Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№ 6 (117) 30 июня 2017] Антон Кармазин: «Наша задача научить пользоваться природными богатствами родного края с соблюдением всех необходимых норм, правил и требований законодательства»

Одна из основных проблем предпринимательства в России – это чрезмерная формализация деятельности и административное давление надзорных органов. Излишняя бюрократия всегда была «бичом» системной машины и на протяжении последних 20 лет продолжает всячески препятствовать ведению легального бизнеса. Такой государственный контроль и надзор над многими сферами экономической деятельности наносит предпринимательству существенный материальный ущерб, делая хозяйствование попросту нерентабельным. Поэтому сейчас в нашей стране реформа контрольно-надзорной деятельности – один из важных этапов, которые позволят нам выйти из затянувшегося кризиса

Как проходит реформа надзорной деятельности в Россельхознадзоре, и какие у нее цели, мы решили выяснить у руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия – Антона Павловича Кармазина.

– Реформирование системы государственного контроля определено в качестве одного из основных направлений стратегического развития нашей страны. Действительно, сейчас система коммуникации между властью и обществом неидеальна. В современном мире иерархические модели принятия решений и передачи информации неспособны справиться с постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов. Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это самый главный вызов для современной России.

Ответом на этот вызов призвана стать система «Открытое правительство». Это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Результатом такого взаимодействия станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и формирование новой культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

Реформа контрольно-надзорной деятельности ставит перед собой три глобальные цели – для государства, бизнеса и общества в целом. Первостепенная цель реформы – обеспечить безопасность жизни и здоровья человека, впрочем, это всегда было приоритетным направлением деятельности нашей службы. Вторая цель – обеспечить бизнесу возможность работать и развиваться, не тратя значительные ресурсы на прохождение проверок. Третья цель – обеспечить повышение уровня эффективности непосредственно самой надзорной деятельности.

– Антон Павлович, скажите, что позволит вашей службе и далее обеспечивать безопасность пищевой продукции в условиях снижения надзорных мероприятий?

– Одним из ключевых проектов реформы контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск – ориентированного подхода. И здесь мне приятно отметить, что если для большинства ведомств переход на риск – ориентированную модель стал большой неожиданностью, то Россельхознадзор был готов к этой новости.

Наша служба еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности. По инициативе нашего ведомства был создан федеральный реестр поднадзорных объектов. Включение в наш федеральный реестр автоматически дает разрешение на каждый вид деятельности предприятий. То есть открываете свое предприятие, заявляете каждый вид деятельности, проходите инспекцию и попадаете в реестр. Процесс быстрый и удобный, на данный момент в реестре Россельхознадзора зарегистрировано 360 тысяч предприятий. И это, конечно, бесплатно, бизнес здесь расходов не несет. А дальше надзор за этим предприятием осуществляется как раз на основании риск – ориентированного подхода. Специалисты анализируют все возможные риски, которые касаются данного предприятия, выделяют среди них самые большие, отсеивают незначительные, а затем создают полноценную стратегию по борьбе с ними, чтобы предприятие могло максимально эффективно функционировать, снижая их вероятность.

Уже на протяжении ряда лет наша служба ведет работу по созданию и совершенствованию целого комплекса информационных систем. Цель – создать интегрированную информационную среду, при помощи которой можно будет гораздо эффективнее вести мониторинг ситуации, качественно улучшить обеспечение биологической и пищевой безопасности. Таким образом, будет достигнута полная прослеживаемость пищевой продукции по принципу «от фермы до стола».

Высокие риски, связанные с перемещением поднадзорных объектов – это именно та причина, по которой электронная сертификация должна распространяться на все виды поднадзорных объектов. Электронная сертификация делает этот процесс абсолютно прозрачным и легко контролируемым, кроме того, это еще и источник информации, позволяющий работать в режиме предупреждения возникновения правонарушений. Все развитые страны идут по этому пути. Плюс отпадает необходимость в бумажных носителях, дорогостоящих документах, бланках и т.п. Только электронная база данных.

Если мы видим по электронным сертификатам, что на предприятие мяса привозят мало, а колбасы увозят много, то для нас это тревожный знак. На проверку таких предприятий мы будем выезжать в первую очередь.

– Расскажите нашим читателям, что делается вашей службой для профилактики правонарушений?

– Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, конечно, надзорный орган и, прежде всего, контролирующий, но, как мы считаем, не карающий. И еще мы в Россельхознадзоре считаем, что нужно не только выявить нарушения. Прежде всего, должна быть создана система предупреждения их возникновения.

Для этого нашим Управлением и в рамках проекта «Открытое правительство», начиная с текущего года, ежеквартально будет проводиться «разбор» контрольно-надзорных мероприятий с участием бизнеса, представителей контрольно-надзорных органов и средств массовой информации. По результатам первого квартала этого года мы уже провели публичные обсуждения результатов правоприменительной практики нашего Управления во всех четырех подконтрольных нам субъектах РФ.

Данные мероприятия мы проводим с целью донести до широкого круга общественности, что Россельхознадзор как контрольно – надзорный орган должен не только фиксировать нарушения и наказывать, а, прежде всего, научить работать и рассказать, показать, как это делать, соблюдая существующие требования.

В ходе публичных обсуждений специалистами нашего Управления даны разъяснения новых требований нормативных правовых актов; прокомментированы неоднозначные или неясные для участников слушаний обязательные требования, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах. Данное мероприятие показало нам, что интерес у участников внешней экономической деятельности к подобному формату общения велик, было много вопросов и пожеланий по проведению следующих слушаний. Для нас это также хороший опыт взаимодействия и поиска компромиссных решений, а также профилактика нарушений в дальнейшем.

– И в заключение нашей беседы, Антон Павлович, что вы можете сказать о динамике деятельности юридических лиц индивидуальных предпринимателей в сфере импортозамещения пищевых продуктов, и что еще необходимо сделать для обеспечения продовольственной безопасности на подконтрольных вам территориях?

– Было разработано 20 правительственных программ по выполнению необходимых шагов по стимуляции отечественного производства для импортозамещения продуктов питания. За период после ввода санкций на импортные продукты питания и начала стимулирования российских пищевых промышленников произошли изменения в объемах производства, ассортименте в розничных торговых сетях, поведении потребителя и производителя. Доля отечественных товаров в магазинах выросла на 6-18% в зависимости от торговой сети. Хотя, правда, еще находятся люди, желающие «половить рыбку в мутной воде», так только за 5 месяцев этого года нашим Управлением было выявлено и уничтожено более 104 тонн продукции, запрещенной к ввозу в РФ, а с начала введения ответных мер уничтожено более 900 тонн.

Положительный характер политики импортозамещения не вызывает сомнений, в условиях дефицита импортного товара у производителей есть возможность заполнить эти пустоты отечественным продуктом, то есть происходит возврат внутреннего рынка. Однако следующим шагом должно быть повышение конкурентоспособности и качества товаров, ведь в случае отмены антироссийских санкций, ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок, и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию.

По второй части вопроса, о том, что еще необходимо сделать для обеспечения продовольственной безопасности, хотел бы сказать, чтобы было понятно, какую пищу потребляют люди, мы должны выстроить стройную систему мониторинга от поля до прилавка. И тогда у нас будет полная уверенность в том, что то, что мы с вами употребляем, соответствует этикетке на продукте.

Мы в Россельхознадзоре давно взяли курс на профилактику и правовое просвещение. Ведь как показывает практика, штрафные санкции и другие меры административного воздействия не во всех случаях играют решающую роль на тех или иных представителей предпринимательского сообщества, основным решающим фактором в данном случае была и остается добросовестность производителя и продавца. А наша задача помочь производителям выбрать правильный путь, с точки зрения правового поля, и показать выгоды этого выбора.


Беседовала Мария Петрова,

фото из архива





20.07.2018
Отправляетесь в отпуск – проверьте наличие задолженности
По данным налоговых органов Ростовской области в 2018 возбуждено более 39 тысяч исполнительных производств на сумму более 847 млн руб.
20.07.2018
Депутаты гордумы инициировали проведение «круглого стола» по доступности финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса в Ростове
В муниципальном центре развития предпринимательства «Новый Ростов» состоялось заседание «круглого стола» на тему «Доступность финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса в Ростове-на-Дону», с инициативой проведения которого выступил председатель постоянной комиссии Ростовской-на-Дону городской Думы по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и малому предпринимательству Алексей Лященко.
20.07.2018
Донские депутаты приняли участие в общественных слушаниях проекта Стратегии-2030
19 июля в Ростове-на-Дону состоялись общественные слушания проекта Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.
20.07.2018
Депутаты донского парламента выступают за упрощение получения гражданства Российской Федерации беженцами из Украины
Состоялось совместное заседание комитета Законодательного Собрания по законодательству и комитета по аграрной политике, в ходе которого депутаты рассмотрели и одобрили ряд инициатив в органы федеральной государственной власти. В частности, ряд вопросов касался правового положения граждан из отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, которые были вынуждены переселиться в Россию.
20.07.2018
Виктор Шумеев: «Аквакультуре донского края требуются законодательные решения и экономическая поддержка»
19 июля под председательством Виктора ШУМЕЕВА – руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», председателя комитета Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям состоялось собрание фракции.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс