, введя постановлением Законодательного Собрания Ростовской области или указом Губернатора в качестве обязательного условия допуск к участию в торгах только тех предприятий, которые гарантируют, например, выполнение не менее 50% заказа собственными силами, без привлечения сторонних исполнителей, а также тех организаций и предприятий, которые могут документально подтвердить, что в прошлом у них уже имелся опыт строительства, реконструкции или капремонта не меньших объектов, чем тот, который разыгрывается на торгах. Это позволит допускать к выполнению заказов реальные предприятия, а не посредников, которые «распихают» заказ по кускам субподрядчикам, а потом исчезнут.

Если же говорить о необходимости структурных изменений в сфере строительства, то было бы важно поднять вопрос о создании отраслевого Министерства строительства Российской Федерации – но не путем выделения соответствующей части из Министерства регионального развития, а путем сбора в это новое отраслевое министерство тех строительных функций, которые сейчас разбросаны по многим ведомствам и находятся, например, у МЧС, пожарных, минсельхоза и т.д. Если собрать все эти функции в одно строительное, мощное министерство, как это было еще в 90-х годах, это бы существенно продвинуло всю строительную деятельность. Кроме того (эту точку зрения я уже не раз высказывал), необходимо рассмотреть вопрос о создании в области, (а если говорить в целом – то в каждом субъекте Российской Федерации) структуры государственно-частного партнерства, которое бы занималось строительством. Это было бы строительное подразделение, абсолютно «прозрачное» с точки зрения закона, осуществляя свою деятельность в строгом соответствии с нормами и законодательными актами, оно могло бы выполнять наиболее ответственный круг заказов, который бы ему поручало руководство области. Точно так же принимая участие в тендерах, такая структура могла бы иметь определенные преимущества перед частными предприятиями и организациями хотя бы на том основании, что контролировать последние намного сложнее, и риски в этом случае гораздо выше. Особенно, если речь идет о выполнении особо важных и ответственных социальных заказов. Стартовать такое предприятие могло бы, как небольшая строительная организация, базирующаяся на площадях, принадлежащих администрации, и выполняющая преимущественно муниципальные заказы. При правильной политике, по мере развития, укрепляя свою материально-техническую базу, такое предприятие могло бы развиться в достаточно мощный строительный трест, и у администрации появилось бы собственное строительное подразделение, которому с уверенностью можно было бы доверить самые ответственные и сложные заказы, не боясь при этом потерять время и деньги по чьей-то недобросовестности.

Ведь есть же «Ростоблстройзаказчик», который распределяет административные средства на строительство. В структуре администрации имеется также и институт территориального планирования и градостроительства, который планирует градостроительную политику в области, есть и определенное государственное участие в проектных институтах и фирмах. Не хватает только одного – строительного предприятия, исполнителя, который бы мог замкнуть этот цикл. Тем более, что следующим шагом является государственная экспертиза проекта, находящаяся в ведении администрации, служба регионального строительного надзора, которая тоже находится в администрации…

Разомкнутое кольцо нужно замкнуть – и все будет нормально!





16.11.2018
Депутатам донского парламента представили прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
На заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям депутаты рассмотрели прогноз социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы
16.11.2018
Областной бюджет 2019–2021 поддержит субсидиями агропромышленный комплекс Ростовской области
Комитет донского парламента по аграрной политике рекомендовал Законодательному Собранию для рассмотрения и принятия в первом чтении проекта областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»
16.11.2018
Проект областного бюджета на ближайшую трехлетку обсудили с общественностью
В Законодательном Собрании состоялись публичные слушания проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
16.11.2018
Василий Голубев: «Старт Году народного творчества будет дан в январе 2019-го»
Такое решение губернатор Василий Голубев озвучил в Новошахтинске сегодня, 15 ноября, в ходе выездного совещания, посвященного подготовке и проведению в Ростовской области Года народного творчества.
15.11.2018
В Ростове пройдет торжественное собрание в честь Дня работника донского АПК
16 ноября в Ростовском музыкальном театре состоится торжественное собрание, посвященное Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Дона
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс