[№19 (111) 30 декабря 2016] Под флагом инноваций30.12.2016
В Ростовской области на сегодняшний день успешно функционируют общеобразовательные учреждения, в которых творчески работают и демонстрируют модели своего опыта лучшие педагоги и руководители. Министерство образования РО периодически организовывает мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся и педагогов образовательных организаций к использованию инновационных технологий. Что относится к инновациям в сфере образования, и как они внедряются в учебный процесс – в беседе с министром общего и профессионального образования Ростовской области Балиной Ларисой Валентиновной. – Инновации – достаточно широкое, емкое понятие. Это и идеи, и средства, и результаты, используемые для совершенствования системы образования. Как стоит воспринимать обывателю это понятие? – Сегодня общественность, родители школьников «продвинуты» настолько в вопросах образования, что понятие «обыватель» можно не использовать. И это хорошо, потому что полноценное обучение и воспитание в школе без участия всех субъектов (как мы говорим) образовательного процесса невозможно. Соглашусь с тем, что понятие «инновации» используется сегодня в самом широком смысле слова. Для общего образования – это прежде всего связано с обновлением содержания образования в целом, введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, которые на сегодня в Ростовской области внедряются не только по плану поэтапно в 1-6 классах, но и в трети школ области в 7-9 классах, это и инициативная деятельность образовательных организаций по разным направлениям, включая социальные проекты, работу с одаренными детьми, апробацию различных моделей воспитания, внеурочной деятельности и многое другое. К инновационным событиям можно отнести также введение Концепции развития математического образования и Концепции преподавания русского языка и литературы в российских школах, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также проект Концепции географического образования, в обсуждении которого работники образования и общественность Дона активно участвуют. Важно живой новый опыт передавать, активно транслировать. В апреле 2016 года в Ростове-на-Дону совместно с Минобрнауки России проведено всероссийское совещание по вопросам развития общего образования и реализации ФГОС общего образования с участием представителей 70 субъектов РФ. Представитель Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин отметил, что это рекордное количество субъектов-участников в подобном мероприятии. Участие в новых федеральных проектах – одно из важных инновационных направлений деятельности системы образования. Как пример: в 2016 году Ростовская область вошла в число победителей конкурса региональных программ развития образования по мероприятию Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы и получила из федерального бюджета около 28 млн руб. Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования подготовил более 3 тысяч учителей, в большей части – из Чеченской Республики и Республики Дагестан. Благодаря этому проекту отработана система дополнительного профессионального образования, обладающая способностью решать социально важные задачи, которые являются актуальными сегодня – качество преподавания и уровень владения русским языком в разных его качествах: как родным, как неродным, как иностранным и как государственным языком Российской Федерации. Позиция министерства образования области – всемерно поддерживать инициативы и принимать участие в новых, способствующих развитию системы образования Дона проектах. – С помощью каких госпрограмм осуществляется распространение и внедрение инноваций в сферу образования? – Распространение и внедрение инноваций в сферу образования осуществляется посредством госпрограммы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы и Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. В 2016 году Ростовская область стала победителем по двум конкурсным отборам: по реализации мероприятия «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы и по реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. Благодаря реализации мероприятий региональной госпрограммы «Развитие образования», плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» обеспечено стабильное функционирование и планомерное развитие системы образования Ростовской области. – Лариса Валентиновна, как проходит подготовка педагогических кадров к инновационной деятельности? – Донские учителя постоянно работают в инновационном режиме, поэтому система повышения квалификации области выстроена так, чтобы этот процесс был непрерывным и комфортным для учителя. Найдена формула – повышение квалификации с использованием персонифицированных программ путем вовлечения педагогов в их разработку. В донском регионе функционирует региональное учебно-методическое объединение, которое обеспечивает заинтересованное широкое взаимодействие работников образования, общественных организаций, представителей работодателей. Кроме того, за период с 2014 по 2016 годы созданы 80 муниципальных методических ресурсных центров в базовых образовательных организациях области для непрерывного профессионального образования педагогов. В общем контексте изменений региональный инновационный кластер эффективных образовательных систем и ряд региональных сетевых ресурсов, включая ассоциации учителей-предметников, значительно расширили пространство профессионального общения. – В каких образовательных учреждениях существуют экспериментальные площадки по внедрению инновационных технологий? – Более 300 образовательных организаций по различным направлениям ведут инновационную деятельность, и это помимо работы 80 муниципальных ресурсных центров и 1 областного ресурсного центра на базе детского дома города Азова. В прошлом учебном году начата систематическая работа в 15 пилотных школах области, которую, безусловно, можно назвать инновационной, по использованию электронных форм учебников в образовательной процессе. – Каковы требования при работе с компьютерными технологиями в рамках учебного процесса для минимизации воздействия на здоровье учащегося? – Информационные технологии стремительно ворвались в жизнь российских школ. Без их использования современная школа уже не может работать на перспективу. Согласитесь, что давать оценку воздействия компьютерной техники на здоровье детей в учебном процессе целесообразнее в рамках научных исследований. В вопросе сохранения здоровья обучающихся школы руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиНами), где, например, сказано, что продолжительность работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой в 1-4 классах составляет 15 минут, в 5-9 классах – 20 минут, в 10-11 классах – 25 минут, использование компьютера с жидкокристаллическим монитором позволяет увеличить его использование на 5 минут, а в старших классах – на 10 минут, но не более. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, предписано проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления. Школы обязаны исполнять эти требования. – Появление новых учебных дисциплин также связано с обновлением образовательной политики. Какие дисциплины появились, и какие должны еще появиться? – Учебный план школы устроен так, что обязательные учебные предметы могут быть дополнены учебными предметами, курсами, модулями по выбору школы. В выступлении министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой прозвучало предложение о введении астрономии как обязательного предмета в школу. Мы это только приветствуем. На данный момент предмет «Астрономия» входит в перечень предметов по выбору и может изучаться по выбору школы. Благодаря введению ФГОС в основной школе появилась возможность, но не обязанность изучать второй иностранный язык в качестве обязательного компонента с 5 класса. Только в один из вариантов учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования включен второй иностранный язык как обязательный – а школа самостоятельно принимает решение о выборе варианта учебного плана. Нужно отметить, что и ранее школы с углубленным изучением языков, гимназии использовали компонент образовательного учреждения в учебном плане для изучения второго языка, так что положительный опыт у нас на Дону есть. Пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям школьников: создание образовательной программы школы сопровождается ее обсуждением, включая привлечение родительской общественности, поэтому через органы самоуправления образовательных организаций родители вправе принимать участие в разработке образовательного маршрута своих детей, в том числе предлагать в вариативную часть предметы, курсы, которые необходимы вашим детям. – Что говорят данные о состоянии технически-информационной базы образовательных учреждений Ростовской области? – Школы области обладают значительными информационными ресурсами: в активе более 81 тысячи компьютеров, 11 тысяч комплектов мультимедийного оборудования и 8 тысяч интерактивных досок. Мы не останавливаемся на достигнутом. Перед нами стоит задача перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники во всех областях деятельности образовательной организации. Те меры, которые предпринимает министерство, ориентируют образовательные организации эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы, применять их в учебном процессе по всем дисциплинам, во внеклассной работе (на занятиях по углубленному изучению отдельных предметов, в кружках по интересам), студии компьютерной графики и анимации, шахматной секции, школьном издательстве, школьном электронном новостном журнале, школьном сайте и другим. Главное, чтобы компьютерные технологии были не самоцелью, а средством для повышения качества образования, социализации школьников и студентов. Ежегодно Минобразованием Ростовской области организуются мероприятия, направленные на повышение интереса обучающихся и педагогических работников образовательных организаций к использованию информационных технологий: областная олимпиада школьников по информационным технологиям, областной конкурс среди детей и юношества на лучшую разработку с использованием информационных технологий. В целях трансляции лучшего педагогического опыта, новых решений в сфере информатизации ежегодно проводится Южно-Российская научно-практическая конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». – Где могут продолжить повышение уровня знаний отличившиеся ученики Ростовской области? – Школьники Ростовской области принимают активное участие в сменах образовательного центра «Сириус» (г. Сочи), который создан по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Цель работы данного образовательного центра «Сириус» – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 600 детей в возрасте 10-17 лет из нескольких десятков регионов России. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ. В 2016 году в «Сириус» были приглашены более 70 школьников из Ростовской области, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин. |