[№19 (69) октябрь 2014] «Донтрансгидромеханизация»: традиции, опыт, новаторство30.10.2014
ЗАО «Донтранс-гидромеханизация» специализируется на гидромеханизированных работах на территории Южного федерального округа. За многолетнюю историю компания принимала участие в строительстве десятков объектов различного назначения, постоянно накапливая опыт в производстве гидромеханизированных работ и передавая его из поколение в поколение. Об истории становления компании и ее сегодняшнем дне рассказывает генеральный директор ВАЛЕНТИН ЛЕВАНОВ. – Валентин Иванович, с чего начиналась ваша компания? – В октябре 1958 года Костромской участок №2 треста «Трансгидрострой» был перебазирован в г. Ростов-на-Дону для строительства подходов к автодорожному мосту через р. Дон в районе г. Аксая и железнодорожной линии Кизитеринка-Батайск. После слияния участка №2 с Гирейским хозрасчетным участком МПС и переименования треста «Трансгидрострой» в трест «Трансгидромеханизация» в мае 1961 года участок переименован в Специализированное управление №476. Передислокация участка и его укрепление были связаны с необходимостью развития объектов транспортного строительства близ г. Ростова-на-Дону в условиях заболоченной Батайской поймы. Строительство автомобильных и железных дорог в этом районе давало возможность прямого выхода из центра России на Кавказ. Сосредоточенность объемов и заболоченность местности предрешили применение гидромеханизации как единственного способа производства земляных работ в этом районе. Опыт работы на строительстве железной дороги Кизитеринка-Батайск, технический и производственный потенциал, сконцентрированные трудовые и материальные ресурсы позволили расширить применение гидромеханизации на объектах транспортного строительства юга России и создать в Ростовской области, Краснодарском крае и на Северном Кавказе сеть прорабских участков, крупнейшим из которых был ростовский. В 1992 году Специализированное управление №476 из структурного подразделения становится самостоятельным акционерным предприятием закрытого типа – ЗАО «Донтрансгидромеханизация». За весь период работы предприятием выполнен объем работ около 250 млн м³ грунта разных категорий, в том числе ростовским участком – 133, гирейским – 47, краснодарским – 50 млн м³. – Какие работы выполняют специалисты вашей компании? – Мы производим намыв земляного полотна железных и автомобильных дорог, подходов к мостам, намыв площадок под промышленное и гражданское строительство (с соблюдением норм СНиП для земработ сухоройным способом), выемку грунтов при строительстве судоходных и оросительных каналов, акваторий речных и морских портов, мелиоративных систем, дноуглубление, очистку рек и водоемов. Также занимаемся вскрышными работами на месторождениях полезных ископаемых, добычей, обогащением и классификацией нерудных строительных материалов из обводненных месторождений. Осуществляем замыв оврагов, низин, намыв площадок над вредными захоронениями и местами складирования отходов, намыв плотин, дамб и пляжей для защиты берегов от размыва, обустройство мест отдыха, создание искусственных водоемов. – У вашего предприятия крепкая материальная база… – Ростовская ремонтно-техническая база – «сердце» нашей компании. Руководство ЗАО «Донтрансгидромеханизация» уделяет особое внимание оснащению базы самым современным оборудованием, необходимым для ремонта и модернизации земснарядов, ремонта автотракторной техники, изготовления плавсредств и многим другим. Площадь производственной базы 2 га, она включает в себя более 10 различных цехов, складов, площадок и т.д., а также помещения для питания и комфортного проживания персонала и вахтовых рабочих. На РРТБ ежегодно ремонтируется и модернизируется до 3 земснарядов и десятки единиц автотракторной техники. Наша компания в части постройки и модернизации земснарядов сотрудничает с Цимлянским судомеханичкеским заводом. В настоящее время общими усилиями мы создаем уникальный, не имеющий аналогов в России землесосный снаряд с эжектором и механическим рыхлителем, который способен производить добычу песка с глубин до 40 метров. В сложном и многогранном процессе – «Комплекс гидромеханизированных работ» – одной из основных составляющих являются подготовительные, вспомогательные и сопутствующие земляные работы. Для выполнения данных видов работ ЗАО «Донтрансгидромеханизация» располагает полным парком всей необходимой землеройной техники и автотранспорта, и большая ее часть представлена современной высокопроизводительной техникой импортного производства таких марок, как: Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Shantui и другие. – Ваша компания принимает участие в строительстве спортивных объектов. Водная акватория в районе гребного канала уже готова к сдаче. Расскажите, пожалуйста, какие именно работы были проделаны для создания этого объекта и с какими сложностями пришлось столкнуться? – Сложности были. И надо сказать, что первоначально у этого объекта было много противников. Высказывались мнения о нецелесообразности строительства водной акватории на этом месте. Но мы справились. Объект готов к сдаче. Водная акватория размером 525 метров на 375 метров построена на болотистой местности в пойме реки Дон. Работы велись с мая прошлого года. За это время было намыто два миллиона кубометров грунтов. Состав грунтов был очень неоднороден – ил, глина, суглинок были разработаны и уложены на заболоченной территории, которую город специально выделил для этих целей. Через некоторое время эта территория будет пригодна для того, чтобы заниматься ее благоустройством – озеленением: можно посадить деревья, кустарники, разбить на данной территории парковые зоны или зоны отдыха, построить какие-либо не ответственные плоскостные спортивные сооружения и многое другое. В рамках реализации проекта нами были проведены сложные берегоукрепительные работы: на щебеночное основание были уложены бетонные плиты, сверху которых уложены габионные конструкции, которые известны под названием матрацы «РЕНО» (сетчатый пространственный каркас из оцинкованной проволоки, наполненный бутовым камнем). Вертикальные стенки водоема укреплены вертикальными габионами, сверху которых была залита монолитная железобетонная плита с устройством поверх нее металлического ограждения. Другая часть грунта – песок – была использована для намыва территории под строительство будущего стадиона и его инфраструктуры, работы по его строительству уже начаты на левом берегу реки Дон в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, который должен пройти в нашем городе в 2018 году. – Если говорить о достижениях компании в XXI веке, какие бы объекты вы назвали? – Строительство автодороги Морозовск-Цимлянск-Волгодонск. При строительстве этого объекта перед нашей организацией стояла задача прямым гидронамывом сформировать основание автодороги на протяжении нескольких километров и намыть три штабеля песка для отсыпки основания автодороги в тех местах, где невозможен прямой гидронамыв. Для реализации поставленной задачи в период с 2001 года по 2003 год были применены современные высоконапорные электрические землесосные снаряды, которыми было выполнено 3,1 млн м³ земляных работ. Досрочное завершение земляных работ ЗАО «Донтрансгидромеханизация» позволило сдать в эксплуатацию автодорогу Морозовск-Цимлянск-Волгодонск на 3 месяца раньше намеченного срока. Могу отметить и строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла. Нам было поручено формирование в левобережной части реки Дон верхнего и нижнего подходных каналов Кочетовского гидроузла. Выполнение гидромеханизированных работ на объекте было осложнено значительной засоренностью подводного забоя остатками каменной наброски и техногенными отложениями, снижающими производительность земснаряда. По этой причине гидромеханизированные работы пришлось вести в зимний период, при температуре воздуха до -21°С, с транспортировкой вынимаемого из русла канала грунта на расстояние до 1 700,0 м, с соблюдением заданного профиля подходных каналов. Работы выполнялись напорным электрическим земснарядом и были завершены в срок. – А сейчас на каких объектах работают ваши специалисты? – Это дорога Ростов-на-Дону-Азов, куда мы поставляли песчаные грунты, строительство Ворошиловского моста – отсыпаем левобережные подходы к мосту. Уже закончили подходы к Аксайскому мосту – это была сложная работа, выполненная с высоким качеством. – Вы являетесь основным поставщиком песчаных грунтов на строительные объекты Ростовской области… – Да, в г. Ростове-на-Дону мы производим добычу земснарядами и реализацию строительных песков. При этом там, где невозможно понизить уровень воды в карьерах, применяем земснаряды с грунтозаборными устройствами, оснащенными мощными эжектирующими устройствами, которые позволяют производить добычу песка с глубин до 40 м, что позволяет экономично расходовать земельные площади, отводимые для добычи полезных ископаемых. В пойме р. Дон г. Ростова-на-Дону, Батайска, Азовского района пески залегают под слоем глин, достигающем 12 м, при этом для производства вскрышных работ применяем земснаряды, оснащенные фрезерными рыхлителями производства ЦСМЗ или ИХЦ с погружными мотор-редукторами в качестве привода фрез. ЗАО «Донтрансгидромеханизация» широко применяет на земснарядах грунтовые насосы фирмы IHC и Wierminerals, которые позволяют увеличить срок работы насоса и дальность подачи пульпы. |