[№1 (112) 31 января 2017] Современной школе нужен грамотный учитель31.01.2017
На территории Ворошиловского района расположена довольно внушительная сеть образовательных организаций, реализующих программы общего образования и обеспечивающих практически в полной мере образовательные запросы населения района. О том, как строится работа в школах и какие задачи стоят перед образовательными учреждениями, рассказала начальник отдела образования Ворошиловского района Ирина Юрьевна Микова. – Ирина Юрьевна, что представляет собой образовательная система Ворошиловского района? – Система образования Ворошиловского района включает в себя 41 образовательную организацию. Из них общеобразовательных школ – 18, три из которых имеют дошкольный уровень, дошкольных образовательных учреждений – 21, учреждений дополнительного образования – 2. Всего дошкольным образованием охвачено более 9,1 тыс. маленьких жителей Ворошиловского района в возрасте от 2 до 7 лет. Данные организации предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В связи с общим ростом населения Ворошиловского района увеличивается и количество детей школьного возраста: если в 2015–2016 учебном году в 18 муниципальных общеобразовательных организациях обучалось 18 407, то на 2016–2017 учебный год комплектование общеобразовательных учреждений составило 19 039 человек, что на 632 человека больше. Из них в первых классах обучается 2204 ребенка, в 11 классах – 703. – Каковы были итоги единого государственного экзамена? – В едином государственном экзамене 2016 года приняли участие 762 обучающихся Ворошиловского района. Результаты по основным предметам показали, что по русскому языку минимальный порог преодолели все выпускники, средний балл по району равен 72, что на 9 баллов выше результата предыдущего года, 4 человека из школа №65, гимназия №76 и школа №107 набрали максимальные 100 баллов. Средний тестовый балл по общеобразовательным учреждениям района по профильной математике составил 47 баллов, что также на 2 балла выше результата предыдущего года. Один выпускник из гимназии №76 по этому предмету набрал максимальные 100 баллов. По итогам 2015–2016 учебного года 144 выпускника 11-х классов награждены медалью «За особые успехи в учении» и 38 выпускников – медалью «За особые успехи выпускнику Дона». 636 выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений района поступили в высшие учебные заведения Москвы, Санкт– Петербурга, Ростова-на-Дону и других вузов России по различным профилям: гуманитарный – 188, технический – 154, военный – 12, строительный – 81, экономический – 125, медицинский – 53, педагогический – 8, архитектурный – 15; 90 человек поступили в колледжи, 10 в ПТУ. – Какие задачи стоят перед системой образования района в 2016–2017 году? – Прежде всего наша деятельность направлена на закрепление и умножение достигнутых позитивных изменений. К ним можно отнести сохранение 100% доступности дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет, повышение качества образования через использование резерва оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО и т.д.), создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций педагога, модернизация содержания и технологий деятельности школьных библиотек, увеличение направлений внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Будет продолжена работа по расширению содержания дополнительного образования детей за счет сетевого взаимодействия различный учреждений образования и социального партнерства с вузами и предприятиями города, разработке механизмов обновления образовательных программ на основе результатов внутренней оценки и внешних исследований качества образования. Важным направлением остается увеличение количества детей, обучающихся в одну смену, а также обеспечение условий для участия детей и педагогов в городских программах и проектах, создание условий для развития детской одаренности, для повышения качества гражданского воспитания подрастающей молодежи. – Как предполагается решать вопрос перехода на обучение в одну смену? – В Ворошиловском районе в две смены функционирует 12 муниципальных общеобразовательных организаций, что составляет 67% от общего количества школ. Во вторую смену обучается 4 379 человек, что составляет 23% от общего числа обучающихся, фактически – это 5 больших школ. Для обеспечения перехода общеобразовательных учреждений на односменный режим Учредителем разработана «Дорожная карта» со сроком действия до 2025 года по переводу в односменный режим работы общеобразовательных учреждений за счет перераспределения территорий, закрепленных за учреждениями образования, перепрофилирования и оптимизации использования кабинетов, хозяйственных и административных помещений, строительства и расширения площадей действующих общеобразовательных организаций путем осуществления к ним капитальных пристроек, строительства новых школ в жилой застройке в районе Ростовского моря и в 11 микрорайоне Северного жилого массива по улице Орбитальной. Учеба школьников в две смены в Ворошиловском районе так же, как и во всем городе, является одной из основных проблем сегодняшнего дня. При выполнении всех пунктов «Дорожной карты» до 2021 года в односменный режим работы должны перейти все учащиеся начальной школы и III ступени обучения, а к 2025 году – все общеобразовательные учреждения. – В последние годы много внимания уделяется патриотическому воспитанию школьников.... – Да, патриотическое воспитание стало одним из наиболее важных аспектов воспитательного процесса в образовательных учреждениях района. Традиционными для всех организаций являются мероприятия, направленные на формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий в Чечне и Афганистане, с узниками концлагерей, уроки мужества по событиям военных лет, организуются экскурсии и посещения музеев, проводятся тематические классные часы, школьные театры ставят спектакли по произведениям о войне, под руководством педагогов ведется большая поисковая работа, организуются тематические выставки детских рисунков и работ о войне, проводятся конкурсы сочинений. Особо стоит отметить роль в этой работе музеев, музейных комнат или музейных уголков, созданных поколениями школьников. На протяжении трех последних лет район занимает только первое место в городском смотре – конкурсе музеев, музейных комнат, музейных уголков. В рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне в каждой школе создан свой «Бессмертный полк» – дети не только принесли фотографии своих близких, но и имели возможность рассказать об их судьбе и участии в войне. Ежегодно в каждой школе проходят концерты для ветеранов, ученики участвуют в международных, городских, районных патриотических конкурсах, фестивалях, акциях: коллектив образцового вокального ансамбля «Каролина» стал лауреатом международного фестиваля «Песни воинской славы». С сентября 2016 по декабрь 2016 года около двух тысяч обучающихся общеобразовательных учреждений района посетили мероприятия в городском патриотическом центре «Победа», участвовали непосредственно в подготовке проводимых здесь патриотических мероприятий. – Ирина Юрьевна, в школах района много делается и для сохранения здоровья детей... – Развитие общества, науки идет быстрыми темпами, что не может не сказаться на содержании школьного образования, которое с каждым годом все больше расширяется, а учебный график школьника становится все плотнее. В данной ситуации возрастает роль здоровьесберегающих технологий. В Ворошиловском районе 50% школ являются пилотными по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, в том числе и работа с АРМИС. Увеличивается количество школ, на базе которых создается доступная среда для детей с ОВЗ, организуется инклюзивное образование. – Насколько эффективно работает в школах Ворошиловского района институт самоуправления школьников? – Лидерами по воспитанию молодых лидеров можно считать общеобразовательные учреждения №6, №34, №107. В 2016 году лидер детского объединения «Мы» МБОУ «Школа №6» Буряк Анна заняла 2 место в городском конкурсе «Лидер года – 2016» и стала призером областного конкурса «Лидер года – 2016». В настоящее время Аня является лидером районного детского и молодежного движения «Команда 21 века». В образовательных учреждениях №34, №107 активно работает система самоуправления, поэтому неслучайно эти учреждения вошли в число 22 школ Ростовской области, выбранных министерством общего и профессионального образования Ростовской области пилотными площадками Ростовского регионального отделения Общероссийской общественно – государственной детско - юношеской организации «Российское движение школьников». – В своем послании к Федеральному собранию Владимир Путин говорил о значимости волонтерского движения.... – Во всех образовательных учреждениях нашего района созданы волонтерские объединения, которые ведут активную деятельность. Направления работы волонтерских объединений различны: это и социальное, патриотическое, экологическое, благотворительная деятельность. Ежегодно в районе в декабре – январе проходит благотворительная акция «Подари ребенку счастье в Новый год». Школьные волонтеры в присутствии врачей, родителей детям, находящихся на лечении в Ростовском научно-исследовательском онкологическом институте и онкогематологическом отделении Детской областной больницы, вручают новогодние подарки – наборы для творчества, канцелярские товары, конструкторы «LEGO», развивающие игры и показывают для больных детей театрализованное новогоднее представление. В декабре 2016 года школьники посетили около 200 ветеранов войны, тружеников тыла и поздравили с новогодними праздниками. – Роль учителя в современной школе становится все значительнее. Каким должен быть педагог? – Современной школе нужен умный грамотный учитель. А для этого необходимо повышать престижность профессии, делать ее привлекательной для молодежи. Этому способствуют разные профессиональные конкурсы, самым главным из которых является конкурс «Учитель года». Ежегодно учителя школ района, воспитатели дошкольных учреждений становятся победителями и призерами этого конкурса. Победители и призеры работают в образовательных организациях района №№76, 118, 96, 30, 34, 65, 82. |