[№16 (108) 7 ноября 2016] Живая нить совместного законотворчества. 15-летию ЮРПА посвящается07.11.2016
Юбилейная, XXV Конференция Южно-Российской Парламентской Ассоциации в год ее 15-летия – прекрасный повод вспомнить наиболее яркие моменты истории ассоциации, охватить ее опыт, который будет, несомненно, использоваться и в дальнейшем. Обывателю трудно представить себе работу отдельного депутата или законодательного (представительного) органа власти в целом. Как и сложно понять, что для изменения той или иной нормы закона, как на областном, так и на федеральном уровне, требуется приложить массу усилий, потратить уйму времени, заручиться поддержкой множества коллег. Если верить крылатой фразе про то, что власть работает хорошо, когда она незаметна, то самой, пожалуй, идеальной по уровню работы является именно законодательная власть – она планомерно совершенствует правовое поле, а люди обращают на нее внимание только тогда, когда принимается непопулярный закон или закон принимается, но работает не очень четко. Сегодня «Парламентский вестник» попробует показать, насколько сильно проблемами и чаяниями рядовых жителей Дона, отдельных групп населения или отраслей экономики были насыщены 15 лет работы регионального депутатского корпуса в рамках ЮРПА. Несомненный успехДалеко не каждая законотворческая инициатива региональных законодателей, вносимая в Государственную Думу одним из субъектов, становится нормой закона. Скорее – это исключение из правила. И дело не в том, что качество законопроектов оставляет желать лучшего или поднимаемые регионом проблемы слишком незначительны для Федерации. Конечно, и то, и другое случается, но ЮРПА является прекрасным «фильтром», который помогает не выносить на федеральный уровень слабо проработанный, либо сугубо локальный по содержанию нормативный акт. Тем не менее, инициативы донских депутатов находят отражение в федеральном законодательстве. К примеру, в июне 2013 года Государственная Дума РФ приняла поправку в статью 11 Водного кодекса Российской Федерации, освобождающую рыбоводные хозяйства от платы за забор (изъятие) воды из федеральных водоемов. Данная поправка была инициирована депутатами Законодательного Собрания Ростовской области. С 2007 года на территории России вступило в силу положение, согласно которому изъятие водных ресурсов для целей товарного рыбоводства должно было осуществляться на основании договора водопользования на платной основе. В связи с тем, что требуемые объемы оплаты значительно превышали прибыль многих предприятий, возникла угроза для дальнейшего существования рыбной отрасли. – Несмотря на то, что вода, использованная рыбоводными хозяйствами, возвращалась в реку Дон с улучшенным качеством за счет естественного воздействия на нее процессов, происходящих при производстве и воспроизводстве аквакультуры, плата за использование водных ресурсов резко увеличивала себестоимость выращивания рыбы, вследствие чего ее производство становилось экономически нецелесообразным, – комментировал ситуацию первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по аграрной политике, продовольствию и природопользованию Николай Беляев. Прудовое рыбоводство области успешно развивалось на тот момент в 28 хозяйствах на площади более 20 тысяч га нагульных и около 3-х тысяч га вырастных рыбоводных прудов. Живая рыба традиционно пользовалась и пользуется высоким спросом, свыше 25% продукции вывозится в другие регионы России – Москву, Санкт-Петербург, Воронежскую область, Краснодарский и Ставропольские края, а также экспортируется за рубеж. Депутаты Донского парламента совместно с правительством Ростовской области неоднократно поднимали вопрос о необходимости освободить организации, занимающиеся рыбоводством, от данного вида оплаты. В октябре 2010 года этот вопрос был рассмотрен в г. Ростове-на-Дону на заседании круглого стола комиссии Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе РФ, в декабре этого же года – на конференции ЮРПА, которые поддержали инициативу донских законодателей. В 2011 г. поправка к проекту федерального закона была направлена в Государственную Думу. Через два с лишним года после внесения инициативы она стала нормой закона с 1 января 2014 года – таков небыстрый законотворческий процесс. Но проделанная депутатами донского парламента работа позволит предприятиям, осуществляющим производство и воспроизводство аквакультуры, привлекать больше заемных средств, квалифицированных специалистов, создавать необходимую инфраструктуру и новые рабочие места, что благоприятно скажется на развитии рыбной отрасли в России. За первые 10 лет работы ЮРПА, в частности, были подготовлены обращения в федеральные органы государственной власти о вступлении России во Всемирную торговую организацию; об ускорении делимитации государственной границы с Грузией и Казахстаном и исключительной экономической зоны в Черном море; о регулировании миграционных процессов; об усилении борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; о реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; о необходимости предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на организацию исполнения отдельных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации; о государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей; о законодательном обеспечении инициатив Президента Российской Федерации и другие. И многие предложения были поддержаны на федеральном уровне. ЭкономикаВ последние годы донские парламентарии неоднократно выносили на обсуждение в рамках ЮРПА серьезные инициативы экономической направленности. Вспомним некоторые из них. Первый пример – обращение ЮРПА к Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаилу Меню по вопросу совершенствования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территорий. – Сегодня процесс размещения линейных объектов, на наш взгляд, необоснованно усложнен. Если необходима прокладка трубопровода и других линейных объектов, нужно не просто иметь земельный участок и готовый проект, но также утвердить его в экспертизе и провести публичные слушания. В итоге работы растягиваются на сроки до полутора лет. Поэтому мы предлагаем сократить часть процедур, необходимых для размещения линейных объектов, – рассказывает об инициативе председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по строительству Евгений Шепелев. В частности, парламентарии предложили исключить проведение публичных слушаний в отношении документации по планировке территорий линейных объектов, если они размещаются в пределах красных линий границ территорий общего пользования, ранее утвержденных в составе документации по планировке территорий. То же касается и линейных объектов, не требующих получения разрешения на строительство. Еще один вопрос был связан с возрождением отечественного семеноводства и разведения племенного скота. Ни для кого не секрет, что в последнее время на территорию нашей страны завозился и продолжает завозиться преимущественно импортный семенной и племенной материал. – Это – следствие ослабления отечественной сельскохозяйственной науки, которая должна работать над разработкой семенного и племенного материала. Мы с озабоченностью рассмотрели этот вопрос и предложили правительству Российской Федерации, в частности, министерству сельского хозяйства, предусмотреть в бюджетах последующих трех лет увеличение ассигнований нашей национальной сельскохозяйственной науки, чтобы в нашей стране могли производить качественное семя и качественное племя, – рассказывал инициатор обращения – председатель комитета по аграрной политике, продовольствию, природопользованию и земельным отношениям Законодательного Собрания Ростовской области Владимир Гребенюк. Ведь на территории Ростовской области в былые времена работали крупные племенные и семеноводческие хозяйства, научные институты, в том числе Зерноградский. В Тарасовском районе функционировала целая опытная станция по производству семян. Сегодня же, к сожалению, былые позиции утрачены. И донские законодатели сделали все возможное для того, чтобы появились четкое государственное регулирование в этой сфере и необходимая поддержка. Разумеется, этими небольшими примерами не исчерпывается весь перечень инициатив донских парламентариев, направленных на совершенствование российского законодательства по экономическому блоку вопросов, работы отдельных отраслей. Но даже обозначенные инициативы показывают, насколько глубоко законодатели Ростовской области вникают и погружаются в насущные проблемы своих земляков. Общественный порядок, поисковая работа и образованиеО том, насколько важны и общественно значимы предложения донских законодателей не только для Ростовской области, но и для всего юга России, всей страны, свидетельствуют три недавних ярких примера, относящихся не к экономическому блоку вопросов, а к сферам соблюдения общественного порядка, работы волонтеров в учреждениях здравоохранения и организации поисковой работы на местах. В октябре 2015 г. парламентарии юга России единогласно поддержали инициативу Законодательного Собрания Ростовской области о необходимости внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях по очень значимой для любого региона проблеме. В соответствии с действующей редакцией Кодекса, полицейские не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Такое право может быть дано только в том случае, если между субъектом и региональным управлением внутренних дел заключено соответствующее соглашение. – Причем это соглашение должно предусматривать не только передачу полицейским полномочий, но и финансовые средства на реализацию этих функций. Прошло более года с момента принятия Кодекса, но ни в одном субъекте до настоящего времени не заключено ни одного подобного соглашения, – комментировала ситуацию заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по законодательству Ирина Рукавишникова. По ее словам, причин у этого явления было несколько. В частности, отсутствовала определенность по финансовому обеспечению данной деятельности, а органы внутренних дел были не готовы принимать на себя все виды составов административных правонарушений, которые рекомендованы субъектами. Например, для Ростовской области было бы актуальным участие полицейских в составлении протоколов по таким правонарушениям как торговля в неустановленных местах, нахождение детей в позднее время без присмотра, нарушение тишины и покоя граждан. ЮРПА поддержала предложения донских законодателей, которые сводились к следующему. Во-первых, определить наиболее актуальные и общие для субъектов РФ составы административных правонарушений, забрать их с регионального уровня и включить в федеральный Кодекс, чтобы у полицейских не было проблем с составлением протоколов. Во-вторых, по оставшимся составам, особенным и актуальным лишь для отдельных регионов, сохранить конструкцию заключения соглашений между субъектом и региональным органом внутренних дел, но на безвозмездной основе. Другую инициативу донских законодателей коллеги по ЮРПА одобрили в 2016 г. Она касалась необходимости внесения изменений в Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». – Речь идет о поисковой деятельности – обширной работе по увековечению памяти о наших воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Федеральное законодательство изменилось, и решение этих вопросов было отнесено к ведению российского Министерства обороны. Мы же считаем, что подобная работа проводится, прежде всего, на территории муниципалитетов, и отстранять муниципальную и региональную власть от принятия решений по этому вопросу нельзя. Именно поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы федеральный законодатель предусмотрел межведомственный контроль за поисковой работой, – прокомментировал ситуацию председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике Владимир Катальников. В мае 2014 г., на XX Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации, депутаты ЮРПА поддержали обращение Законодательного Собрания Ростовской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергею Нарышкину по вопросу внесения изменений в Федеральный закон об образовании. Поправками предлагалось предоставить волонтерам, проработавшим в учреждениях здравоохранения не менее одного года, преимущественное право зачисления на обучение в медицинские вузы. – Впервые это предложение прозвучало в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, но до сих пор оно не реализовано. К нам обратились добровольческие общественные организации с просьбой ускорить процесс принятия этих поправок. Наше областное министерство здравоохранения также проявляет в этом заинтересованность и готово заключить договоры о направлении в качестве «целевиков» таких волонтеров в высшие образовательные медицинские учреждения. Мы считаем, что эта инициатива очень актуальна. Нас поддержали коллеги по Южному Федеральному округу, и я рассчитываю, что Государственная Дума решит этот вопрос, – комментировала инициативу председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями Валентина Маринова. Очень долгий вопросНа XV Конференции ЮРПА, прошедшей 7 октября 2011 года в с.Ольгинка Туапсинского района Краснодарского края, обсуждались итоги мониторинга реализации Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Особое внимание при проведении мониторинга было уделено готовности управляющих рынками компаний к реализации требований статьи 24 данного закона, которая с 1 января 2013 года запрещала использование временных сооружений для организации деятельности рынков. Результаты мониторинга показали, что значительная часть рынков регионов Южного федерального округа не соответствовала требованиям, установленным данным федеральным законом. Реконструкция розничных рынков и возведение на их территориях капитальных зданий, строений и сооружений в ограниченные сроки требовала значительных материальных затрат. В сельской местности такие рынки в большинстве случаев – это открытые площадки, оборудованные торговыми местами некапитального характера. Причем подобные рынки работают не каждый день, а чаще всего от 3 до 18 дней в месяц. Поэтому вложение средств в их реконструкцию окажется просто нерентабельным, а их закрытие повлечет за собой создание неблагоприятных условий для покупателей и потерю доходов для большинства предпринимателей. В условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных товаропроизводителей розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан России. Поэтому парламентарии предложили федеральному законодателю внести изменения в действующие нормативные акты и предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно принимать решения об использовании капитальных строений, зданий и сооружений для организации деятельности таких рынков в муниципальных образованиях с численностью населения менее 500 тысяч человек. Депутаты Государственной Думы поддержали эту инициативу ЮРПА, но за прошедшие с того момента годы стало ясно, что и в городах-миллионниках не так-то просто перевести все продовольственные рынки в комфортабельные крытые помещения. Поэтому региональные законодатели подготовили инициативу о наделении субъектов федерации аналогичным правом и в городах с численностью населения более миллиона человек. Данная инициатива будет рассматриваться в Ростове-на-Дону на юбилейной XXV Конференции ЮРПА. Немного историиЮжно-Российская Парламентская Ассоциация была создана в 2001 году по предложению полномочного представительства Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе как консультативный совещательный орган для осуществления законосовещательной деятельности в едином правовом пространстве и для установления межпарламентского сотрудничества. Примерно с 2000 года в стране активно обсуждалась проблема отсутствия так называемой «вертикали» законодательной власти в России. Подчеркивалась и необходимость координации работы законодательных органов различных уровней, в том числе важность прямого взаимодействия между субъектами Федерации. Этот процесс начался по инициативе самих региональных законодательных собраний. И создание ЮРПА стало логичным шагом в сторону укрепления законодательной власти округа. 25 апреля 2001 года в г. Ростове-на-Дону одиннадцатью руководителями парламентов субъектов Южного федерального округа был подписан договор об образовании Южно-Российской Парламентской Ассоциации. А 21 июня 2001 года на Донской земле была проведена I Конференция Парламентской Ассоциации. Полный состав Ассоциации образовался уже в феврале 2005 года. В соответствии с Уставом ЮРПА призвана решать следующие задачи:
Отдельным важным направлением ЮРПА стала работа в области молодежной политики. В 2006 году, на VII конференция ЮРПА в г. Волгограде был создан Совет молодых законодателей Южного федерального округа. Цель создания Совета – содействие деятельности законодательных органов округа в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, изучение проблем молодежи и подготовка рекомендаций по их решению. В 2010 г. Президент РФ принял решение о разделении Южного федерального округа на два самостоятельных – Южный и Северо-Кавказский. Многие скептики тогда предрекали, что парламентская ассоциация, насчитывающая 13 полноправных и несколько ассоциированных членов, прекратит свое существование. К счастью, их прогнозы не сбылись – ЮРПА продолжает работать и развиваться на благо жителей своих регионов и всей страны. ЮРПА сегодня и завтраВ настоящее время членами ЮРПА являются Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея, Дума Астраханской области, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, Законодательное Собрание Краснодарского края, Законодательное Собрание Ростовской области и Волгоградская областная Дума. Ассоциированными членами с правом совещательного голоса в ЮРПА являются Народное Собрание Республики Ингушетия, Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Парламент Республики Северная Осетия-Алания, Народное Собрание-Парламент Республики Абхазия, Государственный Совет Республики Крым. Все это вместе – огромный регион, обладающий неповторимыми природно-климатическими, национально-культурными, экономическими и социальными особенностями. У каждого входящего в его состав субъекта есть собственные «ниши», но и совместная законотворческая деятельность наших регионов весьма успешна. – Опыт других регионов очень ценен для нас и наоборот. В 2012 году мы через Конституционный суд РФ добились признания неконституционными отдельных положений федерального закона об обращениях граждан – обосновывая свою позицию, мы ссылались на прямо противоположные судебные решения по одним и тем же вопросам, которые присылали нам наши коллеги из других регионов, – говорит в преддверии юбилейной Конференции ЮРПА на донской земле Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Ищенко. Он же напоминает, что в 1996 году донские законодатели одними из первых в России, принимали областной закон о молодежной политике и многие региональные парламенты потом использовали этот опыт. Относительно недавно Ростовская область – также первая в России – приняла областной закон о создании и господдержке МФЦ, который многие другие регионы впоследствии брали за основу. Более того, этот опыт лег в основу и федерального законодательства. Так, плодотворно делясь опытом и выдвигая совместные инициативы в рамках Южно-Российской Парламентской Ассоциации, парламентарии юга России совершенствуют и будут дальше совершенствовать региональное и федеральное законодательство на благо жителей своих регионов и всех россиян. 25 апреля 2001 года в г. Ростове-на-Дону одиннадцатью руководителями парламентов субъектов Южного федерального округа был подписан договор об образовании Южно-Российской Парламентской Ассоциации. А 21 июня 2001 года на донской земле была проведена I Конференция Парламентской Ассоциации. Уважаемые участники XXV Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации!Приветствую вас на гостеприимной донской земле и поздравляю с проведением юбилейной конференции! Для жителей Ростовской области большая честь принимать мероприятие, на котором будут определены основные направления законодательной деятельности депутатов всего юга России. За 15 лет работы Ассоциация прошла путь становления и стала эффективным механизмом межрегионального сотрудничества, формирования единого правового пространства на территории нашей страны. Депутатами всех созывов проделана большая работа по созданию, развитию и укреплению роли региональной законодательной власти. Их деятельность во все времена была нацелена на защиту прав граждан, на решение их насущных вопросов. В трудных дискуссиях находились верные решения, которые были так необходимы для развития отдельных регионов и всего юга России. Убеждён, что юбилейная конференция поможет организовать эффективную и системную работу на местах, а актуальные законодательные инициативы получат одобрение на федеральном уровне. Желаю участникам конференции продуктивной совместной работы! В.Ю. Голубев, Губернатор Ростовской области
Уважаемые коллеги!От имени депутатов Законодательного Собрания Ростовской области приветствую вас на XXV, юбилейной Конференции Южно-Российской Парламентской Ассоциации. За всю историю Ассоциации Ростовская область уже в третий раз берет знамя Конференции, и для нас огромная честь и ответственность проводить ее на донской земле. Каждый регион, принимающий на своей территории парламентские делегации юга России, раз за разом содержательно поднимает уровень этого мероприятия, поэтому перед донскими законодателями стоит непростая задача сохранить эту тенденцию. За пятнадцать лет деятельности Южно-Российская Парламентская Ассоциация доказала свою состоятельность, став влиятельной парламентской организацией, выдвинувшей большое количество важнейших законодательных инициатив. Но нам еще предстоит много поработать над тем, чтобы усилить сотрудничество с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. От эффективности взаимодействия с Федеральным Собранием во многом зависит как быстро наши инициативы лягут в основу федеральных нормативных актов. Желаю всем плодотворной работы на конференции и дальнейших успехов в нашей совместной законотворческой деятельности! Председатель Законодательного Собрания Ростовской области А.В. Ищенко |