Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№1 (112) 31 января 2017] Социальное благополучие детей и семей — приоритет деятельности органов власти Ростовской области

Социальное благополучие – безусловный приоритет деятельности всех органов власти, учреждений социальной сферы.

Особое место в социальном благополучии отводится детям. Каждый четвертый житель нашей области – ребенок.

Система образования Ростовской области обеспечивает гарантии доступности образования для всех категорий детей.

Важным звеном в этой системе является социально-психологическое сопровождение детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Координацию деятельности служб психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям «групп риска» в сфере образования Ростовской области обеспечивает один из наиболее признанных в России Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Наиболее пристального внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

Формы обучения и социализации таких детей самые разные:

для детей с легкими нарушениями – в массовой школе с созданием доступной среды обучения,

для детей с более сложными отклонениями – действует сеть коррекционных учреждений различного вида, организовано обучение на дому и дистанционное образование. Наша задача – максимально приблизить возможность обучения детей-инвалидов к месту жительства.

В 2017 и в последующие годы необходимо расширение сети коррекционных школ с учетом принципа территориальной доступности на севере и востоке области за счет перепрофилирования имеющихся учреждений.

Обучение в школе-интернате должно стать социальным лифтом и платформой для получения ребенком-инвалидом профессии или специальности для дальнейшей востребованности в жизни.

Для этого в 7 специальных школах-интернатах реализуются программы подготовки по 11 профессиям, еще в 3-х специальных школах-интернатах с 2012 года работают Ресурсные центры профессиональной ориентации и профессиональной подготовки («Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», «Гуковская специальная школа-интернат №12», «Николаевская специальная школа-интернат»).

В настоящее время в 35 техникумах и колледжах области обучаются 310 инвалидов по 26 направлениям подготовки, из них приняты на обучение в 2016 году 111 человек. В том же году завершили обучение 109 молодых специалистов с инвалидностью, из них: трудоустроены – 78 человек, продолжили обучение в вузах – 19 человек (находятся в декретном отпуске – 6 человек, сменили место жительства – 3 человека, не работают по состоянию здоровья – 2 человека, не трудоустроены – 4 человека).

Особое внимание уделяется вопросам социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В общей численности детского населения области 1,25% составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них (91%) воспитывается в замещающих семьях.

В 2015 году в семьи граждан устроено 1562 ребенка, в 2016 – 1466 детей-сирот.

Так, за последние 3 года банк данных сокращен на 27% – в 2014 году, на 30% – в 2015, на 25% – в 2016. Ростовская область ежегодно входит в десятку регионов, где эта работа особенно эффективна.

Вместе с тем, приоритетной задачей для органов опеки остается обеспечение устройства детей-сирот в замещающие семьи.

В некоторых муниципалитетах при прочих равных условиях эта работа ведется достаточно интенсивно (Таганрог – 28 детей, Новочеркасск – 24 ребенка, Шахты – 11 детей), а в некоторых – Тарасовском, Красносулинском районах, Первомайском районе г. Ростова-на-Дону ведется плохо, ссылаясь на неудобный возраст, отсутствие кандидатов и прочие, «независящие» от органов опеки причины.

Детские дома реорганизованы в Центры помощи детям и наделены новыми полномочиями по устройству детей в семьи, восстановлению родителей в правах, подготовке кандидатов в замещающие родители, сопровождению выпускников и приемных семей.

На протяжении последних лет в области наблюдалось стабильное снижение количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в текущем году сохранить достигнутый результат не удалось. Без попечения родителей остались 1187 детей, что на 3% больше, чем в предыдущем, из них только 332 ребенка стали сиротами по причине смерти родителей. Остальные являются так называемыми социальными сиротами, у большинства родители лишены или ограничены в родительских правах.

Особого внимания со стороны государства требуют дети, которые находятся в социально опасном положении. В данную категорию входят несовершеннолетние, родители которых не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию или отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко обращаются с ними.

На конец 2007 года в области 4081 семья имела статус «находящейся в социально опасном положении», в них проживали 7289 детей.

За прошедшие 10 лет количество таких семей сократилось почти в 3 раза, и на 1 января 2017 года в регионе учтено только 1399 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 3151 ребенок.

В качестве положительного опыта по профилактике социального сиротства можно отметить работу Милютинского, Обливского, Пролетарского, Советского районов, в которых отсутствуют случаи лишения (ограничения) родителей, состоявших на учете, в родительских правах.

Вместе с тем, из 22 детей, родители которых лишены прав в Красносулинском районе, на учете состояли только 8 детей, в Миллеровском – 7 из 15, Октябрьском – 8 из 18, в Родионово-Несветайском – 2 из 11, г. Таганроге – 1 из 11, г. Ростове-на-Дону – 12 из 49, г. Шахтах – 5 из 25, в Неклиновском и Тацинском районах на учете не состоял ни один ребенок.

Особого внимания заслуживает и эффективность проводимой работы. Так, более половины детей (55%, 132 ребенка) состояли на учете 1-2 года, что свидетельствует о том, что реальные меры помощи семье не оказываются, основными методами работы продолжают оставаться беседы с родителями и обследования их жилищно-бытовых условий.

Подобная многолетняя неэффективная работа приводит к тому, что более трети детей остается без попечения родителей в возрасте от 10 до 18 лет, то есть когда возможности устройства ребенка в замещающую семью затруднены.

Таким образом, при формировании банка данных семей в социально опасном положении, наиболее актуальной является проблема несвоевременного выявления детей и семей этой категории.

Другая проблема – это несоответствие мероприятий, которые внесены в программы индивидуальной профилактической работы, реальным рискам и потребностям конкретных детей и семей.

Обращаю внимание глав, что следует пересмотреть список организаций и учреждений, привлекаемых к работе с детьми, обновить перечень услуг, которые предоставляются детям и семьям. К этой деятельности следует привлекать не только органы образования и соцзащиты, но и учреждения культуры и спорта, органы по молодежной политике, которые имеют необходимые ресурсы для организации досуга, волонтерской и иной помощи.

Главам муниципальных образований необходимо провести системный анализ профилактики социального сиротства, оценить результативность командной работы по выводу семей из кризиса и на основе полученных результатов принять дополнительные меры по повышению эффективности этой деятельности.

Нам вместе нужно переломить ситуацию к лучшему, исключить случаи равнодушия и формализм в работе.

Уверена, что эти меры поднимут уровень социальной защищенности семей с детьми и позволят выполнить поручение Президента Российской Федерации об улучшении их социального благополучия, прозвучавшее в ежегодном послании.





28.04.2017
«Фестиваль «Восточный форпост».
Началась подготовка к X-му юбилейному Всероссийскому фестивалю патриотической песни «Восточный форпост-2017», посвящённому Дню России.
28.04.2017
Законопроект о противодействии распространению анонимных SIM-карт внесен в Госдуму
В Госдуму поступил инициированный членами Совета Федерации законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», направленный на противодействие распространению анонимных SIM-карт.
28.04.2017
Завершена работа по уточнению границ муниципальных образований
27 апреля 2017 года под председательством Сергея БЕЗДОЛЬНОГО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») состоялось заседание комитета Законодательного Собрания Ростовской области по местному самоуправлению, посвященное рассмотрению 52 вопросов, касающихся уточнения характеристик имущества, передаваемого на уровень муниципальных образований. Данные изменения продиктованы, в связи с изменениями федерального законодательства и необходимо полностью перевести все границы муниципальных образований на цифровую систему координат, диктуемую Единым государственным реестром недвижимости.
28.04.2017
Доходы и расходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2016 году выросли по сравнению с 2015 годом
Депутаты комитета Законодательного Собрания по социальной политике заслушали отчет об исполнении бюджета ТФОМС за 2016 год
28.04.2017
Для получения дотаций из областного бюджета муниципальным образованиям необходимо будет заключить соглашение с Правительством области
Соответствующие изменения в областной закон о межбюджетных отношениях были одобрены комитетом Законодательного Собрания по бюджету
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс