Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№5 (30) май 2012] Строителям необходимы отраслевое министерство и новые критерии отбора участников торгов

О специфике деятельности саморегулируемых организаций и проблемах в сфере строительства корреспондент «Парламентского вестника Дона» побеседовал с Левоном Маиляном – председателем Правлений СРО НП «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов», СРО НП «Объединение проектировщиков Южного и Северо-Кавказского округов», СРО НП «Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов».

Левон Рафаэлович, расскажите об истории возникновения и развития саморегулируемых организаций и о том, какая работа ими ведется сегодня.

– С 1991 по 2009 год существовала система государственного лицензирования строительной деятельности, которая в 2009 году была заменена системой саморегулирования. Сама по себе идея в основе своей неплохая, на Западе она действует достаточно успешно. Но там ее становление заняло два-три десятилетия, у нас смена законодательства и системы произошла за шесть месяцев. В  конце концов неразбериха первых лет постепенно сменилась более-менее упорядоченной деятельностью СРО. С 1992 года я руководил сначала областным, затем региональным, а потом – окружным филиалом Федерального лицензионного центра Госстроя России. Это позволило мне сохранить коллектив специалистов, которых уже достаточно хорошо знали строители всего округа. Люди отнеслись к нам с доверием и, благодаря наработанному опыту и репутации, мы в сентябре 2009 года успешно создали сначала саморегулируемую организацию строителей, затем – проектировщиков, чуть позже – изыскателей. При норме в 100 организаций у нас сегодня во всех трех организациях более 2300 членов. Наряду с нашей основной деятельностью – выдачей разрешений на осуществление строительной деятельности, – мы в рамках Союза строителей Южного и Северо-Кавказского округов бесплатно проводим для наших членов семинары по экспертизе, передовым строительным технологиям, новым конструктивным решениям и т.д. Всеми имеющимися возможностями помогаем нашим членам в решении юридических и организационных вопросов, защищаем их интересы на различных уровнях. Выпускаем собственную газету. Наша организация в Российском союзе строителей является самой крупной.

Какие наиболее злободневные проблемы стоят сейчас?

– Совершенствование законодательства о саморегулировании. В части, касающейся, например, поощрения работы малого и среднего бизнеса. Ведь для предприятий, численность сотрудников которых не превышает нормы, установленные законом для малых и средних предприятий, выполняющих в год объемы не более 50 млн руб. при разовых заказах не выше 5–10 млн руб., вполне реально было бы рассмотреть на парламентском уровне вопрос о корректировке величины их компенсационного взноса. Думается, он должен составлять не 300 тыс. руб., как сейчас, независимо от размера предприятия, а, к примеру, вдвое меньше. Причем, это должно касаться всех, работающих в сфере строительства – в особенности проектировщиков и изыскателей. Это могло бы реально помочь развитию малого и среднего бизнеса. Можно было бы рассмотреть и упрощенный порядок участия таких предприятий в конкурсных торгах на выполнение заказов небольшого объема (в том числе по финансам), в частности – в сфере ЖКХ (сооружение небольших объектов, выполнение капитальных и текущих ремонтов). Известно, что малые предприятия, дойдя до тендера, зачастую просто опускают руки и отказываются от участия с одной стороны из-за большого объема документации, а с другой – из-за непосильного для них размера залога.

Другая известная всем проблема торгов – фактор наименьшей цены. Нередко мы сталкиваемся с тем, что какая-то фирма из другого региона, представив положенные документы и внеся залог, выигрывает тендер, грубо играя на понижение чуть ли не вдвое, выполняет 10-15% объема работ и исчезает. Или берет на субподряд по бросовым ценам наших же местных строителей и проектировщиков. То есть, выступает не как исполнитель, а (в лучшем случае!) как организатор-посредник исполнения заказа, хотя на торгах она позиционировала себя в качестве генерального подрядчика. Наши строители давно бьют тревогу по этому поводу. Думается, эту проблему можно было бы решить на областном уровне, введя постановлением Законодательного Собрания Ростовской области или указом Губернатора в качестве обязательного условия допуск к участию в торгах только тех предприятий, которые гарантируют, например, выполнение не менее 50% заказа собственными силами, без привлечения сторонних исполнителей, а также тех организаций и предприятий, которые могут документально подтвердить, что в прошлом у них уже имелся опыт строительства, реконструкции или капремонта не меньших объектов, чем тот, который разыгрывается на торгах. Это позволит допускать к выполнению заказов реальные предприятия, а не посредников, которые «распихают» заказ по кускам субподрядчикам, а потом исчезнут.

Если же говорить о необходимости структурных изменений в сфере строительства, то было бы важно поднять вопрос о создании отраслевого Министерства строительства Российской Федерации – но не путем выделения соответствующей части из Министерства регионального развития, а путем сбора в это новое отраслевое министерство тех строительных функций, которые сейчас разбросаны по многим ведомствам и находятся, например, у МЧС, пожарных, минсельхоза и т.д. Если собрать все эти функции в одно строительное, мощное министерство, как это было еще в 90-х годах, это бы существенно продвинуло всю строительную деятельность. Кроме того (эту точку зрения я уже не раз высказывал), необходимо рассмотреть вопрос о создании в области, (а если говорить в целом – то в каждом субъекте Российской Федерации) структуры государственно-частного партнерства, которое бы занималось строительством. Это было бы строительное подразделение, абсолютно «прозрачное» с точки зрения закона, осуществляя свою деятельность в строгом соответствии с нормами и законодательными актами, оно могло бы выполнять наиболее ответственный круг заказов, который бы ему поручало руководство области. Точно так же принимая участие в тендерах, такая структура могла бы иметь определенные преимущества перед частными предприятиями и организациями хотя бы на том основании, что контролировать последние намного сложнее, и риски в этом случае гораздо выше. Особенно, если речь идет о выполнении особо важных и ответственных социальных заказов. Стартовать такое предприятие могло бы, как небольшая строительная организация, базирующаяся на площадях, принадлежащих администрации, и выполняющая преимущественно муниципальные заказы. При правильной политике, по мере развития, укрепляя свою материально-техническую базу, такое предприятие могло бы развиться в достаточно мощный строительный трест, и у администрации появилось бы собственное строительное подразделение, которому с уверенностью можно было бы доверить самые ответственные и сложные заказы, не боясь при этом потерять время и деньги по чьей-то недобросовестности.

Ведь есть же «Ростоблстройзаказчик», который распределяет административные средства на строительство. В структуре администрации имеется также и институт территориального планирования и градостроительства, который планирует градостроительную политику в области, есть и определенное государственное участие в проектных институтах и фирмах. Не хватает только одного – строительного предприятия, исполнителя, который бы мог замкнуть этот цикл. Тем более, что следующим шагом является государственная экспертиза проекта, находящаяся в ведении администрации, служба регионального строительного надзора, которая тоже находится в администрации…

Разомкнутое кольцо нужно замкнуть – и все будет нормально!





15.01.2021
Обновлен справочник о мерах социальной поддержки жителей Ростовской области
На сайте Законодательного Собрания опубликован обновленный справочник о новых федеральных и региональных мерах социальной поддержки граждан в условиях противодействия распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), которые актуальны по состоянию на 1 января 2021 года.
15.01.2021
В Совете Федерации изучают возможность поддержки на федеральном уровне городского электротранспорта Таганрога
Первый заместитель председателя Совета Федерации, сенатор от Ростовской области Андрей Яцкин посетил Таганрог с рабочим визитом. Он провел совещание по модернизации транспортного обслуживания, в котором приняли участие заместитель губернатора Ростовской области Виктор Вовк и депутат донского парламента Светлана ПИСКУНОВА (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»).
14.01.2021
На Дону определили санитарные правила для проведения крещенских праздников
Соответствующие изменения в постановление регионального правительства № 272 внесены  13 января. Документ подписал губернатор Ростовской области Василий Голубев.
13.01.2021
Александр Ищенко поздравил журналистов с Днем российской печати
В торжественном собрании, посвященном Дню российской печати приняли участие губернатор Ростовской области Василий Голубев, Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ»), первый заместитель Губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, журналисты областных и муниципальных средств массовой информации.
30.12.2020
Василий Голубев присоединился ко Всероссийской акции «Елка желаний»
28 декабря, в преддверии Нового года, представители правительства Ростовской области приняли участие в традиционной общероссийской акции добра.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2021
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс