Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№1 (112) 31 января 2017] Социальное благополучие детей и семей — приоритет деятельности органов власти Ростовской области

Социальное благополучие – безусловный приоритет деятельности всех органов власти, учреждений социальной сферы.

Особое место в социальном благополучии отводится детям. Каждый четвертый житель нашей области – ребенок.

Система образования Ростовской области обеспечивает гарантии доступности образования для всех категорий детей.

Важным звеном в этой системе является социально-психологическое сопровождение детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Координацию деятельности служб психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям «групп риска» в сфере образования Ростовской области обеспечивает один из наиболее признанных в России Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Наиболее пристального внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

Формы обучения и социализации таких детей самые разные:

для детей с легкими нарушениями – в массовой школе с созданием доступной среды обучения,

для детей с более сложными отклонениями – действует сеть коррекционных учреждений различного вида, организовано обучение на дому и дистанционное образование. Наша задача – максимально приблизить возможность обучения детей-инвалидов к месту жительства.

В 2017 и в последующие годы необходимо расширение сети коррекционных школ с учетом принципа территориальной доступности на севере и востоке области за счет перепрофилирования имеющихся учреждений.

Обучение в школе-интернате должно стать социальным лифтом и платформой для получения ребенком-инвалидом профессии или специальности для дальнейшей востребованности в жизни.

Для этого в 7 специальных школах-интернатах реализуются программы подготовки по 11 профессиям, еще в 3-х специальных школах-интернатах с 2012 года работают Ресурсные центры профессиональной ориентации и профессиональной подготовки («Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», «Гуковская специальная школа-интернат №12», «Николаевская специальная школа-интернат»).

В настоящее время в 35 техникумах и колледжах области обучаются 310 инвалидов по 26 направлениям подготовки, из них приняты на обучение в 2016 году 111 человек. В том же году завершили обучение 109 молодых специалистов с инвалидностью, из них: трудоустроены – 78 человек, продолжили обучение в вузах – 19 человек (находятся в декретном отпуске – 6 человек, сменили место жительства – 3 человека, не работают по состоянию здоровья – 2 человека, не трудоустроены – 4 человека).

Особое внимание уделяется вопросам социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В общей численности детского населения области 1,25% составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них (91%) воспитывается в замещающих семьях.

В 2015 году в семьи граждан устроено 1562 ребенка, в 2016 – 1466 детей-сирот.

Так, за последние 3 года банк данных сокращен на 27% – в 2014 году, на 30% – в 2015, на 25% – в 2016. Ростовская область ежегодно входит в десятку регионов, где эта работа особенно эффективна.

Вместе с тем, приоритетной задачей для органов опеки остается обеспечение устройства детей-сирот в замещающие семьи.

В некоторых муниципалитетах при прочих равных условиях эта работа ведется достаточно интенсивно (Таганрог – 28 детей, Новочеркасск – 24 ребенка, Шахты – 11 детей), а в некоторых – Тарасовском, Красносулинском районах, Первомайском районе г. Ростова-на-Дону ведется плохо, ссылаясь на неудобный возраст, отсутствие кандидатов и прочие, «независящие» от органов опеки причины.

Детские дома реорганизованы в Центры помощи детям и наделены новыми полномочиями по устройству детей в семьи, восстановлению родителей в правах, подготовке кандидатов в замещающие родители, сопровождению выпускников и приемных семей.

На протяжении последних лет в области наблюдалось стабильное снижение количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в текущем году сохранить достигнутый результат не удалось. Без попечения родителей остались 1187 детей, что на 3% больше, чем в предыдущем, из них только 332 ребенка стали сиротами по причине смерти родителей. Остальные являются так называемыми социальными сиротами, у большинства родители лишены или ограничены в родительских правах.

Особого внимания со стороны государства требуют дети, которые находятся в социально опасном положении. В данную категорию входят несовершеннолетние, родители которых не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию или отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко обращаются с ними.

На конец 2007 года в области 4081 семья имела статус «находящейся в социально опасном положении», в них проживали 7289 детей.

За прошедшие 10 лет количество таких семей сократилось почти в 3 раза, и на 1 января 2017 года в регионе учтено только 1399 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 3151 ребенок.

В качестве положительного опыта по профилактике социального сиротства можно отметить работу Милютинского, Обливского, Пролетарского, Советского районов, в которых отсутствуют случаи лишения (ограничения) родителей, состоявших на учете, в родительских правах.

Вместе с тем, из 22 детей, родители которых лишены прав в Красносулинском районе, на учете состояли только 8 детей, в Миллеровском – 7 из 15, Октябрьском – 8 из 18, в Родионово-Несветайском – 2 из 11, г. Таганроге – 1 из 11, г. Ростове-на-Дону – 12 из 49, г. Шахтах – 5 из 25, в Неклиновском и Тацинском районах на учете не состоял ни один ребенок.

Особого внимания заслуживает и эффективность проводимой работы. Так, более половины детей (55%, 132 ребенка) состояли на учете 1-2 года, что свидетельствует о том, что реальные меры помощи семье не оказываются, основными методами работы продолжают оставаться беседы с родителями и обследования их жилищно-бытовых условий.

Подобная многолетняя неэффективная работа приводит к тому, что более трети детей остается без попечения родителей в возрасте от 10 до 18 лет, то есть когда возможности устройства ребенка в замещающую семью затруднены.

Таким образом, при формировании банка данных семей в социально опасном положении, наиболее актуальной является проблема несвоевременного выявления детей и семей этой категории.

Другая проблема – это несоответствие мероприятий, которые внесены в программы индивидуальной профилактической работы, реальным рискам и потребностям конкретных детей и семей.

Обращаю внимание глав, что следует пересмотреть список организаций и учреждений, привлекаемых к работе с детьми, обновить перечень услуг, которые предоставляются детям и семьям. К этой деятельности следует привлекать не только органы образования и соцзащиты, но и учреждения культуры и спорта, органы по молодежной политике, которые имеют необходимые ресурсы для организации досуга, волонтерской и иной помощи.

Главам муниципальных образований необходимо провести системный анализ профилактики социального сиротства, оценить результативность командной работы по выводу семей из кризиса и на основе полученных результатов принять дополнительные меры по повышению эффективности этой деятельности.

Нам вместе нужно переломить ситуацию к лучшему, исключить случаи равнодушия и формализм в работе.

Уверена, что эти меры поднимут уровень социальной защищенности семей с детьми и позволят выполнить поручение Президента Российской Федерации об улучшении их социального благополучия, прозвучавшее в ежегодном послании.





24.09.2018
Льготы по взносам на капремонт совместно проживающие пенсионеры и инвалиды получат с 1 января 2019 года
Инициатива донских депутатов, ставшая федеральным законом, нашла отражение в региональном законодательстве.
24.09.2018
Комитет по строительству одобрил проект изменений в Областном законе об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по социальному найму
21 сентября на заседании комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи депутаты одобрили проект поправок, уточняющий понятия «садоводческое некоммерческое объединение» и «садовый дом».
24.09.2018
Андрей Турчак: В парламенты всех 85 субъектов России внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для людей предпенсионного возраста
На сегодняшний день в парламенты всех субъектов Российской Федерации внесены законопроекты о сохранении региональных льгот для женщин, достигших 55 лет, и для мужчин 60 лет. Об этом сообщил секретарь Генерального совета «Единой России» Андрей Турчак.
21.09.2018
Форум «Ростов» – площадка старта для молодых и активных
С 16 по 21 сентября 2018 года в селе Натальевка Неклиновского района на базе Детского оздоровительного комплекса «Спутник» проходит молодежный образовательный форум «Ростов», который проводится ежегодно с 2010 года.
21.09.2018
Правительство Ростовской области получило приглашение к участию в форуме инновационных финансовых технологий Finopolis 2018
Заместитель губернатора Ростовской области Юрий Молодченко провел встречу с заместителем председателя Банка России Русланом Вестеровским и начальником Южного главного управления Банка России Евгением Эберенцем.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс