Выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области

[№ 6 (117) 30 июня 2017] Антон Кармазин: «Наша задача научить пользоваться природными богатствами родного края с соблюдением всех необходимых норм, правил и требований законодательства»

Одна из основных проблем предпринимательства в России – это чрезмерная формализация деятельности и административное давление надзорных органов. Излишняя бюрократия всегда была «бичом» системной машины и на протяжении последних 20 лет продолжает всячески препятствовать ведению легального бизнеса. Такой государственный контроль и надзор над многими сферами экономической деятельности наносит предпринимательству существенный материальный ущерб, делая хозяйствование попросту нерентабельным. Поэтому сейчас в нашей стране реформа контрольно-надзорной деятельности – один из важных этапов, которые позволят нам выйти из затянувшегося кризиса

Как проходит реформа надзорной деятельности в Россельхознадзоре, и какие у нее цели, мы решили выяснить у руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия – Антона Павловича Кармазина.

– Реформирование системы государственного контроля определено в качестве одного из основных направлений стратегического развития нашей страны. Действительно, сейчас система коммуникации между властью и обществом неидеальна. В современном мире иерархические модели принятия решений и передачи информации неспособны справиться с постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов. Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это самый главный вызов для современной России.

Ответом на этот вызов призвана стать система «Открытое правительство». Это система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества. Результатом такого взаимодействия станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и формирование новой культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.

Реформа контрольно-надзорной деятельности ставит перед собой три глобальные цели – для государства, бизнеса и общества в целом. Первостепенная цель реформы – обеспечить безопасность жизни и здоровья человека, впрочем, это всегда было приоритетным направлением деятельности нашей службы. Вторая цель – обеспечить бизнесу возможность работать и развиваться, не тратя значительные ресурсы на прохождение проверок. Третья цель – обеспечить повышение уровня эффективности непосредственно самой надзорной деятельности.

– Антон Павлович, скажите, что позволит вашей службе и далее обеспечивать безопасность пищевой продукции в условиях снижения надзорных мероприятий?

– Одним из ключевых проектов реформы контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск – ориентированного подхода. И здесь мне приятно отметить, что если для большинства ведомств переход на риск – ориентированную модель стал большой неожиданностью, то Россельхознадзор был готов к этой новости.

Наша служба еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности. По инициативе нашего ведомства был создан федеральный реестр поднадзорных объектов. Включение в наш федеральный реестр автоматически дает разрешение на каждый вид деятельности предприятий. То есть открываете свое предприятие, заявляете каждый вид деятельности, проходите инспекцию и попадаете в реестр. Процесс быстрый и удобный, на данный момент в реестре Россельхознадзора зарегистрировано 360 тысяч предприятий. И это, конечно, бесплатно, бизнес здесь расходов не несет. А дальше надзор за этим предприятием осуществляется как раз на основании риск – ориентированного подхода. Специалисты анализируют все возможные риски, которые касаются данного предприятия, выделяют среди них самые большие, отсеивают незначительные, а затем создают полноценную стратегию по борьбе с ними, чтобы предприятие могло максимально эффективно функционировать, снижая их вероятность.

Уже на протяжении ряда лет наша служба ведет работу по созданию и совершенствованию целого комплекса информационных систем. Цель – создать интегрированную информационную среду, при помощи которой можно будет гораздо эффективнее вести мониторинг ситуации, качественно улучшить обеспечение биологической и пищевой безопасности. Таким образом, будет достигнута полная прослеживаемость пищевой продукции по принципу «от фермы до стола».

Высокие риски, связанные с перемещением поднадзорных объектов – это именно та причина, по которой электронная сертификация должна распространяться на все виды поднадзорных объектов. Электронная сертификация делает этот процесс абсолютно прозрачным и легко контролируемым, кроме того, это еще и источник информации, позволяющий работать в режиме предупреждения возникновения правонарушений. Все развитые страны идут по этому пути. Плюс отпадает необходимость в бумажных носителях, дорогостоящих документах, бланках и т.п. Только электронная база данных.

Если мы видим по электронным сертификатам, что на предприятие мяса привозят мало, а колбасы увозят много, то для нас это тревожный знак. На проверку таких предприятий мы будем выезжать в первую очередь.

– Расскажите нашим читателям, что делается вашей службой для профилактики правонарушений?

– Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, конечно, надзорный орган и, прежде всего, контролирующий, но, как мы считаем, не карающий. И еще мы в Россельхознадзоре считаем, что нужно не только выявить нарушения. Прежде всего, должна быть создана система предупреждения их возникновения.

Для этого нашим Управлением и в рамках проекта «Открытое правительство», начиная с текущего года, ежеквартально будет проводиться «разбор» контрольно-надзорных мероприятий с участием бизнеса, представителей контрольно-надзорных органов и средств массовой информации. По результатам первого квартала этого года мы уже провели публичные обсуждения результатов правоприменительной практики нашего Управления во всех четырех подконтрольных нам субъектах РФ.

Данные мероприятия мы проводим с целью донести до широкого круга общественности, что Россельхознадзор как контрольно – надзорный орган должен не только фиксировать нарушения и наказывать, а, прежде всего, научить работать и рассказать, показать, как это делать, соблюдая существующие требования.

В ходе публичных обсуждений специалистами нашего Управления даны разъяснения новых требований нормативных правовых актов; прокомментированы неоднозначные или неясные для участников слушаний обязательные требования, в том числе в силу пробелов или коллизий в нормативных правовых актах. Данное мероприятие показало нам, что интерес у участников внешней экономической деятельности к подобному формату общения велик, было много вопросов и пожеланий по проведению следующих слушаний. Для нас это также хороший опыт взаимодействия и поиска компромиссных решений, а также профилактика нарушений в дальнейшем.

– И в заключение нашей беседы, Антон Павлович, что вы можете сказать о динамике деятельности юридических лиц индивидуальных предпринимателей в сфере импортозамещения пищевых продуктов, и что еще необходимо сделать для обеспечения продовольственной безопасности на подконтрольных вам территориях?

– Было разработано 20 правительственных программ по выполнению необходимых шагов по стимуляции отечественного производства для импортозамещения продуктов питания. За период после ввода санкций на импортные продукты питания и начала стимулирования российских пищевых промышленников произошли изменения в объемах производства, ассортименте в розничных торговых сетях, поведении потребителя и производителя. Доля отечественных товаров в магазинах выросла на 6-18% в зависимости от торговой сети. Хотя, правда, еще находятся люди, желающие «половить рыбку в мутной воде», так только за 5 месяцев этого года нашим Управлением было выявлено и уничтожено более 104 тонн продукции, запрещенной к ввозу в РФ, а с начала введения ответных мер уничтожено более 900 тонн.

Положительный характер политики импортозамещения не вызывает сомнений, в условиях дефицита импортного товара у производителей есть возможность заполнить эти пустоты отечественным продуктом, то есть происходит возврат внутреннего рынка. Однако следующим шагом должно быть повышение конкурентоспособности и качества товаров, ведь в случае отмены антироссийских санкций, ранее запрещенные товары опять поступят на наш рынок, и отечественный продукт должен будет выдержать конкуренцию.

По второй части вопроса, о том, что еще необходимо сделать для обеспечения продовольственной безопасности, хотел бы сказать, чтобы было понятно, какую пищу потребляют люди, мы должны выстроить стройную систему мониторинга от поля до прилавка. И тогда у нас будет полная уверенность в том, что то, что мы с вами употребляем, соответствует этикетке на продукте.

Мы в Россельхознадзоре давно взяли курс на профилактику и правовое просвещение. Ведь как показывает практика, штрафные санкции и другие меры административного воздействия не во всех случаях играют решающую роль на тех или иных представителей предпринимательского сообщества, основным решающим фактором в данном случае была и остается добросовестность производителя и продавца. А наша задача помочь производителям выбрать правильный путь, с точки зрения правового поля, и показать выгоды этого выбора.


Беседовала Мария Петрова,

фото из архива





20.10.2017
Главный врач горбольницы №20 объяснил очередь в поликлинику
Недавно была информация в СМИ об очереди в регистратуру поликлиники городской больницы № 20 города Ростова-на-Дону с публикацией фотографии и подписью «конца и края не видно».
20.10.2017
Владимир Жириновский: Нельзя называть регионы по национальному признаку
Выступая на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи, лидер ЛДПР объяснил, чем национальная политика царской России была лучше советской.
20.10.2017
О выявлении контрафактных лекарственных препаратов для ветеринарного применения на территории Ростовской области
В ходе осуществления государственного контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения и противодействию незаконному обороту лекарственных средств для ветеринарного применения Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия были выявлены контрафактные лекарственные препараты в Ростовской области.
20.10.2017
Предлагается внести поправки в Федеральные законы «Об обороне» и «Об обращении лекарственных средств»
Член Совета Федерации Ф.Клинцевич внес в Государственную Думу  законопроект № 289772-7 « О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороне» и статью 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» в части, касающейся медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».
20.10.2017
На Дону завершается озимый сев
19 октября, в правительстве области состоялось совещание в режиме видеоконференции по вопросу проведения и завершения полевых сельскохозяйственных работ.
© «Парламентский Вестник Дона», 2009–2017
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При использовании любых материалов ресурса прямая ссылка обязательна.
Газета «Парламентский Вестник Дона»
Общественно-политическое печатное и онлайн-издание Ростовской области, выпускается при информационной поддержке Законодательного Собрания Ростовской области. Новости донского региона, аналитика и статьи на темы: общество, политика, власть, законодательство, экономика Ростовской области.
344092, Ростов-на-Дону, ул. Стартовая, 3/11
Телефон: +7 863 221-57-02
Эл. почта: delta010@mail.ru
Разработка сайта — «Аскарон Системс»
Интернет-агентство Аскарон Системс