Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№19 (111) 30 декабря 2016] Под флагом инноваций

В Ростовской области на сегодняшний день успешно функционируют общеобразовательные учреждения, в которых творчески работают и демонстрируют  модели своего опыта лучшие педагоги и руководители. Министерство образования РО периодически организовывает мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся и педагогов образовательных организаций к использованию инновационных технологий. Что относится к инновациям в сфере образования, и как они внедряются в учебный процесс – в беседе с министром общего и профессионального образования Ростовской области Балиной Ларисой Валентиновной.

– Инновации – достаточно широкое, емкое понятие. Это и идеи, и средства, и результаты, используемые для совершенствования системы образования. Как стоит воспринимать обывателю это понятие?

– Сегодня общественность, родители школьников «продвинуты» настолько в вопросах образования, что понятие «обыватель» можно не использовать. И это хорошо, потому что полноценное обучение и воспитание в школе без участия всех субъектов (как мы говорим) образовательного процесса невозможно.

Соглашусь с тем, что понятие «инновации» используется сегодня в самом широком смысле слова.

Для общего образования – это прежде всего связано с обновлением содержания образования в целом, введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые на сегодня в Ростовской области внедряются не только по плану поэтапно в 1-6 классах, но и в трети школ области в 7-9 классах, это и инициативная деятельность образовательных организаций по разным направлениям, включая социальные проекты, работу с одаренными детьми, апробацию различных моделей воспитания, внеурочной деятельности и многое другое.

К инновационным событиям можно отнести также введение Концепции развития математического образования и Концепции преподавания русского языка и литературы в российских школах, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также проект Концепции географического образования, в обсуждении которого работники образования и общественность Дона активно участвуют.

Важно живой новый опыт передавать, активно транслировать.

В апреле 2016 года в Ростове-на-Дону совместно с Минобрнауки России проведено всероссийское совещание по вопросам развития общего образования и реализации ФГОС общего образования с участием представителей 70 субъектов РФ. Представитель Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин отметил, что это рекордное количество субъектов-участников в подобном мероприятии.

Участие в новых федеральных проектах – одно из важных инновационных направлений деятельности системы образования.

Как пример: в 2016 году Ростовская область вошла в число победителей конкурса региональных программ развития образования по мероприятию Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы и получила из федерального бюджета около 28 млн руб.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования подготовил более 3 тысяч учителей, в большей части – из Чеченской Республики и Республики Дагестан.

Благодаря этому проекту отработана система дополнительного профессионального образования, обладающая способностью решать социально важные задачи, которые являются актуальными сегодня – качество преподавания и уровень владения русским языком в разных его качествах: как родным, как неродным, как иностранным и как государственным языком Российской Федерации.

Позиция министерства образования области – всемерно поддерживать инициативы и принимать участие в новых, способствующих развитию системы образования Дона проектах.

– С помощью каких госпрограмм осуществляется распространение и внедрение инноваций в сферу образования?

– Распространение и внедрение инноваций в сферу образования осуществляется посредством госпрограммы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы и Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.

В 2016 году Ростовская область стала победителем по двум конкурсным отборам: по реализации мероприятия «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы и по реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.

Благодаря реализации мероприятий региональной госпрограммы «Развитие образования», плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» обеспечено стабильное функционирование и планомерное развитие системы образования Ростовской области.

– Лариса Валентиновна, как проходит подготовка педагогических кадров к инновационной деятельности?

– Донские учителя постоянно работают в инновационном режиме, поэтому система повышения квалификации области выстроена так, чтобы этот процесс был непрерывным и комфортным для учителя. Найдена формула – повышение квалификации с использованием персонифицированных программ путем вовлечения педагогов в их разработку.

В донском регионе функционирует региональное учебно-методическое объединение, которое обеспечивает заинтересованное широкое взаимодействие работников образования, общественных организаций, представителей работодателей.

Кроме того, за период с 2014 по 2016 годы созданы 80 муниципальных методических ресурсных центров в базовых образовательных организациях области для непрерывного профессионального образования педагогов.

В общем контексте изменений региональный инновационный кластер эффективных образовательных систем и ряд региональных сетевых ресурсов, включая ассоциации учителей-предметников, значительно расширили пространство профессионального общения.

– В каких образовательных учреждениях существуют экспериментальные площадки по внедрению инновационных технологий?

– Более 300 образовательных организаций по различным направлениям ведут инновационную деятельность, и это помимо работы 80 муниципальных ресурсных центров и 1 областного ресурсного центра на базе детского дома города Азова.

В прошлом учебном году начата систематическая работа в 15 пилотных школах области, которую, безусловно, можно назвать инновационной, по использованию электронных форм учебников в образовательной процессе.

– Каковы требования при работе с компьютерными технологиями в рамках учебного процесса для минимизации воздействия на здоровье учащегося?

– Информационные технологии стремительно ворвались в жизнь российских школ. Без их использования современная школа уже не может работать на перспективу.

Согласитесь, что давать оценку воздействия компьютерной техники на здоровье детей в учебном процессе целесообразнее в рамках научных исследований.

В вопросе сохранения здоровья обучающихся школы руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиНами), где, например, сказано, что продолжительность работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой в 1-4 классах составляет 15 минут, в 5-9 классах – 20 минут, в 10-11 классах – 25 минут, использование компьютера с жидкокристаллическим монитором позволяет увеличить его использование на 5 минут, а в старших классах – на 10 минут, но не более.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, предписано проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Школы обязаны исполнять эти требования.

– Появление новых учебных дисциплин также связано с обновлением образовательной политики. Какие дисциплины появились, и какие должны еще появиться?

– Учебный план школы устроен так, что обязательные учебные предметы могут быть дополнены учебными предметами, курсами, модулями по выбору школы. В выступлении министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой прозвучало предложение о введении астрономии как обязательного предмета в школу. Мы это только приветствуем. На данный момент предмет «Астрономия» входит в перечень предметов по выбору и может изучаться по выбору школы.

Благодаря введению ФГОС в основной школе появилась возможность, но не обязанность изучать второй иностранный язык в качестве обязательного компонента с 5 класса.

Только в один из вариантов учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования включен второй иностранный язык как обязательный – а школа самостоятельно принимает решение о выборе варианта учебного плана.

Нужно отметить, что и ранее школы с углубленным изучением языков, гимназии использовали компонент образовательного учреждения в учебном плане для изучения второго языка, так что положительный опыт у нас на Дону есть.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям школьников: создание образовательной программы школы сопровождается ее обсуждением, включая привлечение родительской общественности, поэтому через органы самоуправления образовательных организаций родители вправе принимать участие в разработке образовательного маршрута своих детей, в том числе предлагать в вариативную часть предметы, курсы, которые необходимы вашим детям.

– Что говорят данные о состоянии технически-информационной базы образовательных учреждений Ростовской области?

– Школы области обладают значительными информационными ресурсами: в активе более 81 тысячи компьютеров, 11 тысяч комплектов мультимедийного оборудования и 8 тысяч интерактивных досок. Мы не останавливаемся на достигнутом. Перед нами стоит задача перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники во всех областях деятельности образовательной организации. Те меры, которые предпринимает министерство, ориентируют образовательные организации эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы, применять их в учебном процессе по всем дисциплинам, во внеклассной работе (на занятиях по углубленному изучению отдельных предметов, в кружках по интересам), студии компьютерной графики и анимации, шахматной секции, школьном издательстве, школьном электронном новостном журнале, школьном сайте и другим. Главное, чтобы компьютерные технологии были не самоцелью, а средством для повышения качества образования, социализации школьников и студентов.

Ежегодно Минобразованием Ростовской области организуются мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся и педагогических работников образовательных организаций к использованию информационных технологий: областная олимпиада школьников по информационным технологиям, областной конкурс среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий. В целях трансляции лучшего педагогического опыта, новых решений в сфере информатизации ежегодно проводится Южно-Российская научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании».

– Где могут продолжить повышение уровня знаний отличившиеся ученики Ростовской области?

– Школьники Ростовской области принимают активное участие в сменах образовательного центра «Сириус» (г. Сочи), который создан по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Цель работы данного образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из нескольких десятков регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ. В 2016 году в «Сириус» были приглашены более 70 школьников из Ростовской области, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин. 





19.10.2018
17 октября свои двери открыла выставка «Здоровье и Долголетие»
Проект, ежегодно проходящий при поддержке Управления здравоохранения Ростовской области, завершит свою работу 21 октября.
19.10.2018
Василий Голубев: «В Ростове-на-Дону будет открыто генконсульство Республики Узбекистан»
Об этом губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил сегодня, 19 октября, в Ташкенте, в ходе делового завтрака, с которого стартовал основной день Первого форума межрегионального сотрудничества между Россией и Республикой Узбекистан».
19.10.2018
20 октября на Дону пройдет осенний День древонасаждений
В субботу, 20 октября, во всех муниципальных образованиях Ростовской области состоится осенний День древонасаждений.
19.10.2018
Депутаты донского парламента примут активное участие в работе XXIII Димитриевских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» 18.10.2018
Об этом заявил Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр ИЩЕНКО (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») на итоговом заседании оргкомитета.
19.10.2018
Александр Скрябин принял участие в XI международном форуме «Транспортный потенциал» в Санкт-Петербурге
В четверг, 18 октября, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ростовской области – председатель комитета по строительству Александр СКРЯБИН (Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») принял участие в работе XI международного форума “Транспортный потенциал”.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2018
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс