[№6 (43) июнь 2013] Виктор Дерябкин: «Депутаты донского парламента выступили гарантами стабильного развития области»26.06.2013
5 июня в Законодательном Собрании состоялась пресс-конференция Председателя донского парламента В.Е. ДЕРЯБКИНА, посвященная основным итогам деятельности депутатов действующего созыва. Впервые за всю историю областной представительной власти предпринята попытка подготовить не просто статистический отчет о принятых законах и постановлениях, а скорее сделать объективный анализ того, как работают на практике законы, принимаемые донскими депутатами. Встреча спикера донского парламента с представителями местных СМИ была посвящена значимому для всех депутатов Законодательного Собрания Ростовской области событию: на суд общественности был вынесен итоговый документ о работе донского парламента за пять лет – с марта 2008 года по апрель 2013 года. Вообще всю деятельность парламента четвертого созыва можно разделить на два периода: до прихода действующего Губернатора и после. – В 2010 году, когда в области был назначен новый Губернатор, получивший поддержку депутатов, в регионе начался новый этап развития. И сегодня благодаря конструктивному диалогу двух ветвей власти всегда удается прийти к компромиссному решению и найти нужный баланс при принятии самых сложных решений, – сказал в самом начале В.Е. Дерябкин. Глава донского парламента говорил о наиболее важных нормативных документах, принятых в области за последние пять лет, о приоритетных направлениях работы депутатов Дона, об открытости деятельности всего депутатского корпуса четвертого созыва, об экономических и инвестиционных решениях, ответил на интересующие журналистов вопросы, выслушал даже замечания, поступившие от них. Рассказ в целом получился интересный и содержательный, в нем Председатель Законодательного Собрания коснулся не только итогов прошедшего периода работы депутатов четвертого созыва, но и всей работы парламента. Итак, первый закон Ростовской области был принят 19 лет назад – 8 июня 1994 года. В целом на становление областной системы законотворчества ушло больше 15 лет, ведь создавалась она в 90-е годы, можно сказать, на пустом месте. Тогда не было ни специалистов в сфере написания законов, ни самой практики их создания, и только к четвертому созыву возник вопрос о необходимости системного мониторинга областных законов. Что Законодательное Собрание смогло дать жителям Дона?В.Е. Дерябкин, отвечая на каверзный, по его мнению, вопрос: «Что Законодательное Собрание Ростовской области смогло дать жителям Дона за прошедшие пять лет?», сказал следующее: – Депутаты донского парламента выступили своего рода гарантами стабильного развития области в трудный период 2008–2010 годов. Именно в этот кризисный период нам, законодателям, наряду с исполнительной властью пришлось принимать непопулярные решения и замедлять темпы развития бюджетной сферы. Но при этом все социальные гарантии и ранее взятые обязательства перед жителями области мы выполнили, удержали ситуацию, сохранили стабильность и доверие людей. К тому же, вся деятельность депутатов Законодательного Собрания – это прежде всего работа для людей, для конкретного человека, для всей области в целом. Об этом свидетельствуют принятые депутатами законы в социальной сфере, в области правопорядка, в сфере управления. – Какую сферу жизни ни возьми, везде можно увидеть результат системной работы законодателей и исполнительной власти (тут уж невозможно зачастую разделить вклад каждой из ее ветвей)! Защита детства, поддержка семьи, материнский капитал, поддержка приемных родителей, детей-сирот, – В.Е. Дерябкин обозначил лишь общие направления принятых за последние пять лет решений. Но главное, что их реализация дала зримый результат. Так, в 2012 году на территории области родилось почти 50 000 ребятишек, что на 7 процентов больше, чем в 2011 году. В 10 муниципальных образованиях и в четырех районах города Ростова-на-Дону впервые, наверное, за двадцать последних лет отмечен естественный прирост населения! О серьезной и целенаправленной работе парламента говорит и рост социальных расходов областного бюджета. Даже в период кризиса 2009–2010 годов не только не был сокращен уровень социальных обязательств, но, более того, увеличен. Подтверждением этого является: введение регионального материнского капитала (сегодня он составляет больше 106 тысяч рублей); повышение размеров социальных выплат; расширение категорий получателей адресной социальной помощи по нуждаемости (число возможных получателей увеличилось с 14 тысяч человек в 2012 году до 27 тысяч семей в 2013 году); увеличение объемов средств на поддержку многодетных семей, а также расширение видов поддержки (выплата 50 тысяч на каждого ребенка в связи с рождением в семье трех и более детей, покупка микроавтобуса за счет бюджета, выплата пособия на третьего ребенка или последующих детей до достижения возраста трех лет и т.д.); введение новых форм поддержки приемных семей, детей-сирот, пожилых граждан. Как мы видим, донские законодатели даже при ограниченных бюджетных ресурсах вместе с Губернатором нашли возможности помочь самому главному институту общества – Семье! В качестве примера Председатель Законодательного Собрания привел реализацию одного из областных законов на практике. Уверена, многие помнят жаркие споры в 2009 году по поводу принятия областного закона «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», которым был установлен запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время без сопровождения взрослых в общественных местах. В народе его так и прозвали законом о «комендантском часе». Однако проведенный год спустя анализ показал, что уже за первый год его действия удалось добиться сокращения подростковой преступности на 24,1 процента, причем эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. В целом за весь период действия закона, с 2009 по 2012 годы, уровень преступности среди несовершеннолетних сократился на 44,6 процента, а на 34 процента сократилось количество несовершеннолетних участников преступлений. Обратимся к цифрамЛучшим подтверждением любых слов, конечно, являются цифры. К ним и апеллировал в своем выступлении глава донского парламента, особенно говоря об одном из приоритетных направлений работы депутатского корпуса – качестве жизни жителей области. – Сказать, что качество жизни в Ростовской области стало исключительно высоким, конечно, нельзя. Но! Уровень жизни за последние пять лет существенно изменился. И не в худшую сторону, – отметил В.Е. Дерябкин. – Объективно мы, безусловно, хотели бы видеть более высокие показатели. Но правда жизни состоит в том, что уровень жизни жителей Дона с 2008 года вырос, что подтверждается цифрами статистики, и, что самое главное, социологических опросов. Итак, за пять последних лет средняя заработная плата по Ростовской области выросла более чем в два раза и составила в апреле 20 431 рубль. Многие скажут, что это мало, и будут правы. – Нам нужно двигаться к цифре 25-27 тысяч рублей. Но в то же время прирост инфляции за этот же период составил чуть больше 55 процентов. Значит, реальные доходы жителей области существенно превысили уровень инфляции – примерно на 40-50 процентов, – аргументировал Виктор Ефимович, после чего привел еще несколько примечательных цифр. Так, в 2008 году средняя заработная плата по системе здравоохранения была чуть больше 7 300 рублей, сегодня же она составляет 14 892 рубля. Как видим, рост более чем в два раза! Такая же картина и со средней зарплатой библиотекарей, которая пять лет назад была 3 614 рублей, а сегодня – 10 448 рублей. А уж если говорить о заработной плате преподавателей, то здесь рост троекратный! Если весной 2008 года учителя получали 6 650 рублей в месяц, то в марте 2013 года их средняя зарплата уже составляла 19 990 рублей. – На днях вернулся из поездки по восточным районам области, встречался с учителями, – продолжил В.Е. Дерябкин. – Так вот средняя зарплата педагогов в Заветинском районе составила 23 360 рублей, и это без учета тех коммунальных льгот, которые на селе получают наши учителя. Но вы думаете, я горжусь этими цифрами? Совсем нет! Я прекрасно понимаю, что уровень оплаты труда наших бюджетников существенно недооценен, и благодаря нашей общей с Губернатором области В.Ю. Голубевым позиции все возможные финансовые ресурсы бюджет направляет и продолжит направлять на повышение оплаты труда в бюджетной сфере. Считаю, что такое принципиальное отношение к оплате труда бюджетников должны взять на вооружение депутаты следующего созыва, иначе сложно будет привлечь в образование, здравоохранение, культуру новые профессиональные кадры. Убедительным аргументом в пользу эффективной работы депутатского корпуса четвертого созыва является принятие важных для жителей области законов. Так, принятие закона об оказании бесплатной юридической помощи жителям Дона позволит более 450 тысячам жителей, подпадающих под его действие, получить при необходимости правовую консультацию у специально выбранных адвокатов. В нашей области, в одной из первых в стране, был принят закон о создании системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день МФЦ работают во всех 55 городских округах и муниципальных районах области, пункты доступа к центрам созданы в 270 сельских поселениях, работает 1 134 окна по обслуживанию заявителей. – Наш закон в этой сфере стал примером для многих других регионов страны, которые только подходят к решению этих задач. Кто пользовался услугами МФЦ, тот знает, что комфорт может победить бюрократию! – уверен В.Е. Дерябкин. Но депутаты не остановились на достигнутом: они пошли дальше, подняв вопрос о кардинальном изменении качества работы федеральных структур в области. Ведь большое количество услуг жителям Дона оказывают структуры федеральных органов власти, которые не подконтрольны и не подотчетны депутатам Законодательного Собрания или Губернатору области. Поэтому депутаты донского парламента вышли с инициативой в Госдуму о вменении в обязанность всем федеральным структурам в Ростовской области (кроме органов безопасности и обороны) ежегодно отчитываться перед депутатами Законодательного Собрания о своей работе. Говоря о кардинальных переменах к лучшему, нельзя не сказать и об изменениях, произошедших в экономическом развитии области, основой которых явилось принятие базовых документов: Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года и программы социально-экономического развития Ростовской области. За период действия Программы в 2008–2012 годах реализовано 70 крупных проектов, создано 17 158 новых рабочих мест. К числу наиболее важных можно отнести: строительство мелиоративно-рыбоходного канала Усть-Манычского гидроузла в Багаевском районе, техническое перевооружение производственного комплекса Новочеркасского электровозостроительного завода, реконструкцию Комбината крупнопанельного домостроения в Ростове под строительство жилых домов новой серии и повышенной этажности, реконструкцию и модернизацию производства Консервного завода в Сальском районе, пуск второго энергоблока на Ростовской АЭС в городе Волгодонске, техническое перевооружение Таганрогского металлургического завода и другие. На 2013–2016 годы разработана новая программа, общий объем финансовых ресурсов которой составляет около 300 миллиардов рублей. В результате ее реализации ожидается: рост валового регионального продукта Ростовской области на душу населения в 2016 году в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом; создание почти 31 тысячи новых рабочих мест; рост среднемесячной заработной платы в 2016 году в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом и т.д. А теперь о проблемахНаряду с позитивными изменениями, произошедшими в регионе за последние пять лет, В.Е. Дерябкин остановился и на главных проблемах области. Это система ЖКХ, качество оказания медицинской помощи, состояние дорог. – В сфере ЖКХ проблем гораздо больше, чем способов их разрешения, – отметил он. – На внеочередном июньском заседании мы приняли закон о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов. Вопрос очень болезненный, но мы вынуждены выполнять требования федерального законодателя! Постараемся сделать ситуацию в этой сфере более понятной и менее сложной для жителей области. Нужно сказать, что федеральный законодатель дал нам не так много способов влияния на работу организаций коммунального комплекса, сделав отношения в этой сфере исключительно рыночными. Работа управляющих компаний, на наш взгляд, не может регулироваться только рынком. Должны быть эффективные способы контроля за их работой. Новый созыв донского парламента, уверен, сделает это направление приоритетным в своей работе! Еще одной немаловажной проблемой остается медицинское обслуживание. Не секрет, что в медицинскую отрасль только за последние два года направлены более чем значительные бюджетные инвестиции – почти 10 млрд рублей. Сделано очень и очень многое: поставлено около 20 тысяч единиц нового медицинского оборудования, обновлен парк автотранспорта больниц, капитально отремонтирован 141 объект здравоохранения. Однако, несмотря на это, покупка нового оборудования и ремонт больниц и поликлиник не всегда приводят к улучшению качества обслуживания людей, и исправление этого ляжет на плечи депутатов нового состава донского парламента. Четвертый созыв — самый открытый из всех– Депутаты Законодательного Собрания четвертого созыва – самые открытые из всех поколений депутатского корпуса. Конечно, не все мои коллеги с радостью воспринимали процесс раскрытия информации. Но, тем не менее, сегодня любой желающий человек сможет без всяких проблем на сайте Законодательного Собрания узнать все о каждом депутате Законодательного Собрания, включая доходы и расходы его и его близких, – сказал В.Е. Дерябкин. Об открытости работы депутатов четвертого созыва свидетельствуют и создание Общественной палаты Ростовской области, и прямая трансляция заседаний в сети интернет, и проведение публичных слушаний по бюджету, и общественная экспертиза абсолютно всех областных законов и постановлений, и открытие интернет-приемной, в которой любой пользователь сети может задать свой вопрос депутату, а ответ избирателю размещается на сайте для публичного обозрения. Такого в практике работы Законодательного Собрания никогда раньше не было! – До настоящего времени в деятельности областных органов власти не было опыта подготовки подобных документов, поэтому структура доклада и его формат носят в известной степени экспериментальный характер, и о том, что получилось в результате, свое веское слово скажут люди, наши избиратели. Мы примем любые замечания. Но, главное, чтобы критика была объективной, а не голословной, учитывала возможности и полномочия региональных законодателей, – подчеркнул в завершение В.Е. Дерябкин. |